Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Barney Wilen / Барни Вилен

Французский тенор и сопрано саксофонист, джазовый композитор. Крупнейший саксофонист французского послевоенного джаза. В его творчестве афроамериканское джазовое зерно упало на почву, удобренную высочайшей культурной традицией Франции. Вилен неоднократно на протяжении своей жизни менял стилистическую ориентацию. Первым его кумиром становится Лестер Янг (Lester Young), но к середине 50-ых он обретает свой особый голос и быстро становится одним из самых уважаемых европейских музыкантов. В середине 50-х он начинал как бопер, в 70-е одно время тяготел к фьюжн, на рубеже 80-х – 90-х демонстрировал чисто мейнстримовский стиль. Этот последний период можно смело называть вершиной творческой активности французского мастера. Самое любопытное, что практически все диски, документирующие этот период творчества Барни Вилена, вышли в свет в Японии. В музыке Вилена завораживает глубочайшее по своей выразительной напряжённости лирическое чувство. Музыкальная образность его импровизаций выстраивает поэтический мир, где яркий драматизм сочетается с тонкой чувственностью и благородством музыкального мышления. Вилен художник полутонов, недомолвок, значительных умолчаний. Это создаёт ощущение глубины художественного подтекста. А с другой стороны Вилен нередко демонстрирует чисто импрессионистскую способность живописать музыкальную тему с помощью изысканных и чувственно окрашенных полутонов. И тогда сквозь фактуру его импровизаций, как на картинах Ренуара или Моне, проступают солнечные блики его переживаний и отзвуки его былых несбывшихся надежд. Отец по происхождению был американцем, по профессии – дантистом. Он увлекался изобретательством и бросил врачебную практику, разбогатев на изобретениях для входившего в моду подводного плавания. Какое-то время отец был менеджером прославленной французской теннисистки Сюзанны Ван Ден. Бернар Жан Вилен, родившись во Франции, свои первые годы c 3 до 9 лет провёл в американском штате Аризона, куда его семья уехала с началом Второй мировой войны. Там же к нему пристало американское имя Барни. После окончания войны Вилены вернулись в Cоte d'Azur. Настоящая фамилия отца Вилена была Виленский. Мать Вилена была француженкой. Со стороны матери Барни унаследовал целую плеяду знаменитых родственников. Пьер Жозе де Трамбле был секретарём кардинала де Ришелье. Братья Мишло были советниками русского царя в эпоху наполеоновского похода на Москву. Стать музыкантом Вилена подбил поэт Блэз Сендрар (Blaise Cendrars), который был другом матери. Блэз посещал в Париже литературный салон мадам Вилен, как и вдова Экзюпери – Консуэла Сент-Экзюпери. Лет в 12 дядя Джесс подарил Барни подержанный альт саксофон, но отец отобрал инструмент, когда узнал, что сын собирается принять участие в конкурсе, проводимом "Hot Club de France". Так вот именно Сендрар сказал тогда Барни: "Делай только то, что тебе самому хочется. Не думай о других. Если тебе это нравится – валяй, осуществляй". И Барни раздобыл где-то баритон саксофон, хотя до этого играл только на альте, отправился на конкурс и выиграл его, как он сам сказал "…, наверное, потому, что все меня сравнивали с Джерри Маллигеном (Gerry Mulligan). Он был тогда в моде. Что ж, я был не против". И он начинает серьёзно изучать музыку. Вилен едва ли не самый французский, можно даже сказать парижский (по духу своей музыки и культурной идентичности), джазмен. Вилен начинает выступать в клубах Ниццы при поддержке Блэза Сендрара (Blaise Cendrars). Барни чаще играет и записывается с американскими музыкантами, нежели с французскими. Вилену было всего 16, когда он вместе с Кенни Кларком (Kenny Clarke) создаёт музыку к двум фильмам "Un Témoin Dans la Ville" и "Jazz sur scène". В 17 лет он записал в Америке диск с ударником Роем Хайнсем (Roy Haynes). Когда 18-летний Вилен впервые появился в парижском клубе Сен-Жермен (Saint-Germain), его игра произвела сенсацию. А надо сказать, что клуб Сен-Жермен, которым с 1953 по 1963 управлял Мишель Мишель, был легендарным форпостом джаза в Европе. Играть там было особой честью для европейского джазмена. В этом клубе переиграли все гиганты американского джаза 50-х. Это был закрытый элитарный клуб, куда входили по предъявлению членского билета. Однако самое главное, это было необычайно модное место, где можно было встретить свет французской интеллектуальной элиты от Жан-Поль Сартра и Симоны де Бовуар, до Жан-Пьера Мельвиля, Бориса Виана и Жюльетт Греко. С 1955 по 1960 он играет в Париже с жившими там Кенни Кларком (Kenny Clarke), Кенни Дорхемом (Kenny Dorham), Джей Джей Джонсоном (J. J. Johnson), Бадом Пауэллом (Bud Powell), Бенни Голсоном (Benny Golson) и Джоном Льюисом (John Lewis). Льюис называет Вилена одним из 4 своих любимых саксофонистов и ставит его имя рядом с такими мэтрами, как Лестер Янг (Lester Young), Стен Гетц (Stan Getz) и Эли Лаки Томпсон (Eli Lucky Thompson). Но по-настоящему карьера Вилена расцветает после работы в составе группы Майлса Девиса (Miles Davis) над саундтреком к фильму "Ascenseur pour l'Échafaud" (Дорога На Эшафот). Фильм снимался в Париже в 1957. Идею пригласить Девиса для записи музыки к фильму режиссёру Луи Маллю (Louis Malle) подал его ассистент и поклонник джаза Жан-Поль Раппено (Jean-Paul Rappeneau). В ноябре 1957 Майлс Девис как раз выступал в парижском клубе Сен-Жермен и Раппено пригласил Девиса на встречу с Маллем. После частного просмотра фильма Майлс согласился записать музыку к фильму. В состав квинтета Майлса вошли парижские музыканты Барни Вилен (ему тогда было 20 лет) на тенор саксофоне, пианист Рене Утреже (René Urtreger), басист Пьер Мишло (Pierre Michelot) и американец в Париже ударник Кенни Кларк (Kenny Clarke). Запись состоялась в студии Le Poste Parisien Studio 4 и 5 декабря 1957. Музыканты собрались в студии и Майлс лишь раздал им несколько гармонических последовательностей, которые он набросал перед этим в своём номере отеля. Когда приготовления были закончены, музыканты начали играть чистую импровизацию без всякой предварительной подготовки, в то время как им показывали кинокадры фильма с отключённым звуком. В Европе саундтрек был изначально выпущен как 10 дюймовый LP на лейбле Fontana. В Америке он был выпущен фирмой Columbia как первая сторона альбома JAZZ TRACK (CL 1268), на вторую сторону вошли три новые композиции, записанные секстетом Майлса (позже в 1958 диск был перевыпущен как MILES). В 1960 JAZZ TRACK номинировался на премию GrAMMy в категории "Best Jazz Performance, Solo or Small Group". После двухдневной работы в студии квинтет Девиса в этом же составе отправился в гастрольную поездку по европейским странам. Ансамбль выступил с концертами в Париже, Брюсселе, Амстердаме, Штутгарте. Кроме того, неделю ансамбль играл в парижском клубе Сен-Жермен, в то время постоянном месте работы Барни Вилена. Во время одного из концертов после того как Вилен исполнил своё соло, Майлс подошёл к нему и что-то шепнул на ухо. Барни отстегнул свой саксофон и подошёл к стойке бара, за которой сидел музыкант и критик Майк Зверин (Mike Zverin). "Знаешь, что мне сказал Майлс, - обратился Вилен к Зверину. - Почему бы тебе не перестать выдавать эти ужасные ноты". Будучи человеком без психологических трещин, Вилен вернулся на сцену и выдал много этих "кошмарных" нот. Чтобы прикончить Барни, нужно было что-то повесомее слов. Сам Зверин остался за стойкой и в будущем будет меньше играть, и больше писать о джазе. У Майка Зверина была причина не любить Майлса. Девис вытащил этого сына русских эмигрантов из неизвестности, пригласив на запись диска THE BIRTH OF THE COOL. И тут же прогнал его, зачислив в список тех, с кем он больше никогда не играет. Поэтому Зверин писал о Девисе, как о злом и едком человеке. Как бы там ни было, сотрудничество с Девисом оказало серьёзное влияние на музыкальное становление молодого саксофониста, на разработку его собственного музыкального языка. В 1959 Вилен играет с Кенни Дорхемом (Kenny Dorham), трубачом, сменившем Майлса Девиса в ансамбле Чарли Паркера (Charlie Parker). Записи этого коллектива демонстрируют незаурядное мастерство 22-летнего саксофониста, зрелость его музыкального мышления, умение одинаково талантливо исполнять виртуозные боповые пьесы и раздумчивые, полные музыкальных саморефлексий лирические баллады. В этом же 1959 Вилен пишет музыку к фильму Роже Вадима (Roger Vadim) "Les Liaisons Dangeureuse", работает с Телониусом Монком (Thelonious Monk), играет в составе Jazz Messengers Арта Блейки (Art Blakey). В начале 60-ых Вилен уже крепко стоял на ногах. Ежевечерние выступления в парижских клубах были лучшей школой для молодого саксофониста. К тому же заезжие американские джазмены неизменно выбирали его в аккомпаниаторы и потому, что он отлично свинговал в боповой манере, и потому, что Барни говорил по-английски. Он экспериментирует с джаз-роком, сотрудничает с панк рокерами и записывает альбом, посвящённый Тимоти Лири (Timothy Leary). В жизни Барни Вилена много загадочного, тёмных, выпадающих из биографии мест. Однажды в музее он услышал музыку пигмеев и тут же решил отправиться в Африку на поиски племени с целью снять фильм и, главное, записать звук. На поиски пигмеев ушло 6 лет с 1968 по 1973. Живьём их Барни так и не увидел, но получил опыт, который прослеживается во всех его работах конца 70-х – начала 80-х. Правда, его отъезд совпал с общим кризисом джаза, когда и американские джазовые музыканты с трудом находили работу и у себя дома, и в Европе. Это было время бурной экспансии рока. Время, когда многие джазмены, в том числе и Вилен, чтобы хоть как-то выжить вынуждены были флиртовать с джаз-роком. Перед добровольной ссылкой в Африку Вилен как раз выпустил такой альбом под названием DEAR PROF. LEARY для германского лейбла MPS Records. Вилен участвовал в записи саундтрека к фильму режиссёра Эдуардо Молинаро "Свидетель В Городе". Он собрал на запись квинтет, в состав которого вошли трубач Кенни Дорхэм (Kenny Dorham), пианист Дюк Джордан (Duke Jordan), контрабасист Поль Ровер (Paul Rover), ударник Кенни Кларк (Kenny Clarke). Сам Барни играл на тенор и сопрано саксофонах. В 1977 Вилен без каких-то видимых причин оставляет культурную столицу Франции и уезжает в Ниццу. Именно здесь возрождается его ранний, органичный для него стиль хард боп, который принёс ему известность в 50-е. Так почти через 30 лет Барни Вилен возвращается на круги своя. Вилену в общем-то везло. Детство его было безоблачным. Наследство он получил солидное. И особых забот, кроме проблем с наркотиками, у него не было. В 80-х Барни становится героем серии французских комиксов. Читатели этих комиксов и стали его новой аудиторией. Сам себя он называл "собирателем", "объединителем". Он постоянно собирал вокруг себя интересных молодых музыкантов и затевал совершенно необычные перформансы. Так по Парижу разъезжал его джаз-мобиль: грузовик с платформой, на котором группа Барни играла джаз. Идея была нью-йоркской, но для Парижа свежая. Позже джаз-мобиль превратился в Сааб-мобиль (по названию грузовичка) и на нём коллектив Барни умудрился выступить на Елисейских полях. С грузовика оркестр пересел на баржу, катавшую пассажиров по Сене. Барни также поставил музыкальную комедию "В поисках саксофона Чарли Паркера", но финансовые проблемы эту затею свели на нет. В 80-х – 90-х пишет музыку к французскому кино, играет с современными джазовыми музыкантами, часто навещая столь хорошо ему знакомую территорию хард бопа. Время от времени он отправляется на гастроли по Европе и Америке, записывает новые пластинки. Сочинение Вилена БОЛЬШОЙ ЦИРК было записано во Дворце Конгрессов города Мэна во время джазового фестиваля 1992. Эту запись выпустила фирма Мелодия. Приблизительно в 1994-1995 у него обнаруживают рак. Многие последние работы Вилена были задокументированы японским лейблом Venus. В июле 1995 Вилен записывает свой последний альбом, назвав его итальянским словом PASSIONE (Страсть) по названию вошедшей в него одноимённой композиции на тему Валенте. Он умирает от рака в Париже в возрасте 59 лет.
14:59