Vernon Duke / Вернон Дюк
Владимир Александрович Дуке́льский - русский и американский композитор, поэт и мемуарист. В США с 1921, в 1939 принял американское гражданство. Происходил из потомственного западно-русского дворянства, состоял в родстве с Багратидами (через мать отца, княжну Д.Г. Туманову). Значительная часть его музыкальных сочинений, а также обе англоязычные книги подписаны именем Вернон Дюк (Vernon Duke).
Автор оперы, балетов, симфонических, вокально-симфонических и камерных произведений, многих песен для бродвейских мюзиклов. Наибольшую известность он получил за песни "Taking a Chance on Love" на слова Тэда Феттера (Ted Fetter) и Джона Латуша (John Latouche), "I Can't Get Started" на слова Айры Гершвин (Ira Gershwin), "April in Paris" на слова И Уай "Йип" Харбурга (E. Y. ("Yip") Harburg) (1932) и "What Is There To Say" для Ziegfeld Follies of 1934, также с Харбургом. Он написал слова и музыку для "Autumn in New York" (1934). Вернон сотрудничал с такими поэтами-песенниками как Джонни Мерсер (Johnny Mercer), Айра Гершвин (Ira Gershwin), Оджден Нэш (Ogden Nash) и Сэмми Кан (SAMMy Cahn), и его работы исполнялись и записывались такими артистами как Каунт Бейси (Count Basie), Банни Бериган (Bunny Berigan), Билли Холидей (Billie Holiday), Бенни Гудмен (Benny Goodman), Чарли Паркер (Charlie Parker), Телониус Монк (Thelonious Monk), Бад Пауэлл (Bud Powell), the Modern Jazz Quartet, Андре Превин (André Previn), Френк Синатра (Frank Sinatra), Тони Беннетт (Tony Bennett), Уинтон Марсалис (Wynton Marsalis) и многими другими.
Родился 10 октября (по другим документам 24 сентября по старому стилю, то есть 7 октября по-новому) 1903 на станции Парафьяново, в западной части Борисовского уезда, ныне Витебская область, Докшицкий район) в семье инженера-путейца, в детстве жил на Урале и в Крыму, затем, после смерти отца, в Киеве.
В 1910-е слушал классы в Киевской консерватории, обучаясь фортепиано у Болеслава Яворского (Boleslav Yavorsky), а композиции — у Рейнольда Глира (Reinhold Glière).
В 1918 был официально зачислен в консерваторию, однако уже в конце 1919, накануне сдачи города Добровольческой армией, семья Дукельских покинула Киев и в 1920 прибыла в оккупированный войсками Антанты Константинополь, откуда в 1921 и перебралась в США. В Константинополе Дукельский пишет первые самостоятельные музыкальные сочинения и объявляет вместе с Борисом Поплавским о воссоздании Цеха поэтов. В Нью-Йорке Дукельский продолжает сочинять музыку (увертюра к драме Гумилёва "Гондла" была исполнена 31 января 1923 в Карнеги-Холле) и русские стихи в подражание акмеистам и футуристам, а также пробует силы в жанре популярных песен, которые, по совету Джорджа Гершвина (George Gershwin), подписывает усечённым англизированным именем Вернон Дюк (от V. Dukelsky).
В 1923 по инициативе пианиста Артура Рубинштейна завершает начатый ещё в Киеве Фортепианный концерт, и отправляется искать музыкальной удачи в Париж, где его сочинение было достаточно высоко оценено Сергеем Дягилевым, Игорем Стравинским и Сергеем Прокофьевым. Дягилев заказывает Дукельскому балет "Зефир и Флора", поставленный Леонидом Мясиным в 1925 в "Русских балетах С. П. Дягилева". В 1928 Сергей Кусевицкий дирижирует в Париже премьерой Первой симфонии Дукельского. Композитор сближается с Прокофьевым и с одним из идеологов евразийцев Петром Сувчинским, публикует статьи в евразийских изданиях, резко противопоставляет себя "белой" части русской эмиграции. Одновременно пишет номера для английских музыкальных комедий. В 1929 возвращается в США.
Начиная с этого времени у Дукельского развиваются две параллельные биографии. С одной стороны он — гневно осуждающий конвертируемую в культурный товар идеологию модернизма трагико-романтический русский композитор, автор кантаты "Эпитафия" памяти С. Дягилева (1932, на слова Осипа Мандельштама), балета "Общественный сад" (1934—1935, на сюжет Андре Жида), поставленного с хореографией Мясина в "Русских балетах полковника де Базиля" и повествующего об экзистенциальном одиночестве человека в западном мире, эпической оратории "Конец Санкт-Петербурга" (1931—1937, на слова Михайлы Ломоносова, Гаврилы Державина, Александра Пушкина, Иннокентия Анненского, Фёдора Тютчева, Михаила Кузмина, Анны Ахматовой, Александра Блока и Владимира Маяковского), вдохновлённой фильмом Всеволода Пудовкина и посвящённой крушению "цивилизаторской", западнической культуры в России, необычного по решению концерта "Посвящения" для фортепиано, сопрано и оркестра (1934—1937, на слова Гийома Аполлинера) и многих других сочинений. С другой стороны — как Вернон Дюк — он успешный производитель этого самого музыкального товара для Бродвея и Голливуда. В сочинениях последнего типа композитор занимает позицию либо отстранённо-ироническую, либо включающую в себя элемент социальной и культурной критики, выросшей из неприятия высоколобой "цивилизаторской" культуры. Основой служит идиоматика американского джаза. Дюку принадлежит музыка популярных бродвейских ревю "Ziegfeld Follies 1934" (1933,) совместно с Самуилом Покрассом, "Ziegfeld Follies 1936" (1935), музыкальной комедии "Cabin in the Sky", пост. 1940, киноревю "Goldwyn Follies 1938" (1937), совместно с Джорджем Гершвином и мн. др. Характерен и выбор сотрудников. В "Cabin in the Sky" впервые для исполнения была привлечена чисто негритянская труппа, а постановка танцевальных номеров "Ziegfeld Follies", "Goldwyn Follies" и "Cabin in the Sky", осуществлённая Джорджем Баланчиным, синтезирует элитарный "классический балет" с "современным танцем". Наконец, авторы слов наиболее успешных песенных хитов Дюка — Йип Харбург и Айра Гершвин — сочетают поэтическую виртуозность с ироническим обнажением штампов повседневного сознания.
В начале 1940-х Дукельский возвращается к серьёзной музыке и создаёт Скрипичный (1941) и — по заказу Григория Пятигорского — Виолончельный (1942) концерты. В 1942, в самый разгар Второй мировой войны, будучи признанным негодным к строевой, всё равно подаёт заявление о зачислении в американскую армию и проходит службу в войсках береговой охраны Нью-Йорка. В 1945 уволен в запас в звании капитан-лейтенанта. В 1946 по инициативе Прокофьева получает официальное приглашение вернуться в СССР, однако в последний момент от поездки отказывается. В 1948 создаёт франко-американское Общество забытой музыки, целью которого является исполнение и аудиозапись недооценённых классических произведений. В 1950 приезжает в Калифорнию для работы над музыкой к кинофильмам "She Is Working Her Way Through College" с будущим президентом Рейганом в одной из ролей и "April in Paris"; в главных ролях Дорис Дэй (Doris Day) и Рэй Болгер; последний фильм — мягкая сатира на культурную политику эпохи холодной войны; после чего остаётся жить в Калифорнии до конца жизни.
В 1955 выходит в свет книга его английских мемуаров "Passport to Paris", в самом конце которой композитор отказывается от раздвоения между Дукельским и Дюком: "…получив однажды паспорт на Елисейские Поля в Париже в качестве Дукельского, русского, я скромно мечтаю теперь о куда более постоянных Полях Елисейских, Элизиуме древних греков — согласно Словарю Уэбстера „расположенном за Западным океаном, где добрые души пребывают в посмертии…“ — но уже в качестве Дюка, американца и человека Запада".
В 1957 женится на певице Кэй МакКрэкен (Kay McCracken).
В 1958 поставлена его единственная опера "Барышня-крестьянка" (1928—1957, по повести Пушкина, на собственное русское либретто).
Начиная с 1962 — снова как Дукельский — публикует книги русских стихов, получившие, особенно первая "Послания", высокую оценку Владимира Маркова и Юрия Иваска, но вызвавшие отторжение у Юрия Терапиано и былого законодателя "Парижской ноты" Георгия Адамовича. Третья книга стихов "Картинная галерея" (1965) и четвёртая "Поездка куда-то" (1968) содержат многочисленные стихотворные переводы Дукельского с английского и с древних языков, в том числе из Роберта Фроста, Эзры Паунда, э. э. каммингса, Огдена Нэша, Роберта Лоуэлла, Уоллеса Стивенса, Лоренса Ферлингетти и из античных поэтов-эпиграммистов.
В 1964 увидела свет книга англоязычной музыкальной публицистики Вернона Дюка "Listen Here!".
В 1966 Дукельский записывает большой цикл передач для русской редакции радио "Свобода", посвящённых истории американской музыкальной комедии.
Скончался 19 января 1969 в Санта-Монике от остановки сердца во время повторной операции рака лёгких.
В 1980—1985 его обширный музыкально-литературный архив был передан вдовой в Библиотеку Конгресса США.
Как композитор и писатель Дукельский чётко разделял между своим русским и американским "я": в "серьёзной" русской музыке он наследовал Прокофьеву и Стравинскому с их попытками создать национальную музыкальную форму и не зависимый от западноевропейских рецептов музыкальный язык; его композиции, всегда интересные по замыслу, отличаются гармонической и ритмической сложностью, требуют от исполнителей немалых усилий (что отчасти объясняет их отсутствие в широком концертном репертуаре); его "коммерческая" музыка к музыкальным комедиям, шоу и кинофильмам отличается мелодическим богатством и редкой для такого типа музыки гармонической изощрённостью.
Прозаический стиль Дюка-Дукельского (по-русски и по-английски) отмечен идиоматическим разнообразием, живостью характеристик и обилием иронии, направленной как на героев его прозы, так и на самого повествователя.
Владимир Марков возводил русские стихи Дукельского к классицистским литературным практикам XVIII века, увиденным через призму футуризма: "…ведь именно русские футуристы, так ретиво „сбрасывавшие с парохода“ поэзию, не подозревали того, что возрождали XVIII век с его культурой компанейской дружбы, словесным блеском, общей радостностью миросозерцания и литературной задиристостью. Таким образом, Дукельский не случаен, а в контексте русской зарубежной поэзии и необходим — для установления равновесия и напоминания о других путях. Разве не многозначительно, что композитор указывает на возможность иной ноты, кроме пресловутой парижской".