Steve Kuhn / Стив Кун
Американский джазовый пианист, композитор, аранжировщик, бендлидер и преподаватель музыки, известен своими утончёнными гармоническими и лирическими линиями, мотивирующими его подход к импровизации.
Кун родился в семье иммигрантов из Венгрии и впервые заинтересовался музыкой в довольно раннем возрасте, слушая коллекцию джазовых записей своего отца на пластинках на 78 оборотов. Он начал изучать игру на фортепиано в возрасте пяти лет. Когда ему исполняется двенадцать, семья перебирается в Бостон, где его учителем музыки становится легендарный педагог Маргарет Чалофф (Margaret Chaloff) (мать известного саксофониста Сержа Чалоффа (Serge Chaloff), которая привила музыканту так называемый "русский стиль" игры. С раннего возраста Кун пробует импровизировать на темы классической музыки. В подростковом возрасте Кун превратился в искусного джазового пианиста под влиянием записей таких джазовых светил, как Дюк Эллингтон (Duke Ellington), Бад Пауэлл (Bud Powell), Фэтс Уоллер (Fats Waller) и Арт Татум (Art Tatum).
Его первое профессиональное выступление состоялось через год, когда ему было тринадцать. Кун формирует своё собственное трио с барабанщиком Арнольдом Уайзом (Arnold Wise) и басистом Чаком Исраэльсом (Chuck Israels) и начинает играть в местных джаз клубах Бостона. Даже во время посещения Гарварда Кун проводит концерты шесть вечеров в неделю на Гарвард-сквер и приобретает ценный опыт работы с множеством джазовых звёзд, которые проезжали через город, включая Колмена Хокинса (Coleman Hawkins), Вика Дикенсона (Vic Dickenson), Чета Бейкера (Chet Baker) и Сержа Чалоффа (Serge Chaloff).
Окончив в 1959 Гарвард, Кун продолжает обучение в Lenox School of Music, где знакомится с Орнеттом Колменом (Ornette Coleman), Доном Черри (Don Cherry) и Гари МакФарландом (Gary McFarland). На факультете он также пересекается с Биллом Эвансом (Bill Evans), Джорджем Расселлом (George Russell), Гюнтером Шуллером (Gunther Schuller) и участниками the Modern Jazz Quartet. Это позволило Куну играть, учиться и творить с некоторыми из самых прогрессивных новаторов джазовой импровизации и композиции.
Также в Леноксе он встречает трубача Кенни Дорхэма (Kenny Dorham), который нанимает пианиста для годичного тура. Расставшись с Дорхемом в 1960, Кун присоединяется к квартету легендарного саксофониста Джона Колтрейна (John Coltrane) для выступлений в нью-йоркском клубе Jazz Gallery. Через восемь недель место Куна в квартете занимает МакКой Тайнер (McCoy Tyner).
В 1961 он присоединяется к Стену Гетцу (Stan Getz) и остаётся с ним как раз во время всеобщего повального увлечения музыкой босса нова. После двух лет работы с трубачом Артом Фармером (Art Farmer), он сотрудничает с Оливером Нельсоном (Oliver Nelson), Гари МакФарландом (Gary McFarland), Рон Картером (Ron Carter), Скоттом ЛаФаро (Scott LaFaro), Харви Шварцом (Harvie Swartz), вокалисткой Шейлой Джордан (Shelia Jordan), Билли Драммондом (Billy Drummond), Девидом Финком (David Finck) и Мирославом Витушем (Miroslav Vitous).
Как лидер Кун дебютирует на записях в 1963 вместе с пианистом Тошико Акиёси (Toshiko Akiyoshi) в альбоме THE COUNTRY AND WESTERN SOUND OF JAZZ PIANOS. В 1966 Кун перебирается в Стокгольм, Швеция, где выступает в составе собственного трио по всей Европе с контрабасистом Палле Даниельссоном (Palle Danielsson) и барабанщиком Йоном Кристенсеном (Jon Christensen).
В ранние годы Кун был известен как авангардный джазовый пианист. В 1960-х он был связан с басистом Стивом Сваллоу (Steve Swallow) и барабанщиком Питом Ля Рока (Pete La Roca) на нескольких заметных записях: THREE WAVES (1966) под лидерством Куна; BASRA под руководством Ла Рока, в котором также участвовал Джо Хендерсон (Joe Henderson); и SING ME SOFTLY OF THE BLUES под руководством флюгельгорниста Арт Фармера (Art Farmer). Также примечательно, что Кун вошёл в состав квартета под руководством саксофониста, композитора и аранжировщика Оливера Нельсона (Oliver Nelson), включая Рона Картера (Ron Carter) на басу и Грэйди Тейта (Grady Tate) на барабанах, на знаменитой записи альбома SOUND PIECES (1966). В числе других признанных критиками записей можно назвать THE OCTOBER SUITE (1966), сочинённую Гари МакФарлендом (Gary McFarland) для фортепиано Куна и ансамбля, в составе струных и духовых инструментов.
Эти записи привели к созданию серии высоко ценимых альбомов для ECM, включая TRANCE (1974) со Стивом Сваллоу (Steve Swallow) и барабанщиком Джеком ДеДжонеттом (Jack DeJohnette). Адаптивный, дальновидный исполнитель, последующие альбомы Куна, такие как LIFE'S MAGIC (1987), REVING TOMORROW (1995) и WISTERIA (2012), подтвердили его способность легко чувствовать себя в разных жанрах - от акустического пост-бопа до камерного джаза и авангарда с влиянием классики. В альбоме PROMISES KEPT (2004) Кун представил собственные композиции, исполненные на фортепиано с группой струнных инструментов.
После его возвращения в Нью-Йорк в 1971, он много работает в мире коммерческой музыки, продолжая совершать поездки в Европу, выступает на сцене Newport Jazz Festival.
В 1979 Кун создаёт ансамбль с вокалисткой Шейлой Джордан (Sheila Jordan) и становится сольным артистом ЕСМ Records. На ECM Кун выпускает несколько исследовательских и атмосферных альбомов, включая ECSTASY (1974), TRANCE (1974), MOTILITY (1977), NON-FICTION (1978), PLAYGROUND с вокалисткой Шейлой Джордан (Sheila Jordan) (1979) и LAST YEAR'S WALTZ (1981). В середине 1980-х Стив Кун создаёт чисто акустическое трио (с непостоянным составом), и выпускает весьма успешные альбомы импровизаций классических, джазовых и популярных тем и мелодий. Особенно он полюбился японцам, и многие его альбомы выпускались на известном джазовом лейбле Venus.
В течение нескольких десятилетий Стив Кун возглавляет звёздное трио, в составе которого побывали такие музыканты, как басисты Рон Картер (Ron Carter) и Девид Финк (David Finck), а также барабанщики Эл Фостер (Al Foster), Джек ДеДжонетт (Jack DeJohnette), Джордж Мраз (George Mraz), Бастер Уилльямс (Buster Williams), Билли Драммонд (Billy Drummond), Льюис Нэш (Lewis Nash), Билл Стюарт (Bill Stewart), Кенни Вашингтон (Kenny Washington) и Джои Барон (Joey Baron). Он сделал несколько концертных записей в некоторых ведущих джаз-клубах Нью-Йорка. Многие из его альбомов этого периода, в том числе MOSTLY BALLADS (1984), LIFE'S MAGIC (1987) и PORGY (1988) демонстрируют сочетание тщательно отобранных стандартов наряду с его изобретательными оригинальными композициями. Это был шаблон, который Кун придерживался в течение следующего десятилетия.
В то время как трио остаётся предпочтительным форматом Куна, его альбом SEASONS OF ROMANCE (1995) был создан звёздным квинтетом с участием тенор саксофониста Боба Минтцера (Bob Mintzer) и трубача Тома Харрелла (Tom Harrell). Ещё более обширным составом было его возвращение к работе с лейблом ECM в 2004 – альбом PROMISES KEPT был записан при поддержке небольшого струнного оркестра. Кун также сохранил свою страсть к исследованию других музыкальных территорий, вернувшись к своей любви к классическим композиторам, таким как Дебюсси и Равель, в альбоме PAVANE FOR A DEAD PRINCESS (2006). Джазовые обработки классических композиций в составе трио были представлены в альбоме BAUBLES, BANGLES AND BEADS (2008).
В 2009 на ECM Кун решает освежить свои воспоминания о периоде работы с Джоном Колтрейном с альбомом MOSTLY COLTRANE, с участием саксофониста Джо Ловано (Joe Lovano). Также для ECM Кун в паре с басистом Сваллоу и барабанщиком Джои Бароном (Joey Baron) записывает в 2012 диск WISTERIA. С этим же трио были записаны альбомы AT THIS TIME... (2016) и TO AND FROM THE HEART (2018).
Кун является композитором джазового стандарта "The Saga of Harrison Crabfeathers".
25 июня 2019 журнал New York Times назвал Стива Куна в числе сотен артистов, чьи материалы, как сообщается, были уничтожены во время пожара в хранилищах Universal в 2008.
Кун великолепный музыкант, чьё исполнительское мастерство и композиторский талант получили своё развитие из идей стандартного пост-бопа с включениями более дисонансной гармонии и необычного использования времени и длительности фраз.