Red Garland / Рэд Гарленд
Американский джазовый пианист, получивший широкую известность в 50-х благодаря работе с Майлсом Девисом (Miles Davis).
На стиль игры американского джазового пианиста хард бопа Реда Гарленда оказали влияние такие мастера его поколения, как Нэт Коул (Nat Cole), Бад Пауэлл (Bud Powell) и Ахмад Джамал (Ahmad Jamal). В свою очередь Гарленд своим использованием блок аккордов, что частично было придумано Милтоном Бакнером (Milt Buckner), повлиял на многих исполнителей 60-х. Хотя в его семье не было музыкантов, отец работал техником на элеваторе, Рэд рано проявил интерес к музыке. Первыми инструментами Рэда стали кларнет и альт саксофон. Он брал уроки у саксофониста Бастера "Проф" Смита (Buster “Prof” Smith), который был одним из первых преподавателей Чарли Паркера (Charlie Parker).
В 1941 Рэд был призван в армию, получил направление в Fort Huachuca, Arizona, где и начал изучать фортепиано. Он много практиковал, быстро делая успехи, и вскоре стал превосходным исполнителем. Короткая карьера во втором полусреднем весе в боксе, к счастью, не повредила его руки. Он даже дрался с молодым Sugar Ray Robinson, которому проиграл поединок, прежде чем решил навсегда посвятить себя музыке. Особенностью манеры Гарленда стало использование техники блок аккордов (что теперь используется повсеместно в джазе), которая была уникальной и отличалась от метода первых пионеров этого приёма Джорджа Ширинга (George Shearing) и Милта Бакнера (Milt Buckner).
Блок аккорды Гарленда состоят из трёх нот правой руки и четырёх нот левой руки. Правая рука исполняла мелодию в октавах с идеальным пятым звуком, располагавшимся в середине октавы (пятый звучит поверх нижней ноты октавы) даже если он не подходил по гармонии. Пятый звук, сыгранный в середине октавы, становится практически неслышным, когда аккорд одновременно исполняется и левой рукой, но добавление пятого звука придаёт звучанию особую наполненность, характерный и слегка отклоняющийся от мелодии характер. Левая рука Гарленда исполняла аккорды из четырёх нот, одновременно повторяя точно такой же ритм, как и правая рука, играющая основную мелодию. Но, в отличие от метода блок аккордов Джорджа Ширинга (George Shearing), аккорды левой руки Гарленда не меняют позицию или свой порядок, пока не произойдёт изменение следующего аккорда правой.
Не стоит также доверять утверждениям, что аккорды из четырёх нот левой руки Гарленда корнями уходят аккордовый стиль, который позднее будет ассоциироваться с пианистом Биллом Эвансом (Bill Evans). Но метод блок аккордов Гарленда обладает более ярким качеством, немного более диссонансный, и добавляет полноты в верхний регистр в сравнении с мягким звуком Ширинга.
В 1944 он увольняется из армии и начинает выступать в Техасе, пока в 1946 его не приглашает в свой состав трубач Оран "Хот Липс" Пейдж (Oran “Hot Lips” Page). В этом же году он отправляется с Пейджем в гастрольную поездку, которая закончилась в Большом Яблоке, где пианист решает остаться. Выступая в Нью-Йорке и Филадельфии, Гарленд несколько недель работает с Билли Экстайном (Billy Eckstine). Гарленд, как и его коллега из квинтета Майлса Девиса (Miles Davis) пианист Уинтон Келли (Wynton Kelly), становится одним из наиболее свинговых пианистов в джазе.
Хотя вначале он находится под влиянием музыкантов мэйнстрима, в 1946 он примыкает к лагерю бибопа. Регулярно выступая в Бостоне, Нью-Йорке и Филадельфии, он в 1947 становится штатным пианистом клуба Down Beat в Филадельфии, где играет с ударником Чарли Райсом (Charlie Rice) и такими ведущими исполнителями, как Фэтс Наварро (Fats Navarro), Чарли Паркер (Charlie Parker), Лестер Янг (Lester Young) и Рой Элдридж (Roy Eldridge). В этом же году записывается с Эдди "Локджо" Девисом (Eddie “Lockjaw” Davis), появившись в композиции "Ravin’ At The Heaven". Несмотря на это, он остаётся практически неизвестен широкой публике. В ноябре 1948 Эдди "Клинхеад" Винсон (Eddie "Cleanhead" Vinson) собирает новый коллектив. Гарленд присоединяется к биг бенду, в котором также играл Джон Колтрейн (John Coltrane). В этот период он находился под влиянием Ахмада Джамаля (Ahmad Jamal) и Уолтера Бишопа (Walter Bishop), работавшего с Чарли Паркером (Charlie Parker).
В начале 50-х он регулярно играет с Колменом Хокинсом (Coleman Hawkins), Беном Уэбстером (Ben Webster) и Лестером Янгом (Lester Young). Его креативность и исполнительское мастерство продолжают совершенствоваться, несмотря на продолжающуюся безвестность. Всё изменилось летом 1955. 7 июня Майлс Девис (Miles Davis) пригласил Гарленда в студию Руди Ван Гельдера (Rudy Van Gelder) для записей для лейбла Prestige, которые позднее были изданы в альбоме THE MUSINGS OF MILES. Так Гарленд становится участником первого классического состава Девиса, в который вошли Джон Колтрейн (John Coltrane), Пол Чемберс (Paul Chambers) и Филли Джо Джонс (Philly Joe Jones). Известно, что Девис был большим поклонником бокса, и он, конечно же, был впечатлён тем фактом, что Гарленд занимался боксом в юные годы своей жизни.
В 1955 Девис подписывает контракт с фирмой Columbia Records, для которой квинтет записывает диск ROUND ABOUT MIDNIGHT. Но у Майлса оставались контрактные обязательства перед Prestige и за несколько сессий был записан материал, вошедший в альбомы WORKIN, STEAMIN', COOKIN', и RELAXIN'. Стиль Гарленда на этих записях просто выдающийся – благодаря отличительному аккордовому звучанию, утончённому аккомпанементу и музыкальным ссылкам на стиль Ахмада Джамаля (Ahmad Jamal). Один из критиков неверно охарактеризовал Гарланда как "коктейльного пианиста". ("Коктейльное" фортепиано имеет негативный подтекст для джазовых пианистов, т.к. подразумевается, что исполнитель не обладает своим оригинальным стилем. Сам Ахмад Джамаль (Ahmad Jamal) подобным же образом был неправильно назван "коктейльным" в течение его карьеры, но позднее мнение критики было изменено музыкантами, работавшими с ним). Записи квинтета, без сомнений, оказали влияние на всё движение фри джаза больше, чем какие-либо другие авангардные записи того времени.
В 1956 Гарленд также играет на альбоме саксофониста Сонни Роллинса (Sonny Rollins) TENOR MADNESS. Кроме того, он записывает несколько альбомов в составе трио. В 1956 был записан диск A GARLAND OF RED для Prestige, на котором представлены Пол Чемберс (Paul Chambers) на басу и Арт Тейлор (Art Taylor) на барабанах. Этот же персонал принял участие в создании альбомов GROOVY (1956, Prestige) и THE P.C. BLUES (1957). В 1957 Гарленд делает записи с саксофонистом Артом Пеппером (Art Pepper), появившись на альбоме Art Pepper MEETS THE RHYTHM SECTION для лейбла Contemporary в компании с Полом Чемберсом (Paul Chambers) и Филли Джо Джонсом (Philly Joe Jones). Также в 1957 Гарленд делает записи с тромбонистом Кёртисом Фуллером (Curtis Fuller) для альбома Curtis Fuller WITH Red Garland. К апрелю 1957 Гарленд всё ещё оставался в группе трубача Майлса Девиса (Miles Davis), через состав которого прошли саксофонисты Кеннонболл Эддерли (Cannonball Adderley), Сонни Роллинс (Sonny Rollins) и Джон Колтрейн (John Coltrane).
Возможно, Гарленд мог играть с Майлсом и дальше, но их взаимоотношения начали ухудшаться. К этому периоду из-за употребления героина поведение Гарленда и ударника Фили Джо Джонса (Philly Joe Jones) становится практически неуправляемым. Они не являлись на записи в студии, пропускали выступления в клубах. В начале 1957 Майлс выгоняет Гарленда и знаменитый квинтет распадается. Но позднее Майлс вновь приглашает Рэда для записи ещё одного классического альбома MILESTONES, обозначившего поворот трубача в сторону модального джаза. Девису и раньше не нравилось, когда Гарленд цитировал его. Вот и здесь во время записи медленной композиции "Straight, No Chaser" Гарленд сыграл своими блок аккордами знаменитое соло из "Now's The Time". Когда Майлс выказал своё недовольство, Гарленд просто встал и покинул студию прямо посреди сессии во время записи композиции "Sid’s Ahead". Поэтому композицию "Sid's Ahead" записывали фактически без пианиста. Девис сам садился за клавиши во время соло саксофона, когда не играл на трубе. На смену Гарленду пришёл Билл Эванс (Bill Evans).
В 1958 Гарланд собирает собственное трио. В числе музыкантов, с которыми записывалось трио, были Пеппер Адамс (Pepper Adams), Нэт Эддерли (Nat Adderley), Рэй Барретто (Ray Barretto), Кенни Баррелл (Kenny Burrell), Эдди "Локджо" Девис (Eddie "Lockjaw" Davis), Джимми Хис (Jimmy Heath), Гарольд Ленд (Harold Land), Филли Джо Джонс (Philly Joe Jones), Блу Митчелл (Blue Mitchell), Айра Салливан (Ira Sullivan) и Лерой Виннегар (Leroy Vinnegar). Трио также записывалось как квинтет, когда к нему присоединялись Джон Колтрейн (John Coltrane), с которым были записаны альбомы SOULTRANE и SETTIN’ THE PACE, и Дональд Бёрд (Donald Byrd). Всего Гарланд возглавил 19 сессий звукозаписи для лейбла Prestige Records и участвовал в 25 сессиях для Fantasy Records.
Также много записывался для Jazzland и Moodsville (большая часть записей доступна сейчас в серии Original Jazz Classics). В 1959 вместе с ударником Артом Тейлором (Art Taylor) и басистом Сэмом Джонсом (Sam Jones) Гарленд делает запись альбома RED IN BLUESVILLE, на котором представлена композиция "He’s a Real Gone Guy". С наступлением 60-х в связи с ростом популярности рок музыки расписание выступлений и записей Гарленда резко сократилось. В 1968 он возвращается в Даллас и практически уходит в отставку. Его больной матери, которая находилась в преклонном возрасте, требовался постоянный уход
В 1971 он делает записи для MPS, после чего следующая запись появляется лишь в 1977 под названием CROSSINGS. На ней он воссоединился с Филли Джо Джонсом (Philly Joe Jones), плюс был приглашён басист мирового уровня Рон Картер (Ron Carter). В 1978 выпускает диск FEELIN’ RED, для работы над которым были приглашены ударник Эл Фостер (Al Foster) и басист Сэм Джонс (Sam Jones). В этом же году он делает ещё одну запись - EQUINOX с ударником Ройем Хайнсем (Roy Haynes) и басистом Ричардом Девисом (Richard Davis). В 1979 Гарленд записывается с басистом Роном Картером (Ron Carter) и гитаристом Кенни Барреллом (Kenny Burrell). Его последние работы звучали более современно и не так отполировано, как хорошо известные ранние записи.
Он продолжает делать записи вплоть до своей смерти в 1984 от сердечного приступа, включая концертный альбом MY FUNNY VALENTINE, записанный во время выступления в клубе Keystone Korner в Сан-Франциско. Как солист, Гарленд часто бывал довольно лиричным. Наряду с Полом Чемберсом (Paul Chambers) и Филли Джо Джонсом (Philly Joe Jones) он внёс важнейший вклад в мощнейшую ритм секцию одного из лучших составов трубача Майлса Девиса (Miles Davis), где его сложнейшая техника, использование гармонических замен и блок-аккордов установили стандарты для многих современных боп групп.