Milt Hinton / Милт Хинтон
Американский джазовый контрабасист и фотограф. В разные годы он носил прозвища: "Sporty" во время жизни в Чикаго, "Fump" во время гастролей в составе оркестра Кэба Келлоуэя (Cab Calloway) и "The Judge" начиная с 50-х.
Он был единственным ребёнком в семье Хильды Гертруды Робинсон (Hilda Gertrude Robinson), которую он называл "Titter" и Милтона Диксона Хинтона (Milton Dixon Hinton). Отец покинул семью, когда Милту едва исполнилось три месяца, поэтому он воспитывался в доме бабушки, которую он называл "Mama", с двумя сёстрами матери. Детство проходило в условиях крайней нищеты и ужасной расовой дискриминации. Линчевание было обычной практикой в те времена. В детстве он случайно стал свидетелем линчевания и это на всю жизнь стало одним из самых страшных воспоминаний.
В конце 1919 вся семья перебирается в Чикаго, где Хинтон впервые увидел, что среди афроамериканцев есть не только нищие, о чём он позже сказал: "Именно тогда я понял, что быть чёрным не всегда означает, что вы должны быть бедными". Там же он познакомился с обилием музыкальных жанров и стилей, слушая радио и посещая выступления. В этот период он познакомился с творчеством Луи Армстронга (LouisArmstrong), Дюка Эллингтона (Duke Ellington), Флетчера Хендерсона (Fletcher Henderson), Ёрла Хайнса (Earl Hines), Эдди Сауса (EddieSouth) и многих других.
Музыка всегда была особым светочем в их доме. Его мать и другие родственники регулярно играли на фортепиано. Свой первый инструмент - скрипку - он получил в 1923 на его тринадцатый день рождения. Посещая среднюю школу Уэнделла Филлипса (Wendell Phillips High School), он играл на скрипке в школьном оркестре и изучал валторну, чтобы играть в школьном маршевом оркестре ROTC, которым руководил майор Н. Кларк Смит (N. Clark Smith). Вскоре он переходит с валторны на басовый саксофон, а затем к тубе, а также становится участником городского духового оркестра, спонсируемого The Chicago Defender, где он играет с Лайнелом Хемптоном (Lionel Hampton).
После окончания средней школы Хинтон в течение двух лет учится в Crane Junior College, за это время он регулярно работает в качестве внештатного музыканта в Чикаго. Он выступает с Фредди Кеппардом (Freddie Keppard), Затти Синглтоном (Zutty Singleton), Бойдом Аткинсом (Boyd Atkins), Тайни Пархемом (Tiny Parham), Джаббо Смитом (Jabbo Smith), Эрскайном Тейтом (Erskine Tate) и Артом Тейтумом (Art Tatum). Первую стабильную работу он находит весной 1930, играя на тубе (а позже на контрабасе) в группе пианиста Тайни Пархема (Tiny Parham). Его дебютная студийная запись состоялась 4 ноября 1930, где он играл на тубе в группе Пархема во время работы над альбомом SQUEEZE ME. После окончания Crane Junior College в 1932, он в течение одного семестра учится в Northwestern University, а затем оставляет учёбу, чтобы полностью посвятить себя музыке. С 1932 по 1935 он играет в квартете со скрипачом Эдди Саусом (Eddie South), выступая в Калифорнии, Чикаго и Детройте. С этой группой весной 1933 он впервые записывается на контрабасе.
В 1936 начинается длительный период сотрудничества с Кебом Келлоуэем (Cab Calloway), первоначально в качестве временной замены для Эла Моргана (Al Morgan), в то время как группа отправилась в дорогу по пути к шестимесячной резиденции в недавно открытом в центре города Cotton Club в Нью-Йорке. Он быстро находит признание среди участников оркестра, и в конечном итоге остаётся с Келлоуэем более пятнадцати лет. До закрытия Cotton Club в 1940 оркестр Келлоуэя выступал там в течение шести месяцев в году, гастролируя по стране в течение оставшихся шести месяцев. Во время резиденции в Cotton Club Хинтон также принимает участие в сессиях звукозаписи с Бенни Гудменом (Benny Goodman), Лайнелом Хемптоном (Lionel Hampton), Билли Холидей (Billie Holiday), Этель Уотерс (Ethel Waters), Тедди Уилсоном (Teddy Wilson) и многими другими. Именно в это время он, возможно, записал свою первую партию на басу в "Pluckin 'the Bass" в августе 1939.
Во время работы с Келлоуэем Хинтон регулярно появляется на радио – или во время трансляций концертов из Cotton Club, либо как участник короткометражной музыкальной викторины "Cab Calloway's Quizzicale". Эти трансляции привлекли внимание к группе Келлоуэя и помогли обеспечить большую посещаемость во время успешных национальных туров. Они также дали слушателям возможность услышать примеры жаргонных словечек, которые Келлоуэй позднее опубликовал в "Словаре Хепстера" (Hepster's Dictionary) в 1938.
В группе Келлоуэя играли такие известные сайдмены, как Денни Баркер (Danny Barker), Чу Берри (Chu Berry), Док Читем (Doc Cheatham), Кози Коул (Cozy Cole), Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), Иллинойс Жакет (Illinois Jacquet), Джона Джонс (Jonah Jones), Айк Квебек (Ike Quebec) и Бен Вебстер (Ben Webster). Хинтон берёт в состав Чу Берри (Chu Berry), что повышает общую музыкальность его группы, поощряя Кеба нанимать таких аранжировщиков, как Бенни Картер (Benny Carter), для создания новых аранжировок, которые бросают вызов музыкантам. По словам Хинтона, "музыкально он был самым лучшим, что когда-либо случалось с группой". Хинтон также оказался под сильным музыкальным влиянием от нововведений Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), с которыми он участвовал в неофициальных сессиях в конце 1930-х годов во время перерывов между выступлениями в Cotton Club. Вместе с Гиллеспи Хинтон участвует во многих экспериментальных гармонических практиках и подстановках аккордов, которые позже будут связаны с бибопом.
В 1939, когда Хинтон вернулся в Чикаго на похороны своей бабушки, он встретил Мону Клейтон (Mona Clayton), которая тогда пела в церковном хоре своей матери. Несколько лет спустя они поженились и оставались неразлучны до конца жизни Милта. (Мона была его второй женой, первой в 30-х недолго была Оби Аллен (Oby Allen), подружка, которую он знал со средней школы). Их единственный совместный ребёнок Шарлотта родилась 28 февраля 1947. Мона путешествовала с оркестром Келлоуэя с начала 40-х и была единственной подругой или супругой музыканта, которая делала это. Она помогала музыкантам в группе управлять их деньгами, и часто настаивала на том, чтобы они открывали сберегательные счета. Для многих членов группы она была доверенным лицом, которые доверяли ей поступать с их деньгами по её усмотрению. Когда путешествовать с маленьким ребёнком стало слишком сложно, Хинтон купил дом на две семьи в Квинсе, а десять лет спустя они купили большой односемейный дом в соседнем районе, где и прожили всю оставшуюся жизнь.
Помимо заботы о своей дочери, Мона занималась финансами семьи, и её внимание к деталям обеспечило финансовую безопасность супружеской пары в жизни. Она следила за внештатной работой Хинтона, запланированными интервью, координировала мероприятия по связям с общественностью и часто возила его на концерты и обратно (Хинтон никогда не ездил за рулём, отчасти из-за автомобильной аварии, в которую он попал в подростковом возрасте в Чикаго). В середине 60-х Мона закончила бакалаврат, получила степень магистра и преподавала в государственных школах в течение нескольких лет. В 70-х она снова начала путешествовать с Хинтоном и регулярно получала приглашения от него на джазовые вечеринки и фестивали, где он выступал. В то же время она работала и в качестве музыкального агента для Лины Хорн (Lena Horne) и других. Мона всегда пользовалась уважением в джазовом сообществе, и многие из них и Хинтона рассматривали как образец для подражания; как отметил в статье джазовый историк Ден Моргенштерн (Dan Morgenstern) в 2000: "Если и есть более близкая пара, я был бы удивлён".
К 1950 популярность джаза практически сошла на нет, и Келлоуэю не хватало средств для содержания большого состава. Он создаёт меньший ансамбль, сначала септет, а затем квартет, в который берёт Хинтона и нескольких других участников, с которым гастролирует до июня 1952, с поездками на Кубу и в Уругвай. После того, как ансамбль Келлоуэя был расформирован, Хинтон работает в качестве внештатного студийного музыканта в Нью-Йорке. Сначала работа была спорадической, и, как сказал Хинтон, "это был тот самый период в моей жизни, когда я беспокоился о том, чтобы зарабатывать на жизнь". Он старается играть как можно больше в клубах и ресторанах, что будет продолжаться в течение следующих нескольких десятилетий. Он регулярно выступает в La Vie en Rose, Embers, Metropole и Basin Street West, где он появляется с Джеки Глисоном (Jackie Gleason), Филом Муром (Phil Moore) и Джо Башкиным (Joe Bushkin). В начале 50-х годов в течение короткого времени он выступает с Каунтом Бейси (Count Basie) в районе Нью-Йорка.
Хотя работы в качестве фрилансера и было достаточно, в июле 1953 Хинтон на один год подписывает контракт с Луи Армстронгом (Louis Armstrong). Он назвал это решение "очень трудным", поскольку это заставило его часто бывать вне семьи, а также замедлило тот импульс, который он получал в качестве внештатного музыканта в Нью-Йорке. Устойчивая оплата и возможность выступать с Армстронгом были убедительными, и Хинтон принимает участие в десятках концертов, в том числе в турне по Японии, в качестве участника группы. Когда в феврале 1954 открылась возможность присоединиться к постоянной группе для телевизионного шоу, организованного Робертом К. Льюисом (Robert Q. Lewis) в Нью-Йорке, Хинтон уведомил Армстронга и вернулся в Квинс.
В течение примерно двух последующих десятилетий он регулярно выступает на многочисленных радио- и телепрограммах, в том числе с участием Джеки Глисона (Jackie Gleason), Роберта К. Льюиса (Robert Q. Lewis), Галена Дрейка (Galen Drake), Петти Пейдж (Patti Page), Полли Бергена (Polly Bergen), Тедди Уилсона (Teddy Wilson), Митча Миллера (Mitch Miller), Дика Каветта (Dick Cavett) и других. Как он вспоминал: "У меня была отличная ситуация, потому что я никогда не был в штате. Это означало, что мне будет платить шоу. И поскольку я никогда не проводил более пятнадцати часов в неделю на репетициях и шоу, у меня всегда было свободное время для сессий звукозаписей".
Безусловно, его самая обычная работа в эту эпоху была в студиях звукозаписи, где Милт был одним из первых афроамериканцев, которых регулярно нанимали на работу в студии. С середины 50-х по начало 70-х он внёс вклад в тысячи джазовых и популярных записей, а также сотни джинглов и саундтреков к фильмам. Он регулярно играл на трёх трёхчасовых студийных сессиях в день, требуя, чтобы под рукой у него были несколько контрабасов, для перевозки которых из одной студии в другую он нанимал помощников. В эту эпоху Милт записывался буквально со всеми от Билли Холидей (Billie Holida), Пола Маккартни (Paul McCartney), Френка Синатры (Frank Sinatra) до Леона Редбоне (Leon Redbone) и Сэма Кука (Sam Cooke) до Барбры Стрейзанд (Barbra Streisand). Вот так Хинтон обобщил этот период работы в студиях, "я мог бы встретиться с Андре Костеланетцем (Andre Kostelanetz) утром, пообедать с Брук Бентоном (Brook Benton) или Джонни Матисом (Johnny Mathis) во второй половине дня, а затем закончить день с Полом Анкой (Paul Anka) или Бобби Риделлом (Bobby Rydell). В то или другое время, я, вероятно, играл практически с каждым популярным артистом в те дни".
Начиная с середины 50-х, он регулярно работает в студии с Хенком Джонсом (Hank Jones) (фортепиано), Барри Голбрайтом (Barry Galbraith) (гитара) и Ози Джонсоном (Osie Johnson) (ударные) в группе, которая неофициально стала известна как New York Rhythm Section. Эта четвёрка сыграла на сотнях сессий и в 1956 даже записала LP под названием THE RHYTHM SECTION.
К концу 60-х объём студийной работы начал сокращаться, поэтому Хинтон включил в свой график больше концертных выступлений. Он регулярно принимает участие в клубных концертах, чаще всего в Michael's Pub, Zinno's и Rainbow Room, где он выступал с Бенни Гудменом (Benny Goodman), Джонни Хартманом (Johnny Hartman), Диком Хайменом (Dick Hyman), Рэдом Норво (Red Norvo), Тедди Уилсоном (Teddy Wilson) и другими. Он также возвращается на дорогу, сначала с Даяханой Кэрролл (Diahann Carroll) для поездки в Париж в 1966, а затем с Полом Анкой (Paul Anka), Барброй Стрейзанд (Barbra Streisand), Перл Бейли (Pearl Bailey) и Бингом Кросби (Bing Crosby). С 60-х по 90-е он много путешествует по Европе, Канаде, Южной Америке, Японии, Советскому Союзу и Ближнему Востоку, а также появляется по всей территории США. В 1968 он начинает выступать как участник Professionals Unlimited (позже переименованном в New York Bass Violin Choir), коллективном ансамбле басистов, организованном Биллом Ли (Bill Lee), который включал Лайсла Аткинсона (Lisle Atkinson), Рона Картера (Ron Carter), Ричарда Девиса (Richard Davis), Майкла Флеминга (Michael Fleming), Перси Хиса (Percy Heath) и Сэма Джонса (Sam Jones). Группа нерегулярно собиралась в течение ряда лет, а в 1980 выпустила одноименный альбом на лейбле Strata-East (SES-8003), содержащий материал, записанный между 1969-1975.
В течение почти двадцати лет Хинтон преподавал в качестве приглашённого профессора джазовых исследований в Hunter College и Baruch College, впервые проведя джаз-мастерскую в конце 1973 в Hunter. В этот период он регулярно выступает на джазовых фестивалях, вечеринках и круизах; выступая ежегодно на джазовых вечерах Дика Гибсона (Dick Gibson) в Colorado, джазовых вечеринках в Odessa и Midland в Техасе, начиная с 1967, и джазовых вечерах Дона и Сью Миллера (Don and Sue Miller) в Phoenix и Scottsdale.
Он играл на первом фестивале в Ньюпорте в 1954 и регулярно выступал в Ньюпорте и других джазовых фестивалях, созданных Джорджем Вайном (George Wein) в течение следующих четырёх десятилетий. Он был любимцем на Бернском джазовом фестивале в Швейцарии, спонсором которого выступали Ханс Зурруэгг (Hans Zurbruegg) и Марианна Гауэр (Marianne Gauer). В 1977 он записывается с Ёрлом Хайнсем (Earl Hines) и Лайнлом Хемптоном (Lionel Hampton). На протяжении большей части 80-х и 90-х Хинтон участвовал в джазовых круизах, организованных Хенком О'Нелом (Hank O'Neal), владельцем фирмы Chiaroscuro Records.
К 90-м он становится почитаем как старейший деятель в джазе, и регулярно удостаивается значительных наград и почестей. Он получил почётные степени доктора от William Paterson College, Skidmore College, Hamilton College, DePaul University, Trinity College, the Berklee College of Music, Fairfield University и Baruch College of the City University of New York. Он получаетпремию Eubie от New York Chapter of the National Academy of Recording Arts and Sciences, the Living Treasure Award от Smithsonian Institution, и был первым лауреатом премии Three Keys Award в Bern, Switzerland. В 1993 он был награждён престижным Национальнымблаготворительным фондом National Endowment for the Arts Jazz Master Fellowship. Он также внёс свой вклад в создание программы устной истории джаза от NEA, продолжая давнюю практику записи интервью с друзьями в своём подвале во время продолжительных визитов. В 1996 он получил премию губернатора штата Нью-Йорк, в марте 1998 он был награждён орденом "За Достижения артистов" от губернатора Миссисипи, а в 2000 году его имя было добавлено на стене славы ASCAP's Wall of Fame.
В 1990 Хинтон на восьмидесятом году на радиостанции WRTI-FM в Филадельфии выпустил серию из 28 коротких программ, в которых он рассказывал о своей жизни. Они транслировались по всей стране более чем ста пятьюдесятью общественными радиостанциями и получили Gabriel Award в этом году как Best National Short Feature. В том же году Джордж Вейн (George Wein) спродюсировал концерт в рамках JVC Jazz Festival в честь 80-летия Хинтона. Подобные же концерты были спродюсированы для его 85-ой и 90-ой годовщины. К 1996 Хинтон прекратил играть на басу из-за ряда физических недугов. Он умер в возрасте 90 лет 19 декабря 2000.
Хинтон широко рассматривался как непревзойденный сайдмен, обладающий достаточной чувственностью для надлежащего использования его внушительной техники и обширных гармонических знаний. Он был столь же искусен в технике владения смычком, пиццикато и "похлопывании", технике, с которой он впервые прославился, играя с оркестром Кэба Келлоуэя (Cab Calloway) в начале своей карьеры. Он также обладал совершенным мастерством чтения музыки с листа, умением, которое он разработал во время гастролей с Келлоуэем и отточенным за несколько десятилетий студийной работы. Вот как он описывал свою техническую разносторонность: "Работа с Кэбом в течение шестнадцати лет могла бы заставить меня зачерстветь. Ты снова и снова играешь одну и ту же музыку, и через некоторое время ты можешь это сделать во сне. Многим парням это нравилось, потому что было легко. Но когда дела группы пошли плохо, они не были готовы делать что-либо ещё. С другой стороны, я смог работать на радио и телевидении и участвовать во всевозможных сессиях звукозаписи. Реально, практика и дисциплина приносят дивиденды".
Он был не только стойким приверженцем ритм секции, но также превосходным солистом. Важная переходная фигура в истории джазового контрабаса, карьера Хинтона комфортабельно развивалась несмотря на изменения в джазе от свинга к бопа, многогранность его таланта стала гарантом того, что пока будет записываться музыка, он сможет найти себе работу.