Louie Bellson / Луи Беллсон
Американский джазовый музыкант (ударник), руководитель ансамбля, бендлидер, композитор, аранжировщик и ему приписывают роль первопроходца в использовании двух бас-барабанов.
В источниках часто встречается как Louis, хотя сам он предпочитал написание Louie. Беллсон и его жена, актриса и певица Перл Бейли (Pearl Bailey) (женаты с 1952 года до смерти Бейли в 1990 году), занимали второе место по числу появлений в Белом доме (больше было только у Боба Хоупа (Bob Hope)). Беллсон был вице-президентом компании Remo, производящей барабаны. В 1985 году он был введен в Зал славы современных барабанщиков.
На протяжении многих лет в числе его сайдменов были Рэй Браун (Ray Brown), Пит (Pete Candoli), Конте Кандоли (Conte Candoli), Чак Финдли (Chuck Findley), Джон Херд (John Heard), Роджер Ингрэм (Roger Ingram), Дон Менза (Don Menza), Блю Митчелл (Blue Mitchell), Ларри Новак (Larry Novak), Нэт Пирс (Nat Pierce), Фрэнк Розолино (Frank Rosolino), Бобби Шью (Bobby Shew), Кларк Терри (Clark Terry) и Снуки Янг (Snooky Young).
Беллсон родился в 1924 году в городе Рок-Фоллс, штат Иллинойс, где его отец владел музыкальным магазином. Он начал играть на барабанах в возрасте трех лет после того, как увидел барабанщиков на одном из парадов. Первым его учителем был отец, который перевёз семью и музыкальный магазин в Молин, штат Иллинойс. В 15 лет он впервые начал использовать два бас-барабана одновременно - эту технику он изобрел на уроке рисования в средней школе. В 17 лет он обошёл 40 000 барабанщиков и победил на Национальном конкурсе имени Джина Крупы (Gene Krupa) в Слингерленде.
В 2005 году в интервью журналу Jazz Connection он назвал в качестве своих влияний Джо Джонса (Jo Jones), Сида Кэтлетта (Sid Catlett) и Чика Уэбба (Chick Webb). "Я должен отдать должное двум парням, которые действительно помогли мне начать играть на барабанах, - Сиду Кэтлетту (Sid Catlett) и Джо Джонсу (Jo Jones). Они оказали на меня влияние. Мы все трое понимали, что делает Джо Джонс (Jo Jones), и это повлияло на многих из нас. Мы все трое смотрели на Джо как на "папу", который действительно сделал это. Джин помог вывести барабаны на первый план как сольный инструмент. Бадди был великолепным прирожденным игроком. Но мы также должны оглянуться на вклад Чика Уэбба (Chick Webb)".
Окончив в 1942 году среднюю школу в Молине, он получил место в оркестре Бенни Гудмена (Benny Goodman), а позже - в оркестре Тэда Фио Рито (Ted Fio Rito).
После военной службы в 1946 вновь вернулся к Гудмену. Беллсон также работал в больших составах Томми Дорси (Tommy Dorsey) (1947-49). Руководил секстетом и All-Stars Band в 1950, выступал с оркестром Гарри Джеймса (Harry James) (1950-1951) в Калифорнии и в 1951 присоединился к оркестру Дюка Эллигтона (Duke Ellington), где его агрессивный и динамичный стиль был полной противоположностью иногда откровенно вялой игре его предшественника Сонни Грира (Sonny Greer). Эллингтон включал некоторые композиции Беллсона в свой репертуар – "The Hawk Talks" (написанную для оркестра Джеймса) и "Skin Deep", представлявшую собой настоящий барабанный марафон. Беллсон является автором более 1000 композиций и аранжировок, написал более дюжины книг.
В 1952 он женился на певице Пёрл Бэйли (Pearl Bailey). У них родилась дочь Диди (Deedee). После ухода от Эллингтона Беллсон записывался и гастролировал с малыми составами и различными биг бендами, в 1954-1955 участвовал в концертах Jazz At The Philharmonic в Европе. В 1955-1956 он ненадолго вернулся к Томми Дорси (Tommy Dorsey), записывался у Нормана Гранза (Norman Granz) для лейбла Verve, аккомпанируя Луи Армстронгу (Louis Armstrong), Бенни Картеру (Benny Carter), Элле Фитцджеральд (Ella Fitzgerald), Оскару Питерсону (Oscar Peterson), Арту Тэйтуму (Art Tatum) и другим. Благодаря этим сессиям он доказал, что может быть не только барабанным громовержцем, но и чутким аккомпаниатором.
В 1955-1956 играл в составе Dorsey Brothers. Плодовитый создатель музыки, как положенной на ноты, так и импровизационной, его композиции и аранжировки (исчисляемые сотнями) охватывают джаз, джаз/рок/фьюжн, романтические оркестровые сюиты, симфонические произведения и балет. Беллсон также был поэтом и автором текстов. Его единственная бродвейская постановка, "Портофино" (1958), оказалась оглушительным провалом и закрылась после трех представлений. В 1959 выезжал на гастроли в Лас-Вегас во главе биг бенда.
С начала 60-х и вплоть до своей смерти он был музыкальным директором и аккомпаниатором своей жены - певицы Пёрл Бэйли (Pearl Bailey), параллельно записываясь и выступая под своим именем с малыми и большими составами, иногда имея параллельно по составу на каждом побережье. В 1962 побывал в Швеции с оркестром Каунта Бэйси (Count Basie). В 1965 сделал краткий визит в оркестр Эллингтона для постановки "My People", посвященной столетию провозглашения эмансипации, и для "A Concert of Sacred Music", который иногда называют "Первым духовным концертом" (The First Sacred Concert). Эллингтон назвал эти концерты "самой важной вещью, которую я когда-либо делал". В 1966 году Беллсон получил приглашение от Гарри Джеймса (Garry James).
Альбом Беллсона THE SACRED MUSIC OF Louie Bellson AND THE JAZZ BALLET вышел в 2006 году. В мае 2009 года Франсин Беллсон сказала в интервью синдицированному радиошоу The Jazz Joy and Roy: "Мне нравится называть (Sacred) "как мастер использовал двух маэстро", добавив: "Когда в 1965 году Эллингтон давал свой священный концерт с Луи на барабанах, он сказал Луи, что священные концерты основаны на "в начале", первых двух словах Библии". Она вспомнила, как Эллингтон объяснил Луи, что "в начале были молния и гром, и это ты!" - воскликнул Эллингтон, отметив, что громом были барабаны Луи. И Эллингтон, и Луи, по словам миссис Беллсон, были глубоко религиозны. Эллингтон сказал Луи: "Ты должен сделать свой священный концерт", и так и произошло", - говорит Беллсон, добавляя: " The Sacred Music of Louie Bellson" сочетает в себе симфонию, биг-бэнд и хор, а " The Jazz Ballet" основан на обетах святого супружества..."
Беллсон неоднократно принимал участие в джазовых фестивалях, в том числе в Лас-Вегасе (1962), в Японии (World Jazz Festival, 1964). Кроме чисто джазовых композиций Бэлсон написал также музыку для балета (1962) и для совместного проекта джазового и симфонического оркестров.
5 декабря 1971 года он принял участие в концерте памяти барабанщика Фрэнка Кинга (Frank King) в лондонском Queen Elizabeth Hall. В этом трибьют-шоу также приняли участие Бадди Рич (Buddy Rich) и британский барабанщик Кенни Клэр (Kenny Clare). Оркестром руководили ирландский тромбонист Бобби Лэмб (Bobby Lamb) и американский тромбонист Рэймонд Премру (Raymond Premru). Несколько лет спустя Рич (которого часто называют величайшим барабанщиком мира) сделал Беллсону комплимент, попросив его возглавить его группу на гастролях, пока он (Рич) был временно нетрудоспособен из-за травмы спины. Беллсон согласился.
Он продолжал активно работать, возглавляя биг-бэнды (разные на Восточном и Западном побережьях), собирая комбо для записи альбомов, проводя мастерклассы для молодых барабанщиков и сочиняя новую музыку. Беллсон много записывался для Roulette (начало 60-х), Concord, Pablo и Music Masters.
Как автор он опубликовал более десятка книг о барабанах и перкуссии. Вместе со своим биографом он работал над книгой, посвященной его карьере и носящей то же название, что и одна из его композиций, "Skin Deep". Кроме того, " The London Suite" (записанная на его альбоме LOUIE IN LONDON) была исполнена в Hollywood Pilgrimage Bowl перед рекордно большой аудиторией. Произведение, состоящее из трех частей, включает хоровую часть, в которой 12-голосный хор исполняет тексты песен, написанные Беллсоном. Первая часть - зажигательная "Carnaby Street", написанная группой совместно с Джеком Хейсом (Jack Hayes).
В 1987 году на съезде Общества ударных искусств в Вашингтоне Беллсон и Гарольд Фарберман исполнили крупное оркестровое произведение под названием " Concerto for Jazz Drummer and Full Orchestra" - первое произведение, когда-либо написанное специально для джазового барабанщика и полного симфонического оркестра. Эта работа была записана Борнмутским симфоническим оркестром в Англии и выпущена шведским лейблом BIS. Его последней записью стал альбом LOUIE & CLARK EXPEDITION 2, созданный совместно с Кларком Терри (Clark Terry) и его биг бендом.
14 февраля 2009 года Беллсон умер в возрасте 84 лет от осложнений после перелома бедра, полученного в декабре 2008 года, и болезни Паркинсона. Он похоронен рядом со своим отцом на кладбище Риверсайд, Молин, штат Иллинойс.
Преподавание
На протяжении всей своей карьеры Беллсон был известен тем, что проводил семинары по игре на барабанах и управлению оркестрами в средних школах, колледжах и в музыкальных магазинах.
Беллсон поддерживал плотный график семинаров и выступлений как с биг-бэндами, так и с небольшими группами в колледжах, клубах и концертных залах. В промежутках он продолжал записываться и сочинять, в результате чего выпустил более 100 альбомов и создал более 300 композиций. Дебютная запись Беллсона на лейбле Telarc, Louie Bellson AND HIS BIG BAND: LIVE FROM NEW YORK была выпущена в июне 1994 года. Он также создал новую барабанную технологию для компании Remo, вице-президентом которой он являлся.
В 1985 году Беллсон получил почетную степень доктора гуманитарных наук в Университете Северного Иллинойса. По состоянию на 2005 год, среди прочих видов исполнительской деятельности, Беллсон приезжал в свой родной город Рок-Фоллс, штат Иллинойс, каждый июль на Louie Bellson Heritage Days, выходные в его честь, близкие к его дню рождения 6 июля, с приемами, музыкальными уроками и другими выступлениями Беллсона. На мероприятии 2004 года, посвященном его 80-летию, Беллсон сказал: "Я не настолько стар; мне 40 в этой ноге и 40 в другой". Он отмечал свой день рождения каждый год в River Music Experience в Давенпорте, штат Айова.
Он был удивительно ловким, демонстрирующим замечательный контроль над своими руками и наиболее технически совершенным барабанщиком, когда-либо игравшим джаз. Чрезвычайно востребованный учитель, он пользовался глубоким уважением у своих товарищей-музыкантов. Во время гастролей он не брезговал останавливать в бесплатных приютах и никогда не отказывался дать бесплатное шоу.
На сцене он был захватывающим и будоражащим воображение исполнителем. Не ограничивал роль ударных инструментов созданием свинговой пульсации и ритмических напряжений, тяготел к звуковысотному, регистровому и тембровому варьированию, активной тематической разработке. Нередко использовал приемы контрапунктической техники и полиритмии.
Он популяризировал набор с двумя басовыми барабанами с особым педальным устройством для игры на них, но в отличие от своих последователей использовал их в более логической, свободной от трюкачества манере. За кулисами он был тихим, искренним и застенчивым человеком и стал одним из самых любимых музыкантов в джазе. Период его работы у Эллингтона считается самым "свинговым" в истории эллингтоновского оркестра. Будучи "белым" музыкантом, внёс весомый вклад в развитие традиций негритянского хот-джаза.
Награды и почести
В 1985 Беллсон был включен в Залы славы журнала Modern Drummer в 1985 году и Общества ударных искусств (Percussive Arts Society Halls of Fame) в 1978 году. В 1977 году Йельский университет назвал его стипендиатом Дюка Эллингтона. В 1985 году он получил почетную докторскую степень от Университета Северного Иллинойса. Свой оригинальный концерт - Tomus I, II, III - он исполнил с Вашингтонским гражданским симфоническим оркестром в историческом зале Конституции в 1993 году. Сочетание полного симфонического оркестра, ансамбля биг-бэндов и 80-голосного хора, "Tomus" - это совместная работа над музыкой Беллсона и текстами его покойной жены Перл Бейли. Беллсон был девятикратным номинантом премии Grammy.
В январе 1994 года Беллсон получил премию NEA Jazz Masters Award от Национального фонда искусств и был назван выдающимся ударником биг бендов эры свинга и пост-свинга. Как один из трех лауреатов, он был отмечен председателем NEA Джейн Александер, которая сказала: "Эти колоссальные таланты помогли написать историю джаза в Америке".
Личная жизнь
19 ноября 1952 года Беллсон женился в Лондоне на американской актрисе и певице Перл Бейли (Pearl Bailey). В середине 1950-х годов Беллсон и Бейли усыновили сына Тони и дочь Ди-Ди (родилась 20 апреля 1960 года). После смерти Бейли в 1990 году Беллсон женился на Франсин Райт (Francine Wright) в сентябре 1992 года. Райт, получившая образование физика и инженера в Массачусетском технологическом институте, стала его менеджером. Их союз продлился до его смерти. Ди Ди Беллсон умерла 4 июля 2009 года в возрасте 49 лет, не дожив пяти месяцев до смерти своего отца.