Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Kenny Barron / Кенни Бэррон

Американский джазовый пианист, участвовавший в сотнях записей в качестве лидера и второго плана и считающийся одним из самых влиятельных пианистов мейнстрим-джаза со времен бибопа.

В 2010 Национальный фонд искусств (The National Endowment for the Arts) присвоил Бэррону почётное звание Мастер Джаза (Jazz Master), что является наивысшей наградой в США в области джаза. Кенни Бэррон обладает непревзойденной способностью завораживать слушателей своей элегантной игрой, чувственными мелодиями и заразительными ритмами. Газета Los Angeles Times назвала его "одним из лучших джазовых пианистов мира", а Jazz Weekly - "самым лиричным пианистом нашего времени".

Филадельфия - родина многих великих музыкантов, в том числе одного из бесспорных мастеров джазового фортепиано: Кенни Бэррона. Кенни младший брат тенор саксофониста Билла Бэрона (Bill Barron, 1927–1989). В детстве начал изучать пианино и уже в 12 лет начал выступать профессионально. В 1957 году в возрасте 14 лет с помощью брата ему удалось получить место в R&B группе Мэла Мелвина (Mel Melvin). Затем Кенни заинтересовался джазом.

В 1959 году, ещё не окончив школу, он уже играл в группе барабанщика Филли Джо Джонса (Philly Joe Jones), выступал с Джимми Хисом (Jimmy Health). В 1960 году в Детройте вышел на сцену с флейтистом и саксофонистом Юсефом Латифом (Yusef Lateef). В 1961 году в 19 лет Бэррон перебрался в Нью-Йорк, где фрилансил с Ройем Хайнсем (Roy Haynes), Ли Морганом (Lee Morgan) и своим братом-саксофонистом Биллом Бэрроном (Bill Barron).

Одно из его выступлений в клубе Five Spot услышал Джеймс Муди (James Moody) и пригласил в свой состав. В 1962 по рекомендации Муди Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) без предварительного прослушивания взял Бэррона в состав своего джазтета (Dizzy Gillespie Jazztet), в котором Кенни сменил за клавишами Лало Шифрина (Lalo Shifrin). Во время работы с Диззи Бэррон проникся любовью к латине и ритмам с островов карибского бассейна. "Чему я научился, работая с Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie)? — переспросил Кенни одного из журналистов. — Для меня, в мои 19 лет, это был колоссальный опыт. Всему я научился! …Когда я стал у него работать, мне было просто страшно, потому что это был человек, которого я в детстве в Филадельфии слушал по радио!.." Правда, записей этот состав не оставил. Сотрудничество с Гиллеспи, в течение которого они много гастролировали по США и Европе, продолжалось в течение пяти лет до 1966.

В дальнейшем Бэррон недолго выступал со Стенли Таррентайном (Stanley Turrentine), а затем два года (1967-1969) работал с Фредди Хаббардом (Freddie Hubbard), далее с Милтом Джексоном (Milt Jackson) и Бадди Ричем (Buddy Rich).

В начале 70-х начался период сотрудничества с Юсефом Латифом (Yusef Lateef) (1971-1975), который, по словам Кенни, оказал ключевую роль в формировании его подхода к импровизации. Именно Латиф убедил Бэррона в необходимости получения образования и Кенни приходилось делить время между выступлениями и учёбой в Empire State College, в котором он получил степень бакалавра по музыке в 1978 году.

В этот период Бэррон зарекомендовал себя в двух ипостасях - в качестве композитора и преподавателя. В 1973 Баррон вошёл в преподавательский состав Rutgers University в качестве профессора музыки на пост главы музыкального отделения. Эту должность он занимал более двадцати пяти лет вплоть до 2000. В числе его учеников были такие молодые тогда таланты как Девид Санчез (David Sanchez), Теренс Бланшар (Terence Blanchard), Реджина Белл (Regina Bell).

В 1974 Кенни сделал запись своего первого альбома в качестве лидера для лейбла Muse под названием SUNSET TO DAWN. Этот альбом стал первым из более чем 40 записей в качестве лидера. В этом же 1974 он стал участником секстета Бадди Рича (Buddy Rich).

С 1976 по 1980 он плодотворно сотрудничал с Роном Картером (Ron Carter), после чего создал трио, в состав которого вошли Бастер Уилльямс (Buster Williams) и Бен Райли (Ben Riley). Этот коллектив плодотворно сотрудничал с Эдди "Локджо" Девисом (Eddie Lockjaw” Davis), Эдди Харрисом (Eddie Harris), Сонни Ститтом (Sonny Stitt) и Гарри "Свит" Эдисоном (Harry “Sweets” Edison).

В течение 80-х Бэррон продолжил заниматься преподавательской деятельностью, писал музыку. В этот период началось сотрудничество с великим тенор саксофонистом Стэном Гетцем (Stan Getz). Кенни гастролировал с квартетом Гетца и принял участие в записи нескольких легендарных альбомов, до сих пор пользующихся большой популярностью, включая SERENITY (Emarcy, 1987), ANNIVERSARY (Emarcy, 1987), BOSSAS & BALLADS – THE LOST SESSIONS (записан 28 марта 1989 для A&M Records и выпущен в 2003) и номинировавшийся на премию Grammy двойной диск PEOPLE TIME (1992).

Вместе с бывшими участниками квартета Телониуса Монка (Thelonius Monk): Чарли Роузом (Charlie Rouse), Бастером Уилльямсом (Buster Williams) и Беном Райли (Ben Riley) Бэррон создал группу Sphere, которая сфокусировалась на исполнении музыки Монка и оригинальных композициях, вдохновлённых его творчеством. Этот коллектив записал ряд интересных альбомов для лейбла Polygram, включая FOUR FOR ALL и Bird SONGS, но смерть тенор-саксофониста Чарли Роуза (Charlie Rouse) привела к остановке деятельности коллектива.

После 15-летнего перерыва место Роуза занял саксофонист Гари Бартц (Gary Bartz) и в 1998 группа в обновлённом составе сделала новую запись для лейбла Verve Records. Кроме того, Бэррон записывался с Френком Уэссом (Frank Wess) и другими.

Работая с такими вокалистами, как Джуди Нимак (Judy Niemack), Сатима Би Бенджамин (Sathima Bea Benjamin) и Тереза Брюер (Teresa Brewer), Кенни показал, что он очень тонкий аккомпаниатор.

Сольные записи для Verve Records привели Бэррона к девяти номинациям на премию Grammy. Помимо альбома PEOPLE TIME, записанного с Гетцем в 1992 году, на Grammy номинировались созданный под впечатлением бразильской музыки диск SAMBAO (1993) и FREEFALL в 2002 году. Другими номинантами были альбомы SPIRIT SONG (2000), дуэтная запись с контрабасистом Чарли Хэйденом (Charlie Haden) NIGHT AND THE CITY (1996) и записанный в трио с Хейденом и барабанщиком Ройем Хейнсом (Roy Haynes) WANTON SPIRIT (1994). Отдельно необходимо отметить, что упомянутые три работы выдвигались на Grammy сразу в двух номинациях каждый – на лучший джазовый альбом и на лучшее джазовое сольное исполнение.

Его диск CANTA BRASIL (Universal France) был записан Бэрроном с Trio de Paz на фестивале оригинального бразильского джаза. Критики JazzIz Magazine включили его в список десяти лучших альбомов 2003 года (Critics Choice Top Ten). Его работа IMAGES (2004, Universal France) является сюитой, созданной по заказу The Wharton Center при Michigan State University, на которой представлен неоднократный Grammy номинант – вибрафонист Стефон Харрис (Stefon Harris). В октябре 2005 года в свет вышел долгожданный сиквел его трио в составе с Рэем Драммондом (Ray Drummond) и Беном Райли (Ben Riley) - THE PERFECT SET, LIVE AT BRADLEY’S, PART TWO (Universal France/Sunnyside).

25 лет Бэррон преподавал фортепиано и гармонию клавишных в Rutgers University в New Jersey. В последнее время он преподавал в Juilliard School of Music. В числе его студентов были Ёрл МакДональд (Earl MacDonald), Гарри Пикенс (Harry Pickens) и Аарон Паркс (Aaron Parks).

В 2000-е годы он записал четыре альбома с Classical Jazz Quartet — ансамблем, который специально для исполнения джазовых версий академической классики (Чайковский, Бах, Рахменинов) совместно создали Бэррон, вибрафонист Стефон Харрис (Stefon Harris), басист Рон Картер (Ron Carter) и барабанщик Льюис Нэш (Lewis Nash).

В 2005 году он стал обладателем награды за достижения MAC Lifetime Achievement Award.

Весной 2008 года Бэррон выпустил альбом THE TRAVELER (Universal France) - опьяняющее сочетание любимых мелодий Баррона, положенных на стихи, дополненный недавно созданными композициями. Для своей первой записи с использованием вокала Бэррон пригласил ударника Грэди Тэйта (Grady Tate) (который для этого особого выступления отбросил свои барабанные палочки), обладательницу награды Tony вокалистку Энн Хемптон Келлоуэй (Ann Hampton Calloway) и молодую феноменальную исполнительницу, победительницу международного джазового конкурса имени Телониуса Монка (Thelonious Monk International Competition for Jazz) Гретчен Парлато (Gretchen Parlato). Также в записи приняли участие африканский гитарист из Бенина Лайнел Луэке (Lionel Loueké), барабанщик Франциско Мела (Francisco Mela) (который добавил кубинского привкуса в вокальные номера), альт саксофонист Стиви Уилсон (Steve Wilson) и драйвовый басист Кийоши Китагава (Kiyoshi Kitagawa).

В 2009 году он получил награду Living Legacy Award от Mid-Atlantic Arts Foundation. Его имя было введено в зал славы американского джаза (American Jazz Hall of Fame). В этом же 2009 году Бэррон был избран членом Американской академии искусств и наук (American Academy of Arts and Sciences).

В 2009 году на Venus Records вышла следующая запись Бэррона — альбом MINOR BLUES, записанная в излюбленном формате Кенни — трио с контрабасистом Джорджем Мразом (George Mraz) и барабанщиком Беном Райли (Ben Riley).

В мае 2010 года он удостоился звания почётного доктора престижного музыкального колледжа Беркли (Berklee College of Music) вместе с певицей/песенницей африканского происхождения Анжеликой Киджо (Angelique Kidjo), испанским гитаристом Пако де Лусия (Paco de Lucia) и дуэтом авторов песен Леоном Хаффом (Leon Huff) и Кеннетом Гэмблом (Kenneth Gamble). А в 2013 году получил эту же степень в своей альма-матер SUNY Empire State. В 2012 Бэррон был удостоен награды за достижения в течение всей жизни (Lifetime Achievement Award), которая была сделана знаменитым испанским керамистом Лладро (Lladro).

 В 2013 вышел альбом нового проекта Кенни — ансамбля Kenny Barron & The Brazilian Knights, в котором пианист вместе с ансамблем из шести музыкантов из Бразилии (среди которых — прославленный трубач Клаудио Родити (Claudio Roditi)) делом доказал свою любовь к бразильской музыке, заявленную ещё в 1993 на альбоме SAMBAO.

Результатом вдохновляющей встречи двух музыкальных умов – Бэррона и басиста Дэйва Холланда (Dave Holland), стал дуэтный проект, который был издан на лейбле Impulse / Universal Records в 2014 году, за которым последовал их совместный тур.

На протяжении успешной музыкальной карьеры Бэррон неоднократно назывался лучшим исполнителем по результатам опросов как критиков, так и читателей таких джазовых изданий как Downbeat, Jazz Times и Jazziz. Он шестикратный обладатель звания Лучшего пианиста (Best Pianist) от ассоциации джазовых журналистов (Jazz Journalists Association).

Хотя Бэррон имеет высокий статус и пользуется огромным уважением среди музыкантов, появляясь в ритм-секции во множестве групп на ещё большем множестве альбомов, наибольший вклад в развитие джазовой культуры он, всё же, внёс как композитор и преподаватель.

13:03