Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Herb Ellis / Херб Эллис

Американский джазовый гитарист, работавший в основном в стилях swing, bebop, cool jazz, west coast jazz.

Возможно, наибольшую известность он получил благодаря участию в трио пианиста Оскара Питерсона (Oscar Peterson). Кроме того, Эллис был превосходным студийным музыкантом, о котором критик Скотт Яноу (Scott Yanow) писал, как о "превосходном боп-ориентированном гитаристе с лёгким отзвуком кантри в его саунде".

Херб Эллис рос в пригороде Далласа в семье Марты (Martha) (в девичестве Kennedy) и Клиффорда Эллисов (Clifford Ellis). С раннего детства он играл на гармонике и банджо. В восемь или девять лет он услышал по радио выступление Джорджа Барнса (George Barnes) на электрогитаре. Это произвело на него сильное впечатление и он переключился на гитару, практикуясь на ней всё свободное время. К 1939, когда Эллис становится учащимся North Texas State College, он оказывается под влиянием новатора гитары Чарли Крисчиана (Charlie Christian), чьи соло и композиции внесли большой вклад в известность оркестра Бенни Гудмена (Benny Goodman) в 1939-1941. Гитара Крисчиана с электронным усилением и его соло на одной струне навсегда изменили джазовую гитару. Его сильно ритмичная игра часто упускалась из вида критиками и была недооценена другими исполнителями, но только не Эллисом.

Как вспоминал сам Эллис: "Когда я впервые услышал Чарли Крисчиана (Charlie Christian), я подумал, что он на самом деле не так и крут, потому что я чувствовал, что могу сыграть быстрее чем он. Затем, прослушав его ещё несколько раз, я был по-настоящему впечатлён, и я осознал, что скорость - это отнюдь не всё. Я был расстроен и убрал подальше гитару, сказав себе, что больше никогда не буду играть. Но на следующий день, я вытащил инструмент и начал пытаться играть как Чарли".

В юношеские годы на него также оказали влияние Джанго Рейнхардт (Django Reinhardt) и Фредди Грин (Freddie Green). Сам он называл самоучитель по игре на гитаре, написанный Джорджем Ван Эпсом (George Van Eps), как также повлиявший на него в ранний период. В стенах North Texas State Эллис изучает контрабас, так как в то время в этом университете не было программы по изучению гитары. Вместе с ним там же проходят обучение такие будущие джазовые знаменитости как Джимми Джуффри (Jimmy Giuffre), с которым он жил в одной комнате, композитор и трубач Джин Роланд (Gene Roland) и басист Гарри Бабасин (Harry Babasin). Из-за отсутствия финансовых возможностей Эллис в 1941 был вынужден бросить учёбу в колледже и присоединиться к оркестру исполнителей из University of Kansas, с которыми он играл следующие шесть месяцев, после чего отправился в Kansas City, где был признан негодным к службе в армии ввиду шумов в сердце. Именно здесь его стиль формируется окончательно.

Он выступает в различных клубах. Одним из его партнёров становится восходящая звезда джаза Чарли Паркер (Charlie Parker) с его пред-боповым стилем. В 1944 большие танцевальные оркестры были ещё в моде, когда Эллис присоединился к Глену Грэю (Glen Gray) и The Casa Loma Orchestra. Здесь он встречает пианиста Лу Картера (Lou Carter), с которым в 1945 переходит в более популярный оркестр Джимми Дорси (Jimmy Dorsey). Вскоре к этому оркестру присоединяется басист и скрипач Джонни Фриго (Johnny Frigo). Эллис остаётся с Дорси до 1947, много записывается и играет в танцевальных залах и кинотеатрах. Затем в его жизни произошёл поворот, который навсегда изменил карьеру Эллиса.

Как рассказал пианист Лу Картер (Lou Carter) в одном из интервью в 1996: "У оркестра Дорси в расписании образовался шестинедельный пробел. Мы втроём играли некоторое время вместе в биг бенде. К этому времени Джонни Фриго (Johnny Frigo) уже покинул состав, и он был знаком с владельцем Peter Stuyvesant Hotel в Buffalo. Мы отправились туда и играли там шесть месяцев. Так родилось трио Soft Winds".

Soft Winds было элегантным музыкальным трио родственных душ, созданным по примеру трио Нэта Кинг Коула (Nat King Cole). Эллис, Картер и Фриго, который до этого лишь изредка играл на скрипке, отложил свой бас в сторону и стал, пожалуй, ведущим джазовым скрипачом в последующие годы, разработал довольно устойчивый вокальный и джазовый стиль для трио. Звучание этого коллектива иногда сравнивают с более популярным трио Пейджа Кавано (Page Cavanaugh), коммерчески успешной группой, которая один раз неуверенно сыграла вместе с Winds на концерте. Soft Winds оставались вместе до 1953, так и не получив той степени популярности и успеха, которого их музыкальность, без сомнения, заслуживала. Их записи для Majestic содержали аранжировки, в которых инструменты звучали в унисон с вокалом, часто игнорируя свингующий, со вкусом джаз, который они предлагали на своих концертных выступлениях. "Мы играли шесть вечеров в неделю и практиковали пять дней в неделю" – заявляли Эллис и Картер, чтобы развивать их напоминающие фуги, контрапунктические основные аранжировки.

Частым посетителем выступлений в Buffalo был пианист Оскар Питерсон (Oscar Peterson), который приезжал по воскресным вечерам, так как не мог выступать со своим трио в Toronto из-за ограничений, связанных с "синим законом" ("blue laws"). "Синий закон", который ещё называют "воскресным законом", был принят во многих странах Европы, в Австралии, США и Канаде. По этому закону были запрещены многие виды деятельности в воскресенье, который считается днём отдыха. Изначально он был связан с религиозными верованиями, но позднее во многих странах был принят и на законодательном уровне. В некоторых исламских государствах он исполняется в пятницу. В частности, в Канаде, где выступал Оскар Питерсон (Oscar Peterson), этот закон с 1906 запрещал любые транзакции, связанные с ведением бизнеса. В Торонто в 1950 на референдуме было принято решение разрешить только командные профессиональные выступления в этот день. Театральные постановки, кинотеатры и скачки были запрещены вплоть до 1960. В 1985 этот закон был признан неконституционным.

Когда Фриго решил покинуть состав, трио распалось. В это же время из трио Питерсона ушёл гитарист Барни Кессел (Barney Kessel) и пианист предложил место гитариста Эллису. С 1953 по 1958 новый состав трио Оскара Питерсона (Oscar Peterson) вписало своё имя в историю джаза множеством выступлений в концертных залах, ночных клубах и студиях звукозаписи. Этот состав, в который входил и всемирно известный басист Рэй Браун (Ray Brown), стал, возможно, наиболее востребованным, наиболее записываемым и наиболее восхваляемым критиками коллективом того периода. Как написал критик Скотт Яноу (Scott Yanow) в All-Music Guide to Jazz группа "была одним из величайших фортепианных трио всех времён. Никогда ещё у Питерсона не было таких музыкантов, аккомпанировавших ему, которые могли играть с пианистом приблизительно на равных и тем самым постоянно вдохновлять его. И в отличие от большинства трио, группа Питерсона исполняла много аранжированных отрывков, которые требовали постоянных репетиций и частенько были просто ослепительны".

Канадский музыкант и ди джей Дон Уорнер (Don Warner) часто рассказывал истории об этих трёх великих музыкантах, подталкивающих друг друга на концертных выступлениях, что позволяло им поддерживать их музыку всегда свежей и свингующей. Как вспоминал Эллис об этом периоде: "Это был, по всей видимости, ярчайший период в моей карьере играть с этими парнями – они были лучшими исполнителями на своих инструментах. У нас было множество действительно сложных аранжировок. Оскар писал очень сложные вещи для нас. И мы должны были всё это запоминать. Оскар был настоящим умственным гигантом, знаете, и он никогда ничего не забывал. Он дал мне как-то материал для исполнения, и я сказал: "Я не могу сыграть это, Оскар" Он сказал: "Да, ты сможешь; я знаю, как сложно ты можешь играть". Я начинал репетировать и, конечно же, он каждый раз оказывался прав".

В дополнение к их великолепным концертным и записанным работам как трио Оскара Питерсона (Oscar Peterson), этот коллектив служил виртуальной ритм секцией для студийных записей лейбла Verve, принадлежавшего Норману Гранцу (Norman Granz). Они создавали поддержку таким артистам, как тенор саксофонисты Бен Уэбстер (Ben Webster) и Стэн Гетц (Stan Getz), трубачам Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), Рой Элдридж (Roy Eldridge) и Свитс Эдисон (Harry "Sweets" Edison), и другим джазовым звёздам. С ударником Бадди Ричем (Buddy Rich) стали аккомпанирующим составом для записи альбомов популярного дуэта Эллы Фитцджеральд (Ella Fitzgerald) и Луи Армстронга (Louis Armstrong). Они также были одними из основных артистов на концертах в рамках знаменитой серии Jazz at the Philharmonic, охватывая джазовый мир постоянными выступлениями в Соединённых Штатах и Европе. Гитарист записывал и собственные диски, включая один из его самых любимых NOTHING BUT THE BLUES (1957) для лейбла Verve. Эллис покинул трио Питерсона в ноябре 1958. Питерсон так и не смог найти ему достойную замену и вместо гитариста в его трио появился ударник Эд Тигпен (Ed Thigpen). За время работы в трио, Херб Эллис выпустил несколько сольных альбомов: ELLIS IN WONDERLAND, ELLIS MEETS GIUFFRE, NOTHING BUT THE BLUES и THANK YOU, Charlie Christian. В 1956 он женится на Патти Гахаган (Patti Gahagan). У них родились Кари (Kari) и Митчелл (Mitchell). В 1959 и 1960 Эллис гастролирует с несравненной Эллой Фитцджеральд (Ella Fitzgerald) и недолго с Джули Лондон (Julie London), актрисой и вокалисткой, попавшей в списки популярности с песней "Cry Me A River".

Устав от бесконечных гастролей, Эллис поселяется в районе Лос-Анджелеса. Здесь начинает долгий период работы в кино индустрии, звукозаписывающих и телевизионных студиях. В числе телевизионных передач, в которых Эллис был ведущим исполнителем, были шoу Steve Allen, Regis Philbin, Danny Kaye, Red Skelton, Joey Bishop, Della Reese и Merv Griffin. Об этом периоде критик Леонард Фезер (Leonard Feather) писал в журнале Down Beat: "Филбин имел наиболее джаз-ориентированную группу на своём шоу…, под управлением Терри Гиббса (Terry Gibbs). На самом деле она состояла полностью из джазовых музыкантов, [включая] гитариста Эллиса, единственного удержавшегося из шоу Аллена, и по-прежнему одного из величайших свингующих исполнителей любого десятилетия". Эллис также принял участие в создании звуковых дорожек к бесчисленному количеству фильмов в этот период жизни в Лос-Анджелесе.

Ближе к концу 60-х Эллис получает некоторые дополнительные возможности продемонстрировать свои джазовые навыки игры ещё полнее. В 1970 Эллис предпринял рискованное начинание, на которое отваживались лишь самые крепкие артисты. Он объединил свои усилия с другими ведущими гитаристами в серии выступлений в формате дуэтов, сначала с Джо Пассом (Joe Pass) и Барни Кесселом (Barney Kessel), а позднее в формате гитарного трио. Эллис, Барни Кессел (Barney Kessel) и Чарли Бёрд (Charlie Byrd) стали The Great Guitars. В этих различных конфигурациях Эллис широко концертирует и делает записи. Эллис играет на первых трёх записях, выпущенных на престижном джазовом лейбле Concord.

В течение двадцати лет Эллис выпускает более тридцати только сольных альбомов на таких лейблах, как Justice, Concord, Pablo, Verve, Columbia Records. В начале 80-х Эллис перебрался в Арканзас, где поселился в городке Фэйрфилд. Музыкант собирался несколько отдохнуть от активной деятельности, которую он вёл на западном побережье, однако у него это получилось не вполне. Он организовывал и проводил мастер-классы, занимался организацией сейшинов и джазовых фестивалей в Арканзасе и этим заслужил в 1993 звание посла Арканзаса в его путешествиях по США и за пределами страны. Наряду с этим, музыкант вместе с Рэйем Брауном (Ray Brown) и Монти Александром (Monty Alexander) создал группу Triple Threat, которая существовала до середины 90-х.

В 1988 Эллис даёт несколько уроков игры на гитаре художнику-мультипликатору и создателю "The Far Side" Гари Ларсону (Gary Larson). В ответ иллюстратор создал обложку для альбома DOGGIN' AROUND (Concord, 1988), записанный Эллисом с басистом Рэдом Митчеллом (Red Mitchell). Позднее он объединяется с гитаристами Фредди Грином (Freddie Green), участником ритм секции оркестра Каунта Бейси (Count Basie), и Лауриндо Алмейдой (Laurindo Almeida), выходцем из оркестра Стэна Кентона (Stan Kenton), который соединял джаз и мир симфонической музыки. В дополнение, Эллис записывает альбомы с басистом Рэйем Брауном (Ray Brown), саксофонистом Джимми Джуффри (Jimmy Giuffre), скрипачом Стаффом Смитом (Stuff Smith), легендой тенор саксофона Колменом Хоукинсом (Coleman Hawkins), группой The Dukes Of Dixieland, плюс посвящение его ментору "Hello, Charlie Christian". Кроме того, он записывает обучающее видео. Эллис продолжает выступать в основном на избранных джазовых вечерах и фестивалях.

После 37-летних отношений с гитарой фирмы Gibson, он получил в дар собственную модель Gibson Herb Ellis ES165. "Я люблю играть" - заметил Эллис, и часто выступал как свободный музыкант, собирая по случаю группы из свингующих приятелей. Одно особое событие состоялось в ноябре 1995 во время джазового круиза. Здесь произошло воссоединение Soft Winds – с Фриго, теперь играющим исключительно на скрипке, и басистом Китером Беттсом (Keter Betts). "Никто из нас не играл вместе более 40 лет, - рассказывал Китер. – Мы вышли на сцену круизного лайнера "Norway" безо всяких репетиций и свинговали так, что все повыскакивали из своей обуви!" В те времена, когда музыканты играли вместе, по крайней мере две композиции пользовались умеренной популярностью, и продолжают исполняться и сейчас: "I Told Ya I Love Ya, Now Get Out!" и "Detour Ahead".

В своей книге "The Jazz Guitarists" Stan Britt просуммировал вклад Эллиса: "На протяжении всех его музыкальных начинаний – в записях или других формах – Эллис уверенно демонстрирует твёрдое постоянство и продолжительную приверженность, что делает его настоящей легендой среди гитаристов". И в 1992 во время проведения слепого теста ("Blind-fold Test") журналом Down Beat кумир гитары Лэс Пол (Les Paul) так отреагировал на запись Эллиса/Пасса: "Здесь у вас Джо Пасс (Joe Pass) собственной персоной, и он может хорошенько ошеломить вас… И такие же вещи мог сделать и Херб Эллис. Если вы не свингуете, он мог заставить вас свинговать. Из этой целой кучи парней, которые играли на гитарах с полым корпусом на первое место я бы поставил, думаю, Херба Эллиса, он обладал наибольшим драйвом". В 1990 он записывается для лейбла Justice и в этом же году он получает премию Grammy за THE LEGENDARY Oscar Peterson TRIO LIVE AT THE BLUE NOTE.

В 1994 его имя вводят в джазовый зал славы Арканзаса (Arkansas Jazz Hall of Fame). Документальный фильм "Music In the Key of Oscar" (1995) представил оригинальное трио Питерсона, Брауна и Эллиса, снова выступающих вместе спустя несколько десятилетий. Эллис, которому исполнилось 74, довольно убедительно исполняет блюзовое соло в теме "Caravan" из репертуара Дюка Эллингтона (Duke Ellington), и даёт интервью. 15 ноября 1997 он получает почётную докторскую степень от University of North Texas College of Music. В 1999 делает записи для лейбла Acoustic Music. Лучшие годы творческой деятельности Херба Эллиса пришлись на его работу в трио Оскара Питерсона (Oscar Peterson) и после этого музыкант не изобретал ничего нового, продолжая работать в одном, навсегда выбранном, стиле. "Эллис всегда демонстрировал марку подлинного класса, не теряя самоконтроля от зажигательных ритмов Питерсона, поддерживая логическую и мелодическую форму основной темы в своих соло вне зависимости от предлагаемой скорости. Но он также был великолепным ритм-гитаристом, чьи аккорды позади партнёров увеличивали динамичность, вместе с тем, не мешая основной теме".

После борьбы с болезнью Альцгеймера Херб Эллис умирает в возрасте 88 в своём доме в Лос-Анджелесе утром 28 марта 2010.

В своей исполнительской манере Эллис постоянно демонстрировал глубокую близость к блюзу и отражал полное понимание работ Чарли Крисчиана (Charlie Christian). Играя с другими музыкантами, Эллис старался установить наивысшие стандарты качества, которым не каждый из его коллег по цеху мог соответствовать. Эти качества в полной мере раскрылись в его работах с Оскаром Питерсоном (Oscar Peterson), который после этого крайне редко соглашался играть с другими гитаристами. Его исполнительское мастерство как солиста находится выше всяких похвал, а блюзовая основа его музыки является источником постоянного восхищения.

11:39