Frank Morgan / Френк Морган
Американский джазовый саксофонист, игравший на альт и сопрано саксофонах. Известен как последователь Чарли Паркера, исполняя баллады и играя в стиле бибоп.
Творчество джазового саксофониста Френка Моргана очень удачно было описано Ларри Бинбаумом (Larry Bimbaum) всего одним словом в журнале Down Beat: "Соблазнение". "Лиричный, совершенный, бесстыдно романтичный, его альт поёт сладкую песню сирен, оживляя бессловесные мелодии волнующей поэзией триумфа победы и горечи поражения, наслаждения и желания. Его сбалансированные, свободные, ваяемые линии говорят, что он опытный мастер". "Он - виртуоз, который делает доступными глубочайшие чувства" - прокомментировал Эрик Пули (Eric Pooley) в Нью-Йорке. "Через свой инструмент он поёт шокирующе интимные песни о любовных потерях и победах, о безвозвратно потерянных годах, об обманутой смерти, вернувшейся, чтобы уровнять счёт". Считающийся одним из величайших джазовых саксофонистов всех времён, Морган является бибоп артистом поколения 50-х, который возродил популярность бибопа в 90-х.
До того, как в 1985 Морган решил посвятить свою жизнь музыке, он занимался воровством и мошенничеством для того, чтобы заработать на наркотики, что сделало его звездой тюремных музыкальных коллективов. В течение нескольких десятилетий его альт звучал в многочисленных исправительных заведениях, включая тюрьмы San Quentin, San Luis, Chino и Obisbo. В 80-х, когда во многих СМИ его называли не иначе как новое джазовое открытие, Морган появился в новостном шоу CBS Sunday Morning и в таких журналах, как "Newsweek" и "Time", и в книге "One Person Can Make A Difference".
При поддержке его жены, Розалинды (Rosalinda), он записал девять альбомов, несмотря на суматоху в личной жизни и шумиху в СМИ. "Именно моя жена спасла мою жизнь - сказал Морган Бирнбауму. - Она поддержала меня и сказала: "Если ты любишь меня и хочешь быть со мной, тогда играй на своём саксофоне и хватит ходить по тюрьмам".
Первым инструментом Моргана была гитара, а первым учителем был его отец – бибоп гитарист Стенли Морган (Stanley Morgan), игравший с Чарли Паркером (Charlie Parker), а позже возглавивший Ink Spots. Мать Моргана, Джеральдина (Geraldine), подарила Френку жизнь в 14 лет, когда была ученицей школы в Minneapolis. "Мой отец рассказывал мне, что играл на гитаре рядом с животом беременной мамы, - вспоминал Морган в интервью Зену Стюарту (Zan Stewart) для журнала "Down Beat". - Позднее он практиковал возле моей кроватки. Свои первые уроки игры на гитаре я получил, когда мне было три года".
До шести лет Морган воспитывался бабушкой по материнской линии и прабабушкой. Затем его отправили к бабушке по отцовской линии, которую он называл "Mama Coot", в Milwaukee, Wisconsin. Так как его родители между выступлениями жили в Detroit, Френк иногда ненадолго приезжал к ним. Один незабываемый выходной день семилетний Франк провёл со своим отцом и испытал настоящий восторг от выступления альт саксофониста Чарли Паркера (Charlie Parker) в Paradise Theater в составе группы Джея МакШенна (Jay McShann). За кулисами он попросил Паркера дать ему несколько советов по поводу игры на альт саксофоне. На следующий день Френк встретился с Паркером в музыкальном магазине, где Морган хотел приобрести альт саксофон, но Паркер посоветовал начать с кларнета.
Вот так Морган оставил свою гитару и купил рекомендованный Паркером кларнет, более подходящий детям по распальцовке. Свой первый саксофон он приобрёл через три года. К 14 годам он освоил альт саксофон в достаточной мере, чтобы повторять соло Паркера. Однажды бабушка застала подростка за курением марихуаны и сразу же отправила Франка к отцу в Лос-Анджелес.
В 1947 после переезда в Лос-Анжелес Морган продолжил изучение альт саксофона в школе Jefferson High у того же преподавателя, который обучал Декстера Гордона (Dexter Gordon), Уорделла Грэя (Wardell Gray) и Дона Черри (Don Cherry). Он начинал на саксофоне как последователь идей Чарли Паркера, затем стал ближе к интерпретациям своего современника с Западного побережья Арта Пеппера (Art Pepper), с которым его роднят острые акцентированные звуки, фрагментированные соло и немного вздорная, эпизодическая подача. Однажды Морган сказал американскому критику Френсис Девис (Francis Davis), что "... для меня мастерство не столь важно, сколько связи" и всегда отстаивал свои убеждения с терпением, изобретательностью, широкой тональной палитрой, но без особых фейерверков.
В 1948 его отец Стенли (Stanley Morgan) начал выступать в клубе Casablanca. Он брал Френка на дневные выступления по воскресеньям в безалкогольном заведении Crystal Tearoom. Таким образом, Морган получил возможность играть музыку в стиле Паркера с Декстером Гордоном (Dexter Gordon), Уорделом Грэем (Wardell Gray) и другими молодыми исполнителями, которые часто посещали эти сессии. В 15 лет Френку даже предложили место Джонни Ходжеса (Johnny Hodges) в оркестре Дюка Эллингтона (Duke Ellington), но его отец посчитал, что Френк ещё слишком молод для поездок. Взамен Морган получил место в оркестре, игравшем в Club Alabam, и в его составе аккомпанировал таким гастролировавшим звёздам, как Билли Холидей (Billie Holiday) и Джозефин Бейкер (Josephine Baker).
Продолжая учёбу в Jefferson High School, днём он играл в школьном Jefferson Big Band, через который прошли такие звёзды джаза как Арт Фармер (Art Farmer), Эд Тигпен (Ed Thigpen), Чико Хемильтон (Chico Hamilton), Сонни Крисс (Sonny Criss) и Декстер Гордон (Dexter Gordon). Морган, выступая по вечерам в клубе, начал употреблять героин. Когда в 1952 в Лос-Анджелес прикатил его идол Чарли Паркер (Charlie Parker), Морган встретился с Паркером - который также употреблял этот наркотик - и думал, что тот будет рад узнать, что и Франк имеет ту же зависимость. Сначала Паркер прочёл целую лекцию, ругался, кричал и просил парня не следовать его примеру. Но когда Морган предложил ему пол унции препарата, Паркер с радостью взял его. "Я всегда буду задаваться вопросом, - признался Морган Пули (Pooley), - что было бы, если бы он смыл героин в туалет".
В этот же период Френк одержал победу в телевизионном конкурсе молодых талантов, и в качестве приза получил возможность участвовать в записи композиции "Over the Rainbow" с оркестром Фредди Мартина (Freddy Martin) с аранжировками Рэя Конниффа (Ray Conniff) с вокалистом Мервом Гриффином (Merv Griffin). В конечном счёте, всё это приводит к получению места в оркестре Лайнела Хемптона (Lionel Hampton). Но его первый арест в 1953 не дал ему возможность войти в состав квинтета с Клиффордом Брауном (Clifford Brown) и Максом Роучем (Max Roach) (это место сначала занял Гарольд Лэнд (Harold Land), а позже Сонни Роллинс (Sonny Rollins)). В этот период Френку всё же удаётся сделать записи в качестве сайдмена с такими артистами, как Рэй Чарльз (Ray Charles), Тедди Чарльз (Teddy Charles) (1953), Кенни Кларк (Kenny Clarke) (1954) и другими. В 1954 Морган принял участие в сессии с Уайлд Билл Девисом (Wild Bill Davis) и Конте Кандоли (Conte Candoli), участвует во второй сессии с Кондоли, Уолдером Грэем (Wardell Gray), Лероем Виннегаром (Leroy Vinnegar) и другими. Эти записи были объединены и выпущены в 1955 как первый альбом Моргана INTRODUCING FRANK MORGAN на GNP Crescendo Record Co.
К 1955 - году, когда умер Паркер - Морган был серьёзным наркоманом с первым арестом за наркотики за плечами. Несмотря на выпуск дебютного альбома, он уже встал на курс воровства и жульничества, что, в конечном счёте, в 1962 приводит его к тюремному сроку в San Quentin. В тюрьме он играет в составе небольшого комбо, в составе которого играл другой заключённый - саксофонист Арт Пеппер (Art Pepper), для которого это был уже не первый срок за хранение и употребление наркотиков. Морган освободился в 1967, но в общей сложности он проведёт в тюрьмах более 30 лет.
В 1977 Морган женился на судебном патолого-анатоме, но через год брак распался. В 1978 во время короткого перерыва между тюремными сроками он встретил Розалинду Колб (Rosalinda Kolb). Художница и модель Колб жила с Морганом до 1980, пока в один прекрасный день он не потратил на наркотики деньги, предназначенные для ремонта тормозов автомобиля. Когда этим же вечером их машина – а Морган был за рулём - чуть не вылетела с обрыва утёса, Колб оставила саксофониста. Хотя она периодически возвращалась к Моргану, но к 1985 их отношения были полностью закончены.
Несмотря на то, что он долго отсутствовал на джазовой сцене, он всё же продолжал играть (в основном, конечно же, в тюрьме). Во внешний джазовый мир Морган возвращается в середине 80-х и поражает аудиторию своим бодрым паркеровским стилем. Ему было уже за 50, когда он записывает свой второй альбом EASY LIVING, на котором новому поколению поклонников он представил свой искрящийся бибоп. Дело было так: весной 1985 один из руководителей Fantasy Records позвонил Колб и попросил её помочь разыскать Моргана, чтобы подписать с ним контракт на запись. Вот так Морган, который вышел из тюрьмы в апреле, в июне записал на Contemporary Records диск EASY LIVING.
21 сентября 1986 он выступил на Monterey Jazz Festival и отказался исполнить роль Чарли Паркера (Charlie Parker) в фильме Клинта Иствуда (Clint Eastwood) "Bird" (роль была отдана Форесту Уитакеру (Forest Whitaker)). Он даже успел появиться на телевизионном шоу Simon and Simon, где представил свой альбом перед камерами. Но вскоре вернулся в тюрьму за употребление наркотиков в нарушение условий досрочного освобождения. Ещё до освобождения из последнего тюремного заключения 7 декабря 1986 его отношения с Колб снова наладились; в 1988 они поженились.
Дальнейшие записи и гастрольные поездки закрепили за ним репутацию одного из ведущих бибоп альтистов современности. В конце 1986 руководство звукозаписывающей компании потребовало, чтобы он переехал в Нью-Йорк, чтобы они могли присматривать за ним. В Нью-Йорке карьера саксофониста расцвела с новой силой. В декабре 1986 с шумным успехом он впервые выступил в "Village Vanguard". Он появился на обложках нескольких журналов, включая "People", и в постановке "Prison-Made Tuxedos" - полу автобиографическом музыкальном представлении, основанном на историях тех дней, когда он был тюремной суперзвездой. Постановка включала выступление квартета Моргана (в составе с Ронни Метьюсом (Ronnie Mathews), Уолтером Букером (Walter Booker) и Виктором Льюисом (Victor Lewis)). В течение 80-х он выпустил хорошо воспринятые альбомы: LAMENT, BEBOP LIVES!, DOUBLE IMAGE, MAJOR CHANGES и YARDBIRD SUITE.
В 1988 в интервью Стену Вулли (Stan Woolley) для журнала Jazz Journal International Морган заявил, что он был "...одним из старых пуристов и гордится этим". Морган смог успешно избавится от проблем, которые отняли у него большую часть творческой жизни, и в его выступлениях и записях отчётливо слышно осознание того, сколь много он потерял. В этом же интервью он, говоря о настоящем и будущем джаза, отметил: "Мне просто нужно больше времени, чтобы всё в себя впитать".
В 1989 появился диск REFLECTIONS, а MOOD INDIGO, выпущенный на новом лейбле Моргана Antilles в 1990, достиг №4 в джазовых списках популярности журнала "Billboard". К выходу A LOVESOME THING в 1991, Морган впервые за много лет смог наладить свои отношения с жизнью. Программа применения метадона и посещения вечерних заседаний Narcotics Anonymous оказали успешное воздействие. Хотя Морган и перестал употреблять героин, метадон он принимал ежедневно.
Явный талант Моргана расположил к нему многих музыкальных критиков. "Альт саксофонист Френк Морган - редкость среди джазовых музыкантов: виртуоз, который не стыдится втянуть своих слушателей в мир глубочайших чувств… Морган способен к демонстрации ослепительного музыкального изящества - написал Девид Гроган (David Grogan) в журнале People. - Он демонстрирует свои лучшие качества при исполнении знакомых мелодий и ласкает каждую ноту с нежностью, которая заставит даже самую пресытившуюся душу впасть в обморок".
"Он также играет на альт саксофоне лучше, чем какой-либо живущий человек" - написал Дениел Окрент (Daniel Okrent) в Esquire. И Девил Гейтс (David Gates) дал свою оценку на страницах Newsweek: "Его игра, конечно, походит на [Чарли Паркера]. Но он чаще делает паузы для акцентирования на отдельных нотах и наслаждения чистой структурой звука... Паркер был новатором, который играл на саксофоне; Морган - саксофонист".
HighNote Records выпускает три альбома, созданных на материале, записанном за три вечера выступлений в клубе Jazz Standard в Нью-Йорке в ноябре 2003. В 2004 Морган выступает на Charlie Parker Jazz Festival в Tompkins Square Park. В конце 2005 он перебирается в родной Миннеаполис, в 2006 принимает участие в Twin Cities Hot Summer Jazz Festival. Играет в дуэте с Ронни Метьюсом (Ronnie Mathews) в Dakota Jazz Club в Миннеаполисе, и с Джорджем Кейблсом (George Cables) в клубе Artists' Quarter в St. Paul. В 2006 Морган также выступает на East Coast Jazz Festival в Вашингтоне, и играет на Западном побережье в клубах Yoshi и Catalina. Его последнее выступление в Миннеаполисе, в котором также приняли участие Грейс Келли (Grace Kelly), Ирв Уилльямс (Irv Williams) и Питер Шимке (Peter Schimke), состоялось в Дакоте 1 июля 2007. Незадолго до смерти он предпринял первое турне по Европе. В числе его последних работ можно назвать TRIBUTE TO CHARLIE PARKER (2003), CITY NIGHTS: LIVE AT THE JAZZ STANDARD (2004), RAISING THE STANDARD (2005) и NIGHT IN THE LIFE: LIVE AT THE JAZZ STATION (2007).
Френк Морган умер в Миннеаполисе в пятницу 14 декабря 2007 от осложнений, вызванных раком прямой кишки за два дня до своего 74-го дня рождения. Похоронная служба с участием членов его семьи и выступлением Ирва Уилльямса (Irv Williams) прошла в клубе Artists' Quarter в воскресенье 23 декабря.
Редактор "New York Times" Питер Кипньюс (Peter Keepnews) написал, что Франк Морган был "ведущей фигурой джазового возрождения конца 80-х, живого напоминания стойкости бибопа". В статье для "JazzTimes" Девид Френклин (David Franklin) описал Моргана как обладателя "сладкого, певучего тона" и хвалил его "тонкое использование динамических контрастов" и "зрелой самоуверенности", которая дополнила его "юное изобилие". "The Penguin Guide to Jazz on CD" назвал Моргана "страстным импровизатором", который "организует свои соло мелодичным, очень логическим способом". Сравнивая Моргана и Арта Пеппера (Art Pepper), Си Майкл Бейли (C. Michael Bailey) написал, что "оба обладали красивым мятным тоном сухого льда в начале их карьеры, и оба были непревзойдёнными интерпретаторами баллад", и что Морган показал "почему бибоп всё ещё имеет такое значение". Автор Майкл Коннелли (Michael Connelly) стал сопродюсером документального фильма о Моргане "Sound of Redemption: The Frank Morgan Story", режиссёра Эн.Си. Хейкина (N.C. Heikin), мировая премьера которого состоялась на кинофестивале в Лос-Анджелесе 14 июня 2014. На следующий день состоялся памятный концерт в The Grammy Museum, с участием Джорджа Кейблса (George Cables), Рона Картера (Ron Carter), Марка Гросса (Mark Gross), Грейс Келли (Grace Kelly) и Рой МаКёрди (Roy McCurdy).
Морган объяснил Бирнбауму причины, которые мотивировали его к возрождению как музыканта: "У меня есть предназначение, работа, которую необходимо сделать. Для меня очевидно, что сила более великая, чем я сам, спасла меня от самого себя, таким образом, чтобы я смог сделать то, что я делаю теперь…. Чем больше хороших отзывов, они пишут обо [мне], тем сильнее я буду практиковать и сильнее я буду пытаться стать лучшим человеком. Только для того, чтобы быть лучшим Френком Морганом, которым я только могу быть".