Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Franco Ambrosetti / Франко Амброзетти

Швейцарский джазовый трубач, флюгельгорнист и композитор.

Франко получил классическое образование по классу фортепиано, которое изучал 8 лет, но с 17 лет, вдохновленный музыкой Фредди Хаббарда (Freddie Hubbard) и Майлза Девиса (Miles Davis), сам научился играть на трубе. Его отец – Флавио (Flavio), был альт-саксофонистом, руководителем оркестра и пионером стиля bebop на европейской джазовой сцене в 1940-х. Он даже играл несколько сессий с Чарли Паркером (Charlie Parker).

Он дебютировал в Риме в 1961 с квинтетом Романо Муссолини (Romano Mussolini), ведущего итальянского пианиста. Год спустя он поступил в Цюрихский университет, затем переехал в Базель, где в конце концов получил степень магистра экономики. В это время он также работал профессиональным музыкантом, руководя своими собственными группами в основном в Цюрихе и Милане. С 1963 по 1970 Франко играл в квинтете своего отца, в котором также участвовали Джордж Гранц (George Gruntz) и Даниэл Хумайр (Daniel Humair). В сотрудничестве с Гранцом Амброзетти написал такие превосходные композиции, как "Pistrophallorus", "Epitaph For A Friend", "Close Encounter", "Gin And Pentatonic", "Blues For Ursulk" (Now "Transfiguration") и т.д.

С 1962 по 1966 он выступил почти на всех европейских фестивалях - Comblain la Tour, Сан-Ремо, Пори, Варшава, Прага, Стокгольм, Цюрих, Лугано, Милан, Париж, Болонья и др. - и записал два альбома в качестве лидера и солиста. В это время он также работал с такими музыкантами, как Гато Барбьери (Gato Barbieri), Дэниел Хумайр (Daniel Humair), Джордж Гранц (George Gruntz), Кенни Кларк (Kenny Clarke), Джордж Джойнер (George Joyner), Пьер Фавр (Pierre Favre), Декстер Гордон (Dexter Gordon), Джонни Гриффин (Johnny Griffin), Бенни Голсон (Benny Golson), Вуди Шоу (Woody Shaw), Луи Хейс (Louis Hayes), Сэм Джонс (Sam Jones), Дональд Берд (Donald Bird) и многими другими.

В Милане (Италия), где он играл, у него была возможность играть во многих джаз-клубах, таких как Intra’s Derby Club, в котором начинали свои карьеры многие европейские артисты нашего времени. Джаз был важной частью программы, что дало Амброзетти возможность встретиться и играть с ведущими итальянскими музыкантами, такими как Франко Черри (Franco Cerri), Энрико Интра (Enrico Intra), Джорджио Аццолини (Giorgio Azzolini), Франко Д’Андреа (Franco D’Andrea), Р. Дино Пьяна (R Dino Piana), Джанни Бассо (Gianni Basso), Оскар Вальдамбрини (Oscar Valdambrini), Ренато Селлани (Renato Sellani), Энцо Янначчи (Enzo Jannacci) и другими.

В 1966 Амброзетти получил первый приз в международном джазовом конкурсе, проходившем в Вене под председательством Фридриха Гулды (Mr. Friedrich Gulda), одного из самых выдающихся исполнителей классической и джазовой музыки прошлого века. В состав жюри входили Кэннонболл Эддерли (Cannonball Adderley), Арт Фармер (Art Farmer), Джей Джей Джонсон (Jay Jay Johnson), Джо Завинул (Joe Zawinul), Рон Картер (Ron Carter) и Мэл Льюис (Mel Lewis). В конкурсе приняли участие около 500 музыкантов со всего мира, в том числе Мирослав Витоус (Miroslav Vitous), Эдди Дэниелс (Eddie Daniels), Фриц Пауэр (Fritz Pauer), Рэнди Брекер (Randy Brecker), Клаудио Родити (Claudio Roditi), Ян Хаммер (Jan Hammer), Иоахим Куэн (Joachim Kuehn), Джордж Мраз (George Mraz) и др.

Международное освещение в СМИ и невероятная аудитория этого события внезапно подняли Франко Амброзетти в число лучших европейских исполнителей, тем самым открыв двери для международной карьеры.

В 1967 он дебютировал в США, где его видели на сцене Monterey Jazz Festival с квинтетом своего отца и Жаном-Люком Понти (Jean-Luc Ponty). Франко много работал на радио и телевидении, объездил с гастролями практически все европейские страны.

В 70-х он сосредоточился на своем квартете, играя с другими швейцарскими музыкантами, такими как Джордж Гранц (рiano), Даниэль Хумайр (drums) и несколькими басистами, среди которых Рон Мэтьюсон (Ron Mathewson), Дж. Ф. Дженни Кларк (J.F.Jenny Clarke) или Генри Тексье (Henry Texier). Он также продолжал руководить другими группами (The Swiss Leaders) как в Швейцарии, так и в Италии. За это время он выступал в качестве лидера или специального гостя почти на всех основных европейских фестивалях: JazzFest в Берлине (с Арни Лоуренсом (Arnie Lawrence) в 1977 и с Майклом Брекером (Michael Brecker) и Хэлом Гальпером (Hal Galper) в 1978), Montreux Jazz Festival (1970/1979), Umbria Jazz (1975), Camden Festival (1978) и многих других.

Франко Амброзетти был одним из основателей Концертного джазового оркестра Джорджа Гранца (George Gruntz Concert Jazz Band) (ранее “The Band”), созданного в 1972, а также младшим музыкальным директором до 1985. Он участвовал в нескольких европейских и американских турах и до сих пор с энтузиазмом сотрудничает с проектом, с которым записал немало достойных хард-бопопых альбомов для лейбла Enja, лишь несколько из них заслужили внимание специалистов и любителей. Амброзетти является автором музыки ко множеству телевизионных фильмов, включая фильм "Die Reise" немецкого режиссёра Маркуса Инхофа (Markus Inhof).

В 1974 он осуществил специальный проект с Джорджем Гранцем (George Gruntz), записав альбом TRUMPET MACHINE, выпущенный MPS с участием Вуди Шоу (Woody Shaw), Джона Фаддиса (Jon Faddis), Палле Миккельборга (Palle Mikkelborg), Кенни Уилера (Kenny Wheeler), Майка Зверина (Mike Zwerin) и другими.

1979 был удачным, поскольку Франко Амброзетти присоединился к ENJA, ведущей международной звукозаписывающей компании, расположенной в Германии, с которой с тех пор записывается исключительно. После успешного первого альбома CLOSE ENCOUNTER, Франко выпустил с ENJA ещё 14 альбомов.

В течение 80-х и 90-х он успешно продолжал свою деятельность, участвуя в бесчисленных телешоу, радиопрограммах и фестивалях, записывая большинство своих проектов в Нью-Йорке. В это время он также выступал в качестве лидера с различными группами в джаз-клубах Нью-Йорка: Blue Note, Visiones, Sweet Basil, Bradleys, Birdland среди прочих и играл с такими музыкантами, как Кенни Бэррон (Kenny Barron), Дадо Морони (Dado Moroni), Марвин Смитти Смит (Marvin Smitty Smith), Виктор Льюис (Victor Lewis), Ури Кейн (Uri Caine), Симус Блейк (Seamus Blake), Дэвид Санчес (David Sanchez), Айра Коулман (Ira Coleman), Гэри Бартц (Gary Bartz), Питер Вашингтон (Peter Washington) и многие другие.

В 1991 он выступил на гала-вечере, посвященном 700-летию Швейцарской Конфедерации, со своей группой с Джоном Скофилдом (John Scofield) и Джерри Бергонци (Jerry Bergonzi). Продолжая записывать музыку, он выпустил свои новые альбомы LIGHT BREEZE, GRAZIE ITALIA, EUROPEAN LEGACY, LIQUID GARDENS и другие. Его сын Джанлука (Gianluca), саксофонист-сопрано, часто присоединялся к составам Франко и записывался в его проектах, и это действительно сделало Амброзетти единственной семьёй, насчитывающей три поколения активных джазовых музыкантов!

С 2004 он постоянно сотрудничал с басистом Мирославом Витоусом (Miroslav Vitous), выступая в дуэте, трио или квартете в качестве специального гостя. Музыка в высшей степени новаторская, как показано в альбоме Витуса REMEMBERING WEATHER REPORT (ECM). Среди последних событий стоит упомянуть его присутствие в качестве солиста на гала-вечере джазового фестиваля в Монтрё, посвященном 75-летию Куинси Джонса (Quincy Jones).

Сегодня Франко Амброзетти регулярно выступает с Джорджем Гранцем (George Gruntz), Дадо Морони (Dado Moroni), Антонио Фарао (Antonio Farao), Энрико Интра (Enrico Intra) и часто объединяется с трио Ури Кейна (Uri Caine) или в дуэте, а также с симфоническими оркестрами.

Также стоит упомянуть его 25-летнее сотрудничество с Миной (MINA), ведущей итальянской певицей и истинной иконой итальянской музыки, и её сыном Массимилиано Пани (Massimiliano Pani).

Франко записал 26 альбомов в качестве лидера, выступая рядом с такими выдающимися музыкантами, как Майкл Брекер (Michael Brecker), Джон Скофилд (John Scofield), Джери Аллен (Geri Allen), Фил Вудс (Phil Woods), Хэл Гальпер (Hal Galper), Томми Фланаган (Tommy Flanagan), Говард Джонсон (Howard Johnson), Грег Осби (Greg Osby), Стив Коулман (Steve Coleman), Гато Барбьери (Gato Barbieri), Дэйв Холланд (Dave Holland), Джон Аберкромби (John Abercrombie), Мирослав Витоус (Miroslav Vitous), Билли Харт (Billy Hart), Майк Ричмонд (Mike Richmond), Дон Себески (Don Sebesky), Эдди Дэниелс (Eddie Daniels), Рон Картер (Ron Carter), Бастер Уильямс (Buster Williams), Грейди Тейт (Grady Tate), Кенни Бэррон (Kenny Barron), Виктор Льюис (Viktor Lewis), Билли Драммонд (Billy Drummond), Ури Кейн (Uri Caine), Кларенс Пенн (Clarence Penn), Дрю Грасс (Drew Grass) и, конечно же, его друзья Гранц и Хумайр. Он стал специальным гостем более чем в 50 альбомах.

Музыкальная карьера Франко Амброзетти отличается от любой другой джазовой карьеры. Более трёх десятилетий он балансировал между интенсивной профессиональной деятельностью в музыкальной сфере и своей ролью руководителя в семейном бизнесе, который состоит из двух компаний, одной в Италии и одной в Швейцарии. Ambrosetti Industrial Group производила стальные колеса для автомобилей и шасси для самолетов, насчитывая 600 сотрудников. Франко присоединился к семейной компании в 1973 в качестве вице-президента, затем стал генеральным директором, а позже председателем. В 2000 он продал бизнес, чтобы сосредоточиться на своей музыкальной карьере, тем самым увеличив свое присутствие на сцене с 20 концертов в год до 50-60. Более того, он по-прежнему работает в экономической сфере в качестве консультанта и писателя.

Франко Амброзетти более десяти лет женат на театральной актрисе. Она управляет своей собственной компанией. Франко также является автором музыки к нескольким комедиям и драмам таких авторов как Шекспир, Пинтер, Барикко и Ибсен.

Награды:

1966, Vienna (Austria), first prize for trumpet. 1985, Venice (Italy) RAI Radiotelevisione italiana: best European musician 1985. 2004, Paris-Lugano, République Française: Chevalier des Arts et des Lettres.
13:58