Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Clare Fischer / Клер Фишер

Американский клавишник, композитор, аранжировщик и бендлидер. Автор двух стандартов: "Pensativa" и "Morning", Фишер на протяжении всей карьеры проявлял большой интерес к латиноамериканской музыке. В его жилах течёт немецкая, французская, ирландская, шотландская и английская кровь. Своё музыкальное образование он начал в школе с изучения скрипки и тубы. В 7 лет начал брать уроки гармонии на фортепиано. После двух лет изучения фортепиано семья переезжает в Grand Rapids, Michigan. В 12 лет Фишер начинает сочинять классическую музыку и пишет аранжировки для танцевальных оркестров. Во время учёбы в South High School он осваивает виолончель, кларнет и саксофон. Его школьный учитель Гленн Литтон (Glenn Litton) обращает внимание на подростка и, так как семья была не в состоянии платить, даёт ему бесплатные уроки по теории музыки, гармонии и оркестровке. В благодарность Фишер делал оркестровки и переписывал партитуры для него. Кроме того, сам играл в концертном оркестре, получая неоценимый опыт выступлений. В 15 лет Фишер собирает свой первый коллектив, для которого пишет все аранжировки. В 1946 он заканчивает школу и в следующем году становится студентом Michigan State University, где изучает музыкальную композицию и теорию, занимаясь у Оуэна Рида (H. Owen Reed). В колледже его основным инструментом была виолончель. Не обладая необходимыми средствами для изучения фортепиано, Фишер учится играть на нём практически самостоятельно. Позднее он сменит основной инструмент на фортепиано, вторым станет кларнет. В 1951 получает степень бакалавра музыки с отличием. В следующем году его призывают в армию и отправляют в лагерь новобранцев в Fort Leonard Wood, Missouri, где он играет на альт саксофоне в военном оркестре. Службу он заканчивает в должности аранжировщика U.S. Military Academy Band в West Point, N.Y. После службы Фишер возвращается в университет Мичигана и в 1955 получает степень магистра музыки. Фишер поселяется в Detroit, Michigan, где как-то после концерта предлагает свои услуги вокальному квартету The Hi-Lo's. В течение 5 лет он работает пианистом и аранжировщиком в группе. Также он пишет свои первые вокальные аранжировки и записывает несколько альбомов как пианист. Херби Хенкок (Herbie Hancock) как-то отметил, что эти аранжировки оказали на него сильное влияние: "... фактически, когда я послушал the Hi-Lo's, я начал собирать их записи; мои уши открылись. Я смог услышать материал и именно тогда я действительно научился многому из их вокала – как гармонии, которые я использовал в 'Speak Like A Child' – я просто стал в состоянии сделать это. Я в самом деле взял их из аранжировок Клера Фишера для группы the Hi-Lo's. Фишер оказал основное влияние на мою гармоническую концепцию… Он, и Билл Эванс (Bill Evans), и Равель, и Гил Эванс (Gil Evans), в конечном счёте. Теперь вы знаете, откуда это в действительности пришло. Практически во всех гармониях, которые я играю, можно найти отпечатки этих четырёх людей и тех, кто повлиял на них самих". Во время работы с the Hi-Lo's, Фишер пишет аранжировки для записи трубача Дональда Бёрда (Donald Byrd), на которой благодаря изысканному использованию струнной группы и арфы хорошо известные стандарты приобрели новое, меланхолическое качество. Даже несмотря на то, что альбом Бёрда SEPTEMBER AFTERNOON пролежал на полке звукозаписывающей компании 25 лет, Фишеру повезло в том, что трубач проиграл копию Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie). И Гиллеспи попросил Фишера аранжировать его альбом PORTRAIT OF Duke Ellington, который в результате был воспринят очень хорошо. За этой работой в 1960 последовали аранжировки для альбомов виброфониста Кола Тьядера (Cal Tjader) и пианиста Джорджа Ширинга (George Shearing). Его аранжировки часто были довольно сложны и написаны в традициях Гила Эванса (Gil Evans) и Ленни Тристано (Lennie Tristano). Кроме всего прочего, на протяжении следующих восьми лет Фишер пишет музыку для рекламных роликов. Первую запись под собственным именем Фишер делает в 1962 для Pacific Jazz Records: FIRST TIME OUT, SURGING AHEAD, MANTECA и EXTENSION, плюс делает записи с Бадом Шенком (Bud Shank) и Джо Пассом (Joe Pass). Эти ранние записи представляли собой педантичные исследования в области джаза, боса новы и мамбы с гармоническими глубинами Баха, Шостаковича и Стравинского. Все они были хорошо приняты критикой, но коммерчески были не столь успешны. Благодаря таким превосходным композициям, как "Pensativa" и "Morning" Фишер наконец-то заявил о себе как пианист, аранжировщик и композитор. Однако многие его таланты остались не замечены. "Когда бы я ни играл в составе трио, люди говорят: "Фишер многое взял от Билла Эванса (Bill Evans)". Игру которого я никогда не слышал. Для меня музыкальным образцом в то время был Ли Конитц (Lee Konitz). А когда я делал оркестровки записей, это был Гил Эванс (Gil Evans) – аранжировщик, которого я копировал. Я назвал это моим синдромом братьев Эванс". Затем следуют аранжировки для Серджио Мендеса (Sergio Mendes), Уилли Раффа (Willy Ruff) и других. В 60-х снова начинает играть на органе, изучает духовой орган. На органах Hammond B-3 и EX-42 для Pacific принимает участие в записях альбомов Кола Тьядера (Cal Tjader) и Сона Либре (Soña Libre). Несколькими годами позже своё мастерство игры на Yamaha Фишер продемонстрирует в альбомах T'DAAA (1972) и CLARE DECLARES (1977), в котором также использует духовой орган. Соседями Фишера по комнате в Michigan State University были латиноамериканцы, как, впрочем, и друзья из других факультетов. Именно тогда он знакомится с музыкой таких мастеров, как Тито Пуэнте (Tito Puente), Тито Родригез (Tito Rodriguez), Мачито (Machito). Он начинает интересоваться испанским языком и именно на нём защищает свою дипломную работу. Его страсть к музыке была по силе равна любви к языкам. "Средний человек понимает лишь 15 процентов иностранного для него языка. Многим знакомы лишь два-три слова. С музыкой дела обстоят практически так же. Большая часть людей лишь слушают слова песни или обращают внимание на ритм. Я всегда создаю музыку для хороших слушателей, с 65 – 80% понимания музыки. Поэтому с моим вокальным секстетом все песни мы исполняем на оригинальном языке, вне зависимости это немецкий, испанский или японский". В этот период он ещё не играл латин джаз, а просто слушал его. Когда в 1958 он переезжает в Голливуд, он отправляется в East L.A., чтобы играть и изучать эту музыку. Он присоединяется к charanga группе, лидером которой была Модеста Дюран (Modesta Duran). В этот период, слушая записи Элизете Кардозо (Elizete Cardoso), для которой пишет стандарт "Elizete", он увлекается бразильской музыкой. Как утверждают, именно он делает первую запись боса новы в Америке для Кола Тьядера (Cal Tjader). Аннотация к диску иллюстрирует, насколько необычным было то, что Фишер пытался заставить людей танцевать под что-нибудь другое, кроме твиста. "Прошлой весной меня представили друзьям басиста Ральфа Пена (Ralph Peña) [...] он рассказывал нам о новой музыке, исполняемой в Бразилии под названием 'Bossa Nova', что можно перевести со сленга, как "новое занятие по душе" или "новая склонность". [...] Ритм был таким заразительным, что хоть обычно я много не танцую, я не смог удержаться и протанцевал несколько часов подряд". (Cal Tjader Plays The Contemporary Music Of Mexico And Brazil, 1962) Так как Фишер создал семью, он воздержался от европейских гастролей, которые могли сделать его известным. В 60-х он много работает в студиях Калифорнии в качестве пианиста, пишет музыку для кино и телевизионной рекламы. На собственном опыте он познал, что зачастую в студии продюсер является наихудшим врагом музыканта. "Они всегда хотят, чтобы ты сделал что-нибудь ещё, кроме того, в чём ты и так хорош. Часто меня просили сыграть как пианист Джо Сэмпл (Joe Sample) из группы The Crusaders. С большими затруднениями я делал то, о чём меня просили, но чувствовал себя ужасно от этого. Однажды я работал в студии с Сэмплом. Во время перерыва он подошёл ко мне и к моему великому удивлению сказал: "Хочу рассказать тебе о том, что меня действительно выводит из себя. Каждый раз, когда я прихожу на запись, они просят меня сделать что-нибудь из того, что делаешь ты!". В 1975 после 10 лет студийной работы и артистически успешных, но малоизвестных сольных записей, Фишер избирает новое направление. Как Херби Хенкок (Herbie Hancock) и Чик Кориа (Chick Corea) он становится одним из пионеров электронных клавишных, и в этом качестве присоединяется к группе виброфониста Кола Тьядера (Cal Tjader). Воссоединение с Тьядером придаёт новый импульс любви Фишера к латиноамериканской музыке. Он собирает собственную группу Salsa Picante с латиноамериканскими музыкантами, которая демонстрирует большой эклектизм в музыкальных стилях. Позднее добавляется вокальная группа 2+2. Стравинский смешивается с буги-вуги, кантри с музыкой эпохи ренессанса. ALONE TOGETHER (1980) - сольный фортепианный альбом был записан с использованием великолепного гамбургского Steinway. Он был записан для Hans Georg Brunner-Schwer и немецкой компании MPS Records. Записи Фишера для MPS были переизданы Discovery Records. В 1981 альбом Clare Fischer & SALSA PICANTE PRESENT 2+2 получает премию Grammy. Затем были записаны AND SOMETIMES VOICES (1982). CRAZY BIRD (1985) был записан с инструментальной группой, а FREE FALL (1986) с вокальной группой. FREE FALL был номинирован на премию Grammy в трёх категориях, и выиграл как "Лучший джазовый альбом вокального дуэта или группы". В 1999 Motor Music из Гамбурга выпустила диск LATIN PATTERNS с 24 битовым ремастерингом лучших композиций из четырёх дисков, записанных для MPS Records. В 70-х Фишер пишет оркестровые "подсластители" для р-н-б групп. Сын брата Фишера – Андре Фишер (André Fischer) играл на ударных в группе Rufus с вокалисткой Чака Хан (Chaka Khan). "Очевидно, аранжировки, которые я делал для их записей были оценены по достоинству, и в последующие годы меня приглашали практически исключительной темнокожие артисты". В числе артистов, работавших с Фишером, были The Jacksons, Ёрл Клу (Earl Klugh), The Debarges, Shot-gun и Atlantic Star. Его стены украшены золотыми и платиновыми дисками с этими записями, номинациями на Grammy Award, и наградой заслуженного деятеля N.A.R.A.S. MVP Awards, полученной в 1985. Слава Фишера как аранжировщика упрочилась ещё больше после того, как его начали приглашать такие музыканты, как Пол МакКартни (Paul McCartney), Prince, Селин Дион (Celine Dion) и Роберт Палмер (Robert Palmer). "Я был удивлён, что мои аранжировки сейчас рассматриваются как необходимое условие для того, чтобы альбом стал хитовым". В 1983 классический концертный артист Richard Stoltzman поручает ему написать симфоническую работу, основанную на композициях (Duke Ellington) и (Billy Strayhorn). В результате "The Duke, Swee'pea and Me" 11,5-минутная оркестровая работа была исполнена симфоническим оркестром и Stoltzman на кларнете во многих концертных залах мира. С 1985 Фишер пишет оркестровые аранжировки для Prince. Некоторые были использованы в альбомах, некоторые в таких фильмах, как "Under The Cherry Moon" (первая работа в кино), "Graffiti Bridge" и в фильме режиссёра Спайка Ли (Spike Lee) "Girl 6". Одна из аранжировок для Prince в изменённом варианте была использована в фильме Batman. Примером сотрудничества Фишера и Prince может служить сингл в среднем темпе в стиле латина джаз "Te Amo Corazon", вышедший в декабре 2005. В дальнейшем Фишер, как джазовый преподаватель выступает с сольными фортепианными концертами, руководит семинарами и даёт мастер классы в университетах и консерваториях Европы и Соединённых Штатов. В 1995 на лейбле Concord Jazz выходит альбом JUST ME, где Фишер играет соло на фортепиано. Его латина-джаз группа и шесть вокалистов теперь называются Clare Fischer & Friends. Диск с их записями вышел на JVC Music в 1997 под названием ROCKIN' IN RHYTHM. Талантливые датские пианисты Кор Баккер (Cor Bakker) и Берт ван ден Бринк (Bert van den Brink) записали альбом DECLARED (1993), который состоит из 9 композиций Фишера. Пятью годами позже записи, сделанные в 1991 и 1997 с The Netherlands Metropole Orchestra под управлением Роба Пронка (Rob Pronk) и Винса Мендозы (Vince Mendoza), были выпущены как THE LATIN SIDE. Другой примечательный диск с участием Фишера – переиздание альбома Арта Пеппера (Art Pepper) TOKYO DEBUT на лейбле Galaxy (1995). Фишер продолжает писать для Prince, Майкла Джексона (Michael Jackson), Эми Грант (Amy Grant), бразильского исполнителя Жоао Джильберто (João Gilberto), Полы Абдул (Paula Abdul), Натали Коул (Natalie Cole), Чаки Хан (Chaka Kahn) и Бренфорда Марсалиса (Branford Marsalis). На деньги от коммерческих проектов Фишер финансирует дорогостоящий оркестр из 20 духовых инструментов "Clare Fischer's Jazz Corps". "Возможно, я умру бедным человеком, но с улыбкой на моём лице" – вот что он любит отвечать по этому поводу. Записи этого оркестра содержит интересную аранжировку "Corcovado" Антонио Карлоса Жобима (Antonio Carlos Jobim). "Смерть моего друга Тома Жобима (Tom Jobim) глубоко тронула меня. Как и мне, ему было 68, и я всё ещё жив. После его смерти мне приснился сон, в котором я с оркестром исполняю его "Corcovado". Только это была не обычная версия, там были такие контргармонические мелодии на басу. Когда я проснулся, я записал всё, что мне приснилось. Это стало "Jobim's In Memoriam", отрывок, который я назвал "Corcovado Fúnebre". Один из последних проектов Фишера под его именем запись с бразильским гитаристом Хелио Дельмиро (Hélio Delmiro) под названием SYMBIOSIS, которая была записана на Clare Fischer Productions, как и записи его Clare Fischer's Jazz Corps. Обе записи доступны на веб сайте http://www.clarefischer.com. Он также записывался для таких лейблов как Pacific Jazz/World Pacific, Revelation, MPS, Concord, Discovery Records, Koch Records, Trend Records. В 2009 Фишер испытал первые проблемы с сердцем, возвращаясь домой на самолёте после семейного сбора в Мичигане. 8 января 2012 после перенесённой операции у него случился сердечный приступ. Он был переведён в отделение реанимации, но 26 января скончался.
11:51