Поиск

Barbara Donald / Барбара Дональд

Barbara Donald / Барбара Дональд
Date of birth (creation):
2 сентября 1942
Place of birth (creation):
Minneapolis, Minnesota, USA
Date of death (dissolution):
23 марта 2013
Place of death (decay):
Olympia, Oregon, USA
Instruments:
Bio:

Американская исполнительница на трубе.

Росла в семье музыкантов-любителей. Уже в 9 лет она играла на корнете, слушая диксиленд, Луи Армстронга (Louis Armstrong) и Бенни Гудмена (Benny Goodman). У Барбары оказались необычные для женщины физические возможности, она быстро перешла к трубе, и её кумирами стали Гарри Джеймс (Harry James), Кэт Андерсон (Cat Anderson) и Мейнард Фергюсон (Maynard Ferguson). Она получила хорошее музыкальное образование по различным духовым инструментам (и, что менее известно, по вокалу). В 1955 родители Барбары переехали в Калифорнию. Доступ в школьный биг бенд был закрыт для неё и ей пришлось сформировать собственную группу. Барбара столкнулась с той же проблемой позже: джазовые биг бенды отказывались прослушивать женщин. Поэтому ей пришлось играть в ритм-н-блюзовых, рок-н-ролльных и танцевальных коллективах.

Короткий визит в Нью-Йорк утвердил Барбару в выборе карьеры. Вернувшись в Лос-Анджелес, она начинает играть с великими джазовыми музыкантами: изучает искусство исполнения бибопа с "Литтл" Бенни Харрисом ("Little" Benny Harris) (который, на самом деле, не такой уж "маленький"; он написал "Ornithology" в соавторстве с Чарли Паркером (Charlie Parker), в 19 лет разделяет эстраду с Декстером Гордоном (Dexter Gordon), Стенли Коуэлл (Stanley Cowell) и Бертом Уилсоном (Bert Wilson). Это очень смело для белой женщины.

Барабра выходит замуж за норвежского пианиста Оле Калмейера (Ole Calmeyer), хотя и ненадолго: в 1964 она знакомится с темнокожим саксофонистом Сонни Симмонсом (Sonny Simmons) и переезжает в Сан-Диего со своим новым наставником, за которого выходит замуж. Это был очень смелый шаг, ведь межрасовые браки были большой редкостью.

Совсем другое образование начинается под его руководством. Симмонс - новатор с очень оригинальными идеями и методами, которые позже стали традиционными в джазе. "Сонни урабатывал меня до смерти. – рассказывала в одном из интервью Барбара. - Его мелодии были очень тяжёлыми. Каждая из них имела свою структуру, с очень жёсткими аккордами. Если вы слушали наши старые записи, то поняли, что мы играем свои вариации - мы просто не придерживались стандартов. Сонни особенно подчёркивал: играй собственные мелодии, будь на вершине ритма, скользи между интервалами. Он не учил меня какой-либо музыкальной технике, а просто кричал: "Играй!" – те чрезвычайно трудные мелодии. И я был так напугана, и я играла! Неожиданно, понимание пришло ко мне". (Barbara Donald в статье Paul DeBarros для "Down Beat").

Хотя позднее она признавала влияние Букер Литтла (Booker Little), всё большую часть своего вдохновения она черпала у саксофонистов, в основном у Джона Колтрейна (John Coltrane) и Эрика Долфи (Eric Dolphy). С 1964 по 1972 Барбара Дональд и Сонни Симмонс (Sonny Simmons) жили, выступали и преодолевали невзгоды вместе. Пара записала несколько альбомов, включая STAYING ON THE WATCH, BURNING SPIRITS, MANHATTAN EGOS и MUSIC FROM THE SPHERES. Их карьера, хоть и выглядела частично хаотичной (не было возможности делать карьеру в Нью-Йорке, регулярно выступать и записываться) и вследствие этого приносила малый доход (несмотря на записи для крупных лейблов, как Contemporary, и появление на легендарном Berkeley Jazz Symposium, они всё равно оставались в "андеграунде" джаза), всё же была блестящей.

Их пара создавала музыку так же цельно, как и другие замечательные пары в джазе – как Элис Колтрейн (Alice Coltrane) и Джон Колтрейн (John Coltrane), Карла Блей (Carla Bley) и Пол Мантлер (Paul Mantler). Считается, что присутствие Барбары способствовало балансу революционных настроений мужа, в то время, когда он метался между традиционным джазом и модерном. Её мощная и многословная, иногда без всяких приукрашиваний исполнительская манера, явно демонстрировавшая совершенный контроль над идиомой бопа, которая так или иначе указывает на пароксизмы характеристик пост-трейновского свободного выражения, была идеальной поддерживающей конструкцией для угловатых тем и импровизаций Сонни Симмонса (Sonny Simmons). BURNING SPIRITS пример впечатляющей телепатической связи и остаётся фирменным знаком музыки Симмонса, и относительный успех альбома во многом обязан её работе.

Жизнь музыкальных легенд, однако, не способствуют стабильной семейной жизни. В ходе полукочевого существования Барбара успела родить двоих детей (Zarak в 1965 и Raïsha в 1972), и в 1972 решает прекратить свою музыкальную карьеру. По настоянию родителей Барбары, они поселились в San Jose и Сонни Симмонс (Sonny Simmons) нашёл дневную работу. Сонни понимал несовместимость жизни музыканта и роли отца, которой он всё же гордился. Тот факт, что он отвернулся от музыки, привёл его к глубокому разочарованию и попыткам избежать депрессии с помощью лекарств. Всё это привело к напряжённости в отношениях между Барбарой и мужем.

Приблизительно в 1978-1979 они предприняли первую попытку перебраться в Лос-Анджелесе. Они приняли участие в нескольких сессиях, но остались незамеченными: у публики, как известно, очень короткая память. Вернувшись в Сан-Хосе, они восстановили свою репутацию известным джем-сейшном в De Anza Hotel. Окончательное решение было принято Барбарой, когда она решила последовать за своим другом Bert Wilson в Olympia, Washington. Вскоре (в начале 1980) она рассталась с Сонни.

Барбара давно стремилась проявить и усовершенствовать свою собственную концепцию. Она сформировала группу Unity из музыкантов штата Вашингтон, включая саксофонистов Гари Хаммона (Gary Hammon) и Картера Джефферсона (Carter Jefferson) - экс-аккомпаниатора Вуди Шоу (Woody Shaw), пианистки Пегги Стерн (Peggy Stern), барабанщика Ирвина Ловилетте (Irvin Lovilette), который стал её новым спутником, и с которым она записала диск THE PAST AND TOMORROWS. На более позднем этапе присоединился басист Майкл Бисио (Michael Bisio). Взяв за основу в основном мэйнстрим материал (хотя такие композиции, как "Raisha’s Dream" глубоко отражают влияние Симмонса), её работы (включая две записи для лейбла Cadence records) звучат свежо и энергично, и помогли получить ей достаточно лояльности. К сожалению, когда позиции группы Unity начали укрепляться, неожиданная смерть Ирвина Ловилетте (Irvin Lovilette) стала сигналом к переменам в судьбе Барбары.

Она отправилась в Нью-Йорк в поисках нового вдохновения, и в 1984 начала сотрудничество с группой Гюнтера Хампела (Gunter Hampel) Galaxy Band. Ей удалось представить группу Unity на Kool Jazz Festival (Irving Plaza, 24 июня 1984, с Картером Джефферсоном (Carter Jefferson), Гари Хаммоном (Gary Hammon), Роном Бёртоном (Ron Burton) на фортепиано, восходящая звезда бас гитары Чарнеттом Моффеттом (Charnett Moffett) и её сын Зарак (Zarak) на ударных). Затем она возвращается в район Seattle. Иногда по особым случаям она возобновляет своё сотрудничество с Сонни Симмонсом (Sonny Simmons). "Чувства" и "магия" – так она описывала в интервью одно из таких событий. И хотя из-за плохого здоровья (она перенесла несколько инсультов) Барбара уже не выступает с 1992, те же самые слова всегда относится к ней. “Она была абсолютно замечательной, - вспоминал перкуссионист Майкл Олсон (Michael Olson). – Я слышал множество трубачей за долгие годы – я играл с Артуро Сандовалем (Arturo Sandoval), который был монстром – но ей было что сказать, и это было настолько глубоким и так отличалось от кого бы то ни было.”

С 1998 она проживала в Puget Sound Healthcare Center, где страдала от нескольких заболеваний, включая рак груди, высокое давление и депрессию. С 2000 она была вынуждена передвигаться на инвалидной коляске. Её внучка Таника Симмонс (Tanica Simmons) так отзывалась о бабушке: "У неё было большое сердце. Если у неё были деньги, она могла поделиться последним долларом". Всего у неё было 5 внуков. В 2011 умирает её дочь Raisha.

“Её тон был просто превосходен, - вспоминал саксофонист Берт Уилсон (Bert Wilson). - Он исходил из её души так, что в нём нашло отражение мастерство величайших трубачей, и она смогла впитать это всё в себя”.

Author of publication:
Панченко Юлик
По всем вопросам пишите личное сообщение пользователю M0p94ok.
13:58
1183