Allen Lowe / Аллен Лоу
Американский композитор, тенор-саксофонист, историк музыки и специалист по реставрации звука, джазовый музыкант с ярко выраженным литературным уклоном. Среди его работ - джазовая адаптация пьесы Георга Бюхнера "Войцек" (послужившей также источником для оперы Альбана Берга), пластинка, посвященная Бертольду Брехту, а также альбом-трибьют Луи Армстронгу. Его знание джаза скрашивается более чем мимолетным интересом к другим творческим дисциплинам, особенно к экспериментальному театру.
Он играет на альт-саксофоне, саксофоне C-мелодии и гитаре и записывался с Джулиусом Хемфиллом (Julius Hemphill), Марком Рибо (Marc Ribot), Розуэллом Раддом (Roswell Rudd), Доном Байроном (Don Byron), Доком Читэмом (Doc Cheatham) и Дэвидом Мюрреем (David Murray). Он также является автором ряда исторических проектов, посвященных американской популярной песне, джазе и блюзе. Лоу вырос в районе парка Массапекуа в Нью-Йорке в конце 1950-х - начале 1960-х (его одноклассником в школе был саксофонист/композитор Филипп Джонстон (Phillip Johnston)). Он начал играть на саксофоне в джазовых и рок группах в 15 лет. В подростковом возрасте свой первый джазовый опыт он получил в легендарном "Sideclub Slugs", находившемся в Нижнем Ист-Сайде, где среди прочих видел выступления групп Орнетта Коулмана (Ornette Coleman) и Чарльза Мингуса (Charles Mingus), не говоря уже о выступлении Луи Армстронга (Louis Armstrong) во Freedomland, примерно в 1964. Примерно в 1968, когда его молодая группа (с гитаристом Джоэлом Перри (Joel Perry)) была приглашена на фестиваль в Bedford Stuyvesant, они открывали концерт перед возвращением Юби Блейка (Eubie Blake).
Лоу бросил Йельскую школу драмы после года обучения на драматурга. Он встретил свою будущую супругу, и они переехали в Бруклин, где Лоу получил степень магистра библиотечных наук (1982) в St. John's University. В 20 лет он периодически выступал с концертами, но не сделал музыку своей профессией. Он писал критические статьи, организовывал фестивали, преподавал историю джаза, а также занимался различными видами деятельности, не связанными с музыкой.
После окончания учебы Лоу и его жена переехали в Нью-Хейвен, где он вернулся к саксофону и стал активно выступать на местной джазовой сцене с басистом Джеффом Фуллером (Jeff Fuller) и барабанщиком Рэем Качински (Ray Kaczynski). Лоу стал больше интересоваться авангардной музыкой и начал сочинять, выступать и записывать новую музыку. Он подружился с несколькими ветеранами эпохи бибопа, такими как Эл Хейг (Al Haig), Кёрли Рассел (Curly Russell), Билл Триглиа (Bill Triglia), Перси Франс (Percy France), Дик Кац (Dick Katz), Дэйв Шильдкаут (Dave Schildkaut) и Томми Поттер (Tommy Potter). Он провёл свободный день с Ленни Тристано (Lenny Tristano) в доме Тристано в Jamaica Estates, стал хорошим другом с Барри Харрисом (Barry Harris) и Бобом Неломсом (Bob Neloms), познакомился с Джаки Бьярдом (Jaki Byard), когда писал для бостонского музыкального издания, и в этом же качестве пережил несколько странных приключений однажды днём в Бостоне с Артом Пеппером (Art Pepper).
В 1983 г. он посвятил себя собственной музыке и начал писать для таких нью-йоркских музыкантов, как Розуэллом Раддом (Roswell Rudd), Дэвидом Мюрреем (David Murray) и Доком Читхэмом (Doc Cheatham), и выступать с ними. Первоначально убеждённый бибоппер, он постепенно всё больше и больше интересовался тем, что тогда называлось "новой музыкой", и начал более активно сочинять, исполнять и записывать музыку в новой идиоме. Он записал свой первый альбом FOR POOR B. B. в 1985, а затем записал серию альбомов с Джулиусом Хемфиллом (Julius Hemphill), Доном Байроном (Don Byron), Лорен Шенберг (Loren Schoenberg), Джимми Неппер (Jimmy Knepper) и Ренди Сэндке (Randy Sandke). Его трибьют Армстронгу MENTAL STRAIN AT DAWN был записан (в основном) вживую в Knitting Factory с его Jack Purvis Memorial Orchestra - названным в честь давно забытого раннего джазового трубача. Записи Лоу получили признание критиков, но относительно эзотерический и индивидуалистический характер его музыки, очевидно, работает против него с коммерческой точки зрения. Он записал несколько сессий для Enja Records и Music & Arts (с Беном Голдбергом (Ben Goldberg), Ренди Сэндке (Randy Sandke), Розуэллом Раддом (Roswell Rudd)).
В 1990 Лоу начал работать с мэром Нью-Хейвена и стал директором Jazz New Haven, ежегодного бесплатного фестиваля. Он руководил фестивалем в течение трёх лет, приглашая таких музыкантов, как Тони Уильямс (Tony Williams), Макс Роуч (Max Roach), Джаки Бьярд (Jaki Byard), Тито Пуэнте (Tito Puente), Фредди Хаббард (Freddie Hubbard), Джо Ловано (Joe Lovano), Рэнди Брекер (Randy Brecker), Рэй Барретто (Ray Barretto) и Джеймс Муди (James Moody).
В 1996 Лоу переехал в South Portland Maine. Там для него, как для джазового музыканта, было мало работы, никакого интереса к его музыке, а на местной сцене преобладали фолк, ретро-инди-рок и люди в возрасте до 30 лет. Он снова начал сочинять и сам научился реставрации звука. В этот период он написал четыре книги: "American Pop from Minstrel to Mojo" (обзор американской музыки с 1896 по 1946 с набором из девяти CD), "That Devilin 'Tune: A Jazz History 1900-1950" (вышла в издательстве Music and Arts с набором из 36 CD), "God Didn't Like It: Electric Hillbillies, Singing Preachers and The Beginning of Rock and Roll, 1950-1970" и "Really the Blues? A Blues History, 1893–1959" (с набором из 36 CD). К книгам прилагались комплекты компакт-дисков, мастерингом которых занимался Лоу. Он начал заниматься реставрацией аудио для Rhino Records, Shout Records, Rykodisc, Sony и Venus Records. Он делал мастеринг для радиосериала Майкла Файнштейна (Michael Feinstein) о музыке Джорджа Гершвина (George Gershwin) и для девятидискового сборника American Pop from Minstrel to Mojo: On Record, 1893-1946 (он также является автором сопроводительной книги). Лоу также был аудио- и историческим консультантом документального фильма Кена Бернса для общественного телевидения «Джаз», а также для Терри Гросса (Terry Gross).
Лоу читал лекции по музыкальным темам и вёл дискуссии в Институте джазовых исследований Рутгерса и на ежегодной конференции EMP Pop в Сиэтле, штат Вашингтон. Он читал лекции по истории американской музыки для Информационного агентства США в Европе. Его книга "Devilin 'Tune" использовалась на курсах в Гарварде и Йельском университете, а записи о нём появились в "New Grove Dictionary of Jazz" и "The Penguin Guide to Jazz on Compact Disc". О нём есть глава в книге Фрэнсиса Дэвиса (Francis Davis) "Bebop and Nothingness".
Примерно в 2001 Лоу снова начал играть и записывать музыку на гитаре и альт-саксофоне. В 2007 он записал "Jews in Hell: Radical Jewish Acculturation" с Мэтью Шиппом (Matthew Shipp), Льюисом Портером (Lewis Porter), Рэнди Сандке (Randy Sandke), Марком Рибо (Marc Ribot), Скоттом Робинсоном (Scott Robinson) и Эрин Маккаун (Erin Mckeown). Смесь джаза, панк-рока и музыки с американскими корнями, она не получила большого внимания на национальном уровне, но получила высокую оценку таких людей, как Энтони Брэкстон (Anthony Braxton). "Аллен Лоу - великий писатель. Это деревенская музыка, но она транснациональная. Аллен Лоу - один из немногих музыкантов, которые сегодня делают что-то новое. Он традиция. Я большой поклонник Аллена Лоу, и я думаю, что как музыкант и учёный, он очень важен, и я думаю, что его глубоко неправильно понимают, потому что он не ненавидит себя", и это привело к включению Лоу в книгу под названием "Jazz Jews" (Майк Гербер (Mike Gerber), Five Leaves Publications), в котором было сказано, что Лоу "извлекает самые душевные звуки из синтезатора со времен Стива Уандера, сочиняет эмбиент-вызывающие воспоминания инструментальные композиции и песни с народными текстами, которые остаются в памяти, как у Боба Дилана, Вуди Гатри, Мозе Эллисона (Mose Allison) или Лу Рида".
Неудобная встреча в 2008 с Винтоном Марсалисом (Wynton Marsalis) привела к переизданию книги "Really the Blues? A Blues History 1893-1959", а также к записи проекта и концерту в Нью-Йорке его собственной музыки, основанной на блюзе и различных связанных с ним формах. В прошлом году он записывался с Мэтью Шиппом (Matthew Shipp), Марком Риботом (Marc Ribot), Льюисом Портером (Lewis Porter), Рэнди Сандке (Randy Sandke) и Розуэллом Раддом (Roswell Rudd), а в последнее время репетирует с новой группой из Портленда, играющей блюз и его различные вариации, которые затрагивают госпел и другие формы уличной музыки.
В 2021 году Лоу был признан лучшим артистом года по версии Jazz Times Readers' Poll.