Ahmad Jamal / Ахмад Джамал
Американский джазовый пианист, композитор и педагог.
Один из нескольких пианистов 50-х, которые не звучали как Бад Пауэлл (Bud Powell). Его использование музыкального пространства, его способность постепенно увеличивать и снижать громкость звучания своего трио, и блестящее использование напряжённых и спокойных звуковых полотен всегда были чрезвычайно оригинальными. Он смог удивить Майлза Дэвиса (Miles Davis) (который использовал некоторые композиции Джамала в своём репертуаре и настойчиво утверждал, что Ред Гарланд (Red Garland) звучит как Джамал). По мнению американского музыкального критика Стенли Крауча (Stanley Crouch) Джамал вторая по важности фигура, оказавшая громаднейшее влияние на развитие джаза после 1945 после Чарли Паркера (Charlie Parker).
Возможно, Ахмада Джамала нельзя причислить к числу гигантов джаза всех времен, тем не менее он смог поразить музыкантов и любителей музыки своим новаторским минималистским подходом. Манипуляции Джамала с пространством и тишиной, напряжением и разрядкой, динамикой — все это открыло новые горизонты и оказало влияние далеко за пределами излюбленного Джамалом формата фортепианного трио. Как аранжировщик, Джамал максимально использовал возможности малых групп, воспринимая их в оркестровом ключе: используя свои фирменные приемы для создания контраста и драматического эффекта и предоставляя ритм-секции большую независимость в их взаимодействии. Тем не менее, его ансамбли всегда были жестко сфокусированы, следуя за своим лидером во время внезапных изменений темпа или временной сигнатуры, и часто несли основной рифф мелодии.
Игра самого Джамала была образцом экономии; поскольку он не перегружал слушателей своей техникой, его виртуозные вспышки оказывали гораздо большее воздействие. Его линии были свободными и легкими, но при этом мелодически и гармонически изобретательными, а движущей силой были сложные аккордовые партии левой руки, которые расходились с акцентами правой руки Бада Пауэлла (Bud Powell). Камерная чувствительность и классическая формальность пронизывали большую часть его игры, но при этом он безошибочно играл как джазмен. Майлз Дэвис (Miles Davis) восхищался им, активно заимствуя его репертуар и аранжировки и поощряя своего пианиста Реда Гарланда (Red Garland) подражать игре Джамала как можно точнее; кроме того, концепции Джамала о пространстве и тонкости очень повлияли на самого Дэвиса, как солиста и как бэнд-лидера, который (как часто говорят) позволял музыке дышать.
Ахмад Джамал родился в Питтсбурге, штат Пенсильвания, в семье Фредерика Рассела Джонса. Изучать рояль начал в возрасте трёх лет, когда его дядя Лоуренс (Lawrence), тоже пианист, заметил, что его маленький племянник в состоянии повторить нота в ноту то, что он только что сыграл на фортепиано. Более серьёзное изучение инструмента он начал в семь лет с известной певицей и преподавателем Мэри Колдуэлл Доусон (Mary Caldwell Dawson). Кроме Джамала студентом Доусон был его друг – скрипач Джо Кеннеди младший (Joe Kennedy, Jr.). Именно благодаря Доусон первые афроамериканские артисты вошли в труппу Метрополитен-опера. Когда мадам Доусон переехала в Вашингтон, где в 1941 году стала основателем National Negro Opera Company, Джамал продолжил обучение у пианиста Джеймса Миллера (James Miller), современника Эрла Уайлда (Earl Wild), уроженца Питтсбурга.
Начальное образование он получал в George Westinghouse High School, в которой также учился Эрролл Гарнер (Erroll Garner). Большое влияние на него оказали такие джазовые артисты, как Арт Тэйтум (Art Tatum), Тэдди Уилсон (Teddy Wilson), Ёрл Хайнс (Earl Hines), Билли Стрэйхорн (Billy Strayhorn), Каунт Бэйси (Count Basie), Нэт Кинг Коул (Nat King Cole), Мэри Лу Уилльямс (Mary Lou Williams) и, в особенности, Эрролл Гарнер (Erroll Garner), услышав игру которого, Джамал обратил свое внимание на джаз. "Эрролл был моим главным вдохновением" – сказал он в интервью Грегу Фитцджеральд (Greg Fitzgerald) для Jazz Profiles из National Public Radio.
Выступать профессионально начал в возрасте одиннадцати лет в одном из местных клубов под именем Фриц Джонс (хотя во время Второй мировой войны он также использовал "Фредди" из-за немецкого колорита имени "Фриц"). "Я не могу вспомнить место, - рассказывал он в интервью Мариан Кристи (Marian Christy) для Boston Globe. – Помню лишь, как люди бросали кучу денег на эстраду. Возможно, это было всего несколько долларов в целом. Но в те времена это были большие деньги".
Джамал сочинял, оркестровал и исполнял произведения Ференца Листа, изучал музыку Дюка Эллингтона (Duke Ellington), Арта Тейтума (Art Tatum), Ната Коула (Nat Cole) и многих других известных музыкантов. Джамал полностью погрузился в изучение американского песенника. Он мастерски собирал огромный репертуар и привлек внимание старших питтсбургских мастеров. Его имя стало известным на местной музыкальной сцене и в 14 лет он вступил в AFofM (Американскую федерацию музыкантов), когда минимальный возрастной ценз составлял 16.
Когда критик из New York Times спросил его о практических навыках, Джамал сказал, что "я практикуюсь и практикуюсь с открытой дверью, надеясь, что кто-нибудь будет проходить мимо и обнаружит меня. Я никогда не упражняюсь по 12 часов в день, но всегда думаю о музыке. Я думаю о музыке постоянно".
В 17 лет он получил приглашение присоединиться к оркестру Джорджа Хадсона (George Hudson), в составе которого отправился в турне по стране. В состав оркестра входили Кларк Терри (Clark Terry) и оркестровщик Эрни Уилкинс (Ernie Wilkins). Гастрольный график включал крупные театры по всей территории США, в частности, исторический Apollo Theater в Нью-Йорке и The Howard Theater в Вашингтоне. Джамал вышел на сцену "Аполло" с оркестром в 18 лет. Критики давали положительные отзывы о его соло, а он получил первый опыт выступлений перед большой аудиторией. Как заметил он Кристи: "Выступать – это как стоять матадором на арене. Ты должен быть постоянно сконцентрирован на том, что делаешь или тебя забодают".
В 1949 году Джамал в составе группы скрипача Джо Кеннеди (Joe Kennedy, Jr.) The Four Strings отправился в Чикаго. Кеннеди, который вырос вместе с Джамалем, всегда отмечал его удивительный талант. "Когда ему было 13 или 14, его чувство гармонии уже в те времена было не по возрасту восхитительно, - вспоминал Кеннеди. - "Одним вечером мы слушали Арта Тэйтума (Art Tatum), а затем Ахмад сыграл для него, и Тэйтум сказал, что этот мальчик станет великим". Плотные аранжировки и минималистический подход Джамала делали звучание квартета ближе к "chamber jazz". Джамал, используя популярные в то время стандарты и добавляя к ним ритмы блюза и латины, создавал оркестровое звучание, чем привлекал широкое внимание джазового сообщества. К сожалению, группа распалась из-за отсутствия работы.
Родившись в семье баптистов, Джамал не интересовался исламом до 20 лет. Но после поездки в Детройт, где в 40-50-х была обширная мусульманская община, он начал проявлять интерес к исламу и его культуре. В 1950 году он перебрался в Чикаго, где решил принять ислам и взял мусульманское имя Ахмад Джамал (Ahmad Jamal). В интервью New York Times несколькими годами позже он скажет, что желание изменить имя, было продиктовано стремлением "восстановить моё настоящее имя".
В 1950 году Джамал аккомпанировал популярной вокально-танцевальной группе Caldwells. В 1951 году он собрал свой коллектив The Three Strings с гитаристом Рэйем Кроуфордом (Ray Crawford), а место басиста занял Эдди Кэлхоун (Eddie Calhoun). Позднее Кэлхоуна ненадолго сменил Ричард Дэвис (Richard Davis), а в 1955 году - Израэль Кросби (Israel Crosby). Позже группа будет называться Ahmad Jamal Trio, хотя сам Джамал предпочитал не использовать термин "трио".
Трио Джамаля удалось получить длительный ангажемент в чикагском клубе Blue Note. Но крупный успех пришёл после выступлений в нью-йоркском клубе The Embers, где их услышал исполнительный директор Columbia и охотник на таланты Джон Хэммонд (John Hammond), который помог подписать контракт с Okeh Records. Музыкальный продюсер Хэммонд, на совести которого лежала слава таких исполнителей, как Бенни Гудман (Benny Goodman), Билли Холидей (Billie Holiday) и Каунт Бэйси (Count Basie), помог трио Джамала получить одобрение критики.
Свою дебютную запись на лейбле Okeh они сделали в 1951 году. "'Ahmad's Blues', - вспоминал Джамал, - я написал в 1948, как попытку поработать с танцевальной командой из Сент-Луиса. Её мы записали 25 октября 1951, и это была одна из первых моих записей. Её можно было услышать в сценической постановке “Who's Afraid of Virginia Woolf?” и впоследствии её записывали Марлена Шоу (Marlena Shaw), Натали Коул (Natalie Cole), Рэд Гарланд (Red Garland) и другие. Первая сессия также включала и мою аранжировку мелодии “Billy Boy”, которую копировали многие из моих сверстников. “New Rhumba” я написал приблизительно в 1951, и её тоже играли и записывали многие, в частности и Майлз Дэвис (Miles Davis)". Пьеса "Pavanne" оказала большое влияние по крайней мере на две записи Майлза Дэвиса (Miles Davis) и саксофониста Джона Колтрейна (John Coltrane), сделанные в конце 1950-х годов. В пьесах "So What" Дэвиса и "Impressions" Колтрейна была взята мелодия из "Pavanne" Джамала, практически нота в ноту.
В дальнейшем Джамал записывался для лейблов Parrot (1953–1955) и Epic (1955), используя формат фортепиано-гитара-контрабас. Позже, в 1955 году, Джамал перешел на дочернюю компанию Argo лейбла Chess, где его трио записало новаторский альбом CHAMBER MUSIC OF NEW JAZZ.
Звучание трио Джамала существенно изменилось, когда в 1956 место Кроуфорда занял ударник Уолтер Перкинс (Walter Perkins). С приходом в 1958 ударника Вернелла Фурнье (Vernell Fournier) закрепился классический состав Jamal Trio. Зимой этого же года группа начала свои выступления в лаунж баре чикагского отеля Pershing Hotel, где ее концерты были встречены с восторгом и посещались многими местными джазовыми музыкантами. Именно здесь он впервые получил восторженное одобрение Дэвиса, и в течение следующих нескольких лет аранжировщик Гил Эванс (Gil Evans) основывал некоторые из своих основополагающих работ для Дэвиса на интерпретациях Джамала. Сестра Майлза Дэвиса (Miles Davis) позвонила трубачу из Чикаго и сказала, что Майлз обязательно должен приехать и послушать пианиста. Джамал попал в список любимых исполнителей Майлза, но они так никогда и не сыграли вместе.
Джамал был одним из любимых пианистов Майлза Дэвиса (Miles Davis) и оказал ключевое влияние на "Первый великий квинтет" трубача (с участием Джона Колтрейна (John Coltrane) на тенор-саксофоне, Реда Гарланда (Red Garland) на фортепиано, Пола Чемберса (Paul Chambers) на басу и Филли Джо Джонса (Philly Joe Jones) на ударных). Дэвис восхищался тем, как Джамал использует пространство и динамику, и попросил Уинтона Келли (Wynton Kelly) "звучать больше, как Ахмад Джамал" в композиции "Freddie Freeloader" на известном альбоме KIND OF BLUE.
Результатом выступлений в чикагском отеле Pershing, стал классический концертный альбом Ahmad Jamal AT THE PERSHING: BUT NOT FOR ME, который стал хитом 1958 года, поднявшись до третьего места в поп-чарте и 108 недель находился в списке десяти наиболее продаваемых дисков; его хитовая версия песни "Poinciana" осталась фирменной мелодией Джамала. Некоторые джазовые критики так и не простили Джамалу этот успех в попсовой категории, хотя со временем поддержка со стороны других музыкантов в значительной степени приглушила их насмешки. Часть плёнок, записанных на концерте, осталась неиспользованной и в 1960 Blue Note выпустила второй альбом, составленный из оставшегося материала.
Также в одном из чикагских клубов был записан альбом LIVE AT THE SPOTLITE CLUB 1958 года. Многие композиции с этих альбомов, включая "Poinciana" и "The Surrey With the Fringe On Top", также можно найти на сборнике Verve/Chess CROSS COUNTRY TOUR: 1958-1961.
Пьеса "Poinciana" стала фирменной композицией Джамала благодаря тонкой басовой работе Кросби и виртуозным мазкам Фунье. Джамал продолжал возвращаться к этой пьесе на протяжении всей своей карьеры, но эта версия 1958 года является, пожалуй, её самым запоминающимся исполнением.
В 1959 он отправился в турне по Северной Африке, чтобы исследовать инвестиционный климат в Африке. Джамал, которому исполнилось 29 лет, сказал, что испытывал большое любопытство по отношению к родине его предков. Он также сказал, что его религия принесла ему душевное спокойствие по поводу его расы, на факт принадлежности к которой он относит и "рост в области музыки, что стало очень плодотворным для меня".
По возвращении в Штаты после турне по Северной Африке коммерческий успех альбома позволил Джамалу открыть в Чикаго ресторан и безалкогольный клуб под названием The Alhambra, в котором его группа впоследствии выступала между гастрольными поездками. Некоторые из его альбомов продолжали пользоваться успехом, в том числе выпущенные в 1958 году Ahmad Jamal TRIO, VOL. 4 и в 1960 году Ahmad Jamal AT THE PENTHOUSE, в последнем из которых трио было объединено со струнной секцией из 15 человек под руководством Джо Кеннеди (Joe Kennedy, Jr.). Два концертных альбома, ALHAMBRA и ALL OF YOU, запечатлели выступления группы в клубе Джамала в 1961 году.
Ресторан просуществовал менее года и вместе с трио The Three Strings прекратил своё существование в 1962 году, когда Кросби ушел к пианисту Джорджу Ширингу (George Shearing). Джамал, которому исполнилось 32, отправился в Нью-Йорк, где на некоторое время прервал свою музыкальную карьеру.
В 1964 Джамал возобновил гастрольную деятельность. С аранжировщиком Ричардом Эвансом (Richard Evans) Джамал записал очередную джазово-струнную сессию MACANUDO и вскоре собрал новое трио с контрабасистом Джамилем Нассером (Jamil Nasser) (он же Джамиль Сулейман (Jamil Sulieman) и ударником Чаком Лампкином (Chuck Lampkin). Лампкин ушёл в 1965 и его место занял Вернелл Фурнье (Vernell Fournier), с которыми в 1965 году был записан диск EXTENSIONS. В 1966 место Фурнье за барабанами занял Френк Грант (Frank Grant). Их сотрудничество продлится до 1972 года.
В конце 60-х Джамал испытал незначительное возрождение популярности благодаря таким альбомам как STANDARD EYES (1967) и CRY YOUNG (1968). Последний стал небольшим хитом и провёл несколько недель в чартах поп-альбомов, вернув его в списки популярности впервые за восемь лет. Позже в 1968 году он покинул лейбл Cadet (ранее Argo) и перешёл под опеку Impulse!.
В 1969 году Джамал начал выпускать множество различных проектов и материалов, ориентируясь на разные стили музыки. На альбоме THE AWAKENING Джамал исполнил бразильские песни, такие как "Wave" Антонио Карлоса Жобима (Antonio Carlos Jobim).
В течение последующих четырёх лет записал пять альбомов, включая живое выступление на Montreux Jazz Festival FREEFLIGHT (1971) и OUTER TIME INNER SPACE (1972), на которых Джамал, в дополнение к обычному звучанию, экспериментировал на электронных клавишных Fender Rhodes. В 1970 году Джамал исполнил заглавную мелодию Джонни Мандела (Johnny Mandel) для саундтрека к фильму M.A.S.H.!.
В 1973 году Джамал перешел на лейбл 20th Century. Начиная с альбома Ahmad Jamal '73, над которым он снова сотрудничал с аранжировщиком Ричардом Эвансом (Richard Evans), Джамал записал серию умеренно успешных альбомов, включая JAMALCA (1974), JAMAL PLAYS JAMAL (1975), STEPPIN' OUT WITH A DREAM (1976), ONE (1979), INTERVALS и GENETIC WALK (оба 1980). Из них два первых и INTERVALS попали в чарты R&B, а GENETIC WALK стал пятым и последним альбомом Джамала, попавшим в поп-чарты.
Нассер покинул трио в середине 70-ых и его место занял Джон Хёрд (John Hurd). Для концерта LIVE AT OIL CAN HARRY'S (1976) в состав был включен гитарист Келвин Кейс (Calvin Keys) (выпущен на недолго существовавшем лейбле Catalyst). Начиная с 1979 и до конца 90-ых каждую новогоднюю ночь трио Джамала выступало на Blues Alley в Washington, D.C.
Альбом NIGHT SONG был записан для лейбла Motown необычно большим составом и выпущен в 1980. Тем временем Джамал собрал новое трио с контрабасистом Сабу Адейолой (Sabu Adeyola) и ударником Пейтоном Кроссли (Payton Crossley). В 1981 свет увидел диск DIGITAL WORKS с новыми версиями "But Not for Me" и "Poinciana".
В начале 80-х Джамал гастролировал и записывался в тандеме с вибрафонистом Гарри Бёртоном (Gary Burton), выпустив несколько альбомов и много гастролируя. Также в 1980-е годы Джамал часто выступал с барабанщиком Идрисом Мухаммадом (Idris Muhammad).
В 1985 году Джамал подписал контракт с Atlantic Records, что ознаменовало его возвращение на крупный звукозаписывающий лейбл впервые за более чем десять лет. На этом лейбле он выпустил несколько альбомов, в том числе альбомы DIGITAL WORKS, ROSSITER ROAD, CRYSTAL и PITTSBURGH попали в чарты джазовых альбомов.
В 1985 Джамал дал интервью и сыграл в радио-шоу “Piano Jazz” джазовой пианистки Мариан МакПартленд (Marian McPartland). Он отметил, что теперь 90% его репертуара составляют собственные композиции, потому что после успеха альбома LIVE AT THE PERSHING его начали критиковать за отсутствие нового оригинального материала. "Я считаю, что мы сделали достаточно для адаптации популярных песен, - отметил он. – Сейчас пришло время музыкантам писать собственный репертуар, а не пытаться возрождать то, что было в чьих-то головах".
В 1986 году Джамал подал в суд на критика Леонарда Фезера за использование его прежнего имени в одной из публикаций. В 1990 Джамал подписал контракт с французским лейблом Birdology, в США его диски распространяли Verve и Atlantic, в Европе - Dreyfus Jazz.
В 1990-х Джамал перешел на лейбл Telarc. В 1992 Джамал опять играл в Чикаго, опять зимой и опять в отеле. На этот раз в Black Stone Hotel. Запись этого выступления была выпущена лейблом Telarc, как и хорошо принятые альбомы CHICAGO REVISITED: LIVE AT JOE SEGAL'S JAZZ SHOWCASE (1992) и I REMEMBER DUKE, HOAGY & STRAYHORN (1994).
В 1994 Джамаль был удостоен награды American Jazz Masters в сумме 20,000$ от Национального фонда искусств (National Endowment of the Arts), а также был назван стипендиатом премии имени Дюка Эллингтона в Йельском университете. В 1995 две композиции из его хитового альбома BUT NOT FOR ME -- 'Music, Music, Music' и 'Poinciana' – были использованы режиссёром Клинт Иствуд (Clint Eastwood) в фильме The Bridges of Madison County.
В конце 1996 года его первая работа, THE ESSENCE OF Ahmad Jamal, PT. 1, была восторженно принята во Франции и ознаменовала первый случай записи в формате малой группы с тенор саксофонистом Джорджем Коулменом (George Coleman). Этот альбом был замечен публикой и в Европе, и был удостоен двух престижных джазовых наград - D'jango D'or (от критиков) и Cloch (за объём продаж) во Франции. Успех повлёк за собой выступление в Salle Pleyel, и диск с записью концерта Ahmad Jamal A PARIS (1992). Вслед за ним вышли альбомы BIG BYRD: THE ESSENCE, PT. 2 (1997) и NATURE: THE ESSENCE, PT. 3 (1998), а также нашумевший концерт L'OLYMPIA 2000, посвященный 70-летию музыканта.
Джамал продолжил выступать и делать записи. В 2000 лейбл Chess переиздал Ahmad Jamal AT THE PERSHING в двухдисковом издании под названием CROSS COUNTRY TOUR. В свои 70 он играл с энтузиазмом и блеском молодого человека. "Мне говорят, что я довольно интенсивен. Может это и правда. Невозможно разделить человека и музыку. В моей голове постоянно звучат мелодии. … Меня тянет к моей музыке ещё сильнее, чем когда-либо прежде. Когда я где-нибудь прохожу мимо фортепиано, я должен коснуться его или поиграть на нём".
70-летний юбилей Джамаль отметил 6 ноября 2000 концертом в зале Olympia с контрабасистом Джеймсом Каммаком (James Cammack) и ударником Идрисом Мухаммадом (Idris Muhammad). Трио исполнило удлинённые версии классических композиций "How Deep Is the Ocean?", "Autumn Leaves" и "Aftermath". Запись концерта вышла на диске L'OLYMPIA 2000 в 2001. Говоря о концерте в интервью Jazzine.com, Джамаль сказал: "Я не доверяю походам в студию для записей – это глупо. Нужно идти в студию, когда вам есть что сказать, что-то существенное! Если вам нечего сказать – не ходите в студию!".
6 июня 2003 он выступил в Carnegie Hall в Нью-Йорке на праздновании 150 годовщины фирмы Steinway. Джамал является эксклюзивным артистом, представляющим рояли фирмы Steinway. По слухам, из-за ударной природы его игры его рояли нуждаются в настройке между сетами. Продолжая развивать свою карьеру, Джамал выпустил первый DVD LIVE IN BAALBECK, записанный на Baalbeck Festival 18 и 19 июля 2003. В этом же году вышел альбом IN SEARCH OF MOMENTUM, который получил хорошие отзывы критики. 5, 6 и 7 июля 2004 во Франции трио Джамал записало концертное выступление, в программе которого были стандарты и его композиции. Запись выступления вышла на лейбле Birdology/Dreyfus Jazz в 2005 под названием AFTER FAIR.
В июне 2007 года министр культуры Франции Рено Доннедье де Вабрес наградил Ахмада Джамала престижным Орденом искусств и литературы, присвоив ему звание Officier de l'Ordre des Arts et des Lettres.
Обучаясь и традиционному джазу ("Американской классической музыке", как он предпочитал называть это), и европейскому классическому стилю, Ахмад Джамал стал одним из величайших джазовых новаторов за свою исключительно продолжительную карьеру. После великих бибоперов Чарли Паркера (Charlie Parker) и Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), Джамал вошёл в мир джаза во времена, когда скорость и виртуозная импровизация были основой для достижения успеха для джазовых музыкантов. Джамал, однако, направил свои шаги в сторону нового движения, получившего название - “cool jazz” – попытка направить джаз в сторону популярной музыки. В своих композициях и импровизациях он делал упор на пространстве и времени вместо фокусировки на ослепительных скоростях бибопа.
Из-за его стиля некоторые критики рассматривали Джамала, как коктейльного пианиста, исполнителя настолько лёгкого стиля, что его работы не могут рассматриваться серьёзно в любом художественном контексте. Стенли Крауч (Stanley Crouch), автор Considering Genius предлагает совершенно другое отношение к музыке Джамала.
Он утверждает, что Джамал, как и оказавший глубокое влияние Телониус Монк (Thelonious Monk), является настоящим новатором джазовых традиций. Уникальность его стиля проистекает из многих индивидуальных особенностей, включая использование оркестровых эффектов и способность контролировать ритмическую основу композиций. Эти стилистические новшества привели к уникальному и новому звучанию фортепианного трио: “Благодаря использованию пространства и изменению ритма и темпа, - написал Крауч, - Джамал разработал звук группы, который был способен удивлять и обладал динамическими вариациями биг-бенда, управляемого с большим воображением. Джамал исследовал текстуры рифов, тембров и фразировок, а не количество или скорость исполнения нот в любой импровизации".
Говоря о Джамале, A.B. Spellman из Национального фонда искусств сказал: "Никто, кроме Телониуса Монка (Thelonious Monk), не использовал пространство лучше, и никто никогда не применял художественный прием напряженности и расслабления лучше". Эти (в то время) нетрадиционные методы, которые Джамаль почерпнул из традиционной классической школы и у музыкантов современного джаза помогли проложить путь для последующих гигантов джаза, как Билл Эванс (Bill Evans), Херби Хенкок (Herbie Hancock) и МакКой Тайнер (McCoy Tyner).
Хотя некоторые критики и историки джаза недооценивают Джамала, не вызывает сомнения факт его влияния на Майлза Дэвиса (Miles Davis). Дэвис говорил, что он восхищён чувством ритма Джамаля и его "концепцией пространства, лёгкостью его прикосновения…". Джамал и Дэвис подружились в 50-х, и Дэвис поддерживал Джамала как своего приятеля, часто исполняя композиции из его репертуара ('Squeeze Me', 'It Could Happen To You', 'But Not For Me', 'Surrey With The Fringe On Top', 'Ahmad's Blues', 'On Green Dolphin Street' и 'Billy Boy') вплоть до смерти в 1991.
Говоря о своих работах, Джамал сказал: "Мне нравится исполнять баллады. Их тяжело играть. Требуются годы жизни, на самом деле, чтобы читать их должным образом". С раннего возраста он разработал свой подход к текстам песен, которые он знал: "Однажды я слушал, как Бен Уэбстер (Ben Webster) от всего сердца исполнял балладу. Вдруг он остановился. Я спросил его: "Почему ты остановился, Бен?" Он сказал: "Я забыл слова". Разнообразие своего музыкального вкуса Джамал объясняет тем фактом, что он взрослел в течение нескольких эпох: эры биг-бендов, годов бибопа и эпоху электроники. Он говорил, что его стиль эволюционировал, опираясь на технику и музыку этих трёх периодов.
В последние годы Джамаль отмечал влияние электроники на джаз. Иногда он расширял своё трио добавлением тенор саксофона Джорджа Колмена (George Coleman) и скрипки Джо Кеннеди младшего (Joe Kennedy, Jr.). Поклонник джаза в интервью журналу Downbeat о Джамале образца 2010 описал его как "более агрессивного и импровизационного. Слово, которое можно было бы использовать, авангард; но оно будет не совсем правильным. Как бы вы ни называли это, то, что он играет и составляет сущность джаза".
Тэд Нэш (Ted Nash), долгое время бывший участником Lincoln Center Orchestra, имел возможность играть с Джамалем в 2008 в рамках Jazz at Lincoln Center. Он так описал свои впечатления в интервью Downbeat: "То, как он аккомпанирует, не было обычным способом, как играют многие пианисты в середине клавиатуры, просто заполняя пространство. Он часто использует прямые линии ответов. Он возвращается и вновь подбрасывает вам отрывки из того, что вы только что сыграли. Это действительно интересно, потому что это заставляет вас остановиться, и позволить ему дать ответ – со множеством других пианистов подобного я не испытывал. Это действительно интересно. Полагаю, есть и другая причина, почему люди сфокусированы на нём. Он заставляет их оттачивать своё мастерство".
Критик Стэнли Крауч отмечал влияние Ахмада Джамала на свежую форму в джазе как выдающегося концептуалиста. Крауч считает, что отличительный стиль Джамала оказал влияние на него наравне с "Джелли Ролл Мортоном, Флетчером Хендерсоном, Дюком Эллингтоном, Артом Тейтумом, Каунтом Бейси, Теолониусом Монком, Хорасом Сильвером и Джоном Льюисом - всеми мыслителями, чья борьба с формой и содержанием влияла на форму и текстуру музыки, а ансамбли которых были образцами их музыкальных видений".
Считая свое трио "оркестром", Джамал не только добивался единого звучания, но и тонко вставлял самостоятельные партии для баса и ударных. Отличительные черты стиля Джамала - ритмические новации, красочные гармонические восприятия, особенно гармонические и мелодические фигуры левой руки, параллельные и противоположные линии движения в и из аккордовых замен и альтераций и педальные остинато в динамике со вкусом. Он также включал в свою музыку уникальное чувство пространства, а его музыкальные концепции захватывают, не будучи громкими по объему.
Вспоминая свою долгую карьеру, Джамаль сказал All About Jazz: "Музыка выбрала меня. Я не выбирал. Я начал играть в три года. Когда вы так молоды, вы не делаете выбор. Выбор уже сделан за вас. Инструмент был в доме моей мамы. Он уже стоял там, и вот однажды мой дядя Лоуренс (Lawrence) играл на фоно, я проходил мимо, он подхватил меня и усадил за инструмент, а я повторил то, что он только что играл, нота в ноту. Остальное принадлежит истории".
Стиль Джамала постоянно менялся с течением времени - от легкого, непринужденного стиля, звучавшего на его пластинках 1950-х годов, до фанка и карибского стиля 1970-х и больших открытых голосовых партий и бравурной игры девяностых годов. Джамал всегда отличался использованием пространства, драматическими крещендо и очень стаккатной ориентацией аккордов. Клинт Иствуд использовал две записи с альбома Джамала But Not For Me - "Music, Music, Music" и "Poinciana" - в фильме 1995 года "Мосты округа Мэдисон".
За свою карьеру Джамаль играл со многими джазменами, включая Джордж Хадсон (George Hudson), Рэй Кроуфорд (Ray Crawford), Эдди Келхаун (Eddie Calhoun), Ричард Девис (Richard Davis), Исраэль Кросби (Israel Crosby), Вернел Фурнье (Vernel Fournier), Джамиль Нассер (Jamil Nasser), Френк Гант (Frank Gant), Джеймс Каммак (James Cammack), Дейв Боулер (Dave Bowler), Джон Хёрд (John Heard), Йорон Исраэль (Yoron Israel), Белден Баллок (Belden Bullock), Маноло Бадрена (Manolo Badrena), Гари Бёртон (Gary Burton), Реджинальд Вил (Reginald Veal), Херлин Райли (Herlin Riley) и Идрис Мухаммад (Idris Muhammad).
В разное время он сотрудничал с лейблами Epic, Argo/Cadet, Impulse, Catalyst, 20th Century, Verve, Dreyfus, Atlantic и Telarc. Джамал стал важной фигурой среди пианистов мейнстрим джаза и их последователей постбопа. Лирический, мягко свингующий музыкант, чья игра постоянно восхищает.
16 апреля 2023 года Джамал умер от осложнений рака простаты у себя дома в Эшли-Фолс, штат Массачусетс. Ему было 92 года. Его смерть подтвердила его дочь, Сумайя Джамал.
Список некоторых особо престижных наград Джамаля, в хронологическом порядке: • 1959 - Entertainment Award from Pittsburgh Junior Chamber of Commerce • 1980 - Distinguished Service Award from City of Washington D.C., Anacostia Neighborhood Museum, Smithsonian Institute • 1981 - Nomination for the Best R&B Instrumental Performance (“You’re Welcome,” “Stop on By”) от NARAS • 1986 - Mellon Jazz Festival Salutes Ahmad Jamal в Pittsburgh, Pennsylvania • 1987 - Honorary Membership Philippines Jazz Foundation • 2001 - Arts & Culture Recognition Award от the National Coalition of 100 Black Women, Inc. • 2001 – Введение в The Kelly-Strayhorn Gallery of Stars for Achievements как пианист и композитор от East Liberty Quarter Chamber of Commerce • 2003 - American Jazz Hall of Fame от New Jersey Jazz Society • 2003 - Gold Medallion от Steinway & Songs 150 Years Celebration (1853–2003) • 2007 - Named Living Jazz Legend by the Kennedy Center for the Performing Arts • 2011 - Введение в Downbeat Magazine’s 76th Reader’s Poll Hall of Fame