Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Anita O'Day / Анита О'Дэй

Американская джазовая вокалистка.

Родилась в Чикаго в семье Джеймса и Глэдис М. Колтон и при рождении получила имя Анита Белль Колтон (Anita Belle Colton). Свой сценический псевдоним она взяла в конце 30-х, начав выступать в популярном нью-йоркском клубе "Off-beat".

Детство певицы было нелёгким: она ушла из дому в 12 лет, с 14 лет выступала как танцовщица в популярных тогда танцевальных марафонах. Никогда не брав специальных уроков музыки или вокала, к подростковому возрасту Анита уже очень прилично пела. В юные годы Анита зарабатывает на жизнь, участвуя в так называемых Walkathon - танцевальных марафонах.

В 16 лет она гастролировала с танцевальным коллективом по Среднему Западу и тогда же начала исполнять за чаевые песню "Lady in Red". Жизнь не баловала певицу, так, к тому времени она неоднократно подвергалась сексуальному насилию и перенесла два подпольных аборта. По словам певицы, "Я была так несчастна от того, что я сделала со своей жизнью, что я начала спиваться". В 1936 она решила стать певицей и поменяла фамилию на О’Дэй, объясняя эти стремлением к деньгам, которые она надеялась заработать.

Свою певческую карьеру начала как участница хора в клубах Celebrity Club и Vanity Fair, затем нашла работу певицы в клубах Ball of Fire, The Vialago и The Planet Mars, где выступления перемежала с работой официантки. В 1937 в клубе The Vialago она встретила барабанщика Дона Картера (Don Carter), который дал ей первые знания музыкальной теории. Первого заметного успеха певица достигла в 1938, когда её выступление прослушал Карл Конс, редактор джазового журнала Down Beat, который предложил ей работу в его клубе The Off-Beat, популярном месте среди музыкантов. Первые десять дней на новой работе Анита О’Дэй пела вместе с квартетом Макса Миллера (Max Miller), и с ним же продолжала работу до 1941. Во время работы в The Off-Beat она познакомилась с барабанщиком и бенд-лидером Джином Крупой (Gene Krupa), который пообещал взять на работу Аниту О’Дэй, если его певица, Айрин Дэй, покинет группу.

Тем временем она проходит неудачное прослушивание у Бенни Гудмена (Benny Goodman), который жалуется, что она не придерживается мелодии, и проваливается у Реймонда Скотта (Raymond Scott), которому не понравилось её пение "скэтом" (вокализом) - на самом деле, слова песни просто моментально вылетели из её головы.

В конце концов Крупа сдерживает своё слово и О'Дэй в начале 1941 присоединяется к его коллективу, буквально за несколько недель до того, как Рой Элдридж (Roy Eldridge) получает работу в этом же оркестре. Комбинация Крупа-Элдридж-О'Дэй оказалась уникальной и оркестр, уже завоевавший некоторую популярность к этому времени, быстро становится одним из лучших коллективов поздней эры свинга. О'Дэй записывает с оркестром 34 песни, включая "Let Me Off Uptown", (в которой также блистает Элдридж), "Alreet", "Kick It" и "Bolero At The Savoy". В 1941 журнал Down Beat называет певицу "Новая звезда года".

 В 1942 году читатели журнала поставили певицу на четвёртое место среди лучших певиц биг бендов, после Элен О'Коннел (Elen O'Connel), Элен Форрест (Elen Forest) и Билли Холидей (Billie Holiday). В том же году Анита О’Дэй выходит замуж за профессионального игрока в гольф Карла Хоффа. Перепетые ею известные шлягеры "And Her Tears Flowed Like Wine", "Let Me Off Uptown", "Honeysuckle Rose" и "Sweet Georgia Brown" делают Аниту необыкновенно популярной. Вместе со своими современницами Эллой Фитцжеральд (Ella Fitzgerald) и Сарой Воэн (Sarah Vaughan) Анита была названа одной из тех, кто существенно повлиял на формирование ныне существующего джазового вокала.

 В 1943 Крупа был арестован за хранение марихуаны и его оркестр распался. Анита О’Дэй на некоторое время присоединилась к Вуди Герману (Woody Herman) и затем стала выступать сольно. С апреля 1944 в течение 11 месяцев работала в оркестре Стэна Кентона (Stan Kenton), и, как она признавалась в дальнейшем, "Моя работа со Стэнли сохранила и развила моё врождённое чувство структуры аккорда". Певица записала с Кентоном 21 песню, включая хиты "And Her Tears Flowed Like Wine" и "The Lady In Red", имевшие коммерческий успех. В 1945 Анита О’Дэй присоединилась к воссозданному оркестру Джина Крупы и работала с ним в течение года, записав 10 песен, включая "Opus No. 1". С 1946 года Анита О’Дэй окончательно становится сольной исполнительницей.

В конце 1940-х Анита О’Дэй записывалась больше двадцати раз, в основном на небольших фирмах, но качество материала было разным: Анита пыталась достичь популярности и поэтому экспериментировала. Среди значимых песен того периода можно отметить "Hi Ho Trailus Boot Whip", "Key Largo," "How High the Moon", и "Malaguena". В конце 1947 певица вместе с мужем была арестована за хранение марихуаны и приговорена к 90 дням заключения. В 1948 карьера певицы вновь пошла вверх: она выступила вместе с Каунтом Бэйси (Count Basie) в Нью-Йорке, на арене Royal Roost, и её выступление пять раз прозвучало в прямом эфире.

В 1952 певица выпустила свой первый сольный альбом Anita O'Day Sings Jazz. Альбом получил высокие оценки критиков и способствовал популярности певицы. В октябре 1952 Анита О’Дэй вновь была арестована за хранение марихуаны, но была признана невиновной, а в марте 1953 её арестовали уже за хранение героина и на этот раз певица была приговорена к 6 месяцам тюрьмы. Вскоре после освобождения, в феврале 1954 Анита О’Дэй выпустила второй альбом Songs by Anita O'Day и с тех пор до 1962 стабильно выпускала альбомы, записываясь как с небольшими коллективами, так и с биг бендами. Певица также много выступала вживую, с такими звёздами, как Луи Армстронг (Louis Armstrong), Оскар Питерсон (Oscar Peterson), Дина Вашингтон (Dinah Washington), Телониус Монк (Thelonious Monk), Джордж Ширинг (George Shearing), Кол Тьяйдер (Cal Tjader) и другие.

Венцом карьеры, по словам самой певицы, становится её выступление на джаз-фестивале в Ньюпорте в 1958, которое было записано и вошло в состав документального фильма Jazz on a Summer's Day. Анита О’Дэй впоследствии сказала, что это был лучший день в её жизни, её звёздное выступление, фотографии которого попали на обложки национальных журналов. Также она призналась, что, возможно, в день выступления она была под сильным воздействием героина. В следующем году она отметилась небольшим камео в фильме о Джине Крупе. В конце 1959 она гастролирует по Европе с оркестром Бенни Гудмена (Bennie Goodman).

Она активно сотрудничает с новым звукозаписывающим лейблом Verve Records, первым успехом на лейбле становится альбом THIS IS ANITA. В эти 'золотые времена' (1956–1964) она записывает по несколько альбомов в год, успев выпустить более десятка пластинок. После истечения контракта с Verve Records Анита О’Дэй продолжала нередко записываться, но выпустила лишь два альбома. Её основным партнером становится тогда ударник Джон Пул (John Pool), с которым она работает более 30 лет. 

Проблемы с употреблением наркотиков и алкоголя в течение долгих лет существенно притормаживают карьеру О'Дэй и разрушают её жизнь. Тем не менее, она продолжает выпускать превосходные альбомы, включая COOL HEAT с Джимми Джуффри (Jimmy Giuffre), TRAV'LIN’ LIGHT с Джонни Манделом (Johnny Mandel) и Барни Кесселом (Barney Kessel), и TIME FOR TWO с Колом Тьядером (Cal Tjader).

Известно, что в тот период певица вела довольно безрассудный образ жизни – наркотики и спиртное стали настолько большой составляющей её существования, что едва не стоили певице жизни. О ней много говорили тогда, и не только из-за ее таланта, своим образом жизни девушка шокировала даже видавших виды музыкантов. Об Аните рассказывали истории, а её вольности, обрастая новыми подробностями, становились байками околомузыкального мира

Напряжённейший гастрольный график, постоянные джем сейшины, богемные тусовки и стиль жизни "на износ" (не считая дюжины лет героиновой зависимости) - всё это, в конечном счёте, приводит к коллапсу, и в 1966 году певица чуть было не умерла от передозировки героина, после чего потребовался курс лечения, который она провела на Гавайях.

Освободившись от наркотической зависимости, в 1970 Анита О’Дэй возвращается на большую сцену, выступив на Берлинском джазовом фестивале, затем сыграла небольшую роль в фильме Zig Zag. В 1973 вновь сыграла камео в фильме The Outfit Теперь она записывается не так часто, но благодаря созданию своей звукозаписывающей компании Emily в начале 70-х многие созданные ею альбомы теперь находятся под её контролем.

С 1975 года она возобновила работу над записями, и до 1979 года выпустила семь альбомов, студийных и концертных. Следующий альбом она записала только через десять лет, в 1989 году, и до 1993 года выпустила ещё четыре альбома. В 1981 году певица выпустила автобиографию High Times, Hard Times, в которой, в частности, много внимания было уделено борьбе с героиновой зависимостью и которая послужила примером для признания многих знаменитых людей в том же пороке. Но вместе с тем певица на склоне лет заметила:

Кто был тот парень, что играл на фортепиано? Бетховен. Все говорят «Великий, великий, великий». Ну хорошо, ты читал его историю? Он сидел на наркоте! Ведь нормальный человек, с нормальной головой и всем прочим, никогда не сможет продвинуться так далеко.

В 1985 в знаменитом зале Carnegie Hall О'Дэй отмечает 50-летие своего творчества. В конце 80-х она выступает в Великобритании в клубе Ронни Скотта (Ronnie Scott), принимает участие в Leeds Castle Jazz Festival в графстве Кент.

Свой последний альбом Indestructible! певица выпустила в 2006, за семь месяцев до своей смерти. В том же году был снят документальный фильм Anita O'Day: The Life of a Jazz Singer, который вышел на экраны двумя месяцами позже смерти певицы. Фильм выпущен также на двойном DVD. Перед смертью проживала в Хемете, штат Калифорния. В ноябре 2006 её менеджер поместила певицу в больницу, в Западном Голливуде, для восстановления от перенесённой пневмонии. За два дня до смерти Анита О’Дэй потребовала выписки из больницы. 23 ноября 2006 года певица умерла во сне, причиной смерти была названа остановка сердца. Тело певицы кремировано, прах развеян над Тихим океаном близ Санта-Моники

О'Дэй обладала хриплым голосом, она пела с большим ритмическим драйвом. Её уникальная способность петь скэтом и та свобода, с которой она обращается с песнями, особенно если она пела в высоком темпе, всегда приводили к созданию превосходных вокальных сентенций. В лучшие годы её дикция была исключительной и даже при высоких темпах её артикуляция отличалась чистотой и точностью. Не менее уверенно она чувствовала себя и при исполнении балладного репертуара. И хотя она является самодостаточной и неординарной вокалисткой, в её фразировке прослеживалось влияние Билли Холидей (Billie Holiday). На сцене она всегда была в состоянии наладить огромную связь с музыкантами и публикой - фактор, который делает некоторые её студийные записи менее интересными, нежели сделанные во время концертных выступлений. В конце карьеры некоторые её концерты были испорчены проблемами с подачей исполняемого материала, что она с лихвой компенсировала силой своей индивидуальности.

Её автобиография является захватывающим чтивом.

Стиль

Голос О’Дэй был низкий, несколько скрипучий и её диапазон был ограничен. Из-за неудачного удаления миндалин ей не хватало вибрато. Однако она могла ваять прекрасные зажигательные быстрые фразы из слогов, преломляющие и тонко изменяющие текст и мелодию, ещё и удивляя одновременно и приятными, и логичными методами. Слова, казалось, спрессовывались в миазматическом потоке волнообразного звука, но текст в то же время проходил насквозь. Хотя иногда она брала неточные ноты, её чувство свинга было безупречным. О’Дэй не столько пела песни, сколько разбирала их, только для того, чтобы восстановить композицию так, что песня выходила ещё глубже, ещё эмоциональней, чем оригинал.

«Когда у вас нет большого голоса, вы должны использовать все уловки и нажимать на все белые и чёрные клавиши, — однажды рассказала О’Дэй журналисту. — Это весь тот диапазон, что у меня есть. Я не Лили Понс или Сара Вон».

Быстрая артикуляция О’Дэй и её глубокое знание гармонии ставит её выше даже Эллы Фитцджеральд в быстром обмене музыкальными идеями с музыкантами-инструменталистами. Скэт, пение без слов, в котором преуспели обе певицы с заметным отрывом, не самая приятная форма, но он поставил их в один ряд с величайшими джазовыми трубачами.

Правильнее будет слово «стилист», чем «певица», она была мастером выразительности, точного выбора момента и фразировок, чьи импровизации подходили любым инструменталистам, с кем она работала.

О’Дэй призналась, что была под сильным влиянием героина во время концерта, и она не знала, что её снимают. Но её исполнение Sweet Georgia Brown, хита фильма, показало, как ей нужно общение, как она была и радостной, и жёсткой, и умной, и стеснительной, и всё это одновременно.

О’Дэй обычно носила жакет, похожий на пиджаки инструменталистов, поверх скромной блузки и юбки вместо гламурных платьев, которые предпочитали другие певицы. Тот недостаток гламура и природной красоты более чем компенсировался дерзкой сексуальностью и развязным шиком, которые сопровождали её выступления.

Харуки Мураками включил Аниту Дэй во вторую книгу Джазовых портретов, сказав, что «Уникальность Аниты в том, что практически все мелодии в её исполнении всегда были джазом. Её главный козырь — не женское обаяние или чувственность, не текстовая медитация, а открытая демонстрация простой и прямой джазовой души. Сухая фразировка, временами напоминающая звучание трубы. Хрипловатый вокал. Музыкальные интервалы, которым отнюдь не хочется петь дифирамбы. Так или иначе это — джаз. Я очень люблю такую манеру исполнения».

14:55