Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Al Cohn / Эл Кон

Американский джазовый саксофонист (тенор и баритон), кларнетист (также использовал бас-кларнет), аранжировщик, композитор, лидер комбо и биг бенда.

Заниматься музыкой начинал с частными педагогами в возрасте шести лет, с их помощью освоил фортепиано и кларнет. Игрой на тенор-саксофоне овладел самостоятельно в двенадцать лет. В юношеском возрасте Кон набирался опыта игры на тенор саксофоне в оркестрах Генри Джерома (Henry Jerome), Джо Марсала (Joe Marsala) (1943), а затем и с Джорджи Олдом (Georgie Auld) (1944-1946), для которого начал делать аранжировки.

В течение 1940-х он много работает в биг бендах - в оркестре Бойда Райбёрна (Boyd Raeburn) (1945), у Элвино Рея (Alvino Rey) (1946), Бадди Рича (Buddy Rich) (1947), Джерри Грэя (Gerry Gray). Кон был прогрессивно мыслящим музыкантом. Большую известность ему приносит работа в оркестре Вуди Хермана (Woody Herman) (январь 1948 - апрель 1949), где Кон попал в состав саксофонной секции, в которой он заменил Херби Стюарда (Herbie Steward), присоединившись к тенор саксофонистам Зуту Симсу (Zoot Sims) и Стену Гетцу (Stan Getz), и баритон саксофонисту Сержу Чалоффу (Serge Chaloff). Эта саксофонная секция получила название Four Brothers.

Именно в этот период Кон сдружился с Зутом Симсом (Zoot Sims), сотрудничество с которым продолжалось вплоть до 1980-х. Несколько месяцев он играет в оркестре Арти Шоу (Artie Shaw) (1950) и постепенно всё больше внимания начинает уделять аранжировке и композиции. В 1952 он возвращается к исполнительской деятельности в составе оркестра Эллиота Лоуренса (Elliot Lawrence).

Однако в основном стал специализироваться в сочинении музыки и написании аранжировок для радио и телевидения (в частности, для “The Andy Williams Show”, “The Pat Boone-Chevy Showroom”, “The Steve Allen Show”, “The Ernie Kovacs Show” и “Sid Caesar’s Show of Shows”. Он также пишет оркестровки для многочисленных телепередач, включая “50th Anniversary of CBS”, “Anne Bancroft Show”, “S’Wonderful, S’Marvelous, S’Gershwin”, “Cole Porter in Paris Show”, а также для шоу Tony Awards, Miss Universe и Miss USA. Кроме того, пишет для утреннего радио шоу Jack Sterling WCBS.

Кон пишет аранжировки для оркестров Джерри Маллигена (Gerry Mulligan), Куинси Джонса (Quincy Jones), Терри Гиббса (Terry Gibbs) и Джимми Рашинга (Jimmy Rushing). Интенсивно занимался студийной работой в Нью-Йорке на фирме «RCA Victor»; параллельно продолжал выступать как фрилансер. Играл с Джерри Маллиганом (Gerry Mulligan), Майлсом Дэвисом (Miles Davis) (1953), собственными группами. В 1957-1959 совместно с Зутом Симсом (Zoot Sims) возглавлял квинтет, с которым успешно концертировал в нью-йоркском клубе Half Note, а также участвовал в RANDALL'S ISLAND JAZZ FESTIVAL.

Симс и Кон много лет подряд играли в новогоднюю ночь в клубе Half Note в Нью-Йорке. Оба были охотниками до горячительных напитков и им на сцену посылалось несметное количество стаканчиков и рюмочек. И вот однажды в такую ночь они тёпленькие играли на сцене. Из-за кулис им дали знать, что приближается полночь. Кон толкает в бок Симса и шепчет ему: "Полночь!". Тот согласно кивает головой и, перепутав всё спьяну, начинает играть "Happy Birthday To You".

В 1977 он появляется в документальном фильме “The Great Rocky Mountain Jazz Party”, основанном на одной из джазовых вечеринок Дика Гибсона (Dick Gibson’s Colorado Jazz parties). В 1948 снимается в коротком фильме “Woody Herman and his Orchestra”. Исполняет соло на тенор саксофоне в звуковой дорожке к фильму “Lenny”, основанному на истории жизни комедианта Ленни Брюса (Lenny Bruce). В течение этого периода он создаёт и руководит небольшими составами, много гастролирует, пишет музыку не только для джазовых коллективов, но и становится причастным к созданию нескольких мюзиклов. Он становится основным аранжировщиком таких бродвейских постановок, как “Raisin”, “Music, Music, Music” и “Sophisticated Ladies” Дюка Эллингтона (Duke Ellington). Он также играет на тенор саксофоне в саундтреке для сценической постановки “I’m Not Rappaport”.

Кон создаёт аранжировки для многих вокалистов, в числе которых Тони Беннетт (Tony Bennett), Пегги Ли (Peggy Lee), Лина Хорн (Lena Horne), Линда Ронштадт (Linda Ronstadt) и Сэмми Дэвис Младший (Sammy Davis, Jr.), пишет особый материал для Дика Шоуна (Dick Shawn) и Кая Томпсона (Kay Thompson). Иногда Эл Кон занимает место дирижёра оркестра во время записей своих аранжировок. Эл Кон записывался со множеством вокалистов. Кроме выше упомянутых Тони Беннетта (Tony Bennett) и Лины Хорн (Lena Horne), Эл сотрудничал с такими великими певцами, как Билли Холидей (Billie Holiday), Элла Фитцджеральд (Ella Fitzgerald), Тереза Брюер (Teresa Brewer), Бетти Картер (Betty Carter), Ирен Крол (Irene Kral), Сюзанна МакКоркл (Susanna McCorkle), Кармен МакРэй (Carmen McRae) и Нана Мускури (Nana Mouskouri). Кон даже отважился сделать визит в мир поэзии и прозы.

Вместе с Зутом он был в числе джазовых исполнителей, которые аккомпанировали во время серии клубных чтений и записей в рамках проекта Beat Generation Джека Керуака (Jack Kerouac). Как исполнитель, лидер или соруководитель Эл много гастролировал как по Соединённым Штатам, так и по всему миру. Кон играл на сцене с Элвисом Пресли (Elvis Presley) в июне 1972, как участник оркестра Джо Малина (Joe Malin Orchestra) во время концерта в Madison Square Garden.

Он обладатель множества престижных наград, включая 4 номинации на премию Grammy, введение в Зал славы американского джаза (American Jazz Hall of Fame) и Стену славы общества композиторов (ASCAP Wall of Fame). Эл является автором более сотни оригинальных джазовых композиций, все из которых были записаны. На его счету более 50 записей под собственным именем и участие в более чем 350 студийных альбомах и CD. Джазовый историк Расс Чейс (Russ Chase) заканчивает работу над созданием авторитетной дискографии его записей.

Исполнитель, обладающий тёплой тональностью и мелодичностью исполнения, Кон стилистически опирается на исполнительскую манеру Лестера Янга (Lester Young), привнеся множество своих элементов. Он был глубоко уважаем в джазовых кругах и пользовался популярностью среди музыкантов за своё остроумие.

Ближе к концу своей карьеры он иногда выступал со своим сыном Джо Коном (Joe Cohn), который играет на гитаре. Эл Кон был женат дважды. Первой его супругой стала вокалистка Мэрилин Мур (Marilyn Moore), которая и родила ему сына Джо. В 1957 Кон принял участие в записи её альбома MOODY MARILYN MOORE, который стал самым известным в её карьере. Позднее Кон женится на певице Мэри Энн МакКолл (Mary Ann McCall), выcтупавшей с оркестрами Чарли Барнета (Charlie Barnet), Томми Дорси (Tommy Dorsey) и Вуди Хермана (Woody Herman). Второй брак длился недолго.

Эл Кон умер от рака печени.

14:54