Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Wessell Anderson / Уэсселл Андерсон

Американский джазовый альт и сопранино саксофонист.

Андерсон принадлежит к новому поколению джазовых музыкантов, получивших высшее образование, но хорошо воспитанных в старых традициях и знакомых со старыми стилями. Он талантливый человек с внушительным списком музыкальных достижений. Друзья Андерсона утверждают, что всякий раз, когда он не играет джаз, он его слушает.

Он был вторым из двух детей, рождённых Барбарой Элизабет (Barbara Elizabeth) и Уэсселом Андерсоном-младшим (Wessell Anderson, Jr.), уважаемым джазовым барабанщиком, работавшим с Сесилом Пэйном (Cecil Payne). Детство Андерсона прошло в суровых кварталах Bedford-Stuyvesant и в Crown Heights. Под влиянием отца Уэсселл начал играть джаз довольно рано.

Андерсону было двенадцать лет, когда он начал своё формальное музыкальное образование; он начал с классического фортепиано. В следующем году он переключился на кларнет, а в 14 лет добавил альт-саксофон. Примерно в то же время, когда Андерсон поступил в среднюю школу Мартина Лютера в районе Квинс, он подружился с великим саксофонистом Сонни Ститтом (Sonny Stitt), когда Ститт выступал в бруклинском клубе Blue Coronet. Андерсон был молод и с лёгкостью общался с маститыми джазовыми музыкантами. Он бочком подошёл к Ститу, и ещё до того, как вечер закончился, Андерсон был приглашён на сцену, чтобы выступить со Ститтом. Ститт остался настолько доволен выступлением, что пригласил Андерсона выступить в качестве разогрева перед основным выступлением Ститта в течение нескольких месяцев в Blue Coronet.

В средней школе джаз становится сутью жизни Андерсона. Он учился, тренировался и выступал. Он брал частные уроки; поступил в Jazzmobile в Гарлеме; расширил свои инструментальные занятия, включив в него альт-саксофон; играл с джазовым оркестром средних школ трёх штатов Нью-Джерси, Коннектикут и Нью-Йорк (McDonald’s Tri-State High School Jazz Orchestra). Программа Harlem Jazzmobile - название обманчиво - представляла собой интенсивную школу для молодых исполнителей джаза. Уроки семинаров Jazzmobile проходили весь день по субботам, занятия проходили в течение несколько месяцев. Будучи студентом Jazzmobile под руководством Фрэнка Весса (Frank Wess), Фрэнка Фостера (Frank Foster) и Чарльза Дэвиса (Charles Davis), Андерсон играл на своих инструментах, изучал теорию музыки и изучал искусство исполнения. Ученики посещали местные концерты, чтобы послушать звучание современного джаза, которого так много в Нью-Йорке.

К четырнадцати годам он уже посещал джем-сейшны в тогда ещё действующих джазовых клубах Бруклина и Квинса, таких как Blue Coronet, Pumpkin's и the Turbo Village.

Во время одной поездки в парк у могилы Гранта в Нью-Йорке в 1982 Андерсон впервые встретился с Брэнфордом Марсалисом (Branford Marsalis). Андерсон в то время учился в старшей школе, а Марсалис, который был как минимум на пять лет старше Андерсона, был среди исполнителей на концерте в парке в тот день. На Андерсона произвела впечатление игра Брэнфорда Марсалиса (Branford Marsalis) и его брата Уинтона (Wynton Marsalis), которые в то время играли с Jazz Messengers Арта Блейки (Art Blakey). Он представился Брэнфорду, и они разговорились. Марсалис дал Андерсону отличный совет и посоветовал тому поступить в Southern University в Батон-Руж, штат Луизиана, где джазмен Элвин Батист (Alvin Batiste)  руководил отделением джаза. Андерсон прислушался к совету Марсалиса и отказался от своих предварительных планов поступить в Berkelee Music School в Бостоне.

В Southern University под руководством Батиста музыкальный талант Андерсона быстро развивался. Андерсон присоединился к университетскому джаз-бэнду, который ежегодно выступал на местном New Orleans Jazz & Heritage Festival, а во время джазового фестиваля в 1985 Андерсон снова пересекся с Брэнфордом Марсалисом (Branford Marsalis). Марсалис был впечатлён музыкальными прогрессом Андерсона и пригласил его выступить с ансамблем Марсалисов в течение одной недели в качестве гостя. Андерсон согласился, присоединился к группе в Кливленде, а затем вернулся в Батон-Руж.

Андерсон отточил свой талант и к 1988 его снова пригласили присоединиться к ансамблю Марсалисов, на этот раз в качестве постоянного участника. Андерсон тщательно взвесил своё решение, посоветовался с Батистом и решил бросить школу, чтобы воспользоваться исключительной возможностью. Таким образом, квинтет Марсалисов превратился в секстет.

4 июля 1988, незадолго до присоединения к группе Марсалисов, Андерсон отыграл свой первый профессиональный концерт с певицей Бетти Картер (Betty Carter) в Чикаго. Он гастролировал с Картер в течение следующих двух месяцев перед его сентябрьским дебютом с Марсалисами. Cовместная работа с Марсалисами в студии привела к созданию музыки, которая стала одной из самых определяющих в период возрождения интереса к джазу в конце 80-х - начале 90-х годов.

Профессиональная карьера Андерсона в полной мере началась в 1988, когда его пригласили присоединиться к новой захватывающей организации, которая только что создавалась: the Lincoln Center Jazz Orchestra (LCJO). Как домашний коллектив организации Live at Lincoln Center, LCJO является краеугольным камнем постоянной программы концертов, туров, радио- и телепередач, а также образовательных мероприятий. Оркестр даёт концерты в США и по всему миру. Критик Стэнли Крауч (Stanley Crouch) писал о LCJO в 1997: "Когда на сцену выходит джазовый оркестр Линкольн-центра, чистый, как Совет по здравоохранению, и готовый к свингу, это всегда важное событие".

В 1993 Андерсон добавил в свой арсенал сопранино саксофон. Он собрал собственный коллектив и впервые в своей карьере занял позицию лидера группы. Последовавшие альбомы Андерсона, получившего прозвище "Warmdaddy", выпущенные Atlantic Records в 1994 и 1995, были хорошо приняты. Называть Андерсона "Warmdaddy" начал барабанщик LCJO Херлин Райли (Herlin Riley), и прозвище прижилось. Винтон Марсалис (Wynton Marsalis) в своей книге "Sweet Swing Blues on the Road" объясняет свои чувства к "Тёплому папочке": "Людям нравится быть рядом с Уэсом. … Они могут чувствовать любовь… теплоту его сердца. Его личность проявляется в его игре ... вот почему мы зовем его Теплым папочкой". Музыкальные темы "The Ways of Warmdaddy" и "Warmdaddy in the Garden of Swing" были написаны почти исключительно Андерсоном, включая памятную "Desimonae", написанную Андерсоном для его жены Дези. Среди других любимых композиций Андерсона - "In the Garden of Swing" и "Baton Rouge Blues". "Warmdaddy in the Garden of Swing" вошёл в десятку лучших записей 1994 Питером Уотроусом (Peter Watrous) из New York Times. Его "Live at the Village Vanguard", выпущенный в 1998, получил всеобщее одобрение как критиков, так и фанатов.

Андерсон поддерживает лихорадочный темп между выступлениями с LCJO как в Нью-Йорке, так и в турне. Он активно участвует в семинарах LCJO, проводит уроки и мастер-классы. В его расписании и прямые трансляции из Линкольн-центра в системе общественного вещания и традиционные выступления в составе Wynton Marsalis Septet.

Андерсон также находит время для записи сессий со своим собственным талантливым квинтетом, четырьмя очень молодыми джазменами, лично отобранными Андерсоном со всех концов Соединенных Штатов. Члены группы трубач Ирвин Мэйфилд (Irvin Mayfield), басист Стив Кирби (Steve Kirby), пианист Ксавьер Девис (Xavier Davis) и ударник Джез Сойер (Jaz Sawyer) были подростками, когда присоединились к Андерсону. Вместе они выступают в качестве домашней группы в ресторане Funky Butt во Французском квартале Нового Орлеана - всякий раз, когда график Андерсона позволяет ему быть дома в Батон-Руж.

Уэс, Уэсс или Уэссел Андерсон - его называют по-разному - 14 февраля 1990 в Атланте, штат Джорджия женился на Десимоне (Дези) Мур (Desimonae (Desi) Moore). Пару венчал дед невесты. У них есть сын, Уэссел Андерсон IV (Wessell Anderson IV), которого ласково прозвали "Quad", родился 10 июня 1990. Семья живет в Батон-Руж, где Десимона Андерсон принимает активное участие в программах специального образования. Особенно она занимается образованием для слабослышащих. Она также поёт на местном уровне и работает вожатой в лагере. Квад стремится стать барабанщиком, как и его дед.

Андерсон уверено идёт по пути успеха и известности. В 1994 он получил премию Big Easy от города Нового Орлеана как лучший саксофонист в современном джазе. В 1996 он получил премию журнала Gambit Music Magazine как лучший саксофонист. Он был удостоен чести выступить в американском посольстве в Маниле во время его концертов на Филипинах, а также был отмечен наградами по всему миру за распространение доброй воли через свои выступления. Андерсон также постоянно присутствует на фестивале New Orleans Jazz & Heritage Festival, где он ежегодно выступает, не пропустив ни одного года с момента своего первого выступления с коллегиальной группой Южного университета в 1982.

В любой деятельности Андерсон мотивирован любовью к джазу и желанием "дать что-то взамен" следующему поколению, и его усилия достойны похвалы. В 1996 он был отмечен городом Новый Орлеан за его щедрую помощь в создании городского джазового лагеря имени Луи Армстронга (Louis Armstrong) для детей, и, помимо лагеря Армстронга, Андерсон и его жена владеют и управляют собственными джазовыми мастерскими и летним лагерем Джамбалая в Батон-Руж, лагерь, который предлагает разнообразные музыкальные программы для детей всех возрастов. В 2001 он начал преподавать джаз и саксофон на факультете в престижной Джульярдской школе в Нью-Йорке. С помощью Jambalaya Jazz, лагеря Louis Armstrong Camp, образовательных программ LCJO и в качестве преподавателя Джульярда Андерсон вдохновляет новое поколение джазовых исполнителей.

15:03