Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Pat Metheny / Пэт Метини

Несмотря на то, что большинство критиков классифицируют его как джазового гитариста, наиболее заметный след в музыке Метини оставил своими попытками ликвидировать разрыв между джазом и рок музыкой в той же манере, в какой Майлс Девис (Miles Davis) делал это в конце 60-х и начале 70-х.

Кроме того он сыграл ведущую роль в деле роста популярности джаза у более молодого поколения 80-х. Его записи в составе Pat Metheny Group включают в себя элементы прогрессивного и современного джаза, пост-бопа, джаз-рок фьюжн и фолк-джаза, но они безо всяких сомнений раздвинули границы джаза, и принесли Метини достаточный уровень известности, чтобы он мог позволить себе исполнять любую музыку без боязни потерять аудиторию.

Метини вырос в пригороде Канзас-Сити. Его старший брат Майк (Mike Metheny) изучал трубу, поэтому первым музыкальным инструментом Пэта также становится труба, которую он начал изучать в 8 лет и, что удивительно, он не прикасался к гитаре вплоть до 12 лет. К 15 годам он уже регулярно выступает с лучшими джазовыми музыкантами Канзас-Сити и таком в раннем возрасте получает необходимый опыт выступлений на сцене. После окончания Lee's Summit High School он поступает в University Of Miami в Coral Gables, Florida. После первого же семестра Пэт оставляет университет, хотя ему предлагают место преподавателя. Его выдающаяся виртуозность в скором времени позволяет ему начать обучение в Berklee College Of Music в Бостоне. В 1974 Пэт совершает свой дебют в звукозаписи с Полом Блэем (Paul Bley), Жако Пасториусом (Jaco Pastorius) и ударником Бобом Моузесом (Bob Moses), приняв участие в создании диска BRIGHT SIZE LIFE. В 1974 он присоединяется к Гари Бёртону (Gary Burton) и принимает участие в создании трёх альбомов, привнеся в них плавный, текучий гитарный стиль с явным влиянием Уэса Монтгомери (Wes Montgomery).

Превосходный альбом WATERCOLORS, на котором впервые появляется Лайл Мэйс (Lyle Mays), продемонстрировал всем зрелого артиста, нашедшего свой путь. Его собственный индивидуалистический стиль детально разрабатывается в составе Pat Metheny Group, которая начинает своё существование в 1977. Вместе со своим музыкальным партнёром, блестящим музыкантом клавишником Лайлом Мэйсом (Lyle Mays), сотрудничество с которым продолжится более 25 лет и будет реализовано в 15 альбомах, он инициирует формат рок группы, которая альбом за альбомом производит мелодичный джаз-рок. В состав группы также входят протеже Пасториуса басист Марк Иган (Mark Egan) и ударник Ден Готтлиб (Dan Gottlieb). Манфред Айхер (Manfred Eicher) — глава лейбла ЕСМ — смог разглядеть потенциал артиста и становится инициатором их совместного сотрудничества. Наряду с Китом Джарреттом (Кeith Jаrrett), Метини становится одним из наиболее продающихся артистов этого лейбла, собирая стадионы на свои выступления, а его альбомы постоянно возглавляют джазовые списки популярности.

Метини становится одним из немногих джазовых музыкантов, которые регулярно появляются в списках популярности поп музыки, что красноречиво свидетельствует о доступности его музыки. Первый альбом группы появляется в 1978 под названием Pat Metheny GROUP, который был в основном создан в дуэте с Мэйсом. Второй альбом группы AMERICAN GARAGE (1980) становится хитом. Он занимает первое место в джазовых списках популярности журнала Биллборд, попадает и в списки поп музыки, в основном благодаря заглавной композиции "(Cross the) Heartland", которая становится звуковой подписью группы. Свой успех группа закрепляет чередой гастролей по США и Европе. Уникальный саунд группы был создан, прежде всего, гитарой Метини Gibson ES-175 и синтезаторами Мэйса Oberheim и Sequential Circuits Prophet V, а также его игрой на фортепиано Steinway. Даже в этот ранний период своего существования группа смешивает широкий спектр стилей от фолка до рока.

Позднее Метини начинает работать с гитарным синтезатором Roland GR300 и гитарной системой Synclavier, сделанной фирмой New England Digital. Мэйс в свою очередь добавляет в свой арсенал клавишный синтезатор Synclavier, позднее работает и с другими синтезаторами. Затем следуют турне с Джони Митчелл (Joni Mitchell) и Пасториусом (диск SHADOWS AND LIGHT). Выход альбома NEW CHAUTAUQUA демонстрирует всем поклонникам удивительную ловкость на 12-струнной гитаре и, вопреки модным течениям того времени, он попадает в американский Top 50. Двойной диск 80/81, хотя и был выдержан в духе традиционного джаза, всё же содержал авангардную композицию "Two Folk Songs". На этом альбоме были представлены Майкл Брекер (Michael Brecker), Джек ДеДжонетт (Jack DeJohnette), Чарли Хэйден (Charlie Haden) и Дьюи Рэдмен (Dewey Redman). Альбом взбирается на вершины популярности и остаётся там продолжительное время. В этот период Метини регулярно занимает лидирующие места по результатам опросов как джазовых, так и чисто гитарных изданий. Клавишные Мэйса ярко выделяются в структуре группы, он становится соавтором сюиты AS FALLS WICHITA, SO FALLS WICHITA FALLS.

В этот период воображение Метини поражают музыкальные возможности, предоставляемые гитарным синтезатором или синклавиром. С невероятным эффектом он демонстрирует все возможности этого инструмента на диске OFFRAMP (1982), в особенности на удивительно заразительной и подкупающей теме "Are You Going With Me?". Этот альбом отмечен появлением в составе басиста Стива Родби (Steve Rodby), заменившего Марка Игана (Mark Egan), и бразильского "гостя" Нана Васконселос (Nana Vasconcelos), чья работа с перкуссионными и вокал без слов обозначили первое появление элементов латинской музыки в саунде группы. Двойной альбом TRAVELS (1983) демонстрирует всем, что группа находится на пике своего творческого потенциала. В программу этой работы входят некоторые хорошо известные композиции, исполненные с особой свежестью. Короткую композицию "Travels" можно поставить в число его наиболее удачных мелодий. Низкий уровень записи этой темы вызывает у слушателей особо утончённые, радостно-траурные эмоции.

REJOICING – это альбом современного джаза, демонстрирующий его чувственные интерпретации музыки Хореса Сильвера (Horace Silver) и Орнетта Колмена (Ornette Colemаn). Следующую работу FIRST Circle (1984) Метини записывает с соблюдением тех же высоких стандартов — демонстрирует большую склонность к музыке с элементами латины и блестящий мелодизм. Хотя необходимо отметить, что подобные тенденции прослеживались уже в композиции "If I Could" диска TRAVELS. Он приглашает в состав аргентинского мультиинструменталиста Педро Азнара (Pedro Aznar), а место ударника Дэнни Готтлиба занимает Пол Вертико (Paul Wertico). Родби и Вертико в своё время были участниками группы Фреда Саймона (Fred Simon Group), позднее играли в группах Simon-Bard и Chicago.

В 1985 Метини приглашают для работы над созданием музыки к кинофильму THE FALCON AND THE SNOWMAN, что приводит к появлению "This Is Not America" с Дэвидом Боуи (David Bowie). Эта композиция попадает в американский Top 40 (занимает 12 место в списках Великобритании) и приносит Метини новых молодых почитателей. Концертные залы, в которых он выступает, начинает заполнять аудитория, одетая в полосатые футболки регбистов, копируя стиль их нового героя. Этот период становится пиком коммерческого успеха группы, в особенности живая запись TRAVELS. Диск FIRST Circle становится последним проектом Метини на лейбле ЕСМ. Метини хоть и был ключевым исполнителем для ЕСМ, но возникшие концептуальные разногласия с основателем лейбла Манфредом Айхером (Manfred Eicher) приводят к разрыву отношений с ЕСМ.

Пэт записывает одну из наиболее ошеломляющих своих работ SONG X с представителем фри джаза Орнеттом Колмэном (Ornette Colemаn). В рецензиях на этот достаточно сложный альбом прослеживались различные реакции, но все критики и слушатели были едины в одном — это было блестяще неприятно для слуха. Затем он возвращается к более понятным музыкальным категориям, добавляет в состав группы бразильского перкуссиониста Армандо Марсала (Armando Marçal) и выпускает диск STILL LIFE (TALKING), который становится первым альбомом его группы на лейбле Geffen Records. Первая композиция "Minuano (Six Eight)" яркий пример композиционного стиля группы этого периода: трек начинается запоминающейся минорной мелодией от Мэйса, подхватывается торжественным мелодизмом Метини, переходящим в метрические, гармонически модулированные переливы, создающие тревожные ожидания, которые, в конечном итоге, переходят в первоначальную главную тему. Другой популярной мелодией становится тема "Last Train Home", ритмически жёсткая композиция, пробуждающая воспоминания об американском среднем западе.

В 1989 выходит диск LETTER FROM HOME, в котором Пэт продолжат применять этот подход. Обе эти работы демонстрируют большой шаг по направлению к латинским мелодиям и ритмам.Затем Метини в течение 4 лет делает изыскания в сольных и совместных проектах. В 1990 появляется работа REUNION, во время записи которой он вновь встречается со своим бывшим босом Гари Бёртоном (Gary Burton), а несколькими месяцами позже вместе с Дейвом Холлендом (Dave Hollаnd) и Роем Хайнсем (Roy Hаynes) он создаёт QUESTION AND ANSWER. В это же время он совместно с Херби Хэнкоком (Herbie Hancock) принимает участие в создании превосходного альбома Джека ДиДжонетта (Jack DeJohnette) PARALLEL REALITIES. В 1992 он создаёт захватывающий дух своей красотой альбом SECRET STORY. Возможно, этот альбом и заставил содрогнуться джазовых пуристов, но он стал своеобразной реализацией всех музыкальных влияний Метини. В 1993 появляется очередная работа группы Метини на фирме Geffen THE ROAD TO YOU, на которой были представлены как старые композиции из двух предыдущих дисков, так и новые.

Группа использовала новые инструментовки и технологии в своей работе, в особенности поражает уникальная техника Мэйса с добавлением миди контролируемого саунда синтезатора во время его акустических соло на фортепиано. Следующие три работы Мэйс и Метини называют своеобразным триптихом: WE LIVE HERE (1995), QUARTET (1996) и IMAGINARY DAY (1997). Они уходят от латинского стиля, который доминировал последние 10 лет, а эти диски становятся их наиболее широкомасштабными в музыкальном смысле, и наиболее коммерчески неудачными. Они экспериментируют с хип-хоп барабанами, импровизациями свободных форм на акустических инструментах, используя симфонические, блюзовые и сонатные схемы. После очередного перерыва Pat Metheny Group вновь появляется на сцене в 2002 с выпуском SPEAKING OF NOW – очередное изменение направления благодаря добавлению в состав группы музыкантов, которые не только на поколение моложе, но и выросли на музыке группы. Новыми участниками группы становятся ударник Антонио Санчес (Antonio Sanchez) из Мехико Сити, трубач Куонг Ву (Cuong Vu) и басист, вокалист, гитарист и перкуссионист Ришар Бона (Richard Bona) из Камеруна.

THE WAY UP (2005) – ещё одна большая концептуальная работа, состоящая из одной композиции длиною в 68 минут (разбита на четыре части исключительно для удобства навигации по диску). В записи диска принял участие новый участник группы — исполнитель на губной гармонике из Швейцарии Грегори Марет (Grégoire Maret), в то время как Ришар Бона (Richard Bona) сделал свой вклад в качестве приглашённого музыканта. Диск был выпущен на Nonesuch Records, и весь каталог Метини на Geffen и Warner Brothers был впоследствии переиздан этим лейблом. Работа была хорошо встречена публикой и почти 90 концертов мирового турне оканчивались длительными овациями. Во время мирового турне в состав группы вошёл бразильский мультиинструменталист Нандо Лаурия (Nando Lauria). Ядро группы, как и прежде, составили сам Метини, Лайл Мэйс (пианино, клавишные) и Стив Родби (контрабас и электробас), присоединившийся в 1980. Ударник Пол Вертико, заменивший в 1984 Дена Готтлиба, отыграл с группой более 18 лет, пока его место не занял Антонио Санчес.

В число музыкантов, которых регулярно приглашали для участия в различных турне группы Пэта Метини, вошли: Марк Ледфорд (Mark Ledford) (вокал, труба, гитара); Дэвид Блэмайрс (David Blamires) (вокал, разнообразные инструменты); Армандо Марсал (Armando Marçal) (перкуссия); Педро Азнар (Pedro Aznar) (вокал, гитара, перкуссия). В течение карьеры Метини делает множество записей как соло, так и в составе трио, квартетов и дуэтов с такими музыкантами, как Джим Холл (Jim Hall), Дейв Холланд (Dave Holland), Рой Хайнс (Roy Haynes), Гари Бёртон (Gary Burton), Чик Кориа (Chick Corea), Майкл Брекер (Michael Brecker), Педро Азнар (Pedro Aznar), Чарли Хейден (Charlie Haden), Джон Скофилд (John Scofield), Джек ДиДжонетт (Jack DeJohnette), Херби Хенкок (Herbie Hancock), Кристиан МакБрайд (Christian McBride), Билл Стюарт (Bill Stewart). В 1983 он выступает в составе трио с Чарли Хейденом (Charlie Haden) и Билли Хиггинсом (Billi Higgins).

Двумя годами позже Метини участвует в создании SONG X с Орнеттом Коулменом (Ornette Coleman); далее следует JAZZ BALTICA с Ульфом Уакениусом (Ulf Wakenius) и другими исполнителями Nordic Jazz. В качестве сайдмена Пэт записывается с Сонни Роллинсом (Sonny Rollins); в 1990 принимает участие в гастролях в составе квартета с Херби Хенкоком (Herbie Hancock); записывает альбом в составе трио с Дейвом Холландом (Dave Holland) и Роем Хайнсем (Roy Haynes); сотрудничает и гастролирует с Джошуа Редманом (Joshua Redman). Играет с некоторыми представительницами прекрасной половины человечества, в их числе Силье Нергаард (Silje Nergaard) с диском TELL ME WHERE YOU'RE GOING (1990), Ноа (Noa) с диском NOA (1994) и Анна Мария Йопек (Anna Maria Jopek) с диском UPOJENIE (2002).

Многие работы Метини получали благосклонные отзывы критики, которая, тем не менее, достаточно пренебрежительно отзывалась о "пасторальных" или "в стиле лёгкого рока" аспектах его работы в рамках PGM. Возможно, такие его необычные работы, как проект с Дереком Бейли (Derek Bailey) и ZERO TOLERANCE FOR SILENCE (1994) благодаря контрасту были призваны увеличить благосклонность критики к музыке PGM. В 2002 появляется работа Метини SPEAKING OF NOW, в 2003 сольный диск ONE QUIET NIGHT, в 2005 WAY UP. В одном из последних проектов Метини объединяет свои творческие усилия с Брэдом Мелдо (Brad Mehldau) и в 2006 выпускает альбом METHENY MEHLDAU, а годом позже появляется диск METHENY MEHLDAU QUARTET. Он также выступает со своим Trio, с которым в 2008 записывает диск DAY TRIP.

Пэт Метини обладатель 17 наград Grammy в различных категориях: Best Rock Instrumental, Best Contemporary Jazz Recording, Best Jazz Instrumental Solo, Best Instrumental Composition, 10 из которых он получал ежегодно без перерывов как участник The Pat Metheny Group. Он обладатель трёх золотых дисков за альбомы (STILL LIFE) TALKING, LETTER FROM HOME и SECRET STORY. Пэт множество раз становился победителем разных опросов в категории "Лучший Джазовый Гитарист". Пэт Метини гастролирует более 30 лет, давая в среднем 120-240 окнцертов в год начиная с 1974.

Метини автор более 200 композиций. Он писал композиции для соло гитары, небольших составов, электро и акустических инструментов, больших оркестров, балетные пьесы, от современного джаза до рока и классики. Будучи превосходным музыкантом, Метини оставил свой след и в академической области как преподаватель музыки. В 18 лет он становится самым молодым преподавателем, когда-либо работавшим в университете Майями. В 19 он становится самым молодым преподавателем в стенах музыкального колледжа Беркли, в котором он получает почётную докторскую степень двадцатью годами позже (1996). Он устраивает показательные семинары по всему миру – от Королевской Консерватории Дании (Dutch Royal Conservatory) до Института Джаза имени Телониуса Монка (the Thelonius Monk Institute of Jazz) и даже простых больниц в Азии и Южной Америке.

Он становится пионером в царстве электронной музыки и первым использует синтезатор, как серьёзный инструмент. За годы до изобретения технологии MIDI Метини использует Синклавир как композиторский инструмент. Он принимает участие в создании новых инструментов, как акустическая сопрано гитара, 42-струнная гитара Picasso, джазовая гитара PM-100 фирмы Ibanez и других.Метини обладает экстраординарным чувством мелодии. Однако немалая часть успехов Метини принадлежит одинаково мыслящему Лайл Мэйсу (Lyle Mays), чьё тихое присутствие в сторонке на сцене является своеобразной основой для большей части музыки Метини.

Инструменты

Предшествуя Метини, Пэт Мартино (Pat Martino) использовал 12-струнную электро гитару во время записей студийного альбома DESPERADO. Джон МакЛафлин (John McLaughlin) использовал электрогитару с двумя грифами в составе Mahavishnu Orchestra. Ральф Таунер (Ralph Towner) представил миру джаза акустическую 12-струнную гитару. Метини использовал альтернативную настройку 12-струнной гитары, что можно услышать в таких его композициях, как "Sirabhorn" (на BRIGHT SIZE LIFE) и "San Lorenzo" (на Pat Metheny GROUP и TRAVELS). Метини становится одним из первых джазовых гитаристов, часто использующих гитарный синтезатор Roland GR300. Джон Аберкромби (John Abercrombie) и Билл Фриселл (Bill Frisell) также много играли на нём в 1980, но Пэт единственный, кто использует этот инструмент постоянно до сих пор.

Метини ограничил себя, используя лишь небольшое количество звуков синтезатора. В одном из интервью он отметил, что каждый тембр, доступный гитарному синтезатору, рассматривается им как отдельный инструмент. И поэтому он предпочитает в совершенстве овладеть каждым подобным "инструментом" вместо того, чтобы использовать их как второстепенные цвета. Метини также играл на сделанной на заказ гитаре Pikasso I, созданной канадским мастером струнных инструментов Линдой Манзер (Linda Manzer). Этот инструмент можно услышать на "Into the Dream" и на альбомах QUARTET, IMAGINARY DAY, Jim Hall & Pat Metheny, TRIO->LIVE, а также увидеть на DVD SPEAKING OF NOW LIVE и IMAGINARY DAY. Эту гитару Метини использовал и в других проектах, где он играл в качестве гостя. Манзер делала и другие акустические гитары для Метини, включая мини гитару, акустическую ситар гитару и баритон гитару, которую Метини использовал при записи ONE QUIET NIGHT. В последний раз он использовал Picasso во время записи альбома METHENY MEHLDAU QUARTET (2007), второго проекта с пианистом Мелдо и участниками его трио Ларри Гренадиром (Larry Grenadier) и Джеффом Баллардом (Jeff Ballard); Picasso представлена на импрессионистской композиции Метини " The Sound Of Water".

Влияния

Как гитарист, Метини неоднократно называл Уэса Монтгомери (Wes Montgomery) в числе наиболее повлиявших на него музыкантов в раннем периоде. Его игра (как и его тон) также указывают на существенное влияние Джима Холла (Jim Hall), Кенни Баррелла (Kenny Burrell), Джо Пасса (Joe Pass) и других музыкантов классического джаза. Метини часто говорил, что на него оказали особое влияние не только гитаристы, но и такие исполнители, как Клиффорд Браун (Clifford Brown) и Джон Колтрэйн (John Coltrane). Он также уделял значительное внимание эволюции исполнительского мастерства на гитаре внутри конкретных жанров, в частности, он хорошо знаком с творчеством таких мастеров, как рокер Эдди Ван Хален (Eddie Van Halen) или фолк гитарист Лео Коттке (leo Kottke). Он также попал под влияние бразильской музыки – как европейского варианта босса новы, так и интенсивной полиритмии афро-бразильского звучания северовостока страны. Метини жил некоторое время в Бразилии и выступал с некоторыми местными музыкантами, в числе которых Милтон Нашименто (Milton Nascimento) и Тониньо Хорта (toninho Horta). Он также поклонник некоторых поп исполнителей, включая The Beatles, Джеймса Тэйлора (James Taylor), которому он посвятил песню "James" на диске OFFRAMP, и Джони Митчелл (Joni Mitchell), с которой выступал во время её SHADOWS AND LIGHT турне.

Метини называл и Орнетта Коулмена (Ornette Coleman) в числе повлиявших на него. Он использует ряд композиций Коулмена в своих записях (начиная с попурри "Round Trip" и "Broadway Blues" на дебютном BRIGHT SIZE LIFE). Много работает с сотрудничавшими с Коулменом музыкантами: Чарли Хейденом (Charlie Haden), Девью Редманом (Dewey Redman) и Билли Хиггинсом (Billy Higgins). И, конечно же, записывает с Коулменом альбом SONG X. The Metheny Brothers Пэт принимает участие в записи нескольких альбомов своего старшего брата трубача Майка Метини (Mike Metheny), талантливого джазового музыканта, выступающего в основном в Kansas City. В их числе DAY IN — NIGHT OUT (1986) и CLOSE ENOUGH FOR LOVE (2001).

15:03