Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Miroslav Vitous / Мирослав Витуш

Чешский джазовый басист, сделавший карьеру в США. С шести лет изучал скрипку, в 10 лет начал играть на фортепиано, с 14 лет переключился на контрабас. В молодости Витуш серьёзно занимался плаванием. Одной из первых его групп становится Junior Trio, в котором он играет со своим братом Аланом (Alan) на ударных и Яном Хаммером (Jan HAMMer) на клавишных. Изучение музыки продолжил в Prague Conservatory под руководством Франтишека Пошта (František Pošta), впоследствии он становится победителем международного конкурса в Вене, что позволило ему получить стипендию на обучение в Berklee College of Music в Boston, Massachusetts, USA. В 1967 в Чикаго Майлс Девис (Miles Davis) услышал игру Витуша с Кларком Терри (Clark Terry) и пригласил его присоединится к своей группе, выступавшей в нью-йоркском клубе The Village Gate. Виртуозное владение инструментом позволило Витушу войти в лигу таких мастеров контрабаса, как Скотт ЛаФаро (Scott LaFaro), Дэйв Холланд (Dave Holland), Эн Оу Эйч Педерсен (Niels-Henning Ørsted Pedersen) и Арилд Андерсен (Arild Andersen). Ярким примером мастерства Мирослава может служить его игра на альбоме NOW HE SINGS, NOW HE SOBS (1968), с Чиком Кориа (Chick Corea) за фортепиано и Роем Хайнсом (Roy Haynes) за ударными. Этот альбом демонстрирует его превосходное чувство ритма, показывает интересные линии инновационных проходов и способность привносить напряжённость и расслабление в импровизации. Его первый альбом в качестве лидера вышел под названием INFINITE SEARCH, с небольшими изменениями был переиздан как MOUNTAIN IN THE CLOUDS, представил несколько ключевых фигур фьюжн движения: Джона МакЛафлина (John McLaughlin), Херби Хенкока (Herbie Hancock), Джека ДиДжонетта (Jack DeJohnette) и Джо Хендерсона (Joe Henderson). Он работает с Ларри Кориэллом (Larry Coryell), Яном Хаммером (Jan HAMMer), Фредди Хаббардом (Freddie Hubbard), Майлсом Девисом (Miles Davis), Чиком Кориа (Chick Corea), Уэйном Шортером (Wayne Shorter), Джо Завинулом (Joe Zawinul) и Яном Гарбареком (Jan Garbarek). В 1970 он становится одним из основателей группы Weather Report. В 1973 его сменил Альфонсо Джонсон (Alphonso Johnson), которого тоже стали считать одним из сооснователей группы. С тех пор Витуш неоднократно обсуждал с журналистами свой достаточно спорный уход из Weather Report, особо отмечая свои отношения с Завинулом. Он отметил: "Мне очень нравилось всё это в самом начале, но постепенно всё стало несколько скучным в конце концов, когда Джо Завинул захотел двигаться в другом направлении. Группа добилась успеха и славы, но затем они основательно изменили свою музыку и направились по коммерческому пути к чёрным фанк штучкам". Он чувствовал обиду и в финансовом отношении - "Я был равноценным партнёром и в итоге не получил ничего. У нас была совместная корпорация, что было полностью проигнорировано. Если у вас есть компания и три человека владеют ею, а затем двое говорят: "Окей, мы не хотим больше так работать. Отныне будет только двое из нас", то по нормальному, если они разрывают договор, то должны выплатить неустойку третьей персоне". Некоторое время Витуш учился изготавливать инструменты, пытаясь объединить электрический бас и гитару. В 1979 он собирает новую группу с блестящим составом с Джоном Шурманом (John Surman) (саксофон), Кенни Кёркландом (Kenny Kirkland) или Джоном Тейлором (John Taylor) (фортепиано) и Ион Кристенсен (Jon Christensen) (ударные). Мелодичный, с элементами фолка бас Витуша стал украшением и важным элементом в формировании европейского джаза, хорошо отображённого в записях, сделанных лейблом ECM. В 1981 он выступает на Woodstock Jazz Festival, участвует в праздновании 10-й годовщины Creative Music Studio. В 1984 он сотрудничает со Стенли Кларком (Stanley Clarke). В 1988 Витуш возвращается в Европу и фокусирует свои усилия на сочинении музыки, продолжая регулярно выступать на фестивалях. В 2001 Витуш воссоединился с Кориа и Хайнсом (в составе трио Now He Sings, Now He Sobs) для серии концертов, озаглавленной "Rendezvous in New York" во время празднования 60-летия Кориа. Альбом с таким же названием увидел свет в 2003 и принёс Кориа премию GrAMMy в категории "Лучшее Импровизационное Джазовое Соло" (Best Improvised Jazz Solo) в композиции "Matrix", на которой, конечно же, играл и Витуш.
14:58