Поиск

Arild Andersen / Арилд Андерсен

Arild Andersen / Арилд Андерсен
Date of birth (creation):
27 октября 1945
Place of birth (creation):
Lillestrøm, Norway

Bio:

Норвежский джазовый музыкант и композитор. Считается одним из самых известных скандинавских контрабасистов на международной джазовой сцене. Обладатель нескольких норвежских и европейских музыкальных премий. Третий в истории джазовый музыкант, получивший престижную норвежскую музыкальную премию Gammleng.

Его карьера как джазового басиста началась под опекой Карела Нетолика (Karel Netolicka) и влиятельного американского джазового композитора и теоретика Джорджа Расселла (George Russell), который жил тогда в Швеции. В период 1966-1973 Андерсен гастролировал по Скандинавии, работал с оркестром и секстетом Джорджа Расселла (George Russell), трио и квартетом Яна Гарбарека (Jan Garbarek) (с ним также играли Терье Рипдал (Terje Rypdal) и Йон Кристенсен (Jon Christensen), Карин Крог (Karin Krog), Эдвард Весала (Edward Vesala) и другие. Он играл в ритм секции многих гастролирующих американских музыкантов, в числе которых Фил Вудс (Phil Woods), Декстер Гордон (Dexter Gordon), Хемптон Хоус (Hampton Hawes), Джонни Гриффин (Johnny Griffin), Сонни Роллинс (Sonny Rollins) и Чик Кориа (Chick Corea). В Западной Германии он работал с Доном Черри (Don Cherry), а во Франции со Стэном Гетцем (Stan Getz).

Посещение Нью-Йорка в 1972-1974 принесло в его арсенал записи с Сэмом Риверсом (Sam Rivers), Полом Блэем (Paul Bley), Шейлой Джордан (Sheila Jordan), Стивом Каном (Steve Kuhn) и Барри Альтшулом (Barry Altschul). В 1974 он возглавил свой собственный квартет, который годом позже сделал запись альбома CLOUDS IN MY HEAD с боповыми интонациями.

Следующие работы SHIMRI (1977) и GREEN SHADING INTO BLUE (1978) были выполнены в более романтическом настроении и были хорошо встречены критикой. В конце 1970-х – начале 1980-х играл в группе с вокалисткой Радкой Тонефф (Radka Toneff). Начало 1980-х охарактеризовалось появлением не-норвежских музыкантов в проектах Андерсена. В 1980 Андерсен собрал состав, в который вошли Кенни Уилер (Kenny Wheeler), Пол Мотян (Paul Motian) и Стиви Доброгож (Steve Dobrogosz) (диск LIFELINES {1981, ECM}). В 1981 играл в группе с Альфонсом Моузоном (Alphonse Mouzon), Биллом Фриселлом (Bill Frisell) и Джоном Тэйлором (John Taylor) (A MOLDE CONCERT {1981, ECM}). В 1983 группа гастролировала по Европе, на этот раз с Джоном Аберкромби (John Abercrombie) на гитаре.

В 1982 он создал The Arild Andersen Quintet с ударником Йоном Кристенсеном (Jon Christensen), пианистом Йоном Балке (Jon Balke), саксофонистом Торе Бранборгом (Tore Brunborg), трубачом Нильсом Петтером Мольваером (Nils Petter Molvaer). Позднее группа поменяла название на Masqualero. На протяжении 10 лет группа оставалась на переднем крае европейского джаза, последние годы как квартет с фортепиано. Masqualero гастролировала по США, Канаде, Западной и Восточной Европе, создала 4 альбома – один для норвежского лейбла Odin и три для ECM. Три из четырёх получили норвежскую премию Grammy:

  • Spellemannprisen 1983 за MASQUALERO, с группой Masqualero
  • Gammleng Award 1984, в категории Jazz
  • Spellemannprisen 1986 за BANDE A PART, с группой Masqualero
  • Spellemannprisen 1991 за RE-ENTER, с группой Masqualero.

В 1993 на лейбле ECM Андерсен вместе с Ральфом Таунером (Ralph Towner) и Нана Васконселос (Nana Vasconcelos) записал диск IF YOU LOOK FAR ENOUGH.

В дальнейшем Андерсен некоторое время провёл в поисках возможностей соединить традиционную норвежскую музыку с импровизационной музыкой. В 1988 началось его сотрудничество с вокалисткой Кирстен Браатен Берг (Kirsten Braaten Berg), одной из ведущих исполнительниц норвежской фолк музыки. Их работа привела к появлению успешного проекта SAGN, основанного на народных песнях юга Норвегии, премьера которого состоялась в 1990 на фестивале Vossajazz и с программой которого они выступили более 40 раз, включая концерты в нью-йоркском Town Hall, Германии и Скандинавии. Диск SAGN был записан в 1991 на норвежском лейбле Kirkelig Kulturverksted и позже был выпущен на ECM.

В 1993 он представил новую работу ARV, также записанную на Kirkelig Kulturverksted. В 1994 он написал музыку для театральной версии трилогии "Kristin Lavransdatter" автора Сигрид Ундсет (Sigrid Undset), получившего Нобелевский приз. Это нашло продолжение в нескольких концертах с музыкой из постановки и записи на Kirkelig Kulturverksted. Премьера работы Андерсена HYPERBOREAN состоялась в 1995 на Molde International Jazz festival. Её исполнила группа из 9 участников, включая норвежский струнный квартет Cikada. Музыка была записана в октябре 1996 и вышла на CD в сентябре 1997 на ECM.

В 1998 он собрал трио с немецким трубачом Маркусом Стокхаузеном (Markus Stockhausen) и французским перкуссионистом Патрисом Хералем (Patrice Heral). Это трио плюс Терье Рипдал (Terje Rypdal) в качестве гостя записали диск KARTA, вышедший в сентябре 2000 на ECM.

В 1999 Андерсен собрал трио с английским ударником Джоном Маршаллом (John Marshall) и греческим пианистом Вассилисом Тсаброуполосом (Vassilis Tsabroupolos). Они выпустили два CD на ECM - ACHIRANA (2000) и THE TRIANGLE (2004). В 2001 дал концерт в рамках The Molde International Jazz Festival с Пэтом Метени (Pat Metheney) и норвежским ударником Паалем Нилсеном-Лавом (Paal Nilsen-Love).

В июне 2002 в Herodes Theater в Афинах он представил музыку к постановке греческой драмы Софокла Electra. Представление было частью культурной программы Олимпийских игр в Греции. Диск с музыкой ELECTRA был выпущен лейблом ECM в 2005. В 2004 началось его сотрудничество с венгерским гитаристом Ференсем Снетбергером (Ference Snetberger). В составе квартета они записали JOYOSA (2004), а с трио - NOMAD (2005).

В 2002 он стал участником трио Dahl/Andersen/Heral, которое записало два CD для Stunt Records в Дании - THE SIGN и MOONWATER. В 2005 Андерсен стал ведущим артистом на The Molde Jazz festival с пятью концертами в течение недели, включая сольный концерт, Electra, Snetberger трио и специальные проекты с Кадси Эрганнер (Kudsi Ergunner) и Нана Васконселос (Nana Vasconcelos).

В 2005 он написал работу для дуэта с саксофонистом Томми Смитом (Tommy Smith). Работа получила название INDEPENDENCY и привела к созданию нового трио с ударником Паоло Виначиа (Paolo Vinaccia) и Томми Смитом (Tommy Smith) на саксофоне. Трио сделало концертную запись в клубе Belleville в Осло осенью 2007. Запись вышла в 2008 на ECM как LIVE AT BELLEVILLE. Запись получила превосходную критику и это трио оставалось основным проектом Андерсена, с которым он выступал по всему миру.

Андерсен получил множество наград за своё исполнительское мастерство на басу, включая Buddy Award от Норвежской Федерации Джаза в 1969. От французской Academie du Jazz в 2008 он получил Prix du Musicien Européen.

В 2010 впервые посетил Японию и выступление его трио стало украшением Tokyo International Jazz festival 2010. В октябре 2010 дал четыре концерта со Scottish National Jazz Orchestra под руководством Томми Смита (Tommy Smith). В честь празднования лейбла ECM исполнялась музыка, которую лейбл записывал в течение многих лет, к примеру, "My Song" Кита Джарретта (Keith Jarrett), "Crystal Silence" Чика Кориа (Chick Corea), "May Dance" Дэйва Холленда (Dave Holland) и многие другие произведения. Концерт в Глазго был выпущен на ECM весной 2012 под названием CELEBRATION.

Награды:

  • 1969: Buddyprisen
  • 1975: "Bassist of the Year" voted by the European Jazz Federation
  • 1983: Spellemannprisen for Masqualero, within the band "Masqualero"
  • 1984: Gammleng Award in the class Jazz
  • 1986: Spellemannprisen for Bande a Part, within the band "Masqualero"
  • 1991: Spellemannprisen for Re-Enter, within the band "Masqualero"
  • 2008: "Musicien Europeen 2008" by the French "Academie du Jazz"
  • 2008: "Ella Award" at the Oslo Jazzfestival
Author of publication:
Панченко Юлик

По всем вопросам пишите личное сообщение пользователю M0p94ok.
13:55
3196