Поиск

Blue Note Records

Blue Note Records

"Blue Note" - бесконечная история с печальным концом

"Эта запись достаточно хороша для выхода в свет. Но она недостаточно хороша для "Blue Note"".

Альфред Лайон. Резолюция по поводу одной из предоставляемых компании записей.

„Лучшее из джаза с 1939 года"— эту фразу фирма „Blue Note" с полным правом пишет на своем логотипе. Наш рассказ — не о джазе, не о музыкантах и не о пластинках. Он — о людях, которые создали „Blue Note" и его легенду.

От Берлина до Нью-Йорка

Альфред Лайон и Хенк Мобли Эта история началась в 1925 году в Берлине, когда юноша Альфред Лайон (Alfred Lion) заметил афишу, извещавшую о выступлении оркестра Сэма Вудинга (Sam Wooding's Orchestra). Афиша висела возле любимого катка Альфреда.

 
Читать дальше

Ни о чем подобном раньше в Берлине не слышали. Из чистого любопытства Альфред решил пойти. Он так и не понял тогда, что в точности услышал. Но то, что он услышал, потрясло его до глубины души. В этот вечер к нему постучалась судьба. Альфред рыскал по всему Берлину в поисках удивительной американской „черной музыки". Результатом поисков стали несколько пластинок и... полное отсутствие какой-либо информации.

Второй раз судьба улыбнулась Альфреду пять лет спустя, в 1930 году. Тогда он уже работал в одной экспортно-импортной компании и был направлен в деловую поездку за океан. История умалчивает, насколько полезной для компании была та командировка в Штаты. Но домой Альфред вернулся нагруженный знаниями, впечатлениями и тремя сотнями (!) пластинок. В последующие годы он неоднократно бывал в Америке по делам, пока наконец в 1938 году не остался там насовсем. Теперь нацизм был далеко, а любимая музыка — наоборот, близко.

23 декабря 1938 года Альфред побывал на историческом концерте „Spirituals To Swing" в „Карнеги-холле". Особенно запомнилось ему выступление фортепианных гениев буги-вуги Альберта Аммонса (Albert Ammons) и Мида Лаке Льюиса (Meade Lux Lewis) — оно поразило его своей мощью и вместе с тем задушевностью и красотой. Недолго думая, он разыскал пианистов и предложил им сделать несколько записей — естественно, за его счет. На 14 часов пополудни 6 января 1939 года была заказана студия — „New York Studio". Совершенно интуитивно Альфред принес тогда любимые напитки и еду музыкантов. А главное — он окружил их атмосферой такой доброжелательности, теплоты и уважения к таланту, что „джем-сейшн" затянулся надолго и получился просто блестящим. Альфред действительно любил джаз. В этот день, собственно, и родилась компания „Blue Note Records".

Альфред напечатал около 50 копий пластинки на 78 об/мин с этой записью. Во время „джем-сейшна" он позволил музыкантам играть так долго, как они хотели, поэтому пластинку пришлось печатать 12-дюймовую. До этого 12-дюймовые пластинки выпускались очень редко и предназначались в основном для классической музыки. Альфред впервые нарушил эту традицию и в дальнейшем продолжал печатать „12-дюймовки". Дизайн внутренней наклейки был придуман сразу и не менялся в после- дующие тридцать лет. Только черный и темно-розовый цвета были заменены на белый и синий. На пластинку поступило несколько заказов. Она получила очень хорошие отзывы в прессе. Альфред не имел определенного представления о том, что де-лать дальше,— но, во всяком случае, начало было положено. „Blue Note Records"создана для того, чтобы донести беспрецедентную экспрессию джаза или свинга. Любой стиль этой музыки, представленный в оригинальном варианте, несет в себе величайшую экспрессию. И это замечательное явление рождает свою традицию, творческие приемы и аудиторию, которая поддерживает его жизнь. Итак, джаз — это экспрессия, это эмоции, это общение, музыкальная и социальная манифестация. „Blue Note Records" сосредоточивается на отображении этих импульсов без каких-либо сенсационных или коммерческих интересов (из первого официального документа „Blue Note Records", 1939 год).

„Мы пытались записывать джаз с чувством..."

Для следующей записи Альфред пригласил квинтет „Port Of Harlem Jazzmen". Эта запись никогда не была издана, где-то потерялась, и никто ее так и не услышал. Зато вскоре Альфред привел в „Port Of Harlem Jazzmen" саксофониста Сиднея Беше (Sidney Bechet), которому суждено было сыграть значительную роль в становлении „Blue Note". Сидней исполнил свою знаменитую интерпретацию „Summertime" на сопрано-саксофоне, и пластинка с этой вещью стала первым настоящим хитом компании. Сидней познакомил Альфреда со многими джазовыми музыкантами.

В конце 1939 года на последнем корабле, идущем из Германии в Америку, прибыл Фрэнсис Вольф (Francis Wolf), друг детства Альфреда. Он быстро нашел работу в какой-то фотостудии, разыскал Альфреда и присоединился к нему, чтобы в свободное время помогать в делах „Blue Note". Перед началом Второй мировой войны они вдвоем сделали много потрясающих записей. Среди наиболее заметных назовем две фортепианные импровизации на свободную тему Эрла Хайнса (Earl Hines) и четыре вещи камерного ансамбля „Edmund Hall Celeste Quartet" в составе: Эдмонд Холл -кларнет, Чарли Крисчиен (Charlie Christian) — гитара, Мид Лаке Льюис (Meade Lux Lewis) — челеста, Израэль Кросби (Israel Crosby) — контрабас. Напомню, что свободная импровизация и третье течение возникли через несколько десятилетий после этих записей.

Вроде бы мы открыли новые стили, но я не стал бы это утверждать. Я помню, что музыканты говорили про нас в те годы, да и сейчас: „Альфред и Фрэнк записывают только то, что им нравится". И это правда. Если выразиться коротко, мы пытались записывать джаз с чувством, с настроением (Фрэнсис Вольф). В 1941 году Альфреда призвали на военную службу. Было решено приостановить выпуск пластинок до его возвращения. Однако дела продолжались: друзья сняли офис на 47-й Вест-Стрит; кроме того, владелец пластиночного магазина и собственной фирмы „Commodore" Милт Габлер (Milt Gabler) вызвался на роль дистрибьютора продукции „Blue Note". Лайон вернулся в 1943 году, и выпуск пластинок продолжился. Вскоре они переехали в большой офис на Лексингтон Авеню, 767, который и стал домом „Blue Note" до 1957 года.

Благодаря войне пластиночный бизнес резко идет вверх. Солдаты нуждаются в нем — армия нуждается в нем. Пластинки становятся ходовым товаром, и „Commodore" продает сейчас довольно много пластинок — и по заказам, и в розницу. Те, кто начинал перед войной, будут иметь огромное преимущество в будущем (из разговора Фрэнсиса Вольфа с известным джазовым критиком Айрой Джитлер).

В то время как биг-бенды умирали медленной экономической смертью, много прекрасных солистов вышло на джазовую сцену. Они начали образовывать „свингтеты" (обычно — трое в духовой секции и четверо в ритм-секции). Такие составы идеально вписывались в маленькие джазовые клубы. „Blue Note" начала записывать эти ансамбли с середины 1944 года.

Первой записью такого рода стала пластинка замечательного джазового саксофониста Айка Куэбека (Ike Quebek) под названием „Blue Harlem". Пластинка стала еще одним хитом „Blue Note". Тогда же на фирме записываются Тайни Гриме (Tiny Grimes), Джон Харди (John Hardee), Джимми Хамилтон (Jimmy Hamilton), Бенни Мортон (Benny Morton). Айк Куэбек стал близким другом и советчиком Альфреда и Фрэнсиса. Именно он познакомил их с Бадом Пауэллом (Bud Powell), Thelonious Monk, Тодом Дамероном (Todd Dameron) и многими другими джазовыми музыкантами. Вскоре вышли записи Тэда Дамерона, Фэтса Наварро (Fats Navarro), Бада Пауэлла. „Blue Note" дала возможность записать свои первые композиции в качестве лидеров таким музыкантам, как Телониус Монк, Арт Блейки (Art Blakey), Джеймс Муди (James Moody), и другим. В это же время проявляется еще одно замечательное качество „Blue Note". Несмотря на отрицательные рецензии и плохие продажи записей Телониуса Монка, компания продолжала их выпускать до 1952 года — когда, наконец, лед был сломан. „Blue Note" фактически сделала ему карьеру.

Альфред и Фрэнк были настоящими джазовыми фанатами. И поэтому „Blue Note"— это лучший лейбл для музыкантов. Они „сделали" многих артистов, карьера которых продолжается еще сейчас. Они дали первый толчок мне. Они давали музыканту шанс, выпуская его записи, в то время как все остальные звукозаписывающие фирмы не проявляли к нему никакого интереса. Разумеется, если пластинки этого парня не продавались вообще, они не могли работать с ним вечно. Если же парень был хорошим музыкантом, но его пластинки плохо продавались (а таких было большинство) и если Альфред и Фрэнк верили в него, то они оставались с ним. Вы нигде больше не встретите ничего подобного (Хорас Сильвер).

„Мы создали стиль..."

Одной из последних в звукозаписывающей индустрии — в 1951 году -„Blue Note" отказалась от выпуска пластинок на 78 об/мин и перешла наконец на 33 !/3 об/мин. Более того, с этого времени до 1955 года она не выпускала 12-дюймовых пластинок, предпочитая 10-дюймовые.

Однако во всех остальных аспектах фирма была далеко впереди многих. Фрэнк Вольф, используя свой талант фотографа, подходил к оформлению обложки пластинки так же серьезно, как и к записи. Почти все обложки „Blue Note" были подлинными шедеврами оформительского искусства (вышел даже альбом, посвященный искусству обложки на „Blue Note"). „Liner notes"— заметки, помещаемые на оборотную сторону конверта,— охотно писали для компании ведущие джазовые критики.

Альфред Лайон выпустил первые альбомы Хораса Сильвера (Horace Silver), Лу Доналдсона (Lou Donaldson), Клиффорда Брауна (Clifford Brown), Уинтона Келли (Winton Kelly), Элмо Хоупа (Almo Норе), Кении Дрю (Kenny Drew), Тэла Фарлоу (Tal Farlow), Кении Баррелла (Kenny Burrell). В качестве сопровождающих музыкантов он приглашал „талантливую молодежь"— Кении Дорэма (Kenny Dorham), Джорджа Уоллингтона (George Wallington), Милта Джексона (Milt Jackson), Miles Davis, Тэда Джонса (Thad Jones), Сонни Роллинса (Sonny Rollins),— в то время эти имена были еще мало кому известны.

В октябре 1953 года Гилл Мелл, исполнявший обязанности графика в „Blue Note", привел Алфреда Лайона к Руди Ван Гелдеру (Rudy Van Gelder). Тот жил в городке Хэкенсэк (штат Нью-Джерси) и у себя в доме оборудовал собственную студию. „Blue Note" всегда была известна своим превосходным сбалансированным „саундом" и всегда к этому стремилась. В лице Руди Альфред обнаружил интеллигентней-шего, добрейшего человека, который может получить идеальный звук. Хотя Руди Ван Гелдер „инженерил" для многих крупных звукозаписывающих компаний в 1950-60-е годы, нет никакого сомнения, что „Rudy Van Gelder sound" никогда бы не появился как таковой и не стал образцом для подражания, если бы не Альфред Лайон.

Альфред точно знал, что он хочет в результате услышать. Он объяснял это мне, и я достигал этого техническими средствами. Это был целиком его звук. Я просто не имел „своего " звука до встречи с Альфредом. Он был очень удивлен тем, что в конце концов услышал, и тем, что он все-таки смог от меня этого па выступала в клубах и записывала пластинки, пропагандируя бибоп без виртуозных клише второго поколения его последователей.
Сработало! И это был стиль „Blue Note".

В 1956 году „Blue Note" открыла для себя Jimmy Smith.
Воздух наполнился волнами звука, каких я никогда доселе не слышал. Люди, сидевшие вокруг, были немного ошарашены, но на их лицах читалось, что они находятся под сильным впечатлением от услышанного. Альфред тогда встал, улыбнулся Джимми лукавой улыбкой и спросил меня: „Ну, что ты думаешь?"— "Да-а..."— сказал я. Это было все, что я мог сказать. Впрочем, Альфред уже принял решение (Фрэнсис Вольф об их первом знакомстве с Джимми Смитом).

В это же время Вольф привел Рэда Майлза (Red Miles), работавшего раньше коммерческим художником. Рэд, как ни странно, очень любил классику. Начиная с девятого по счету 12-дюймового альбома Рэд Майлз становится дизайнером компании. На ближайшие 12 лет. 1956 год. Состав укомплектован: Альфред Лайон, Фрэнсис Вольф, Руди Ван Гелдер, Рэд Майлз, Арт Блейки, Хорас Сильвер, Джимми Смит. В последующие десять лет или около того „Blue Note" господствует в джазе — как в творческом, так и в коммерческом плане.

Мы основали стиль, включая запись, издание и оформление альбомов. Детали могут отличаться...

(Фрэнсис Вольф).

Годы триумфа

Различие между „Blue Note" и „Prestige" заключается в двух днях репетиций (Боб Вейнсток, глава конкурирующей независимой джазовой фирмы „Prestige").
Действительно, Альфред всегда выделял два-три дня перед записью на репетиции, ибо „лучшая импровизация — это подготовленная импровизация". В результате на запись музыканты приходили, имея полное взаимопонимание и ясное представление о том, чего они хотят достичь. Сравните хотя бы классический „Blue Train" John Coltrane с любым из его альбомов, записанных на „Prestige". Сравните альбомы Джеки МакЛина (Jackie McLean) до 1959 года с его альбомами, выпущенными „Blue Note".

Отличие столь разительно, что невольно возникает вопрос: мог бы джаз развиваться так же успешно и интересно без „Blue Note"? В 1959 году Руди Ван Гелдер обосновался в Инглвуд Клифс, где самолично спроектировал дом и студию. После нескольких экспериментов его записи стали звучать еще лучше, чем прежде. Сравните сами альбомы „Blue Note" 1950-х и 1960-х годов. 20 января 1959 года туда переехала и „Blue Note".

В том же 1959 году пост музыкального директора „Blue Note" занял Айк Куэбек, „свой человек" еще с 1944 года. Он не привел новых талантов, но помог уже известным музыкантам — Декстеру Гордону (Dexter Gordon), Лео Паркеру (Leo Parker) — сделать прекрасные записи, да и сам выпустил несколько замечательных пластинок.

В 1960-е годы „Blue Note" поднимается на высшую ступеньку в звукозаписывающей индустрии. Великолепно продаются альбомы Джимми Смита, Хораса Сильвера. Пластинка Дональда Берда (Donald Byrd) „A New Perspective"— джазовая группа и хор без слов — нашла много поклонников среди неджазовой аудитории.

Следующий год был отмечен двумя настоящими джазовыми блокбастерами, даже попавшими в поп-чарты (!): „Sidewinder" Ли Моргана и „Song For My Father" Хораса Сильвера. Альфред всегда считал, что не стоит загонять джаз в коммерческие рамки и стремиться исключительно к получению прибыли от продажи пластинок. Но успех этих альбомов подтолкнул дистрибьюторов заказывать больше джазовых пластинок, в том числе и выпущенных „Blue Note". Стэнли Таррентайн (Stanley Turrentine) и Херби Хэнкок (Herbie Hancock) имели лучшие продажи своих альбомов в эти годы.

Записывая Моргана, Мобли, Сильвера, Блейки и молодых артистов -Herbie Hancock, Уэйна Шортера (Wayne Shorter), Бобби Хатчерсона (Bobby Hutcherson), Гранта Грина (Grant Green), Фредди Хаббарда (Freddie Hubbard) и Джо Хендерсона (Joe Henderson), „Blue Note" обращает свое внимание и на джазовый авангард как на продолжение традиций хард-бопа. Первым проектом такого рода стала запись Джеки Мак Лина в 1963 году с Грэхэном Монкуром (Grachan Moncur), Бобби Хатчерсоном и Тони Уильямсом (Tony Williams). Все они вскоре выпустили свои собственные — довольно успешные — альбомы. Были изданы очень интересные работы Эндрю Хилла (Andrew Hill), Ларри Янга (Larry Yong), а также пластинки признанных мастеров-авангардистов Cecil Taylor, Эрика Долфи (Eric Dolphy) и Ornette Coleman.

Начало конца

Мы подходим к самой печальной части истории. В 1963 году—в период наивысшего расцвета „Blue Note"— умер Айк Куэбек, и пост музыкального директора занял Дюк Пирсон (Duke Pearson). Айк всегда играл великолепно, даже незадолго до смерти. Ион знал это. После его смерти Альфред никогда не станет прежним. Они были очень близкими друзьями, и эта смерть очень сильно повлияла на Альфреда (Руди Ван Гелдер).

Альфред и Фрэнк гораздо больше походили на джазовых музыкантов, чем на дельцов пластиночного бизнеса. Управлять „Blue Note" для них становилось все труднее, особенно с тех пор, как фирма превратилась в могучий коммерческий механизм. Когда Эл Беннетт из „Liberty Records" в 1966 году по-дружески предложил им продать „Blue Note", они ответили согласием.
Альфред оставался в „Blue Note" еще год, после чего серьезные проблемы со здоровьем заставили его отойти от дел.

Фрэнк Вольф и Дюк Пирсон управляли компанией вдвоем. Отсутствие Айка и особенно Альфреда не давало оснований для оптимизма. „Liberty" предложила новый дизайн лейбла. Но для джаза уже наступили тяжелые времена, что было особенно ощутимо после недавнего громадного интереса к этой музыке. Акустический джаз уступил место джаз-року. Джазовые клубы закрывались, новые таланты практически не появлялись. Звезда „Blue Note" начала меркнуть. Фрэнк Вольф оставался в „Blue Note" до самой своей смерти в 1971 году.

Во время своей поездки в Калифорнию в 1970 году Фрэнк навестил меня, и я заметил, что его энтузиазм начал угасать. Он выглядел усталым. Но у него была только одна жизнь, и он пытался продолжать ею жить. До конца (Леонард Фейзер, джазовый критик).

Последним из „Blue Note" ушел Дюк Пирсон.

В дальнейшем с компанией происходили самые разные вещи. Дональд Берд выпустил великолепную пластинку „Black Byrd", в качестве продюсера выступал Ларри Мозелль (Larry Mozell). Позже Мозелль был продюсером альбомов Бобби Хемфри (Bobby Humphry). Вышло еще несколько успешных пластинок. Последним из артистов, не порвавших связей с „Blue Note", оставался Хорас Сильвер — он выпускал свои альбомы до 1980 года.

Долгое время о фирме почти ничего не было слышно. В 1985 году „Blue Note" разразилась целой серией альбомов: вышли записи квартета Чарли Ллойда (Charly Lloyd), Стэнли Таррентайна, Билла Эванса (Bill Evans, саксофонист) и других интересных музыкантов, после чего компания вновь ушла со сцены. В 1990-е годы „Blue Note" неожиданно заявила о себе бестселлером группы „US3"- „Hand Of The Torch". Это была первая пластинка направления „эйсид-джаз", сделанная на основе старых „блю-нотовских" записей. Не меньший успех имели три альбома Кассандры Уилсон (Cassandra Wilson) -признанной королевы джазового вокала 90-х годов. Один из интереснейших новых музыкантов „Blue Note"— пианист Джеки Террассон.

Ныне „Blue Note Records" возглавляет Брюс Лундвелл (Bruce Lundvell). В 1970-80-е годы компания пыталась осуществить полное переиздание своих записей на виниле. Сейчас кое-что переиздается на компакт-дисках. Довести дело до конца так никто и не сумел. Но попытки предпринимаются с завидной регулярностью. Неудивительно — ведь „Blue Note" за всю свою историю умудрилась не выпустить ни одной слабой с музыкальной точки зрения пластинки. Именно поэтому она занимает совершенно особое место в джазе, а пластинки с характерным бело-голубым значком пользуются популярностью по сей день.

Дмитрий Лилеев
Из журнала АУДИО МАГАЗИН № 4‘ 98

Сейчас Blue Note Records является собственностью EMI Group и с 2006 была расширена до "Blue Note Label Group". Под названием Blue Note выпускаются диски лейблов EMI - Narada Productions (современный джаз и word-музыка на подлейбле Real World Records), Back Porch Records (фолк и американа), Higher Octave Records (нью-эйдж).

 

← Предыдущая Следующая → 1 2 3 4 Последняя
Показаны 1-12 из 227
← Предыдущая Следующая → 1 2 3
Показаны 1-12 из 26
Any questions -> support@pro-jazz.com. По всем вопросам пишите на support@pro-jazz.com
23:38
12042