Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Jimmy Forrest / Джимми Форрест

Американский джазовый тенор саксофонист.

Форрест становится известен благодаря своей первой сольной записи "Night Train". Она заняла первое место в чарте Billboard R&B в марте 1952 и оставалась на вершине в течение семи недель. "Эй, миссис Джонс" (№ 3 R&B) и "Боло Блюз" были другими его хитами. Все они были сделаны для United Records , которая записывала Форреста в период с 1951 по 1953. Он часто записывался и в качестве сайдмена, и лидера группы.

Его мама играла в церкви на органе. Девятилетнему Джимми она купила скрипку, но мальчик предпочёл альт-саксофон, и через несколько месяцев он уже вошёл в небольшой семейный бэнд, который развлекал афроамериканскую общину в городских и пригородных клубах. В старших классах школы он уже выступает с пианистом Эдди Джонсоном (Eddie Johnson). Он сменил альт на тенор, мечтая играть, как Чу Бэрри (Chu Berry). Первый профессиональный опыт игры на тенор саксофоне Форрест получает в местных оркестрах, среди которых были оркестр Джетера-Пилларса (Jeter-Pillars), группа под управлением легендарного Фейта Мерабла (Fate Marable). В 1938 он отправляется в дорогу в составе оркестра Дона Альберта (Don Albert), обосновавшегося в San Antonio. В 1940 он присоединяется к Джею МакШенну (Jay McShann) в Kansas City, где одним из его приятелей по секции был Чарли Паркер (Charlie Parker).

Затем следует длительный период работы в Нью-Йорке с Энди Кёрком (Andy Kirk) (1942-1948). В 1948 вернулся в Сент-Луис, организовал квинтет для работы в местных клубах и решил навсегда покончить с гастролями. Однако не смог отказать Дюку Эллингтону (Duke Ellington), которому срочно нужен был тенор-саксофонист на место ушедшего Бена Уэбстера (Ben Webster). Поработав с Эллингтоном неполный год, он опять вернулся в Сент-Луис. C новым квинтетом в 1951 он создаёт несколько хитовых композиций, среди которых р-н-б хит "Night Train" - блюз, который стал стандартом для ритм-энд-блюза и джаза. В основе блюза риффы, о происхождении которых спорят до сих пор. Эти риффы настолько банальны, что явно были в пятидесятые годы "на слуху". Предъявить претензии мог [альт-саксофонист оркестра Эллингтона] Джонни Ходжес (Johnny Hodges), который подобные интонационные обороты уже использовал в теме "That’s the Blues, Old Man", или Дюк Эллингтон (Duke Ellington), включивший такой же рифф в многочастную композицию "Happy-Go-Lucky Local". Когда Эллингтон услышал "Night Train", он высказался так: "Форрест заработал много денег, найдя коммерческую ценность в моем риффе". Позже Форрест скажет: "Да, это тема в духе Эллингтона".

В начале 1950-х Форрест продолжает руководить собственными комбо. Также в начале 1952 в The Barrel Club он играет с Майлсом Девисом (Miles Davis). В конце 1950-х он вновь отправляется в Нью-Йорк, где на этот раз работает с Гарри "Свитс" Эдисоном (Harry "Sweets" Edison) (1958-1963), после чего возглавляет свой состав, с которым записывается и выступает в клубах. Подобная деятельность продолжается вплоть до начала 1970-х.

После этого в течение нескольких лет он сотрудничает с Каунтом Бейси (Count Basie) (1972-1977) и также играет в биг бенде Кларка-Боланда (Clarke-Boland Big Band), а потом сотрудничает с Элом Грэйем (Al Grey), с которым работает вплоть до своей смерти. Совместно они гастролируют по США и Европе, исполняя утяжелённый мейнстрим джаз с контрастными обертонами р-н-б и бибопа.

В конце 1970-х он играет в Нью-Йорке в звёздном составе, в который также вошли трубач Ховард МакГи (Howard McGhee), пианист Джон Хикс (John Hicks), басист Мейджор Холли (Major Holley) и ударник Чарли Персип (Charli Persip).

Форрест записывался для United Artists (записи переизданы на Delmark), Prestige/New Jazz (1960-1962) и Palo Alto (1978). В конце жизни Форрест женился на Бетти Тарди () и поселился в Гранд-Рапидс , штат Мичиган , где он умер в августе 1980 в возрасте 60 лет от сердечной недостаточности.

Здравый стиль Форреста отражает традиции техасских тенористов и позволял ему завоёвывать популярность где бы он не выступал. Вероятно, что как саксофонист Форрест был недооценён, хотя на его счету двенадцать прекрасных альбомов, записанных на Prestige. Может, потому, что ему ближе был ритм-энд-блюз, а джаз был на втором месте? Но, согласитесь, Дюк взял его на место Уэбстера, Бэйси на место Уэсса — эти факты несомненно добавляют ярких красок к его портрету? Можно сказать, что исполнительское мастерство Форреста опиралось на наследие Коулмана Хокинса (Coleman Hawkins), Чу Бэрри (Chu Berry), Бена Уэбстера (Ben Webster) и Лестера Янга (Lester Young). Тем не менее в эту замечательную шеренгу тенор-саксофонистов Форрест не попал. Видимо, не стремился. Получая хорошие авторские, он позволял себе расслабиться. Вёл тихую и спокойную семейную жизнь в родном Сент-Луисе, играл в клубах, редко записывался.

Форрест исполнил расширенную версию "Ночного поезда" с оркестром Бэйси в фильме 1979 "Последний из синих дьяволов".

Версия Форреста "Night Train" была лейтмотивом ночной ритм-н-блюзовой радиопрограммы в Хьюстоне, штат Техас. Программу, также называемую "Ночной поезд" , вёл Уильям А. "Мошенник" Маккаскилл (William A. "Rascal" McCaskill), и она транслировалась по KREL-AM с 1954 по 1957.

В своей книге 2000 года "Дьявол и Сонни Листон" автор Ник Тошес отметил, что музыку Форреста любил боксер-тяжеловес Сонни Листон, также из Сент-Луиса, который слушал "Ночной поезд" и другую музыку Форреста во время тренировок и перед боями.

12:49