Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Harry "Sweets" Edison / Гарри "Свитс" Эдисон

Американский джазовый трубач.

Эдисон обходительный трубач, вышедший из когорты бенд лидера Каунта Бейси (Count Basie), любимец другого руководителя оркестра Нельсона Риддла (Nelson Riddle), игравший со многими выдающимися вокалистами своего времени. Эдисон своим энергичным, в то же время сдержанным стилем, стал мостиком в разрыве между ранним классическим джазовым саундом Луи Армстронга (Louis Armstrong) и последовавшей модой на бибоп. Эдисон, одинаково хорошо игравший в обоих стилях, обладал особым талантом извлекать из своей трубы и удерживать ноты, наполняя каждый отдельный звук такой чувственностью и душевностью, которые никто не слышал ни до, ни после. Это особое качество его игры на трубе очень чётко нашло отражение в его прозвище "Sweets" (Конфетки) и выражало сладковатость его тона. Способность контролировать тональность своей трубы сделала его одним из самых востребованных сессионных музыкантов, что позволило ему аккомпанировать наиболее уважаемым вокалистам своего времени.

Эдисон был настоящим пионером джаза. Старомодный деревенский паренёк, родившийся в Columbus, Ohio, даже не знал точного года своего рождения. По его воспоминаниям это был 1919, другие источники называли 1915 год. Ещё меньше он знал о своём отце, коренном американце из племени Hopi (Apache) (по другим сведениям племени Zuni), который был странником и провёл с его матерью лишь несколько недель, после чего снова ушёл и никто о нём почти ничего больше не слышал.

Говоря о своей семье на сцене The Landing в 1993, Эдисон заметил: "Schultz не звучит как фамилия темнокожих, но моя мама была Schulz, и было такое множество Шульцев в том маленьком городке в Kentucky, что его стали называть Schultztown”.

Свои ранние годы Эдисон провёл со своими тётей и дядей, который был углекопом и фермером в Beaver Dam, Louisville, Kentucky. Маленький Гарри пропалывал огород, купал лошадей и разносил газеты, сидя на лошади. Именно дядя обучил его основам музыкальной грамоты и заставлял ежедневно играть на органе, подкачиваемом ножной педалью. Дядя организовал небольшую группу, которая играла марши на церковных собраниях и пикниках в округе. Однажды Гарри обнаружил старый, но превосходного качества корнет и был буквально зачарован инструментом. Он прочистил клапана и заказал почтой новый мундштук, а дядя показал, как играть гаммы на корнете. Эдисон часто слушал пластинки дяди и особенно восхищался музыкой блюзовых вокалистов Блайнда Лемон Джефферсона (Blind Lemon Jefferson) и Бесси Смит (Bessie Smith), на пластинках которой он впервые услышал игру Луи Армстронга (Louis Armstrong) и был поражён, как ударом молнии. Именно тогда он решил, что свою жизнь свяжет с трубой.

В 12 лет Эдисон возвращается в Columbus к маме, и вскоре подхватывает брюшной тиф, который чуть не убивает его. Мама, которую удивили и обрадовали музыкальные способности сына, приобрела ему трубу и смокинг. Теперь он смог присоединиться к местному оркестру под лидерством Ёрла Худа (Earl Hood), который согласился взять его в состав, но отказался компенсировать начальные затраты. В итоге Эдисон получал 35 центов за вечер. В 1933 в Cleveland он вошёл в состав нового коллектива Jeter-Pillars Orchestra, в котором играл около года. Гастролируя по США, оркестр добирается до St. Louis, где Эдисон решает остаться и следующую пару лет проводит в этом городе в составе Mills Blue Rhythm Band.

В 1937 он перебирается в Нью-Йорк, где, благодаря рекомендации приятеля, впечатлённого его природными способностями, присоединяется к оркестру Лаки Миллиндера (Lucky Millinder). Эдисон потерял своё место, когда нервный и непостоянный Миллиндер взял в состав нового трубача Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie). Но Диззи вскоре покинул оркестр и Миллиндер, "севший на мель", вновь нанял Эдисона.

Шестью месяцами позже в июне 1938 Эдисон получает приглашение занять место заболевшего Бобби Мура (Bobby Moore) в биг бенде Каунта Бейси (Count Basie). Уникальность этого коллектива была в том, что каждый его участник был великолепным солистом и руководитель давал каждому возможность "высказаться" во время выступлений. В числе коллег Эдисона по биг бенду Бейси были такие мастера как Бак Клейтон (Buck Clayton), Лестер Янг (Lester Young), Хершел Эванс (Herschel Evans), Бадди Тэйт (Buddy Tate), Фредди Грин (Freddie Green), Джо Джонс (Jo Jones). Так как оркестр практически всё время гастролировал, то его популярность, а, следовательно, и известность его музыкантов, была огромной.

За годы работы с Бейси Эдисон спонтанно разработал страстный округлый саунд как отличительную особенность своего исполнительского стиля, выступая с величайшими мастерами джаза: Френком Фостером (Frank Foster), Тэдом Джонсом (Thad Jones) и Лестером "Презом" Янгом (Lester "Prez" Young). Уникальность оркестра Бейси была и в том, что музыканты практически никогда не играли по заранее написанным аранжировкам.

"Все биг бенды имели аранжировки, и великий Дюк Эллингтон (Duke Ellington), Томми Дорси (Tommy Dorsey), Джимми Дорси (Jimmy Dorsey), Бенни Гудмен (Benny Goodman) — у всех оркестров музыка была написана. У тебя было восемь тактов на соло, потом ты должен сесть и играть то, что написано в аранжировке. У нас в оркестре Бейси не было много написанной музыки, и все играли свои соло. Я думаю по этой причине столько великих солистов вышло из The Count Basie Band. Да всё равно многие из нас не очень хорошо читали с листа, включая самого Каунта Бейси (Count Basie), так что мы просто закатывали шары".

"Каждый вечер мы исполняли мелодии, которые я до этого ни разу не слышал. Я пытался найти свою ноту, но так и не мог её найти. Я начал переживать и сказал Бейси, что собираюсь уйти. Он сказал: "Что ж, ты звучишь хорошо". Я сказал: "Но у нас нет написанных аранжировок, а я хочу научиться, как читать их". Он ответил: "Послушай, ты звучишь превосходно. Если ты найдёшь свою ноту сегодня вечером, играй эту проклятую ноту каждый вечер". И я сделал то, что он сказал мне — и продолжал делать это в течение 20 лет".

Эдисон становится одним из основных солистов Бейси. В гастрольных поездках он всегда делил комнату с Лестером Янгом (Lester Young), с которым в 1944 появился в фильме "Jammin' the Blues" режиссёра Гийона Мили (Gjon Mili). Янг первым начал называть Эдисона "Sweetie Pie", комментируя его музыкальный стиль. Янг говорил, что Эдисон играет так, что "от такой сладости у детей могут испортиться зубы". Прозвище приклеилось к Эдисону и со временем коллеги сократили его до "Sweets".

Эдисон проводит в оркестре Бейси 12 незабываемых лет, выступая в танцзалах практически каждый вечер. Начиная с Fox Theatre в Detroit, Michigan они объездили все Соединённые Штаты, выступая даже на разборной танцевальной сцене в табачных складах штата Каролина чаще всего с Билли Холидей (Billie Holiday) в качестве вокалистки. В те времена было модным устраивать музыкальные поединки между двумя оркестрами в одном танцевальном зале. Стенли Крауч (Stanley Crouch) как-то процитировал слова Эдисона в газете "Knight-Ridder/Tribune": "Если вы столкнётесь с нами, то обнаружите свои задницы на полу под конец вечера. Мы ни с кем не играемся. Мы свинговали и будем свинговать… и вы попадёте в крупные неприятности, если подумаете выступить против нас".

По словам Эдисона, оркестр Бейси распался непреднамеренно в 1950, когда они на некоторое время остались без работы в New Jersey. Бейси оставил музыкантов в отеле, а сам отправился на поиски работы, но по дороге добрался до Чикаго, где временно присоединился к другой группе. Эдисон, прознав о работе их лидера на стороне, упаковал свои чемоданы и уехал в Лос-Анджелес, где разыскал старую приятельницу, хорошо знавшую Нельсона Риддла (Nelson Riddle). Она представила известному бендлидеру Эдисона, а Риддл передал её рекомендации популярному певцу Френку Синатре (Frank Sinatra), который всё же настоял на прослушивании трубача.

Синатра был настолько впечатлён звучанием Эдисона, что распорядился оплатить уроки Эдисону, чтобы тот научился играть с листа. Впоследствии Эдисон часто аккомпанировал Синатре. Как-то Риддл пригласил Эдисона в студию для работы над альбомом Синатры IN THE WEE SMALL HOURS. Эдисон позже вспоминал, что когда он пришёл в студию, Синатра просто сказал ему, что когда тот услышит пробелы в музыке, то должен заполнить их звуком своей трубы. Результат полностью удовлетворил Синатру.

Эдисон принимает участие в записи дисков Синатры SWING EASY, SONGS FOR SWINGIN' LOVERS и A SWINGIN' AFFAIR. Эдисон был единственным цветным в гастрольном оркестре Синатры, который всегда следил за тем, чтобы во время поездок по сегрегированным южным штатам трубач останавливался в том же отеле.

В 50-ых Эдисон работает как студийный музыкант, играя по две-три сессии звукозаписи в день, возглавляет небольшие составы, выступает как сольный исполнитель. Джеофф Чепмен (Geoff Chapman) написал в "Toronto Star": "Вероятно, Гарри Эдисон одной нотой может сказать больше, чем другие джазовые исполнители вживую… Подход, который подчёркивает простой, восхитительный тон, естественную мощь и бесподобное родство с… безмолвием". Эдисон обладал способностью аккомпанировать, не перекрывая звуком трубы голос вокалиста, что встречалось крайне редко. Его мягкий тон отличал его от других трубачей и делал его востребованным сессионным музыкантом, особенно для вокалисток, таких как Элла Фитцджеральд (Ella Fitzgerald) и Билли Холидей (Billie Holiday).

В дальнейшем он сотрудничает с Бенни Картером (Benny Carter) в создании звуковых дорожек к фильмам. В 50-ых гастролирует в рамках знаменитого проекта Jazz At The Philharmonic, организованного Норманом Гранцом (Norman Granz). В 1956 участвует в записи первых трёх альбомов великого тенор саксофониста Бена Уэбстера (Ben Webster). Эдисон работает музыкальным директором прославленной Джозефин Бейкер (Josephine Baker), играет в оркестрах таких великих бендлидеров, как Бадди Рич (Buddy Rich), Куинси Джонс (Quincy Jones), Луи Беллсон (Louis Bellson) и Генри Манчини (Henry Mancini). В 1964 в составе оркестра, в котором он играл с Эдди "Локджоу" Девисом (Eddie "Lockjaw" Davis) и Колменом Хокинсом (Coleman Hawkins), Эдисон совершил первый из многих визитов в Великобританию.

Кроме того, выступает на телевидении, включая такие шоу, как Hollywood Palace и The Leslie Uggams Show. Работает над созданием звуковой дорожки к фильмам "Lady Sings the Blues", "Houseboat". С 1973 работает музыкальным директором комедианта Redd Foxx. В последующие годы любезного и застенчивого Эдисона приглашали, может и не так часто, его джазовые коллеги. Не забывал его и Бейси, который приглашал Эдисона и других бывших коллег для совместных выступлений по разным случаям.

Восьмидесятилетний Эдисон, не смотря на ухудшающееся здоровье, не отказывался от выступлений в клубах и на фестивалях по всему миру, часто в компании с саксофонистами Джимми Форрестом (Jimmy Forrest) и Эдди "Локджоу" Девисом (Eddie "Lockjaw" Davis), записал превосходный дуэтный альбом для лейбла Pablo с Оскаром Питерсоном (Oscar Peterson). Во время своих представлений Эдисон любил использовать сурдинку Harmon. У него появилось множество последователей, перенявших его лаконичное остроумие и изобретательность. Он записал концертный альбом ’S WONDERFUL в Club House 33 в Японии, каждый год гастролировал по Европе. В ноябре 1989 в качестве ведущего солиста Frank Wess — Harry Edison Orchestra он принимает участие в Fujitsu-Concord Jazz Festival в Японии.

В 1991 Эдисон получил награду от Национального Фонда Искусств (National Endowment for the Arts), а в 1997 был введён в джазовый Зал славы. Нью-йоркская "Amsterdam News" назвала его "самым знаменитым старейшиной" в мире джаза, а его альбом LIVE IN COPENHAGEN получил статус золотого. В 1998 он выступил в Toronto, Ontario в Montreal Bistro в рамках JVC Jazz Festival. Кроме того, он регулярно выступал в Нью-Йорке, и, хотя жил в Калифорнии, преподавал в Yale University по программе Duke Ellington Fellowship Program.

Эдисон был скромным человеком, ценившим своих поклонников. Он никогда не искал почестей и по природе не стремился к конкурентной борьбе с другими. Он был прежде всего музыкантом, и играл музыку ради музыки. Он был поглощён игрой и сконцентрирован на своём стиле, который принёс ему уважение и восхищение коллег и поклонников. Бывший тромбонист оркестра Бейси Бенни Пауэлл (Benny Powell) считал Эдисона своим учителем и говорил, что самый ценный урок он получил тогда, когда трубач научил его "экономить ноты".

Эдисон был элегантный и обходительный, здравомыслящий и процветающий человек. Он любил жизнь и любил жить хорошо. Критик Леонард Фэзер (Leonard Feather) как-то заметил, что в 50-ых Эдисон зарабатывал по 70 000 в год. В начале 1998 он уехал из Калифорнии и вернулся в Columbus в дом своей дочери Хелене (Helena), которая вспоминала его, как любящего отца. Он умер во сне 27 июля 1999 в Columbus, Ohio, после 14 лет борьбы с раком. Он был последним участником оркестра Каунта Бейси (Count Basie) образца 30-ых.

Исполнительская манера Эдисона отражает прямоту и полноту тона его вдохновителя Луи Армстронга (Louis Armstrong). Чрезвычайно самобытный солист, он предпочитал средний регистр. Его отличительным знаком стало многократное повторение одной ноты или фразы, что другим трубачам не всегда удавалось применять с таким же эффектом. На его многочисленных записях представлены имена многих светил джазового искусства и, несмотря на свой преклонный возраст, он ежедневно практиковался на трубе.

14:56