Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Franz Koglmann / Франц Когльманн

Австрийский джазовый музыкант (труба, флюгельгорн) и композитор, работающий на стыке джаза и европейского модернизма.

          Большая часть записей (и работ) этого обладателя множества наград можно найти в каталогах подразделений лейбла Hat (Hat Art, Hat Hut, и т.д.). Ситуация изменилась, когда в 1999 Когльманн основал собственный лейбл Between the Lines.

Когльманн родился в пригороде столицы Австрии Вены и начал с изучения игры на трубе и флюгельгорне после того, как в возрасте тринадцати лет побывал на концерте Луи Армстронга (Louis Armstrong). Несмотря на такое джазовое "крещение", он изучает в основном классическую трубу в Vienna Conservatory и его интерес к джазу вновь просыпается лишь в 1968, на этот раз благодаря музыке Майлса Девиса (Miles Davis).

После обучения в Нью-Йорке и Филадельфии и после работы с венскими авангардистскими джазовыми музыкантами, такими как Уолтер М. Малли (Walter M. Malli), Харун Баррабас (Harun Barrabas), Тони Михлмайр (Toni Michlmayr), в 1973 Кольман становится основателем своего первого лейбла Pipe Records, который выпускает несколько альбомов Стива Лейси (Steve Lacy) и Билла Диксона (Bill Dixon). В 1972 и 1976 Когльманн становится обладателем Music Award of the City of Vienna. Его альбом OPIUM/FOR FRANZ выходит на Pipe Records в 1976.

С 1978 по 1981 он работает музыкальным консультантом в Galerie nächst St. Stephan, а затем (1982) вместе со своим партнёром Ингрид Карл (Ingrid Karl) основал Galerie Wiener Musik, которая проводила многочисленные международные фестивали и семинары. С середины 70-х до середины 80-х он становится участником Improvising Music Orchestra, в дополнение к выступлениям в составе собственных групп, включая Reform Art Unit (RAU) в середине-конце 70-х и работу с пианистом Георгом Граве (Georg Graewe) в составе Grubenklangorchester в течение пары лет в начале 80-х. В 1983 Когльманн собирает Chamber Jazz Emsembles Pipetet, в состав которой входят всемирно известные музыканты, такие как Тони Коу (Tony Coe), Том Варнер (Tom Varner) и Питер Герберт (Peter Herbert), и чья дебютная запись SCHLAF SCHLEMMER, SCHLAF MAGRITTE выходит на лейбле Hat Art в следующем 1984. Вскоре после этого Когльманн фокусирует своё внимание на сочинении музыки.

После основания Pipetet Когльманн получает возможность поиска сложного баланса между композицией и импровизацией, который бы соответствовал его идеям, и на этой основе он создаёт циклы крупных произведений, такие как " The Use of Memory" (премьера состоялась в Donaueschinger Musiktage в 1990). За этим следуют крупномасштабные работы для Wiener Festwochen ("Ein Schöner, Heller, Lichter Tag" под управлением Денниса Рассела Дэвиса (Dennis Russell Davies), 1997), для Klangforum Wien ("Don’t Play, Just Be" под управлением Сильвена Камбрелинга (Sylvain Cambreling), 1998) и "Oper Fear Death by Water" по мотивам произведения Т.С. Элиота (T. S. Eliots) "The Waste Land" (либретто: Кристиан Байер (Christian Baier), под музыкальным руководством Питера Бурвика (Peter Burwik) и режиссёра Майкла Шейдла (Michael Scheidl), премьера которого состоялась в 2003 в венском MUQUA). В 2007 от имени культурной столицы Сибиу / Херманштадт (Румыния) он реализовал сюжетные ночные прогулки, основанные на симфонии № 27 Джозефа Гайдна (Joseph Haydn), используя голос Эмиля Кайорана (Emil Cioran).

С 1986 по 1996 компакт-диски Когльманна выпускались швейцарским лейблом HatHut Records, с 1999 по 2004 он становится художественным руководителем франкфуртского CD-лейбла Between The Lines, который был основан в 1998 по инициативе менеджера франкфуртского фонда Пола Штайнхардта (Paul Steinhardt) и представителя третьего течения музыканта Рэна Блейка (Ran Blake).

В 1987 за свои композиции Когльманн получает Music Award республики Австрия, а через два года получает государственный грант, и в 1990 проходит премьера его работ в Вене. В следующем году Когльманн получает хвалебные отзывы в журнале Wire, а в 1992 принимает Music Award of Lower Austria. На лейбле Hat выходят очередные альбомы Когльманна, включая THE USE OF MEMORY (Hat Art). Его диск DIAPASSON (на французском лейбле Disque d'Or) по результатам голосования в London Times был признан записью года (Record of the Year). MELANGE DE LA PROMENADE увидел свет в 1993.

Одной из важнейших его работ на Hat Art становится CANTOS I-IV. В 1994 работы Когльманна исполняются на Wien Modern в Cologne, на ведущих фестивалях Канады и в Knitting Factory в Нью-Йорке в 1995. В этом же 1995 австрийский композитор получает второй государственный грант. В 1997 по заказу Vienna Festival Когльманн пишет "Ein Heller, Lichter, Schöner Tag". В этом же году выходит O MOON MY PIN-UP, который получает награду Composers' Award от Erste Österreichischen Sparcasse.

В 1998 австрийская группа Klangforum Wien дебютирует с его работой "Don't Play, Just Be" и в следующем году Когльманн записывает первый альбом для своего нового, расположенного во Франкфурте, лейбла Between the Lines. Альбом, получивший название MAKE BELIEVE, представил Когльманна на трубе, саксофониста Тони Коу (Tony Coe), гитариста Бреда Шепика (Brad Shepik) и других. Программу диска составили оригинальные композиции Когльманна за исключением заглавной темы Джерома Керна (Jerome Kern). На протяжении предыдущих лет Когльманн выступает и записывается со многими ведущими импровизаторами, в числе которых гитарист Дерек Бейли (Derek Bailey), саксофонист Ли Конитц (Lee Konitz) (WE THOUGHT ABOUT DUKE, Hat Hut 1995), Джорж Граве (Georg Gräwe), Андреа Чентаццо (Andrea Centazzo), Тео Йоргенсманн (Theo Jörgensmann), Вольфганг Райзингер (Wolfgang Reisinger), Энрико Рава (Enrico Rava), Ицхак Йедид (Yitzhak Yedid), Рэн Блейк (Ran Blake), Джон Линдберг (John Lindberg) и пианист Пол Блей (Paul Bley). В 2000 Франц Когльманн всё ещё проживает в городе, в котором родился.

В большинстве работ Когльмана есть ссылки на разные жанры, такие как изобразительное искусство, литература (использование текстов), фильмы (например, в качестве обложки для компакт-диска L'HEURE BLEUE использовался кадр из фильма Алена Ресне «Lé Année dernière à Marienbad») и театр (компакт-диск VENUS IN TRANSIT - изначально музыка для Beverly Blankenship). Вместе с саксофонистом Тони Коу (Tony Coe) он основал Monoblue Quartet (в настоящее время в его составе играют Эд Реншоу (Ed Renshaw) и Питер Герберт(Peter Herbert)), а также сотрудничает с Рудольфом Рушелем (Rudolf Ruschel) и Раулем Хергетом (Raoul Herget) в составе Pipe Trio. Существуют также "особые составы" (например, дуэт с пианистом Оскаром Айхингером (Oskar Aichinger), который иногда расширяет барабанщик Вольфганг Рейзингер (Wolfgang Reisinger)). Когльманн часто выступает с ансамблями на международных фестивалях.

Когльманн имеет довольно чёткие "корни" и находится под влиянием таких своих соотечественников, как Schubert, Berg и Krenek. В то же время он обладает индивидуальной исполнительской манерой с великолепным пониманием темперирования и формирования истинной природы джаза, пропагандируя возрождение веры в опороченные идеи музыки третьего течения (Third Stream Music). Хотя альбом A WHITE LINE определённо демонстрировал празднование не совсем признанных достижений белых джазовых музыкантов, пробудив предсказуемые восхищения со стороны опять таки белых критиков, другие записи Когльманна созданы под влиянием творчества Телониуса Монка (Thelonious Monk) и Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie).

В 2008 он был удостоен премии Эрнста Кренека (Ernst-Krenek-Preis) за работу "Nocturnal Walks / Nächtliche Spaziergänge". Ö1-„Pasticcio“-Preis за работу "G(ood)luck" (2015). В список выдающихся солистов, которые играли в составе групп Когльманна, попали Билл Диксон (Bill Dixon), Алан Силва (Alan Silva), Пол Блей (Paul Bley), Рэн Блейк (Ran Blake) и Стив Лейси (Steve Lacy). Наибольшая часть музыки Когльманна написана для коллектива из 10-12 музыкантов под названием Pipetet, который впервые был собран в 1973.

Преобладающее настроение - меланхолия, композиционная структура - изощрённые лабиринты, качество исполнения - неизменно выдающееся.

15:33