Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Frank Wess / Френк Уэсс

Американский джазовый музыкант, игравший на альт и тенор саксофонах, и флейте. Один из первых значимых джазовых флейтистов, Фрэнк Уэсс оказал сильнейшее влияние на тенор саксофониста Лестера Янга (Lester Young), первый эксперт альт саксофона, иногда композитор/аранжировщик.

Сын священника и школьной учительницы, начал изучать альт саксофон в 10 лет. Начинал как классический музыкант и играл в местных оркестрах в Oklahoma. Позже, перебравшись в Washington, D. C., переключился на джаз и в 19 лет начал работать в составе различных биг бендов. В начале карьеры гастролировал с джазовой вокалисткой Бланш Кэллоуэй (Blanche Calloway). Карьера была прервана Второй мировой, хотя он и играл в составе армейского оркестра, и в оркестре, аккомпанировавшем Джозефин Бэйкер (Josephine Baker).

Вернувшись со службы. В 1946 присоединяется к оркестру Билли Экстайна (Billy Eckstine), затем работает с Эдди Хейвудом (Eddie Heywood), Лаки Миллиндером (Lucky Millinder) и со звездой R&B Буллом Муз Джексоном (Bull Moose Jackson). В 1949 он возвращается в Вашингтон, где начинает изучать флейту в городской Modern School Of Music. В числе его преподавателей были Уоллес Манн (Wallace Mann) из National Symphony и Гарольд Беннетт (Harold Bennett) из Metropolitan Opera, New York.

С 1953 он входит в состав оркестра Каунта Бейси (Count Basie), где играет на флейте и тенор саксофоне. В конце 50-х он переходит на альт саксофон. Его игра на флейте, превосходно акцентированная аранжировками Нила Хэфти (Neal Hefti), привнесла свежесть в звучание оркестра Бейси, а его прохладно звучащий тенор отлично контрастировал с более страстным саундом его приятеля тенор саксофониста Френка Фостера (Frank Foster).

В 1964 Уэсс покидает состав Бейси и перебирается в Нью-Йорк. С 1959 по 1964 его признают лучшим флейтистом по результатам опроса критиков журналом Down Beat.

С 1967 он становится участником биг бенда Кларка Терри (Clark Terry). В 1968 Уэсс участвует в создании знакового альбома THE JAZZ COMPOSER'S ORCHESTRA. Затем он играет в New York Quartet (с Роландом Ханной (Roland Hanna), в составе Dameronia (1981-1985). Подписав контракт на 10 лет с ABC, Уэсс выступает на различных телевизионных шоу, включая “Saturday Night Live”, the Dick Cavett-Show, шоу Сэмми Девиса (Sammy Davis TV-Show).

В 80-х и 90-х работает с Кенни Барроном (Kenny Barron), Руфусом Рейдом (Rufus Reid), Баком Клейтоном (Buck Clayton), Бенни Картером (Benny Carter), Билли Тэйлором (Billy Taylor), Гарри Эдисоном (Harry Edison), Мэлом Торме (Mel Tormé), Эрнестин Андерсон (Ernestine Anderson), Луи Беллсоном (Louie Bellson), Джоном Пиццарелли (John Pizzarelli), Ховардом Алденом (Howard Alden), Диком Хайменом (Dick Hyman), Байроном Стриплингом (Byron Stripling), Джейн Джарвис (Jane Jarvis), Френком Вигнолой (Frank Vignola), становится ведущим участником оркестра Тошико Акийоши (Toshiko Akiyoshi Jazz Orchestra). На протяжении почти 20 лет он периодически играет в квинтете с Френком Фостером (Frank Foster), называемом “Two Franks”.

В конце 80-х и начале 90-х он возглавляет фантастический биг бенд в стиле Бейси, который с успехом выступил в Японии. В состав оркестра вошли его бывшие коллеги Гарри "Свит" Эдисон (Harry “Sweets” Edison), Джо Ньюмен (Joe Newman), Снуки Янг (Snooky Young), Эл Грей (Al Grey), Бенни Пауэлл (Benny Powell), Маршал Ройял (Marshal Royal) и Билли Митчелл (Billy Mitchell). Записи, сделанные этим оркестром: “Dear Mr Basie” и “Entre Nous”, показывают, что Френк Уэсс был способен умело взять на себя роль лидера биг бенда и аранжировщика в традициях Бейси.

Фрэнк Уэсс возглавлял сессии для лейблов Commodore (1954), Savoy, Prestige, Moodsville, Pablo (с Foster), Progressive, Uptown, Concord и Town Crier. В начале нового тысячелетия он записывает два альбома с Хэнком Джонсом (Hank Jones). В 2007 американский национальный фонд искусств (National Endowment for the Arts) назвал Уэсса NEA Jazz Master.

Фрэнк Уэсс умер от сердечного приступа, связанного с почечной недостаточностью 30 октября 2013.

15:01