Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Eliane Elias / Элиане Элиас

Превосходная бразильская джазовая пианистка, аранжировщик, вокалистка и автор песен, балансирующая на стыке двух культур — американской и бразильской. Она, достигнув совершеннолетия, отправилась в Америку, чтобы добиться мирового признания. Свой музыкальный талант Элиане унаследовала от матери Люси Элиас (Lucy Elias), которая была профессиональным музыкантом-пианистом классической школы, и дома часто слушала джазовые записи. Изучать пианино Элиас начала в шестилетнем возрасте и шесть лет посещала The Free Center of Music Apprenticeship, расположенный в её в родном городе. Технику классического фортепиано она продолжает изучать под руководством Эмилтона Годой (Amilton Godoy) и Амарала Виериа (Amaral Vieria). К двенадцати годам начинает сочинять свои первые джазовые пьесы, а к семнадцати выступать в джазовых клубах. "Когда мне исполнилось двенадцать лет, я уже была способна сыграть все джазовые стандарты, которые вы бы смогли мне предложить", — вспоминает Элиана. "Я покупала пластинки Уинтона Келли (Wynton Kelly), Билла Эванса (Bill Evans), Рэда Гарленда (Red Garland), Арта Тэйтума (Art Tatum) и многих других. Я пыталась учиться у каждого из них, снимая и тщательным образом анализируя записанные ими соло". В числе музыкантов, оказавших на нее наибольшее влияние, Элиане называет Чика Кориа (Chick Corea), Херби Хенкока (Herbie Hancock) и Кита Джарретта (Keith Jarrett), однако главную роль отводит своей матери, которая была классической пианисткой-любительницей. "Она безумно любила музыку", — говорит Элиас, — "и первая поддержала меня в моих начинаниях, когда я заиграла джаз". Кроме джаза, Элиане с детства испытывала страсть к народной бразильской музыке, а также с упоением слушала мелодии Антонио Карлоса Джобима (Antonio Carlos Jobim), Луиза Бонфа (Luiz Bonfa) и других популярных композиторов-песенников того времени. Общенациональная известность к молодой пианистке приходит в 1977, когда она, объединившись с такими популярными артистами как певец, гитарист и композитор Токуиньё (Toquinho) и поэт-песенник Винисиуш де Мораеш (Vinicius de Moraes), предпринимает концертный тур, охвативший почти все страны Южной Америки. В 1981, гастролируя по Европе, Элиас знакомится с джазовым басистом Эдди Гомезом (Eddie Gomez). Внимательно прослушав её демонстрационные записи и найдя их весьма интересными, Эдди, недолго думая, предлагает ей перебраться в Америку. В следующем 1982 она попадает в Большое Яблоко, где берёт частные уроки у Olegna Fuschi в Juilliard School of Music. Она выступает в составе джаз-роковой группы Brecker Brothers, но взлёт её профессиональной карьеры наступает после того, как её приглашают присоединиться к джазовой супергруппе Steps, которую покинул клавишник Дон Гролник (Don Grolnik). Кроме Гомеза в группе играли Майкл Брекер (Michael Brecker), Питер Эрскайн (Peter Erskine) и основатель коллектива виброфонист Майк Маниери (Mike Manieri). Группа получает новое название Steps Ahead и в 1983 выпускает одноименный альбом STEPS AHEAD, в записи которого участвует и Элиас. Однако закрепиться в ансамбле ей было не суждено. Вот, что она сама вспоминает об этом периоде: "Мне нравилось играть в столь прославленном коллективе, но здесь я была только и лишь сайдменом, то есть музыкантом-аккомпаниатором. Несмотря на то, что мне было это тоже интересно, в большей мере я хотела создать свою собственную группу". В 1984 она покидает группу, но продолжает выступать и записываться с трубачом Ренди Брекером (Randy Brecker), за которого выходит замуж. В 1985 в дуэте они записывают альбом AMANDA, названный по имени их дочери. Этот латин-фьюжн проект, где Элиане не только играла на клавишных инструментах, но ещё и пела, принёс ей успех и вместе с предыдущей записью со Steps Ahead открыл двери в элитарный мир американского, а значит мирового, джаза. Со следующего года она начинает выступать в составе двух различных трио. В первое вошли Джек ДеДжонетт (Jack DeJohnette) и Эдди Гомез (Eddie Gomez), во втором были представлены Питер Эрскайн (Peter Erskine) и Марк Джонсон (Marc Johnson). Иногда она выступает и с третьим трио в составе с Марком Джонсоном (Marc Johnson) на басу и Сатоши Такеши (Satoshi Takeshi) на ударных. В 1987 она заключает контракт с фирмой Blue Note, на которой выходит её первый сольный альбом ILLUSION. Здесь ей удалось собрать лучшие джазовые силы того времени басистов Стенли Кларка (Stanley Clarke) и Эдди Гомеза (Eddie Gomez), барабанщиков Эла Фостера(Al Foster), Стива Гэдда (Steve Gadd) и Ленни Уайта (Lenny White). Также был приглашён солист на губной гармошке Тутс Тильманс (Toots Thielemans). В излюбленной для себя форме трио (бас, ударные и фортепиано), задействуя музыкантов в разных комбинациях, но почти всегда в количестве трёх человек, Элиане сделала чисто акустическую запись, утвердившую её репутацию блестящей пианистки, умеющей не только прекрасно аккомпанировать, но и исполнять замечательные соло. По словам одного из критиков её соло полные огня и в то же время нежные как летний дождь. В 1988 по результатам опроса джазовых критиков журналом Jazziz её признают "Best New Talent". Четвёртый альбом Eliane Elias PLAYS JOBIM, выпущенный в 1990, стал своеобразным манифестом Элианы. Здесь она попыталась воплотить свою давнишнюю мечту — соединить бразильскую музыкальную традицию с достижениями современного американского джаза: его гармонией, формой и свингом. Говоря об этой записи, известный во всем мире автор книг о джазе Леонард Фэзер (Leonard Feather) писал так: "Она успешно перекинула мост между бразильской и американской музыкой, мост, который стал весьма заметен в последующее десятилетие". Итак, в 1990 появилась запись, в которой соединились бразильская природа и джазовые амбиции Элиане Элиас. Пластинка целиком была составлена из прекрасных мелодий в стиле "босса-нова" замечательного бразильского композитора-песенника Антонио Карлоса Джобима (Antonio Carlos Jobim). Любопытно, что Элиас никогда не была знакома с Жобимом до того, как состоялась их неожиданная встреча в Нью-Йорке. Это случилось незадолго, как был записан этот альбом. "Я выросла, слушая его музыку", — вспоминает Элиане, — "и когда я познакомилась с ним и сыграла подготовленный для записи материал, он с энтузиазмом воспринял мои версии некоторых его тем: их форму и оригинальную гармонизацию, рождённые моей фантазией". Элиане работала долго и терпеливо над аранжировками, тщательным образом выбирая и подготавливая материал для них. "Я старалась глубоко проникнуть в каждую песню. У меня не было желания однозначно трактовать их в стиле "босса-нова". Я хотела в большей степени уйти по направлению к джазу". Для записи этого диска Элиане Элиас подобрала себе по истине звёздную компанию: басиста Эдди Гомеза (Eddie Gomez), барабанщика Джека ДеДжонетта (Jack DeJohnette), уже записавшегося с ней на её втором сольном альбоме, и перкуссиониста Нана Васконселос (Nana Vasconcelos), родившегося в Бразилии и со временем ставшим одним из самых приглашаемых перкуссионистов в Америке. Вчетвером они создали незабываемую атмосферу камерности и душевной теплоты по отношению к исполняемому материалу, в сочетании с ярким индивидуальным мастерством каждого музыканта в отдельности. В дальнейшем Элиас неоднократно обращалась к творчеству Антонио Карлоса Джобима (Antonio Carlos Jobim), каждый раз по-новому переосмысливая его темы и предлагая оригинальные версии бессмертных мелодий "классика бразильской песни". Так случилось и в следующем альбоме, названном PAULISTANA, куда была включена интерпретация известной жобимовской босса-новы "Jet Samba". Наряду с ней в пластинку вошли и собственные композиции Элиане, а также песня "Iluminados" известного современного бразильского композитора и певца Ивана Линса (Ivan Lins), которую Элиас исполнила в дуете с автором. Хотя большинство работ Элиас инструментальные, её тихий и немного грубоватый голос время от времени можно услышать, начиная с альбома 1989. В 1993 она становится одной из нескольких артистов, параллельно выпустивших джазовый альбом и альбом классической музыки. В рецензии на концерт на её родине бразильский журналист написал, что "её ослепительная правая рука движется так быстро, что часто достигает устрашающих скоростей. Её господство над клавишами было тотальным. Её гармоническая чувствительность вызывает чувство изумления". Практически каждый год Элиас записывает сольные альбомы, собирая всё больше поклонников на свои концерты, также она реализует несколько весьма удачных совместных проектов. Один из них с Херби Хэнкоком (Herbie Hancock) — SOLOS AND DUETS (1995) был номинирован на премию Grammy в категориях “Best Jazz Solo Performance” и "Best Jazz instrumental video". В 1997 Боб Брукмайер (Bob Brookmeyer) записывает альбом своих аранжировок композиций Элиас в сопровождении Danish Jazz Orchestra. Этот диск, вышедший под названием IMPULSIVE!, был также номинирован на Grammy в 2001 в категории "Best Large Jazz Ensemble Album". Особого внимания заслуживает на наш взгляд её предпоследняя работа, выпущенная в 1998. Здесь опять, уже в который раз, материалом послужили босса-новы Антонио Карлоса Джобима (Antonio Carlos Jobim), интерпретируемые исполнительницей, как всегда, свежо, ярко, с серьёзным отношением и глубоким чувством. Обращает на себя внимание и то, что почти все номера Элиана не только исполняет на фортепиано, но и поёт своим полным очарования голосом, создающим настроение светлой грусти. Интересными, также, были её совместные записи с оперной дивой Денис Грэйвс (Denyce Graves) на пластинке THE LOST DAYS (2002) и концертные выступления с сопровождением BBC Jazz Orchestra и Frankfurt Radio Big Band Orchestra. Кроме того она периодически выступает с Brasil Project – группой известного исполнителя на губной гармошке Тутса Тильманса (Toots Thielmans), работает в качестве музыкального директора в группе Джольберто Джила (Gilberto Gil), сотрудничает с Джо Хендерсоном (Joe Henderson), Джеймсом Тэйлором (James Taylor), Майклом Фрэнксом (Michael Franks), Mingus Dynasty, Энди Саммерс (Andy Summers), Ёрлом Клу (Earl Klugh), Иваном Линсом (Ivan Lins). Она становится одной из ведущих артистов в документальном фильме о латинском джазе Calle 54 (2000). В 2002 она впервые принимает участие в радио передаче пианистки Мариан МакПартленд (Marian McPartland's Piano Jazz) (второй раз был в 2008). Сегодня Элиас проживает на Манхэттене, в Нью-Йорке. Она замужем на джазовым музыкантом, басистом Марком Джонсоном (Marc Johnson), близким другом великолепного джазмена Билла Эванса (Bill Evans), чьи композиции сама Элиане разучивала и переигрывала ещё в юности, и чей талант восхищал её и оказал на неё самое сильное музыкальное влияние. Вместе с супругом она спродюсировала несколько альбомов, включая диск для лейбла ECM Records под названием SHADES OF JADE. Журнал Time Magazine назвал диск лучшей записью конца 2005 года, а в 2006 эта запись получила награду как "Лучший зарубежный диск" в Дании.
14:57