Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Dinah Washington / Дайна Вашингтон

Американская пианистка, блюз, R&B, госпел, поп и джазовая певица.

Одна из самых талантливых и знаменитых исполнительниц джаза и блюза в США. Также известна под псевдонимами "The Queen" или "Miss D". Она была названа "самой популярной чернокожей артисткой, записывавшейся в 50-х". В 1986 была введена в зал славы джаза Алабамы, а в 1993 - в зал славы рок-н-ролла.

Родилась в небогатой негритянской семье, дочка Олли Джонса (Ollie Jones) и Элис Уилльямс (Alice Williams), при рождении получила имя Рут Ли Джонс (Ruth Lee Jones). Ей было три или четыре года, когда её семья переехала в Чикаго. С 11 лет Рут пела госпелы и играла на фортепиано в баптистской церкви Святого Луки, а в старших классах ей доверили дирижировать церковным хором. В старших классах она занималась по специальной музыкальной программе Уолтера Дайетта (Walter Dyett).

В 1938 Джонс становится победительницей любительского конкурса в чикагском Regal Theater, где выступила с песней "I Can’t Face The Music". После победы на конкурсе она начинает выступать в клубах. Она берёт уроки у известной исполнительницы госпел Салли Мартин (Sallie Martin) и становится её аккомпаниатором. В 1941 в 17 лет в первый раз выходит замуж за Джона Янга (John Young).

К 1943 Джонс уходит из госпел и выступает в различных джазовых клубах, в числе которых были Rhumboogie и Down Beat Room. Параллельно она устраивается уборщицей в клуб Garrik и иногда поёт с постоянным составом этого заведения, которым руководил трубач Уолтер Фуллер (Walter Fuller). Одно из её выступлений увидел продюсер Джо Глэйсер (Joe Glaser), который рассказал о юном даровании известному руководителю оркестра Лайнелу Хэмптону (Lionel Hampton). Как раз в это время его оркестр должен был выступить в уже знакомом ей Regal Theater. Хэмптон был настолько впечатлён её голосом, что пригласил Джонс выступить с его оркестром.

После этого выступления Хэмптон предложил вокалистке постоянное место в его биг бенде и подобрал ей сценическое имя Дайна Вашингтон (некоторые источники утверждают, что псевдоним ей дал Джо Глэйсер (Joe Glaser) или владелец бара Garrick – Джо Шерман (Joe Sherman). С августа 1942 по октябрь 1943 в Америке действовал запрет на записи и выпуск пластинок. К тому же контракт Хэмптона с фирмой Decca предполагал только инструментальную музыку. В связи с этим Вашингтон удалось сделать лишь одну запись за два года работы с оркестром Хэмптона. В тоже время её концертные выступления стали легендарными.

Сам Хэмптон вспоминал в своих мемуарах "Hamp": "Дина одна могла остановить шоу… и мне приходилось ставить её номера ближе к концу шоу, потому что после неё уже никто не мог выступать. Основой её вокала был госпел, и она привносила что-то новенькое в популярные песни, которые пела".

В 1943 году 19-летняя певица сделала дебютную запись двух композиций "Evil Gal Blues" и "Salty Papa Blues". Сессии для лейбла Keynote организовал автор композиций Леонард Фэзер (Leonard Feather), а аккомпанировал в студии секстет, составленный из оркестрантов Лайнела Хэмптона (Lionel Hampton) при участии трубача Джо Морриса (Joe Morris) и Милта Бакнера (Milt Buckner) на фортепиано. В 1946 начинается сольная карьера Дайны Вашингтон. С композитором Леонардом Фэзером (Leonard Feather) Дайне пришлось работать ещё не один год. Именно ему она обязана своими лучшими ритм-н-блюзовыми записями 40-х. В 1948 Дина Вашингтон начинает работать под опекой рекорд-лейбла Mercury и записывает популярные джазовые и ритм-н-блюзовые композиции, которые регулярно фигурируют в первой десятке "черных" хитов.

Её первая запись для Mercury Records, версия "Ain't Misbehavin'" Фэтса Уоллера (Fats Waller), стала ещё одним хитом в длинной череде её успехов. Между 1948 и 1955 году Вашингтон записала 27 вошедших в десятку R&B хитов, что сделало её одной из самых популярных и успешных певиц того времени. Первые синглы "It’s Too Soon to Know", "Am I Asking Too Much" (1948) и "Baby, Get Lost" (1949) добираются до вершины R&B чарта, а её версия "I Wanna Be Loved" (1950) достигла 22 места в поп-чарте США. Её хитовые записи включали блюзы, стандарты, новеллы, поп каверы, и даже версия "Cold, Cold Heart" Хэнка Уилльямса (Hank Williams) (R&B, № 3, 1951). Проникновенное исполнение, потрясающее чувство ритма, кристально чистая артикуляция позволяли певице блестяще исполнять практически любую музыку — блюз, джазовые стандарты, каверы лёгких поп-хитов, соул, новейшие эстрадные номера.

Дайна Вашингтон записывает десятки джазовых интерпретаций с биг бендами и небольшими ансамблями. Самые знаменитые — с Клиффордом Брауном (Clifford Brown) и Кларком Терри (Clark Terry), которые переросли в пластинку DINAH JAMS (1954), а также с Кэннонболлом Эддерли (Cannonball Adderley), Бэном Уэбстером (Ben Webster) и тогда ещё молодым Джо Завинулом (Joe Zawinul). С 1950, когда появилась её дебютная пластинка Dinah Washington SONGS, за первые восемь лет карьеры её дискография обогатилась пятнадцатью новыми альбомами.

В 1959 имя Дайны Вашингтон становится известным всему миру. Сначала её интерпретация хита Dorsey Brothers "What а Difference а Day Makes", переложенного на мелодию латиноамериканского болеро, покоряет 4-ю строчку хит-парада. За эту песню Дайна Вашингтон в 1959 получила GrAMMy в категории "Best Rhythm & Blues Performance". Пластинку WHAT А DIFF’RENCE А DAY MAKES критики называют "одним из наиболее важных альбомов в истории женского вокала". Затем её версия песни Нэта Кинг Коула (Nat "King" Cole) "Unforgettable" поднимается в Тор 20 поп-чарта, а сам диск UNFORGETTABLE добирается до номера десять в рейтинге поп-альбомов.

Её группа в это время включала аранжировщика Белфорда Хэндрикса (Belford Hendricks), гитариста Кенни Баррелла (Kenny Burrell), пианиста Джо Завинула (Joe Zawinul), барабанщика Панаму Френсиса (Panama Francis). После этого в 1960 вышли два очень успешных дуэта с Брук Бентон (Brook Benton), "Baby (You've Got What It Takes)" (№ 5 поп, № 1 R&B) и "A Rockin' Good Way (To Mess Around and Fall in Love)" (№ 7 поп, № 1 R&B). Последним хитом Дайны Вашингтон в 1961 стал "September in the Rain" (№ 23 поп, № 5, R&B).

Вашингтон была хорошо известна исполнением зажигательных песен (torch songs). В 1962 Дайна нанимает мужское трио Allegros, состоящее из Джимми Томаса (Jimmy Thomas) на барабанах, Ёрла Эдвардса (Earl Edwards) на саксофоне и Джимми Сиглера (Jimmy Sigler) на органе. Эдвардс вскоре был заменён на саксофониста Джона Пэйна (John Payne). Критики оценили их вокал как "эффективный хоровой ансамбль".

Дайна Вашингтон выступает на Newport Jazz Festival (1955-1959), Randalls Island Jazz Festival в Нью-Йорке (1959) и International Jazz Festival в Вашингтоне (1962), часто выступает в клубе Birdland (1958, 1961-1962), и в 1963 выступает с оркестрами Каунта Бэйси (Count Basie) и Дюка Эллингтона (Duke Ellington).

Выступая в London Palladium для королевы Елизаветы, сидящей на троне, Дайна Вашингтон сказала: "Существует только одни Небеса, один ад, одна королева, а ваша Элизабет самозванка".

Вашингтон была замужем восемь раз, у неё было два сына: George Kenneth Jenkins и Bobby Grayson. Её мужьями были John M. Young (1942—1943), George Jenkins (1949), Уолтер Бьюкенен (1950), саксофонист Эдди Чамбли (Eddie Chamblee) (1957), Рафаэль Кампос (1957), Горацио Майяр (1959—1960), Джеки Хейс (1960) и футболист Dick "Night Train" Lane (1963).

Под утро 14 декабря 1963 восьмой муж Вашингтон лёг спать, и когда он проснулся, то обнаружил Дайну не подававшей признаков жизни. Ранее в её поведении не наблюдалось суицидальных прецедентов, поэтому о самоубийстве говорить не приходится. Скорее всего дело в трагической случайности. Вечером она приняла таблетки, затем практически всю ночь употребляла алкогольные напитки и под утро снова выпила лекарства, видимо, забыв, что она их уже принимала. Позже вскрытие показало смертельное сочетание секобарбитала и амобарбитала, что способствовало её смерти в возрасте 39 лет. Её похоронили на кладбище Burr Oak в Alsip, Illinois.

14:59