Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Dave Holland / Дейв Холланд

Британский джазовый басист, гитарист, виолончелист, пианист, композитор и бендлидер.

Холланд играет на гитаре, пианино, бас гитаре и сочиняет музыку, но международную известность он получил как контрабасист и виолончелист.

Он увлёкся музыкой в очень раннем возрасте, с 4 лет учился играть на укулеле (ukulele), в 10 переключился на гитару, а в 13 всё его внимание захватила бас гитара. Кроме как недолгого периода уроков игры на фортепиано он не получил никакого музыкального образования и практически всему учился сам, изучая популярную музыку того времени по нотным тетрадям и слушая радио. С 13 лет вместе с приятелями организовал группу, с которой выступал в местных клубах и на танцах. В 15 вошёл в состав другого коллектива под руководством Стиви Бретта (Steve Brett and the Mavericks), с которым начал регулярно выступать. Вскоре решил оставить школу и зарабатывать на жизнь исполнением музыки.

В этот же период в поисках новых идей для расширения своего исполнительского мастерства на бас гитаре он начинает слушать джаз — записи Рэя Брауна (Ray Brown) и Лероя Виннегара (Leroy Vinnegar).

"Когда мне было 15, я как-то приобрёл четыре пластинки. Я зашёл в магазин и сначала купил две пластинки, на которых играл Рэй Браун (Ray Brown), обе были в составе группы Оскара Питерсона (Oscar Peterson). Одна называлась AFFINITY, другая — NIGHT TRAIN. Я прошёлся по магазину, просматривая коллекцию записей, и нашёл две записи с басистом на обложке. Это были диски Лерой Виннегара (Leroy Vinnegar) LEROY WALKS! и LEROY WALKS AGAIN. Через пару недель я пошёл в магазин музыкальных инструментов, приобрёл контрабас и начал учится играть на нём".

И хотя он ещё продолжал работать как бас гитарист, Холланд начал посещать джаз клубы со своим контрабасом и выступать с местными джазменами. Летом 1963 (а ему исполнилось лишь 16) Холланду предложили работу контрабасиста в танцевальном оркестре, выступавшем в местах отдыха на летний сезон. Затем последовали короткие гастроли, в которых оркестр аккомпанировал певцу Джонни Рэю (Johnny Ray). После чего Дейв 9 месяцев играл в ресторане.

Его захватила музыка Чарльза Мингуса (Charles Mingus) и Джимми Харрисона (Jimmy Harrison). Холланд перебрался в Лондон, где начал брать уроки у Джеймса И. Мерритта (James E. Merritt) – басиста из London Philharmonic Orchestra и преподавателя лондонской Guildhall School of Music & Drama. Весной 1964 по рекомендации Мерритта он получил разрешение на трёхлетнюю программу обучения в Guildhall, успешно сдал вступительные экзамены и в сентябре этого же года приступил к занятиям с полной стипендией. Для Дейва начался интенсивный период обретения нового музыкального опыта. На втором году обучения он становится основным басистом колледжа и начинает выступать с различными музыкантами лондонского джазового сообщества. Он играет всё – от новоорлеанского стиля до свинга и модерн джаза.

С 1966 он играет с Джоном Шурманом (John Surman), Джоном МакЛафлином (John McLaughlin), Эваном Паркером (Evan Parker), Кенни Уиллером (Kenny Wheeler), Джоном Тэйлором (John Taylor) и другими ведущими музыкантами Лондона, оказавшими существенное влияние на инновации в современном британском джазе. В группе Криса МакГрегора (Chris McGregor) Холланд занимает место Джонни Мбизо Дьяни (Johnny Mbizo Dyani).

В этот период на него оказывают влияние такие контрабасисты как Чарльз Мингус (Charles Mingus), Скотт ЛаФаро (Scott LaFaro), Джимми Гаррисон (Jimmy Garrison), Рон Картер (Ron Carter) и Гари Пикок (Gary Peacock). Благодаря учёбе в музыкальной школе он познакомился с работами многих современных классических композиторов, что тоже в немалой степени оказало влияние на формирование музыкального мышления Холланда, в частности музыка Белы Бартока (Bela Bartok). Одновременно он фрилансит в камерных оркестрах, работает в студиях, участвует в записи музыки для телевидения, фильмов и радио. В период 1966-1968 он также выступает в составе секстета Алана Литтлджонса – Тони Миллинеера (Alan Littlejohns-Tony Milliner Sextet), в трио Роя Бадда (Roy Budd Trio), в биг бенде Алана Коэна (Alan Cohen Big Band), с Джоном Стивенсом (John Stevens), Майком Уэстбруком (Mike Westbrook), Хамфри Литтлтоном (Humphrey Lyttelton), Ронни Скоттом (Ronnie Scott) и Табби Хайесом (Tubby Hayes).

Начиная с 1967 Дейв часто выступал в клубе Ронни Скотта (Ronnie Scott), где ему приходилось играть с такими мастерами как Колмен Хокинс (Coleman Hawkins), Бен Уэбстер (Ben Webster) и Джо Хендерсон (Joe Henderson). Во время одного из выступлений с Илейн Делмар (Elaine Delmar) в июле 1968 клуб посетил Майлс Девис (Miles Davis). Он обратил внимание на Холланда и пригласил присоединиться к своей группе. Несколько недель спустя Дейв отправился в Нью-Йорк и в течение следующих двух лет выступал и записывался в группе Майлса, в которой в тот период играли Джек ДиДжонетт (Jack DeJohnette) и Херби Хенкок (Herbie Hancock). Первые записи с Майлсом состоялись в сентябре, Холланд появился на нескольких композициях альбома LES FILLES DE KILIMANJARO. Он остаётся в группе до осени 1970, приняв участие в создании дисков IN A SILENT WAY и BITCHES BREW. Кроме того, в свободное от гастролей с Девисом время, Холланд работает со многими другими представителями музыкального сообщества Нью-Йорка.

В конце 1970 Холланд покидает состав Девиса и вместе с Чиком Кориа (Chick Corea), Энтони Брекстоном (Anthony Braxton) и Барри Альтшулом (Barry Altschul) становится основателем группы Circle. В этот период Холланд начинает всё чаще играть на виолончели. Проработав вместе около года, Чик Кориа (Chick Corea) решил покинуть состав Circle и группа распадается.

В начале 1972 Дейв присоседился к группе Стэна Гетца (Stan Getz). В этот период он также недолго выступал с Телониусом Монком (Thelonious Monk) и начал длительный период сотрудничества с Сэмом Риверсом (Sam Rivers). Позднее в этом же году он делает свою первую запись в качестве лидера – альбом CONFERENCE OF THE BIRDS, в записи которого приняли участие Энтони Брекстон (Anthony Braxton) и Барри Альтшул (Barry Altschul) и Сэм Риверс (Sam Rivers), получил широкое признание.

Холланд начинает преподавательскую деятельность – даёт частные уроки и работает приглашённым преподавателем в Creative Music Studio в Woodstock, New York, которой руководили Карл и Ингрид Бергер (Karl и Ingrid Berger).

В начале 1973 Дейв уходит из квартета Гетца и концентриует своё внимание на работе с Энтони Брекстоном (Anthony Braxton) и Сэмом Риверсом (Sam Rivers) — как в формате дуэтов, так и в различных комбо. В 1975 он принимает участие в создании группы Gateway – трио с участием Джона Аберкромби (John Abercrombie) и Джека ДиДжонетта (Jack DeJohnette), его старых приятелей по группе Девиса. Gateway продолжает гастролировать и делать записи до настоящего времени. После работы с Бетти Картер (Betty Carter) в течение нескольких месяцев 1976, Дейв остаток десятилетия проводит в работе и записях с Сэмом Риверсом (Sam Rivers). Кроме того, начинает давать сольные концерты. Диск EMERALD TEARS (1977) становится его сольной басовой работой. В 1980 Холланд выступил на сцене Company Festival с Дереком Бейли (Derek Bailey), записал альбом FABLES с участием Дерека Бейли (Derek Bailey), Джорджа Льюиса (George Lewis) и Эвана Паркера (Evan Parker).

С начала 80-ых, восстановив здоровье после серьёзного заболевания, он возглавляет свою восхитительную группу. В первом варианте его коллектив представлял собой квинтет в составе которого играли Кенни Уиллер (Kenny Wheeler), Джулиан Пристер (Julian Priester), Стив Колмен (Steve Coleman) и Стив Эллигтон (Steve Ellington). Позднее участниками группы становятся Марвин "Смитти" Смит (Marvin "Smitty" Smith) и Робин Юбенкс (Robin Eubanks). Группа много гастролирует до 1987. Распустив квинтет, Дейв продолжает работать в формате трио.

В 1984 он начинает серию прекрасных записей для лейбла ECM, среди которых наибольшего внимания, наверное, заслуживает диск EXTENSIONS (1989). В 1986 он гастролирует по Европе в составе замечательного квартета с Альбертом Менгельсдорффом (Albert Mangelsdorff), Джоном Шурманом (John Surman) и Элвином Джонсом (Elvin Jones), который, к сожалению, не сделал ни единой записи.

Он также выступает с Хенком Джонсом (Hank Jones) записывает с ним два альбома, на одном из которых присутствует Билли Хиггинс (Billy Higgins). В 1988 Дейв собирает новый состав – квартет с участием Стива Колмена (Steve Coleman), Кевина Юбенкса (Kevin Eubanks) и Марвина "Смитти" Смита (Marvin "Smitty" Smith), и в 1989 группа записывает альбом EXTENSIONS, который был назван "Альбомом года" по результатам опроса журналом Downbeat. Дейв не оставляет и преподавательскую деятельность весь этот период. В 1983 его приглашают на должность артистического директора в летних джазовых мастерских при Banff School в Banff, Canada. Эту должность он сохраняет до 1990. Также с 1987 по 1990 он преподавал в New England Conservatory of Music в Boston, Massachusetts.

В конце 80-ых он также играет с London Jazz Composers Orchestra, записывается во время их Цюрихских Концертов (Zurich Concerts) в сотрудничестве со своим давним партнёром Энтони Брекстоном (Anthony Braxton). Вместе с барабанщиком Билли Хиггинсом (Billy Higgins) Холланд участвует в записи альбома ORACLE пианиста Хенка Джонса (Hank Jones), а позже присоединяется к барабанщику Рою Хайнсу (Roy Haynes) и гитаристу Пэту Метини (Pat Metheny). Дейв Холланд стал чаще работать в качестве лидера и даже записал альбом, где все композиции сыграл соло на виолончели.

На протяжении 1990 Дейв принял участие в мировом турне в составе группы Джека ДиДжонетта (Jack DeJohnette) Parallel Realities, в которой также играли Херби Хенкок (Herbie Hancock) и Пэт Метини (Pat Metheny). Также с гитаристом Пэтом Метини (Pat Metheny) и барабанщиком Роем Хайнсем (Roy Haynes) он участвовал в записи номинированного на Grammy альбома QUESTION AND ANSWER. В 1992 Дейв регулярно появляется в составе трио Херби Хенкока (Herbie Hancock) и работает над созданием альбома Джо Хендерсона (Joe Henderson) SO NEAR, SO FAR, получившего премию Grammy. В 1993 проводит серию сольных концертов в Европе. Позднее в этом же году становится участником расширенного турне в рамках специального проекта, в котором участвуют Бетти Картер (Betty Carter), Джери Аллен (Geri Allen) и Джек ДиДжонетт (Jack DeJohnette). Выступление этой группы в Royal Festival Hall в Лондоне было записано и материал был выпущен в 1994. В начале 1994 Дейв формирует новый квартет в составе со Стиви Нельсоном (Steve Nelson), Эриком Пирсоном (Eric Person) и Джином Джексоном (Gene Jackson). Лето 1994 он проводит в гастролях в составе группы Gateway. Квартет Дейва с успехом выступает в Европе и Америке в 1995. Остаток года он проводит в гастрольных поездках как со своей группой, так и как участник трио Херби Хенкока (Herbie Hancock) с участием Джина Джексона (Gene Jackson).

В течение 1996 Дейв принял участие в мировом турне квартета Херби Хенкока (Herbie Hancock), гастролировал в составе группы Gateway и со своим коллективом. Он также работал в студиях и сыграл на трёх альбомах, номинантах на Grammy: TALES FROM THE HUDSON Майкла Брекера (Michael Brecker), THE NEW STANDARD Херби Хенкока (Herbie Hancock) и THE CHILD WITHIN Билли Чайлдса (Billy Childs). Летом 1997 Дейв собрал новый состав, в который вошли Стиви Уилсон (Steve Wilson) (саксофон) – позднее его заменил Крис Поттер (Chris Potter) – Робин Юбенкс (Robin Eubanks) (тромбон), Стив Нельсон (Steve Nelson) (вибрафон) и Билли Килсон (Billy Kilson) (ударные). Он также выступает в группе Херби Хенкока (Herbie Hancock) New Standard и группе Tales from the Hudson под руководством Майкла Брекера (Michael Brecker), принимает участие в проекте Джо Хендерсона (Joe Henderson) Porgy and Bess.

Оба предыдущих альбома квинтета, POINTS OF VIEW и PRIME DIRECTIVE, были номинированы на премию Grammy. Коллектив был назван "№1 Группой акустического джаза" (#1 Acoustic Jazz Group of the Year) по результатам опроса критиков (Critics' Poll) журналом "Down Beat"; "Лучшим комбо" (Best Combo of the Year) на церемонии Bell Atlantic jazz Awards: Ассоциация джазовых журналистов (Jazz Journalists Association) присудила им приз за Лучшее концертное выступление года (Live Performance of the Year Award). Квинтет Холланда также получил награду как Лучший малый ансамбль (Best Small Ensemble Award), их альбом был назван "Альбомом года" (Album of the Year) и Холланд дважды был удостоен приза как "Лучший басист года" (Bass Player of the Year) и "Музыкант года" (Musician of the Year). Три года подряд по результатам опроса критиков журналом "Down Beat" (Critics Poll) Холланд был назван "Басистом №1" (#1 Bass Player), а в 2000 получил степень почётного доктора (Honorary Doctorate) от Berklee School of Music. И в дополнение к этому звездопаду наград саксофонист квинтета Крис Поттер (Chris Potter) стал в свои 29 лет самым молодым музыкантом, получившим приз Danish Jazzpar – самую почётную награду для джазового исполнителя в Европе.

Несмотря на довольно плотный график работы участников группы Холланда, приоритетом для них остаётся участие в квинтете Дейва, в составе которого они неоднократно посещали с гастролями Северную и Южную Америку, Европу, Азию и Китай. Они также принимают участие в его недавно созданном октете и биг бенде. На ECM, дебютировал Dave Holland Big Band, который выпустил альбом WHAT GOES AROUND (2002), за что Холланд удостоился премии Grammy в качестве лидера в категории "лучший ансамбль" и "лучший джазовый альбом". В 2005 запись на собственном лейбле Холланда Dare2 вновь выиграла премию Grammy в категории "лучшая запись биг бенда".

Дейв Холланд выиграл опрос критиков Downbeat как "музыкант года", "лучший биг бенд года" и "лучший акустический басист" 2006. Он был лауреатом престижной премии Майлса Девиса на Montreal Jazz Festival. В 2009 Холланд стал соучредителем группы всех звёзд под названием The Overtone Quartet. Группа состояла из Дейва на контрабасе, Криса Поттера (Chris Potter) на тенор саксофоне, Джейсона Морана (Jason Moran) на фортепиано, и Эрика Харланда (Eric Harland) на барабанах.

Дейв Холланд получил почётные докторские степени от нескольких музыкальных академий, он также был назван членом высшего совета школы музыки и драмы Guildhall (Лондон). Он является президентом британского National Youth Jazz Collective.

14:55