Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Cecil Payne / Сэсил Пэйн

Американский джазовый баритон саксофонист. Также играл на альт саксофоне и флейте. В 13 лет он упросил родителей купить ему первый саксофон после того, как услышал соло Лестера Янга (Lester Young) в композиции "Honeysuckle Rose" в исполнении оркестра Каунта Бэйси (Count Basie). Уроки музыки Сэсил получал у местного саксофониста Пита Брауна (Pete Brown). Он изучал гитару, альт саксофон, кларнет и, в конце концов, остановил свой выбор на баритон саксофоне. В 1942 его призывают в армию, где он проводит 4 года в составе армейского оркестра. Его карьера началась в 1946 - он играет и записывается с Джей Джей Джонсоном (J.J. Johnson) на лейбле Savoy. В этом же году он играет с Ройем Элдриджем (Roy Eldridge), который знакомит его с Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie). Именно в этот период он переходит от альта к баритон саксофону. Его ранние записи скорее всего можно отнести к свингу, но после знакомства с Диззи его стиль меняется. Пэйн присоединяется к биг бенду Гиллеспи (Dizzy Gillespie), в составе которого остаётся в течение трёх лет. Его соло можно услышать в таких композициях, как "Ow!" и "Stay On It". Покинув Гиллеспи, Пэйн в 1949 возглавляет сессию для лейбла Decca, в которой также участвуют пианист Дюк Джордан (Duke Jordan) и трубач Кенни Дорхэм (Kenny Dorham). В начале 50-х он входит в состав оркестра Тэдда Дамерона (Tadd Dameron), играет с Колменом Хокинсом (Coleman Hawkins), после чего следует период сотрудничества с Джеймсом Муди (James Moody) и Иллинойсом Джекетом (Illinois Jacquet) (1952-1954). С середины 50-х он играет как фрилансер в клубах Нью-Йорка, в 1956 гастролирует по Швеции с другом детства Рэнди Уэстоном (Randy Weston). В этом же году записывает для лейбла Savoy альбом PATTERNS OF JAZZ. В 1957 вместе с приятелем баритонистом Пеппером Адамсом (Pepper Adams) участвует в записи легендарного диска Джона Колтрейна (John Coltrane) DAKAR. Вскоре после этой сессии он оставляет музыкальный бизнес и начинает работать в компании отца, который занимался недвижимостью. Этот перерыв продлился вплоть до 1960. В следующем году он присоединился к постановке The Connection драматурга Джека Гелбера (Jack Gelber), в которой затрагивалась проблема употребления наркотиков. Он возвращается на сцену и работает с Мачито (Machito) (1963-1966), отправляется на гастроли в Европу в составе оркестра Лайнела Хэмптона (Lionel Hampton), но позднее возвращается к продаже недвижимости. Тем не менее он остаётся востребованным сайдменом и два года работает с Вуди Германом (Woody Herman) (1966-1968), с 1969 на три года вновь присоединяется к оркестру Каунта Бейси (Count Basie) и снова работает с Гиллеспи. В последующие годы Пэйн делает немногочисленные записи, наиболее интересная из которых была выпущена на диске ZODIAC (1969, Strata-East). В 70-х записывается для лейблов Xanadu и Muse, в 1974 присоединяется к New York Jazz Repertory Orchestra. Гастролирует по Европе в составе музыкального шоу под названием "The Musical Life of Charlie Parker" Он формирует дуэт со своей сестрой вокалисткой Кеврил (Cavril). В 80-х фокусирует свои усилия на проекте Dameronia – группе, посвящённой музыкальному наследию Тэдда Дамерона (Tadd Dameron), в составе которой участвовал барабанщик Филли Джо Джонс (Philly Joe Jones). После смерти Джонса в 1985 Пэйн работает с Иллинойсом Джакетом (Illinois Jacquet). Затем выступает в различных клубах Нью-Йорка со своим секстетом Bebop Generation. В начале 90-х Пэйн создаёт несколько хорошо воспринятых альбомов для лейбла Delmark. Однако к концу десятилетия он всё реже показывается на публике, пока не становится отшельником, проживающим в своём доме в Бруклине. Он практически теряет зрение и крайне скудно питается. Будучи гордым, яростно независимым человеком, Пэйн крайне неохотно принимает финансовую помощь со стороны Джазового Фонда Америки (Jazz Foundation of America), благодаря чему его здоровье быстро восстанавливается и со временем он возвращается к выступлениям. В свои 80 лет он играл в трио с Биллом Хардманом (Bill Hardman) и в группе во главе с Ричардом Вайяндом (Richard Wyand). Сэсил Пэйн умер за несколько недель до своего 85 дня рождения. Пэйн двоюродный брат трубача Маркуса Белгрэйва (Marcus Belgrave), с которым сделал несколько записей. Опытный исполнитель с особой близостью к бибопу, техническое совершенство которого находится наравне со многими именитыми исполнителями, большее обаяние которых привлекло к ним больше общественного внимания.
14:59