Woody Shaw / Вуди Шоу
Американский трубач-виртуоз, флюгельгорнист, композитор и руководитель оркестра, видный представитель современного джаза. По мнению NPR Music "последний великий новатор трубы". Он обладал фотографической памятью и абсолютным слухом, его музыкальные идеи опередили своё время.
Родился в Северной Каролине. Когда малышу исполнился год, семья перебралась в Ньюарк (шт. Нью-Джерси). Отец Вуди Шоу старший (Woody Shaw, Sr.) был профессиональным исполнителем госпел, участником афроамериканской группы Diamond Jubilee Singers. И отец, и мать (Rosalie Pegues) учились в той же частной школе, что и Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) - Laurinburg Institute. Более того, мама была родом из одного с Гиллеспи городка - Cheraw, South Carolina.
В возрасте 9 лет Шоу начал играть на горне и в Ньюарке выступал в составе Junior Elks, Junior Mason, и Washington Carver Drum and Bugle Corps. В 11 лет начал изучать классическую трубу под руководством Джерома Зиринга (Jerome Ziering) в стенах Cleveland Junior High School. В интервью в 1978 Шоу пояснил: "Изначально труба, как инструмент, не была моим первым выбором. На самом деле, я начал играть на ней так как не имел другого выбора. Когда руководитель школьного оркестра в Eighteenth Avenue School спросил, на чём каждый хочет играть, я выбрал скрипку, но опоздал, все скрипки уже разобрали. Тогда я хотел было выбрать саксофон или тромбон, но и они уже были разобраны. Единственным свободным инструментом оставалась труба, и мне думалось, почему я должен застрять с этой звучащей как жестянка штукой.
Когда я пожаловался моему учителю музыки, что мне кажется, что это не честно, ведь другие ребята получили те инструменты, которые хотели, он сказал мне, чтобы я просто был терпеливым. Он сказал, что у него хорошее предчувствие насчёт меня и трубы, и уверил меня, что я полюблю трубу. Конечно же, мой учитель оказался прав, прошло не так много времени, и я влюбился в трубу. Оглядываясь назад, я верю, что была какая-то мистическая сила, которая свела нас вместе".
Учитель настаивал на продолжении изучения классической трубы и продолжить образование в Juilliard School of music с преподавателем Уилльямом Ваччиано (William Vacchiano), но Шоу к этому времени проявлял глубокий интерес к джазу. В числе его первых кумиров были Луи Армстронг (Louis Armstrong) и Гарри Джеймс (Harry James). Пройдя два курса, он поступил в Newark Arts High School (где учились Уэйн Шортер (Wayne Shorter), Сара Воун (Sarah Vaughan), Мельба Мур (Melba Moore), Савийон Гловер (Savion Glover) и многие другие), которую он также закончил.
Тинэйджером Шоу профессионально играл на свадьбах, танцах и в ночных клубах. В конце концов, он бросает учёбу в школе, но продолжает изучать игру на трубе под влиянием Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), Фэтса Наварро (Fats Navarro), Клиффорда Брауна (Clifford Brown), Букера Литтла (Booker Little), Ли Моргана (Lee Morgan) и Фредди Хаббарда (Freddie Hubbard). Позднее он обнаружил, что взял в руки трубу в тот же месяц и год, когда погиб Клиффорд Браун (Clifford Brown): в июне 1956.
В 1963, пройдя период игры со многими местными музыкантами и группами, Шоу начинает работать с группой перкуссиониста Уилли Бобо (Willie Bobo) (в составе которого играли Чик Кориа (Chick Corea) и Джо Фаррел (Joe Farrell)), выступает и записывается как сайдмен с Эриком Долфи (Eric Dolphy), с которым делает свою дебютную запись на альбоме IRON MAN. Долфи в первых числах апреля 1964 уехал на гастроли в Европу в составе группы Чарльза Мингуса (Charles Mingus) и по окончании выступлений планировал остаться в Париже. Вуди Шоу как раз собирался присоединиться к ансамблю Долфи в Париже, когда в июне 1964 тот неожиданно скончался.
Тем не менее, Шоу был приглашён в Париж, где присоединился к одному из коллег Долфи – Натану Девису (Nathan Davis), и два музыканта продолжительное время выступают по всей Европе. Находясь в Париже, они часто играли в клубе Le Chat Qui Peche, где их партнёрами становились Бад Пауэлл (Bud Powell), Кенни Кларк (Kenny Clarke), Джонни Гриффин (Johnny Griffin), Декстер Гордон (Dexter Gordon), Арт Тэйлор (Art Taylor), и такие менее известные музыканты, как Джон Бодвин (John Bodwin), а также такие французские мастера как Жан-Луи Шатемпс (Jean-Louis Chautemps), Рене Утреже (Rene Utreger), Жак Толло (Jacque Thollot) и Джеф Гилсон (Jef Gilson). Через некоторое время Шоу попросил пригласить в Париж двух его современников – органиста Ларри Янга (Larry Young) и барабанщика Билли Брукса (Billy Brooks). Девис не высказал возражений и вскоре четверо молодых музыкантов продолжили совместные гастроли во Франции, периодически посещая другие города Европы, включая Лондон и Берлин.
К середине 60-х Шоу успешно абсорбирует концепции и влияние своего ментора и друга Эрика Долфи (Eric Dolphy), одновременно исследуя гармонические инновации саксофониста Джона Колтрейна (John Coltrane) и пианиста МакКой Тайнера (McCoy Tyner). Оба исполнителя многое привнесли в становление и развитие стиля Шоу, как трубача и композитора.
В 1965 Шоу возвращается из Парижа и начинает карьеру в качестве одного из трубачей лейбла Blue Note Records, регулярно работая с множеством уважаемых артистов. Он приходит на замену Кармелла Джонса (Carmell Jones) в квинтете Хореса Сильвера (Horace Silver) (1965–1966), и делает на Blue Note свою дебютную запись на альбоме Сильвера THE CAPE VERDEAN BLUES, за которым следует участие в записи альбома Лэрри Янга (Larry Young) UNITY (1965), в который вошли три его композиции: "Zoltan", "Moontrane" и "Beyond All Limits"). "Moontrane" посвящена Колтрейну и была написана, когда Шоу было всего 18 лет – это первая написанная им тема.
Также Шоу часто сотрудничает и записывается с Чиком Кориа (Chick Corea) (1966–67), Джеки МакЛином (Jackie McLean) (1967), Букер Эрвином (Booker Ervin) (1968), МакКой Тайнером (McCoy Tyner) (1968), Эндрю Хиллом (Andrew Hill) (1969), Херби Хенкоком (Herbie Hancock) и Бобби Хатчерсоном (Bobby Hutcherson). В 1968–1969 с перерывами он работает с Максом Роучем (Max Roach), появившись с ним на фестивале в Иране. Шоу работает и как студийный музыкант, играет в оркестрах, принимает участие в Бродвейских мюзиклах.
Как раз в этот период он появился на многих уважаемых записях, и, кроме сотрудничества с такими гигантами, как Маккой Тайнер (McCoy Tyner) или Хёрби Хэнкок (Herbie Hancock), его можно услышать и с некоторыми саксофонистами авангардного толка – такими как Гари Барц (Gary Bartz), Фэроу Сандерс (Pharoah Sanders), Хэнк Мобли (Hank Mobley) и Арчи Шепп (Archie Shepp).
В 1970 для лейбла Contemporary Records Шоу записывает свой первый альбом как лидер - BLACKSTONE LEGACY. В его создании принимали участие Бенни Мопин (Bennie Maupin), Рон Картер (Ron Carter), Джордж Кэйблз (George Cables), Гари Бартц (Gary Bartz), Клинт Хьюстон (Clint Houston) и Ленни Уайт (Lenny White). За ним последовал второй релиз под именем Шоу, получивший название SONG OF SONGS. В этот период Шоу переезжает в Сан-Франциско для поиска новых возможностей и начинает плотно сотрудничать с такими музыкантами Западного побережья, как Бобби Хатчерсон (Bobby Hutcherson), Эдди Мур (Eddie Moore), Эдди Маршалл (Eddie Marshall) и Генри Франклин (Henry Franklin).
В 1974 Шоу возвращается в Нью-Йорк, где начинается период сотрудничества с фирмой Muse Records (сейчас High Note), которая выдала на гора четыре наиболее почитаемые из его альбомов - THE MOONTRANE, LOVE DANCE, LITTLE RED'S FANTASY и IRON MEN, созданные при поддержке таких артистов креативной сцены среднего запада, как Энтони Брэкстон (Anthony Braxton), Артур Блис (Arthur Blythe) и Махал Ричард Эбрамс (Muhal Richard Abrams).
Шоу часто работает с Хатчерсоном (Bobby Hutcherson), Артом Блейки (Art Blakey), Тайнером (McCoy Tyner) и другими, и заявляет о себе как руководителе собственных составов в начале 70-х, когда многие джазовые артисты открыли для себя и начали исследовать возможности джаз-рока и лишь немногие группы по-прежнему выступали в традициях хард бопа, несмотря на снижение его популярности и изменения спроса в сторону более коммерческой музыки. Будучи моложе многих своих партнёров, Шоу понимал важность сохранения музыкального наследия таких предшественников, как Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), Фэтс Наварро (Fats Navarro) Клиффорд Браун (Clifford Brown), и будучи випускником академии Jazz Messengers под управлением Арта Блэйки (Art Blakey), чувствовал ответственность за поддержание целостности и понимал ценность традиций "straight-ahead" джаза.
После выпуска нескольких альбомов на лейбле Muse, Шоу, при поддержке со стороны Майлса Девиса (Miles Davis), в 1977 подписывает контракт с Columbia Records. Шоу сделал акцент на сольной карьере и установил своеобразный рекорд, выпустив один за другим пять альбомов собственного сочинения: ROSEWOOD (1978), STEPPING STONES (1979), WOODY III в том же 1979 (посвящённый, кстати, рождению сына Вуди Луи Армстронга Шоу III), FOR SURE! (1980) и UNITED (1981).
ROSEWOOD был номинирован на две премии Grammy и был назван лучшим альбомом 1978 (Best Jazz Album) по результатам опросов читателей журналом Down Beat (Down Beat Readers' Poll), которые также назвали Шоу Лучшим джазовым трубачом года (Jazz Trumpeter of the Year) и No. 4 в списке лучших джазовых музыкантов года (Jazz Musician of the Year).
И, работая со своим ансамблем, он не переставал развивать собственный подход к творческому лидерству, установив особые стандарты качества современного ансамблевого исполнения для будущих поколений музыкантов. Ведь его коллектив отличался поразительной слаженностью и дисциплиной и продолжал активно записываться вплоть до 1987 года, даже несмотря на то, что Вуди пристрастился к наркотикам. Именно этот прискорбный нюанс, который, вероятно, явился своего рода побочным эффектом слишком большого таланта, оказался причиной столь раннего ухода Вуди Шоу из жизни (музыкант скончался 10 мая 1989 года от почечной недостаточности). К тому времени Вуди уже потерял зрение вследствие злоупотребления зельем и остался без левой руки, попав под поезд в метрополитене 27 февраля 1989 года. Позже он умер от почечной недостаточности.
В начале 60-х годов работал с Эриком Долфи (Eric Dolphy) (пластинка IRON MAN, 1963), в 1964–65 жил в Париже, сотрудничал с Кенни Кларком (Kenny Clarke), Натаном Дэвисом (Nathan Davis), Джонни Гриффином (Johnny Griffin), Артом Тэйлором (Art Taylor), Бадом Пауэллом (Bud Powell), а в 1965 сменил Кармелла Джонса (Carmell Jones) в группе Хораса Силвера (Horace Silver) (пластинки CAPE VERDEAN BLUES (1965), THE JODI GRIND (1966). Параллельно играл с Хэнком Мобли (Hank Mobley), МакКоем Тайнером (McCoy Tyner), Максом Роучем (Max Roach), Джо Хендерсоном (Joe Henderson), Артом Блэйки (Art Blakey), Херби Хенкоком (Herbie Hancock), Фэроу Сандерсом (Pharoah Sanders), Кларком Тэрри (Clark Terry) и другими.
В основном работал в студиях и после 1970, как правило, с собственными группами. В 1978 на студии Columbia Records записал альбом ROSEWOOD, который был номинирован в двух категориях премии Grammy и признан лучшим джазовым альбомом 1978, согласно опроса читателей журнала "DownBeat". По мнению того же влиятельного джазового журнала, Вуди Шоу становился четыре раза лучшим джазовым трубачом года. Но наркозависимость серьёзно мешала работе и в конечном итоге привела к слепоте и смерти 9 мая 1989 в Нью-Йорке.
Вуди сильно расширил технический и мелодический "словарный запас" своего инструмента. Несмотря на довольно короткую и трудную жизнь, блестящее наследие и красота его музыки продолжают вдохновлять бесчисленное количество музыкантов и слушателей по всему миру!
В джазе есть и другие Шоу – трубач Кларенс Шоу (Clarence Shaw), барабанщик Чарльз Шоу (Charles Shaw), контрабасист Эрвин Шоу (Ervin Shaw) и кларнетист и лидер Артур или Арти Шоу (Artie Shaw).