Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Sam Jones / Сэм Джонс

Американский джазовый контрабасист, виолончелист и композитор.

Эмоциональная откровенность и техническая изысканность, так же, как и сильное чувство свинга позволили басисту Сэму Джонсу находиться в постоянном спросе с 50-х по 70-е, и работать с такими мастерами джаза, как альт саксофонист Кеннонбол Эддерли (Cannonball Adderley), пианист Оскар Питерсон (Oscar Peterson), и возглавлять свои составы. Джонс был одним из первых, кто привнёс виолончель в ансамбли современного джаза.

Джонс родился в семье, в которой любили музыку и уже малышом начал стучать по барабанам. Недолго он увлекается игрой на гитаре, но услышав на записях игру Оскара Петтифорда (Oscar Pettiford) решает стать басистом. К середине 40-х благодаря выступлениям в составе различных коллективов он обретает достаточный исполнительский опыт.

Затем он становится участником ансамбля Honeydrippers вместе с пианистом Рэем Чарльзом (Ray Charles). В дальнейшем Сэм собирает состав, который имитирует конструкцию альт саксофон-труба, которая сделала популярным ансамбль Чарли Паркера (Charlie Parker) и Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie). Приблизительно в этот период он начал играть с Кеннонболом Эддерли (Cannonball Adderley), что превратилось в плодотворное и продолжительное сотрудничество.

Джонс продолжил выступать в различных группах, включая коллектив саксофониста Пола Уилльямса (Paul Williams). 25 июля 1951 Сэм сделал свою первую запись в группе Уилльямса в Нью-Йорке. После небольшого периода работы в Cincinnati, с 1953 по 1955 Сэм гастролирует с вокалистом Тини Бредшоу (Tiny Bradshaw). Затем он перебирается в Нью-Йорк.

После переезда в Нью-Йорк, Джонс начинает выступать и записываться с различными знаменитостями джазовой сцены, включая трубача Кенни Дорема (Kenny Dorham), с которым он 4 апреля 1956 участвует в записи альбома JAZZ PROPHETS VOL. 1. В декабре этого же года, он выступает с Эддерли в программе "Stars of Jazz", которая транслировалась по KNBC-TV в Burbank, California.

Джонс присутствует на многих альбомах лейблов Riverside и Blue Note этого периода, так как стал их студийным басистом. В 1957 Сэм выступает с тенор саксофонистом Стеном Гетцем (Stan Getz) и в течение следующего года сотрудничает с Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie). В 1958 он выступает с трубачом Четом Бейкером (Chet Baker) и гитаристом Кенни Барреллом (Kenny Burrell). После года работы с Гиллеспи, он выступает с пианистом Телониусом Монком (Thelonious Monk).

В феврале 1958 Джонс играет в аккомпанирующем составе певицы Бетти Картер (Betty Carter) на её альбоме OUT THERE WITH Betty Carter. 9 марта 1958 Сэм сыграл с Эддерли на его альбоме SOMETHIN' ELSE. Альбом представил музыкальные таланты пианиста Хэнка Джонса (Hank Jones), ударника Арта Блейки (Art Blakey) и трубача Майлса Девиса (Miles Davis). Особого внимания заслуживает первая композиция диска "Autumn Leaves".

15 декабря 1958 Джонс записывается с пианистом Биллом Эвансом (Bill Evans) на альбоме EVERYBODY DIGS Bill Evans. Блестящий пример вклада Сэма в этот альбом можно услышать в композиции "Young and Foolish". Вместе с ударником Филли Джо Джонсом (Philly Joe Jones) Сэм увеличивает романтический настрой, полностью поддерживая ритмический аспект композиции, позволяя Эвансу сиять как мелодисту. Хотя его исполнение довольно минималистично, в целом выступление Джонса демонстрирует его тонкое понимание использования пространства во время игры солиста.

17 апреля 1959 Джонс играет на альбоме пианиста Реда Гарленда (Red Garland) RED IN BLUESVILLE вместе с ударником Артом Тейлором (Art Taylor). Ярким примером вклада Джонса может служить композиция " He's A Real Gone Guy". В этом скоростном номере Джонс демонстрирует своё превосходство в блюзовой идиоме. Сэм экспертно использует весь регистр контрабаса, создавая широчайшую звуковую палитру. В своём соло он без особых усилий заполняет время вдохновенными блюзовыми рифами и короткими мелодическими фрагментами.

С ноября 1959 Джонс становится постоянным участником группы Эддерли и утверждает себя в числе ведущих басистов своего поколения. Вместе с ударником Луисом Хейсом (Louis Hayes) Сэм формирует одну из лучших ритм секций современного джаза. Кроме того, он добавляет в репертуар Эддерли такие свои композиции как "Del Sasser" и "Unit 7".

В следующем году Джонс записывает альбом THE SOUL SOCIETY – дебютный диск в качестве лидера для Riverside Records. На диске он продемонстрировал своё мастерство на виолончели, инструменте, который он будет часто использовать в своей дальнейшей карьере. В этом же году он играет на альбоме трубача Фредди Хаббордом (Freddie Hubbard) OPEN SESAME и на альбоме гитариста Уэса Монтгомери (Wes Montgomery) MOVIN' ALONG.

В январе 1961 Джонс записывает свой второй альбом THE CHANT с группой, в которую вошли пианист Уинтон Келли (Wynton Kelly) и трубач Блу Митчелл (Blue Mitchell). С Эддерли Джонс принимает участие в телевизионном шоу Jazz Casual в 1963, а в следующем году выступает в британском телешоу Jazz 625. В 1965 он играет на альбоме Кеннонболла RADIO NIGHTS, который был записан во время вступления в клубе Half Note в Нью-Йорке, транслировавшегося по радио.

В 1966 Джонс заменил Рея Брауна (Ray Brown) в трио Оскара Питерсона (Oscar Peterson), с которым оставался до 1970. 26 марта 1966 Сэм выступил с Питерсоном на 11 ежегодном фестивале в Сан-Ремо (San Remo Jazz Festival) в Италии. Концерт был записан и выпущен как альбом Питерсона CANADIAN GIANT. В следующем году он выступает с тенор саксофонистом Колменом Хокинсом (Coleman Hawkins) в Hollywood Bowl в Лос-Анджелесе.

В апреле 1968 Джонс участвовал в записи альбома Питерсона MELLOW MOOD, который был записан в Villingen, Germany. С 1968 по 1970 Сэм периодически выступал с Питерсоном, и в составе New York Bass Violin Choir под руководством басиста Билла Ли (Bill Lee). 27 августа 1970 он работает в студии с тенор саксофонистом Декстером Гордоном (Dexter Gordon) над альбомом JUMPIN' BLUES. В следующем году имя Джонса появилось на обложке альбома, записанного с Редом Гарландом (Red Garland) и тенор саксофонистом Джеймсом Муди (James Moody).

В начале 70-х Джонс работает с пианистом Седаром Уолтоном (Cedar Walton) и ударником Билли Хиггинсом (Billy Higgins) в группе, в которой также участвовал тенор саксофонист Хенк Моубли (Hank Mobley). В 1972 Сэм формирует трио с Уолтоном и Хиггинсом и появляется на альбоме Уолтона BREAKTHROUGH. Два года спустя он выступил со струнным квартетом в Токио, и в 1976 совместно с контрабасистом Нильс-Хеннинг Орстед Педерсоном (Niels-Henning Orsted Pedersen) записал альбом DOUBLE BASS. В этот период Джонс много выступает и записывается в Европе.

В 1977 Джонс выступал с флюгельгорнистом Артом Фармером (Art Farmer) и альт саксофонистом Джеки МакЛином (Jackie McLean) в Токио. 13 сентября 1977 Сэм записал собственный альбом SOMETHING IN COMMON с группой в составе с тенор саксофонистом Бобом Бергом (Bob Berg). В следующем году он записал альбом VISITATION, на котором в заглавной композиции продемонстрировал свой талант виолончелиста. В дальнейшем вместе с трубачом Томом Харреллом (Tom Harrell) он возглавлял биг бенд, который сделал записи в 1979.

В этом же году Джонс записался с Харреллом в Нью-Йорке в составе квинтета под руководством пианиста Рейна де Грааффа (Rein de Graaff). Последний релиз в качестве лидера Сэма Джонса появился в 1979 под названием SOMETHING NEW, представивший его биг бенд из 12 участников. В июне 1980 Джонс выступил в Carnegie Hall, а в феврале 1981 записался с New York Jazz Quartet. В конце своей карьеры он страдал от рака лёгких, что заставило его отойти от активной концертной деятельности.

Джоунс никогда не пользовался тем уважением у критиков, которого смогли добиться другие исполнители, чья репутация строилась в течение 50-ых. Недооценка таланта Джоунса выглядит крайне удивительно ввиду его вклада в успех целого ряда превосходных групп, в числе которых коллективы Кеннонболла Эддерли (Cannonball Adderley) (1955-56 и 1959-66), Оскара Питерсона (Oscar Peterson) (1966-69) и Седара Уолтона (Cedar Walton) с 1971. Его партнёрство с Билли Хиггинсом (Billy Higgins) в трио Уолтона и с Луисом Хайесом (Louis Hayes) у Эддерли и Питерсона стало своеобразной моделью той ритмической основы, которую должна обеспечивать качественная современная ритм секция в мейнстриме.

13:57