Mulatu Astatke / Мулату Астатке
Эфиопский джазовый вибрафонист, композитор и аранжировщик. Музыкальные навыки получил в Лондоне, Нью-Йорке и Бостоне, где изначально пытался совместить джазовые мотивы с традиционной эфиопской музыкой. Мулату Астатке является основателем эфио-джаза. Был первым африканским студентом в бостонском музыкальном колледже Беркли.
В конце 1950-х Мулату отправился в Уэльс для того, чтобы получить образование инженера, но предпочёл музыку и добился поступления сначала в один из валлийских музыкальных колледжей, а потом и в музыкальный колледж Лондона. В 1960 он переехал в США, где стал первым эфиопским студентом, поступившим в престижный Музыкальный колледж Беркли.
Первые два альбома (Afro-Latin Soul, первая и вторая части) Мулату записал в духе латинского джаза в 1966, и особенность их уже тогда была замечена критиками, отмечавшими интересное сочетание латинского ритма и эфиопских музыкальных традиций. К началу 1970-х этот стиль окончательно выкристаллизовался в творчестве Астатке и, как индивидуальный и свежий, получил своё название "Ethio-jazz" или "Эфиопский джаз". Мулату Астатке выступал на одной сцене со многими известными американскими композиторами, например с Дюком Эллингтоном (Duke Ellington), которого поддерживал в рамках его эфиопских гастролей 1973. За год до этого Астатке выпустил ещё один нью-йоркский альбом Mulatu of Ethiopia, при этом сотрудничая со звукозаписывающей компанией Аддис-Абебы, выпустившей несколько синглов артиста и пятый альбом Yekatit Ethio-Jazz.
В восьмидесятые годы за пределами Эфиопии почти забыли композитора, хотя сам он продолжал плодотворно работать. С приходом 1990-х ценители джаза вновь открыли для себя Мулату Астатке. В 1998 парижский лейбл "Buda Musique", специализирующийся на выпуске этнической музыки, начав переиздавать отдельной серией многие музыкальные эфиопские пластинки, дал новую путёвку в жизнь некоторым записям джазмена, выпустив компакт-диск Éthiopiques, Vol. 4: Ethio Jazz & Musique Instrumentale, 1969—1974. Альбом принёс автору новых поклонников, признание международных теоретиков джаза.
Круг западной аудитории расширился в несколько раз после выхода в 2005 фильма Джима Джармуша "Сломанные цветы". В его саундтреке были использованы несколько композиций музыканта, в том числе всемирно известная "Yekermo Sew", постоянно сопровождающая главного героя киноленты, и являющаяся, по сути, минорной версией хита Хораса Сильвера (Horace Silver). Признание Мулату Астатке получил и среди хип-хоп артистов (Nas (исполнитель), Марли, Дэмиан, Cut Chemist, Madlib), часто использующих в своей музыке семплы из композиций эфиопского композитора. Так, первого июня 2010 американское хип-хоп объединение Mochilla организовало концерт джазовых музыкантов наиболее повлиявших, по их мнению, на хип-хоп музыку. Среди главных участников был Мулату Астатке.
После знакомства с массачусетским коллективом "The Either/Orchestra" Мулату начал с ним плодотворно сотрудничать. Вместе они провели концерты в Великобритании, США, Германии, Голландии, Ирландии, Канаде, Финляндии, Швеции. Осенью 2008 началось сотрудничество с psyche-jazz группой "Heliocentrics", которое привело к совместному альбому Inspiration Information [mp3, 320].
В это время Мулату Астатке также работает над модернизацией эфиопских традиционных инструментов, проводит лекции и семинары, консультирует сотрудников Массачусетского технологического института, работающих над усовершенствованием эфиопской лиры крар. Мулату открыл первый джаз-клуб в Аддис-Абебе, основал первую школу современной музыки в Эфиопии.
В 2015 легендарный вибрафонист и "крёстный отец эфиопского джаза" Мулату Астатке объединил усилия с мельбурнской группой Black Jesus Experience, записав с ними два альбома Cradle of Humanity (2016) и To Know Without Knowing (2020), где эфио-джаз был замешан на фанковых грувах и современном хип-хопе.