Mose Allison / Моуз Эллисон
Американский джазовый и блюзовый пианист, трубач, вокалист и автор песен.
Его музыка - высоко индивидуальное соединение блюза и современного джаза. На его прохладное, лаконичное пение и такую же манеру игры на фортепиано повлияло множество пианистов от Тампа Реда (Tampa Red) и Сонни Бой "Райс Миллер" Уилльямсона (Sonny Boy "Rice Miller" Williamson) до Чарли Паркера (Charlie Parker), Дюка Эллингтона (Duke Ellington) и Телониуса Монка (Thelonious Monk).
Он жил на ферме дедушки, которую местные жители прозвали Остров (The Island), так как она была окружена Tippo Bayou. Эллисон начал брать уроки фортепиано в возрасте пяти лет. В старших классах школы он играл на трубе, хотя в последующие годы использовал этот инструмент довольно редко. Уже в 13 лет он написал свою первую песню. По окончании школы Элисон поступил в University of Mississippi, затем на два года был призван в армию. После увольнения продолжил обучение в Louisiana State University, в котором защитился в 1952 по английскому и философии.
В 1956 он перебирается в Нью-Йорк и работает главным образом со Стэном Гетцом (Stan Getz), Джерри Маллигеном (Gerry Mulligan), Элом Коном (Al Cohn), Зутом Симсом (Zoot Sims) и Филом Вудсом (Phil Woods), делает записи для различных компаний. Дебютный альбом BACK COUNTRY SUITE вышел на лейбле Prestige в 1957. В 1958 он собирает собственное трио с Эддисоном Фармером (Addison Farmer) на басу и Ником Стабуласом (Nick Stabulas) на ударных. Лишь в 1963 звукозаписывающие компании согласились выпустить альбом с вокалом Эллисона. Он получил название MOSE ALLISON SINGS и был коллекцией песен, посвящённых памяти артистов из Mojo Triangle: Сонни Бой Уилльямсона (Sonny Boy Williamson) ("Eyesight to the Blind"), Джиммми Роджерса (Jimmy Rogers) ("That's All Right") и Уилли Диксона (Willie Dixon) ("The Seventh Son"). Но наибольшее внимание привлекла его собственная композиция – "Parchman Farm".
Более двух десятилетий "Parchman Farm" была чаще всего заказываемой песней. В 80-х он убрал её из своего плейлиста, потому что некоторые критики посчитали её политически некорректной. Эллисон разъяснял на страницах Nine-O-One Network Magazine: "Я больше не пою песни сборщиков хлопка. Отправляйтесь в дельту Миссиссиппи и вы не увидите там мешков для сбора хлопка. Там только машины и химикаты".
В течение 60-х было очевидно, что работы Эллисона оказали сильное влияние на расцветающую R&B сцену. Пит Тауншенд (Pete Townshend), один из самых больших поклонников Моуза, сделал запись его темы "Young Man's Blues" с группой The Who на альбоме LIVE AT LEED. Также и Джон Майял (John Mayall) стал одним из тех, кто сделал запись его классической темы "Parchman Farm". Джорджи Фейм (Georgie Fame) со своей группой Blue Flames записал много песен Эллисона. Носовой и негромкий вокал Фейм был подобен голосу Эллисона так же, как стиль и голос Бена Сидрана (Ben Sidran).
В 80-х происходит новый всплеск его популярности, и он становится героем новой, молодой аудитории современного джаза. Лейбл Prestige Records попытался определить Эллисона в категорию поп музыки, но Columbia Records, а позднее и Atlantic Records рассматривали его блюзового артиста. Так как в его репертуаре было много блюза, журналисты из журнала Jet подумали, что он темнокожий и хотели взять у него интервью.
В 2006 Эллисон был введён в Long Island Music Hall of Fame. Его альбом THE WAY OF THE WORLD, вышедший в марте 2010, обозначил его возвращение на сцену после 12 летнего молчания. В 2012 имя Эллисона появилось на блюзовой аллее (Mississippi Blues Trail) в его родном городе Tippo. 14 января 2013 он был отмечен как Jazz Master Национальным фондом искусств (National Endowment for the Arts) на церемонии в Lincoln Center в Нью-Йорке. Это самая почётная награда в мире джаза.
Ещё в 1949 Моуз встретил Одри (Audre), которая стала его супругой на всю жизнь. Они вырастили четверых детей, среди которых лишь дочь Эми (Amy) стала музыкантом. Его жена так вспоминала их первую встречу: "Я хотела бы сказать, что он был тем, кто излучал какую-то свою радость. Моуз всегда уделял внимание тому, что происходит в мире, и всегда запоем читал истории как из прошлого, так и настоящего". Эллисон выражал своё мнение о "доминировании денег над всеми аспектами жизни, растущем игнорировании власть имущих к населению, о постоянных войнах, и лицемерии в обществе, и о высокомерии колонизаторов Северной и Южной Америк.
Эллисон является автором около 150 песен. В конечном счёте, его работы оказались чрезвычайно влиятельными; и это, должно быть, в значительной степени ограничило успех его собственной карьеры в звукозаписи.