Monty Alexander / Монти Александер
Американский джазовый музыкант, известный пианист, соединивший в своём творчестве американский джаз, традиционную ямайскую музыку и популярные мотивы.
Влияние на работы Монти Александера оказали такие пианисты, как Арт Тэйтум (Art Tatum), Оскар Питерсон (Oscar Peterson), Лэс МакКенн (Les McCann), Ахмад Джамаль (Ahmad Jamal), Уинтон Келли (Wynton Kelly) и Эрролл Гарнер (Erroll Garner).
Родился на Ямайке. Открыл для себя фортепиано в возрасте четырёх лет, в шесть лет взял первые профессиональные уроки, однако в основном учился играть самостоятельно, подбирая на слух мелодии, услышанные по радио и в кино. С 14 лет Александер начал выступления в клубах, работал сессионным пианистом, в частности с группой Clue J & His Blues Blasters, одной из первых групп, которая начала играть в стиле ска. В 16 лет Александер увидел в Carib Theater в Кингстоне выступление Луи Армстронга (Louis Armstrong) и Нэт Кинг Коула (Nat King Cole). Музыка мэтров джазовой сцены оказала на молодого музыканта большое влияние, и он создал небольшой танцевальный оркестр (Monty and the Cyclones), с которым продолжил выступления на местной сцене.
Вместе с тем, продолжалась его работа в качестве сессионного музыканта: так, он работал с музыкантами, которые впоследствии стали известны в мире как группа The Skatalites. В конце 1961 Монти Александер с семьёй перебрался в Майами, Флорида и продолжил сессионную работу, разъезжая по стране с разными коллективами. Менее чем через два года во время выступления с оркестром Арт Монея в Лас-Вегасе, пианист попался на глаза некоему Джилли Риццо (Jilly Rizzo), известному эстрадному менеджеру и владельцу клуба “Jilly’s” на West 52nd Street в Нью-Йорке, и что важно, по совместительству давнему другу Френка Синатры (Frank Sinatra). С этого времени в клубе пианист аккомпанировал многим музыкантам, в том числе и Френку Синатре. Сам Синатра (Frank Sinatra) отозвался о музыканте так: "Этот парень подобен взрывчатке".
Там, в клубе, музыкант познакомился с вибрафонистом Милтом Джексоном (Milt Jackson), который в свою очередь познакомил Александера с уже легендарным контрабасистом Рэйем Брауном (Ray Brown). Два джазовых гиганта вывели молодого пианиста на большую джазовую сцену, и в 1964 он записал в 20-летнем возрасте свой первый альбом ALEXANDER THE GREAT для лейбла Pacific Jazz, а впервые записался с соул-фанк-оркестром Леса МакКенна (Les McCann) ещё в 1963.
В 60-е Монти Александер активно гастролировал, выступая как в маленьких клубах, так и в концертных залах, и на джазовых фестивалях. В число поклонников его музыки вошли такие величины как Дюк Эллингтон (Duke Ellington), Каунт Бейси (Count Basie) и Майлc Девис (Miles Davis).
В 1969 Александер делает записи с Милтом Джексоном (Milt Jackson), в 1974 записывается с Эрнестом Ренглином (Ernest Ranglin) и в этом же году в Европе с Эдом Тигпеном (Ed Thigpen). Он регулярно гастролирует и делает записи в Европе, наиболее часто в составе трио для лейбла MPS Records. В 1976 он также гастролирует с исполнителем на стальном ударном инструменте steelpan Отелло Молино (Othello Molineaux).
Александер играет с такими вокалистами как Эрнестин Андерсон (Ernestine Anderson), Мэри Стеллингс (Mary Stallings) и другими ведущими лидерами, в числе которых Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), Бенни Голсон (Benny Golson), Джимми Гриффин (Jimmy Griffin) и Френк Морган (Frank Morgan). В составе его успешного трио играли музыканты, сотрудничавшие с Оскаром Питерсоном (Oscar Peterson): Херб Эллис (Herb Ellis), Рэй Браун (Ray Brown), Мэдс Виндинг (Mads Vinding), Эд Тигпен (Ed Thigpen) и Нильс-Хеннинг Орстед Педерсен (Niels-Henning Ørsted Pedersen).
В 1975 Монти Александер собрал собственное трио, в состав которого помимо пианиста вошли басист Джон Клейтон (John Clayton) и барабанщик Джефф Гамильтон (Jeff Hamilton). Наиболее известный пример их сотрудничества (и, возможно, лучший альбом Александера) был записан во время фестиваля Montreux Jazz Festival в июле 1976 и вышел под названием MONTREUX ALEXANDER.
В 1981 Александер женился на американской джазовой гитаристке Эмили Ремлер (Emily Remler). Они развелись в 1985. В настоящее время он женат на итальянской джазовой вокалистке Катерине Заппони (Caterina Zapponi).
В 90-е музыкант, помимо творчества в джазе, работал в стиле реггей, собрав группу и выпустив с ней несколько альбомов, включая YARD MOVEMENT (1996), STIR IT UP (1999, собрание песен Боба Марли (Bob Marley), MONTY MEETS SLY & ROBBIE (2000) и GOIN' YARD (2001).
В 2004 он вновь сотрудничал с Ренглином на альбоме ROCKSTEADY. В 2000-е он выпустил очередной трибьют Нэт Кинг Коулу (Nat King Cole). Надо отметить, что Александр Монти аккомпанировал Натали Коул (Natalie Cole), дочери Нэта Кинг Коула, на её альбоме UNFORGETTABLE (1991), и этот альбом получил Grammy в семи номинациях.
В 2011-2012 Александр Монти отпраздновал 50-летие своей карьеры и представил альбом THE FULL MONTY, который демонстрирует всё многообразие музыкального таланта: на диске содержатся как сольные выступления пианиста и его работы в составе трио, так и трибьюты Нэт Кинг Коулу и Фрэнку Синатре. Александр Монти, будучи наиболее известным как джазовый пианист, всю свою карьеру пробовал себя в различных стилях. Наряду с реггей и ска, которые близки музыканту по рождению, работой с исполнителями популярной музыки, пианист, например, представил собственную аранжировку Rhapsody In Blue Джорджа Гершвина (George Gershwin), которая была исполнена в сопровождении симфонического оркестра Бобби МакФеррина (Bobby McFerrin), записывал саундтреки к фильмам.
Критики определяют Александра Монти как музыканта с блестящей техникой, динамичного и темпераментного, предпочитающего записи в студии живое исполнение, в котором ярко раскрывается его талант и мастерство, а также умение находить контакт с аудиторией. Во время студийных записей музыкант стремится достичь предельной точности, аккуратности, чистоты звука, нередко в ущерб импровизационной непосредственности и свободе музыкального выражения.
Довольно высоко ценятся его живые выступления, которые выигрывают по сравнению с клинической точностью студийных работ. Александер удачно использует своё "родное" западно-индийское музыкальное наследие с внушительным эффектом. Александер получил репутацию динамичного и невероятно техничного пианиста, которого можно поставить в один ряд с Артом Тэйтумом (Art Tatum) и Оскаром Питерсоном (Oscar Peterson), хотя он и не стал развивать их традиции виртуозности. В двух своих работах конца 80-х: IVORY AND STEEL и JAMBOREE, он успешно объединил джазовое фортепиано и духовой оркестр.
Сам Монти сравнивает себя с Мохаммедом Али: "Я и теперь считаю, что он делал на ринге то же самое, что я на сцене. Его стихия - ритм, динамика и молниеносная реакция. В этом движении есть музыка, нужно только уметь её услышать".