John Hicks / Джон Хикс
Американский джазовый пианист и композитор.
Родился в семье священника из Атланты. В детстве семья переехала в Лос-Анджелес. Первым учителем Хикса была его мама. Играть на фортепиано начал в 7-летнем возрасте, позднее освоил орган, на котором играл в церкви, где также пел в хоре. Его исполнительское мастерство стало быстро прогрессировать в 14 лет после того, как семья поселилась в St. Louis. В числе его одноклассников был Лестер Боуи (Lester Bowie). Отец проявлял интерес к музыке и позаботился о том, чтобы его сын познакомился с Дюком Эллингтоном (Duke Ellington) и услышал выступления великих свинговых оркестров Каунта Бэйси (Count Basie) и Джимми Лансфорда (Jimmie Lunceford), что, по словам Хикса, отвлекло его от участия в нарастающем движении по борьбе за гражданские права темнокожего населения.
Хикс немного освоил скрипку, недолго практиковался на тромбоне. Он пересекался и с более старшими музыкантами Сент-Луиса. В частности, он вспоминал пианиста Джона Чепмена (John Chapman), как оказавшего на него некоторое влияние. Как-то в город прикатил дуэт саксофонистов Эдди "Локджо" Девиса (Eddie "Lockjaw" Davis) и Джонии Гриффина (Johnny Griffin), которым нужен был пианист. Они взяли Хикса к себе в состав для выступлений. Опыт исполнения блюзового репертуара он получил летом, гастролируя по югу с Литтл Милтоном (Little Milton) и Альбертом Кингом (Albert King), иногда давая по четыре концерта за 18 часов.
После изучения музыки в стенах Lincoln University в округе Chester, штат Missouri, он недолго учился в Berklee School of Music в Boston, после чего вернулся в Сент-Луис. Позднее он отмечал, что на его становление оказали влияние как музыка Фэтса Уоллера (Fats Waller) и Телониуса Монка (Thelonious Monk), так и гимны методисткой церкви, что и стало основой его широчайшей исполнительской разносторонности.
В 1963 по совету Кларка Терри (Clark Terry) он уезжает в Нью-Йорк. Буквально через несколько часов после приезда он находит работу в группе блюзовой вокалистки Биг Мэйбелл (Big Maybelle), в одном из клубов Нью-Йорка аккомпанирует блюзовой вокалистке Дэлле Риз (Della Reese), что позднее приводит к сотрудничеству с саксофонистом Джо Фареллом (Joe Farrell) и гастролям с бывшими звёздами оркестра Каунта Бэйси (Count Basie) тромбонистом Элом Грэем (Al Grey) и тенор саксофонистом Билли Митчеллом (Billy Mitchell). Позднее работает с Кенни Дорхемом (Kenny Dorham) и Джо Хендерсоном (Joe Henderson). Затем пианист Седар Уолтон (Cedar Walton) порекомендовал Арту Блэйки (Art Blakey) обратить внимание на Хикса. Сотрудничество с Блэйки, через группу которого в то время прошли трубачи Ли Морган (Lee Morgan) и Фредди Хаббард (Freddie Hubbard), продлилось два года (1964–1965).
Через два года пианист перешёл в аккомпанирующий ансамбль певицы Бетти Картер (Betty Carter): "Это было как играть с исполнителем на трубе", - вспоминал Хикс, совершив с ней несколько мировых турне (1966–1968, 1975–1980). Затем была работа у Вуди Германа (Woody Herman) (1968–1970), для которого он писал аранжировки. С 1972 по 1973 преподаёт историю джаза и импровизацию в Southern Illinois University.
Далее выступает как фрилансер с представителями сцены современного джаза, в числе которых были Фароа Сандерс (Pharoah Sanders), Артур Блис (Arthur Blythe) и Девид Мюррей (David Murray), Ли Морганом (Lee Morgan), Джо Ловано (Joe Lovano), Девидом "Фэтхэад" Ньюменом (David "Fathead" Newman), Джорджем Мразом (George Mraz), Кенни Барроном (Kenny Barron), Гари Бартзом (Gary Bartz).
В 1976 после участия в записи альбома Бетти Картер (Betty Carter) NOW IT'S MY TURN, Хикс снова становится участником её аккомпанирующего состава. Это приносит ему новую волну признания и в 1979 он наконец делает попытку записать собственную студийную работу AFTER THE MORNING. Появление в 1981 альбома SOME OTHER TIME, записанного с басистом Уолтером Букером (Walter Booker) и барабанщиком Идрисом Мухаммадом (Idris Muhammad), показало Хикса, как одарённого композитора. Особой красотой обладает его композиция "Naima's Love Song", посвящённая младшей дочери. В дальнейшем он регулярно записывается, концентрируясь на работах соло или с малыми составами, в числе которых the Power Trio и the Keystone Trio, в составе с Идрисом Мухаммадом (Idris Muhammad) и Джорджем Мразом (George Mraz). Он становится постоянным пианистом оркестра Mingus Dynasty Band (его инструмент звучит на альбомах LIVE IN TIME, BLUES AND POLITICS и I AM THREE), кроме того возглавляет собственный биг бенд. Крупный коммерческий успех сопутствует серии его записей, посвящённых музыке его менторов и вдохновителей: SOMETHING TO LIVE FOR (1998) – коллекция композиций Билли Стрейхорна (Billy Strayhorn), IMPRESSIONS OF MARY LOU (2000) – конечно же Мэри Лу Уилльямс (Mary Lou Williams), FATHA'S DAY (2003) - Эрла Хайнса (Earl Hines) и Эрролла Гарнера (Erroll Garner), что помогло укрепить его репутацию ценного и отличительного солиста.
Ещё с 1983 началось сотрудничество Хикса с флейтисткой Элизой Вуд (Elise Wood), которая после нескольких успешных студийных проектов и гастрольных туров, становится в 2001 его супругой. К этому времени свет увидела запись их дуэта BEAUTIFUL FRIENDSHIP. Со своей первой женой Олимпией (Olympia) он развёлся в начале 90-х.
В 90-е, отмечая свой большой интерес к сольному музицированию, выпустил на Concord Jazz сольный альбом - запись его концерта в зале Maybeck Recital Hall. В новом веке он записывался с Джеймсом Картером (James Carter), Джо Ловано (Joe Lovano), Ларри Кориеллом (Larry Coryell), Девидом Мюрреем (David Murray) и множеством других музыкантов, а также преподавал джазовое фортепиано в Университете Нью-Йорка.
Хикс неожиданно умер 10 мая 2006. За три дня до этого он выступил в гарлемской церкви Святого Марка (St. Mark's United Methodist Church), где ранее служил его отец. Хиксу исполнилось 64 года.