Illinois Jacquet / Иллинойс Джекет
Американский джазовый саксофонист.
Один из величайших тенор саксофонистов, чьё соло в пьесе "Flying Home" в 1942 рассматривается как первое R&B соло на саксофоне, оказавшее влияние на целое поколение молодых тенористов, (включая Джо Хьюстона (Joe Houston) и Биг Джей МакНили (Big Jay McNeely), которые построили свои карьеры на основе его стиля, и в частности на его соло в этой композиции.
Со стороны отца у него были французско-креольские корни. Когда он был маленьким, семья переехала в Houston. Здесь в Техасе возникли трудности с его французским именем, и было решено поменять его на Иллинойс. Мама Джекета была коренной американкой из индейского племени Sioux и существует две версии возникновения нового имени, обе связаны с ней: по одной версии оно произошло от индейского слова "Illiniwek", что означает "превосходный человек"; другая версия гласит, что он был назван в честь друга матери, который приехал на помощь из Чикаго, когда он родился.
Семья была довольно музыкальной. Отец и три старших брата играли профессионально, и первое выступление Джекета состоялось, когда ему было всего три года. Иллинойс пел на радио в Galveston, Texas, рекламируя сценическое шоу его братьев. Старший брат Расселл (Russell) (1917-1990) играл на трубе. Поначалу он танцевал степ, вскоре научился играть на барабанах, затем переключился на альт и сопрано саксофоны. Кроме того, он освоил игру на фаготе – необычном инструменте для джаза.
Он начал свою профессиональную карьеру в 15 лет в популярном в тех местах оркестре Милтона Ларкинса (Milton Larkins). Он стал чем-то вроде местного чуда. "Каждому оркестру, проезжавшему через город, рассказывали о талантливом молодом пареньке, и все хотели поиграть со мной, — рассказывал он Texas Monthly. – Это вдохновляло меня ещё больше, так как они не играли чего-то такого, что я не мог бы исполнить". Но реалии сегрегированного общества юга ввергали его в депрессию и в 1939 он отправился в Лос-Анджелес.
Талантливый юноша быстро находит друзей в джазовом сообществе Лос-Анджелеса. Он знакомится с молодым пианистом Нэтом Коулом (Nat Cole), с трио которого иногда выступает. В 1941 Джекет играл с Флойдом Рэем (Floyd Ray). Ещё в 1940 Коул представил Джекета известному виброфонисту Лайнелу Хемптону (Lionel Hampton), который вернулся в Калифорнию и как раз формировал новый оркестр. Фактически, Хемптон сначала приглашал соратника Джекета по саксофонной секции в оркестре Ларкинса — тенор саксофониста Арнетта Кобба (Arnett Cobb). Но когда Кобб отказался покинуть Ларкинса, Хемптон взял Джекета с условием, что тот сменит свой альт на тенор саксофон. Джекет согласился. Вскоре Хемптон отметил, что во время выступлений оркестра публика особо реагировала на соло в исполнении Джекета. Именно поэтому он решил взять саксофониста в студию. Вот так 19-летний Иллинойс в мае 1942 оказался перед микрофоном в студии Decca Records и исполнил своё соло во время записи композиции "Flying Home".
Он был молодым амбициозным саксофонистом, но пока без чёткого видения своего стиля. Это был первый или второй раз, когда он участвовал в записи, и он совсем недавно перешёл с альта на тенор. "Я не знал, что собираюсь играть или как я должен звучать, или кому я должен подражать" – рассказывал он журналисту Texas Monthly. Саксофонист Маршалл Ройял (Marshall Royal) сказал: "Иди своим путём! Попробуй найти свой стиль!". И тогда Джекет исполнил одно из двух или трёх самых влиятельных соло во всей истории джаза – 80-ти секундный шедевр, который начался с цитаты неясной романтической мелодии, неожиданно собрав энергию, достиг кульминации в пронзительном, сигналящем, захватывающем повторении одной ноты.
Почти каждый последующий тенор саксофонист обязательно разучивал это соло, нота в ноту. Это соло теперь входит в углублённую программу обучения каждого саксофониста. Тема "Flying Home" отметила начало длительной, в 7 десятилетий карьеры Джекета. Он станет старейшиной джаза, пройдя путь от музыканта, возмутителя спокойствия в молодости до классической фигуры в старшем возрасте. Он был одинаково поразительным как при исполнении романтических джазовых баллад, так и во взрывных номерах, благодаря чему и заработал свою репутацию.
Запись становится хитом, который играли даже исполнители кантри. Джекету приходилось изо дня в день на каждом выступлении исполнять одно и тоже соло. Он устал от этого однообразия и в 1943 покидает Хемптона. Его место в оркестре сначала занял Арнетт Кобб (Arnett Cobb), а после Декстера Гордона (Dexter Gordon), и Хемптон настаивал, чтобы все последователи разучивали и исполняли соло Джекета нота в ноту.
Джекет легко находит работу в оркестре Кэба Келлоуэя (Cab Calloway) и даже появляется в нескольких фильмах, включая "Stormy Weather" с Лину Хорн (Lena Horne). В 1944 он возвращается в Калифорнию и собирает небольшой состав со своим братом Расселлом и молодым контрабасистом Чарльзом Мингусом (Charles Mingus). В этот период он снимается в номинированном на Academy Award коротком фильме "Jammin' the Blues" с участием Лестера Янга (Lester Young).
В 1943 в Лос-Анджелесе произошли стычки между моряками и латиноамериканцами в основном мексиканского происхождения, которые носили удлинённые пиджаки, называвшиеся Zoot Suit (именно в таком костюме выступал Кэб Келлоуэй (Cab Calloway). Поэтому эти стычки получили название "Zoot Suit беспорядки". Промоутер и продюсер Норман Гранц (Norman Granz) решил помочь мексиканцам, попавшим в тюрьму в результате арестов. Чтобы собрать денег, он в 1944 организовал серию концертов под названием "Jazz At The Philharmonic".
Естественно Джекет был приглашён на участие в первом концерте, состоявшемся 2 июля 1944 в городском Philharmonic Hall, где он выступил с пианистом Нэтом Кинг Коулом (Nat King Cole) и гитаристом Лесом Полом (Les Paul). Концерт записывался и во время исполнения соло в композиции "Philharmonic Blues (Part 2)" Джекет укусил (зажал зубами) свой мундштук, чтобы заставить инструмент звучать ещё выше, расширив диапазон тенор саксофона на две с половиной октавы. Джазовые пуристы с прохладой относились к яркому стилю Джекета с его визгами и гудками, но они упустили из вида, что его стиль во многом опирался на блюзовую музыку его родного Техаса. Исполнительская манера Джекета оказала влияние на последующее поколение ритм-н-блюзовых и рок-н-ролл саксофонистов. А некоторые авторы называют "Blues (Part 2)" первой записью рок-н-ролла.
После окончания Второй мировой Джекет перебирается в Нью-Йорк и занимает место Лестера Янга (Lester Young) в оркестре Каунта Бейса (Count Basie), в составе которого уже не раз выступал до этого и с которым записал хиты “The King” и “Mutton Leg”. С 1946 Джекет комбинирует выступления со своим секстетом с участием в гастролях JATP. Делает записи для небольших лейблов Aladdin и Apollo, а позднее для лейбла Нормана Гранца (Norman Granz) Clef. По мере снижения популярности музыки биг бендов Джекет также внёс изменения в свой стиль. Больше внимания он стал уделять исполнению балладного репертуара и иногда использовал для своих соло крайне сложный для исполнения фагот.
В 50-х и 60-х он становится популярной фигурой на международных фестивалях, руководит своими группами, выступает в составе ансамблей всех звёзд. Он становится автором нескольких стандартов, включая "Blue Velvet", "Robbins Nest" и "Port of Rico". Он периодически появляется в составе оркестров Лайнела Хемптона (Lionel Hampton) и Каунта Бейси (Count Basie).
После разрыва с Норманом Гранцем (Norman Granz) в 1958 он стал записываться реже. Большую часть 60-х и 70-х он провёл в гастролях по Европе. В 60-х он работает в составе трио с Милтом Бакнером (Milt Buckner) и Джо Джонсом (Jo Jones), а в конце 70-х он работает в квинтете с басистом Слэмом Стюартом (Slam Stewart) и гитаристом Грэем Сарджентом (Gray Sargent). В 1983 он получает приглашение от Harvard University прочесть серию лекций по истории джаза, что вернуло его назад в Соединённые Штаты. Кстати, он стал первым музыкантом, которому сделали подобное предложение. Возможно это послужило причиной нового всплеска креативности в его карьере.
"Я подумал, если я могу научить студентов в Гарварде звучать так хорошо, то может пришло время вернуться в Нью-Йорк и собрать лучших музыкантов, которых смогу найти и создать свой собственный биг бенд", — рассказал Джакет журналисту Jazz Times.
Биг бенды были редкостью в середине 80-х и выступления оркестра Иллинойса Джекета (Illinois Jacquet Big Band) бьёт все рекорды посещаемости в клубе Village Vanguard. Он переезжает в дом в районе Queens со своей спутницей Керол Шерик (Carol Scherick) и занимает достойное место среди знаменитостей Нью-Йорка. Альбом JACQUET'S GOT IT! Задокументировал эту фазу его музыкальной карьеры и был номинирован на премию Grammy. Документальный фильм Texas Tenor: The Illinois Jacquet Story также пролил новый свет на работы саксофониста.
В 1993 во время концерта в Белом доме, посвящённого инаугурации президента, Джекет разделил сцену с Биллом Клинтоном, исполнив с ним тему "C-Jam Blues". Несмотря на годы, он продолжал активно выступать. В 2000 он получил награду за Артистическое совершенство (Artistic Excellence) от The Jazz at Lincoln Center. В мае 2004 был удостоен почётной докторской степени в Julliard School of Music. Его последний концерт в составе биг бенда состоялся 16 июля 2004 в Lincoln Center в Нью-Йорке за неделю до смерти от сердечного приступа в его доме. Похороны прошли в городской Riverside Church, на которых присутствовало множество джазовых музыкантов, которые преклонялись перед Иллинойс Джекетом и его влиятельной музыкой.
Многие исследователи джаза упускают важность переходных фигур в развитии тенор саксофона. Джекет сделал существенный вклад в развитие и становление мейнстрим джаза, сохранив сильную близость с блюзом. Его блюзовое чувство великолепно реализовалось в его первой записи "Flying Home", неизмеримо помогшей в развитии и укреплении техасского стиля игры на тенор саксофоне. Его репутация дикого тенориста, частично сложившаяся во период работы в составе проекта JATP, неверно отражала его сущность. В действительности же, хотя он и использовал множество высоких нот во время исполнения быстрых пассажей, демонстрируя свои невероятные технические способности, практически на каждый концерт и на каждая запись свидетельствуют о том, что он является превосходным интерпретатором балладного репертуара.