Hampton Hawes / Хемптон Хоуз
Родился в музыкальной семье - его мать играла на пианино в церкви, где отец был священником пресвитерианской церкви. Он познакомился с фортепиано, сидя на коленях своей матери, когда она играла или разучивала мелодии. По некоторым воспоминаниям он начал подбирать мелодии на слух с трёхлетнего возраста. Хоуз самостоятельно освоил игру на фортепиано, слушая записи джазовых пианистов 30-х, среди которых были Ёрл Хайнс (Earl Hines) и Фетс Уоллер (Fats Waller).
Став студентом Polytechnic High School, Хоуз начинает играть профессионально, выступая с такими ведущими исполнителями Западного побережья как Декстер Гордон (Dexter Gordon), Уорделл Грэй (Wardell Gray), Арт Пеппер (Art Pepper), Шорти Роджерс (Shorty Rogers) и Тедди Эдвардс (Teddy Edwards). В своей автобиографии "Raise Up Off Me" он вспоминал, что убежал с церемонии вручения дипломов для того, чтобы сразу же отправится на выступление в составе оркестра Джея МакНили (Jay McNeely).
Хоуз недолго живёт в Нью-Йорке, но вскоре возвращается в Лос-Анджелес, где становится важным участником расцветающей школы West Coast джаза. В 1947, а ведь ему исполнилось всего 19 лет, он на восемь месяцев становится участником группы Ховарда МакГи (Howard McGhee), когда трубач пригласил в свой состав Чарли Паркера (Charlie Parker) для выступления в Hi-De-Ho Club в Лос-Анджелесе вскоре после того, как Паркер вышел из Camarillo – психиатрического отделения при тюрьме Лос-Анджелеса.
В этом же 1947 Хоуз делает свою первую запись как лидер с Декстером Гордоном (Dexter Gordon) и Уорделлом Грэем (Wardell Gray). В 1951 он принимает участие в записи альбома (Shorty Rogers) MODERN SOUNDS, в которой также участвует Арт Пеппер (Art Pepper). В этот же период Хоуз иногда выступает в Lighthouse Club, играя в ритм секции клуба со многими ведущими джазменами того времени, тем самым став важной частью музыкального движения.
К сожалению, он не смог избежать ошибок многих музыкантов и попадает в сети наркотической зависимости. Даже призыв в армию – он проводит два года в Японии (1952-1954) - не слишком влияет на сложившуюся ситуацию. В Японии Хоуз становится одним из первых поклонников творчества Тошико Акийоши (Toshiko Akiyoshi), с которым продолжает дружить всю свою жизнь. Но вскоре Хоуз попадает в военную тюрьму за нарушения, связанные с употреблением наркотиков. Освободившись в 1955, он записывается с Лестером Кёнигом (Lester Koenig) для его нового лейбла Contemporary Records. В это же время совместно с басистом Рэдом Митчеллом (Red Mitchell) и ударником Чаком Томпсоном (Chuck Thompson) он создаёт трио. Первый альбом их коллектива становится успешным и до сих пор считается в числе лучших записей Западного побережья того времени.
Ещё больший успех сопутствует их последующим работам, особенно влиятельным становится диск ALL NIGHT SESSION. Записанный в составе квартета с приглашённым гитаристом Джимом Холлом (Jim Hall), эта работа придала Хоузу статус ведущей фигуры в мире джаза. Вообще-то материал, записанный в ту сессию, длившуюся всю ночь, стал основой для трёх дисков.
После шестимесячного национального тура в 1956 журнал Downbeat называет Хоуза "Новой звездой" (New Star of the Year), а журнал Metronome называет его Arrival of the Year. В следующем году в Нью-Йорке он участвует в записи альбома Чарльза Мингуса (Charles Mingus) MINGUS THREE (Jubilee, 1957). Такие эпитеты как "превосходный" получает его альбом FOR REAL! (1958) с Гарольдом Лендом (Harold Land).
Хоуз пристрастился к употреблению героина в возрасте двадцати лет. Несмотря на уговоры и советы Уорделла Грэя (Wardell Gray), Хоуз вновь погружается в острую наркотическую зависимость. И хотя его музыкальная карьера и влияние находятся на пике, в Лос-Анджелесе он попадает в поле зрения федералов во время проведения операции под прикрытием. Он был арестован в свой тридцатый день рождения. Во время следствия ему предложили сдать поставщиков в обмен на снятие обвинений и освобождение. Но Хоуз отказывается от сотрудничества со следствием и тем самым разрушает свою довольно успешную карьеру, получив срок в 10 лет. Буквально за несколько недель до вынесения приговора и заключения под стражу он записывает альбом духовных и евангельских песен THE SERMON.
В 1961, находясь в госпитале федеральной тюрьмы в Fort Worth, Texas, Хоуз смотрел по телевизору инаугурационную речь президента Кеннеди, и подумал, что новый президент может дать ему официальное помилование. Найдя адвоката, готового помочь, и заполнив необходимые документы, Хоузу оставалось только ждать и надеятся. В августе 1963 Кеннеди своим указом предоставил Хоузу помилование. Он был 42-ым из 43 помилованных в этот год президентства Кеннеди.
Выйдя на свободу по амнистии, Хоуз возобновляет выступления и записи, как для лейбла Contemporary, так и для других фирм звукозаписи США, Европы и Японии. Во время мирового турне 1967-1968 Хоуз обнаружил, что за морем он стал настоящей легендой среди почитателей джазового искусства. В течение десяти месяцев гастролей по Европе, Азии и Ближнему востоку Хоуз делает запись девяти альбомов, выступил с концертами в переполненных залах и клубах в десяти странах, получил множество лестных отзывов в различных изданиях, неоднократно выступал на радио и телевидении.
Вместе с Доном Эшером (Don Asher) Хоуз пишет автобиографию под названием "Raise Up Off Me", в которой рассказывает о своей героиновой зависимости, бибоп движении и его дружбе с ведущими джазменами того времени. Это была первая книга, написанная о бибоп эре музыкантом. Книга получила награду ASCAP Deems Taylor Award в 1975.
В 70-х Хоуз работает в студиях, выступает на фестивалях, экспериментируя с электронным звучанием, используя электрическое пианино Fender-Rhodes, хотя в последствии он вернулся к акустическому пианино.
Хемптон Хоуз умер от кровоизлияния в мозг в 1977 в возрасте 48 лет. Его похоронили рядом с его отцом Хемптоном Хоузом, старшим, который умер пятью месяцами ранее. В 2004 городской совет Лос-Анджелеса принял резолюцию, объявившую 13 ноября "Днём Хемптона Хоуза".
Стиль игры Хоуза развился в начале 1950-х годов. Он включал "фигуры, используемые Чарли Паркером (Charlie Parker) и Бадом Пауэллом (Bud Powell) (но он играл с более чистой артикуляцией, чем Пауэлл), некоторые фразы Оскара Питерсона (Oscar Peterson), а позднее некоторые фразы Билла Эванса (Bill Evans)... и впечатляющий стиль сомкнутых рук, в котором основные ноты всегда звучали чётко".
Хоуз повлиял на большое количество видных пианистов, в том числе Андре Превина (Andre Previn), Оскара Питерсона (Oscar Peterson), Хореса Силвера (Horace Silver), Клода Уилльямсона (Claude Williamson), Пита Джолли (Pete Jolly) и Тошико Акиёши (Toshiko Akiyoshi). В то время как на самого Хоуза несомненное влияние оказала духовная музыка и музыка госпел, которую он слышал в церкви своего отца в детстве, и буги-вуги пианино Эрла Хайнса (Earl Hines). Хоуз также многому научился у пианистов Бада Пауэлла (Bud Powell) и Нэта Кинга Коула (Nat King Cole), среди прочих. Однако, по словам Хоуза, его основным источником влияния был его друг Чарли Паркер (Charlie Parker). Хоуз является одной из важнейших фигур в развитии современного джазового пианино. Менее успешные работы последнего периода в некоторой степени затмевают чрезвычайно весомый вклад, который он сделал в ранние годы.