Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Georgie Auld / Джорджи Олд

Канадский тенор саксофонист, кларнетист и руководитель оркестра.

В начале тридцатых годов его семья переехала в Нью-Йорк, и Джордж, который к тому времени уже играл на альт-саксофоне, вскоре начал привлекать к себе внимание.

Джорджи перешёл с альта на тенор в 1935 году после того, как услышал записи Коулмана Хокинса (Coleman Hawkins) и после руководства небольшим составом, в феврале 1937 присоединился к биг бенду Банни Беригана (Bunny Berigan). В декабре 1938 по рекомендации Билли Холидей (Billie Holiday) его пригласил в свой оркестр Арти Шоу (Artie Shaw). Олду удалось убедить Шоу также взять на работу и своего приятеля из оркестра Беригана Бадди Рича (Buddy Rich).

Именно в очень успешном оркестре Шоу с изнурительным графиком записей и выступлений в самых популярных отелях и танцевальных залах страны сверхзаряженный стиль Олда стал его визитной карточкой. Этот оркестр был на высоте и радиостанции часто транслировали его выступления из Cafe' Rouge отеля Pennsylvania и The Blue Room отеля Lincoln в Нью-Йорке, а также из Summer Terrace Room отеля Ritz Carlton в Бостоне. Его также регулярно можно было услышать на радиошоу Old Gold "Melody And Madness".

Когда в ноябре 1939 угрюмый Арти Шоу (Artie Shaw) в один из своих отпусков отошёл от музыкального бизнеса и уехал в Мексику, Олд почти на три месяца возглавил оркестр, но это не сработало. В январе 1940 года бывшая группа Арти Шоу (Artie Shaw) под руководством Олда записала песню "Juke Box Jump". Отличный джем в темпе на твёрдые четыре звезды и нам остается только гадать, какие ещё жемчужины могла бы выпустить эта группа, если бы Джорджи Олд имел возможность постоянно руководить биг-бэндом.

В 1940 году Джорджи Олд недолго играл с Яном Савиттом (Jan Savitt). Что привлекло внимание любителей джаза в том же году, так это его участие в нескольких сессиях с составом всех звезд, которые поддерживали Билли Холидей (Billie Holiday) в сентябре и октябре. В ноябре он присоединился к группе Бенни Гудмана (Benny Goodman), оставаясь с ним около года. В конце 1940 года Бенни Гудмен (Benny Goodman) реформировал группу, и Олд стал ведущим горячим тенором. 7 ноября группа записала мелодию "Wholly Cats". Вместе с Чарли Кристианом (Charlie Christian), Кути Уильямсом (Cootie Williams) и, иногда, Каунтом Бейси (Count Basie) на фортепиано, эта группа создала одни из самых ярких и захватывающих джазовых композиций в составе малых групп, появившихся в эпоху биг-бэндов. Его кипучий тенор, вдохновлённый Хокинсом, в сочетании с Кути и Чарли выдавал настоящий жар в составе Гудмена.

Джорджи покинул группу Гудмена летом 1941 года, когда Олду позвонил его старый босс Арти Шоу (Artie Shaw), который собирался основать одну из самых интересных групп той эпохи с Хот Липс Пейджем (Hot Lips Page), Дэйвом Тафом (Dave Tough), Рэем Конниффом (Ray Conniff) и пятнадцатью струнными, но она просуществовала всего несколько месяцев до вступления Америки во Вторую мировую войну. Олд был признан непригодным к военной службе по медицинским показаниям и создал первый из серии современно звучащих биг-бэндов, в котором работали многие вскоре ставшие знаменитыми боп-музыканты. У него в составе играли Серж Чалофф (Serge Chaloff), Эрролл Гарнер (Erroll Garner), Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) и Стен Леви (Stan Levey). Оркестр Джорджи Олда записал несколько интересных композиций, в которых иногда использовались элементы бибопа, но в основном сохранялся мелодичный плавный ритм. Но дела шли неважно, и к 1946 году оркестр Олда распустился.

В 1946 году врачи обнаружили у Олда туберкулез. Тем не менее в 1947 году он возглавил комбо, в которое входили Тайни Кан (Tiny Kahn), Ред Родни (Red Rodney) и Джин Роланд (Gene Roland). В течение некоторого времени он был лишь полуактивным, пока его здоровье не восстановилось, но в 1948 году на западном побережье он сформировал группу из 10 человек с тромбонистом Билли Байерсом (Billy Byers) в составе, его стиль изменился на более современный стиль бибопа. В том же году он распустил группу и открыл свой собственный клуб в Нью-Йорке под названием The Troubadour на 52-й улице. В 1949 он исполнял роль Карла в бродвейском шоу The Rat Race, которое шло в Ethel Barrymore Theater на Бродвее. В 1950 году он недолго работал с секстетом Каунта Бейси (Count Basie).

В 1951 году Олд вернулся в Калифорнию из-за проблем со здоровьем и, живя в Голливуде, в 1954 году открыл ещё один ночной клуб под названием Melody Room. В 1955 и 1956 годах у него снова был собственный биг-бэнд, состоящий из 20 человек, в котором звучали аранжировки в стиле Джимми Лансефорда (Jimmie Lunceford), написанные Билли Мэем (Billy May). В 1958 году он вернулся в Нью-Йорк, много работал в студиях звукозаписи и записывался, неоднократно выступая на телевизионной "Джазовой вечеринке" Арта Форда (Art Ford). Он играл рок-н-ролл, работая у Алана Фрида (Alan Freed) в 1959 году.

Некоторые из релизов Олда конца 1950-х и начала 1960-х годов заслуживают внимания, особенно альбом септета Джорджи Олда 1959 года GOOD ENOUGH TO KEEP. На этом альбоме Олд со своей собственной группой повторил двенадцать записей, которые он ранее записал с Goodman Sextet. A "Smooth One", "Airmail Special" и "Rose Room" - все они прекрасно исполнены с Ларри Банкером (Larry Bunker) на виброфоне; в середине "Rose Room" группа незаметно переходит к эллингтоновской "In A Mellotone", не пропуская ни одной струны в этом среднетемповом груве.

В 1960 годах он много работал в студиях звукозаписи и кино и выпустил множество альбомов как в качестве сайдмена, так и лидера небольших составов, ориентированных на боп, иногда играл и в биг бендах, в числе которых оркестры Билли Экстайна (Billy Eckstine) и Гудмена.

Джорджи Олд выпускал под своим именем альбомы на лейблах Emarcy, Savoy, Coral, Brunswick, Capitol, Alladin, Roost и получил премию Grammy. Его можно услышать на релизах с Гудманом, Шоу, Бейси, Билли Холидей (Billie Holiday), Барни Кесселом (Barney Kessel), Дайной Вашингтон (Dinah Washington), Анитой О' Дэй (Anita O' Day), Мейнардом Фергюсоном (Maynard Ferguson) и Бадди ДеФранко (Buddy DeFranco).

Несмотря на свою болезнь раком, он часто выступал в клубах Лос-Анджелеса, совершал поездки, и в 70-х был особенно популярным в Японии. Олд пробовал себя в постановках на Бродвее, снимался в кинофильмах и телевизионных студиях, главным образом в Лос-Анджелесе.

В 1977 он ассистировал Роберту ДеНиро, исполнив за него саксофонные соло, в фильме "Нью-Йорк, Нью-Йорк", в котором сам Олд также исполнил эпизодическую роль.

В 80-х Олд выступал довольно редко, посещал Японию и Европу, где в 1984 выступил в рамках North Sea Jazz Festival. Его энергичный стиль смягчился, и многие из его поздних альбомов стали успешными примерами очень превосходной музыки настроения. Олд был одним из самых выразительных голосов тенор-саксофонов сороковых годов и целеустремленным лидером, который пытался добиться успеха в послевоенное сумеречное время для биг-бэндов.

14:02