Eric Gale / Эрик Гейл
Американский джазовый и сессионный гитарист.
Одним из ценнейших достоинств джазовых музыкантов является узнаваемость с первого такта соло, уникальная окраска звука, оттенки интонаций, изюминка стиля, остающаяся в любых временных и стилистических пространствах. Джазовая гитара подарила целую плеяду таких музыкантов, начиная с 60-х годов – Уэс Монтгомери (Wes Montgomery), Кенни Баррелл (Kenny Burrell), Грант Грин (Grant Green), Джордж Бенсон (George Benson), в 70-х – Джон МакЛафлин (John McLaughlin) и Эл ДиМеола (Al DiMeola), в 80-х и 90-х на первый план вышли Джон Скофилд (John Scofield) и Пэт Метени (Pat Metheny). Некоторым особняком среди этих грандов, и в первую очередь по популярности, стоит Эрик Гейл. Им было записано 11 сольных дисков, около трёхсот в качестве сайдмена, причём с диапазоном от Джимми Смита (Jimmy Smith) и Стенли Таррентайна (Stanley Turrentine) до Джо Кокера (Joe Cocker) и Майкла Джексона (Michael Jackson), от Куинси Джонса (Quincy Jones) и Херби Хенкока (Herbie Hancock) до Дайяны Росс (Diana Ross) и Ариты Френклин (Aretha Franklin). В свою очередь частыми гостями на пластинках Гейла были Боб Джеймс (Bob James), Гровер Вашингтон (Grover Washington, Jr.), Рон Картер (Ron Carter) и Стив Гэдд (Steve Gadd).
Контрабас он взял в руки в 12 лет, он также изучал тенор саксофон, тромбон и тубу перед тем, как выбрать гитару. Основу его стиля составил ритм-н-блюз 50-х - 60-х годов. Но выбрал сначала он не музыку, а химию, которую изучал в Niagara University. Однако с конца 50-х он уже начал записываться как сессионный музыкант. В 60-ые он переиграл с такими звёздами, как хаммонд-органисты Джимми Смит (Jimmy Smith) и Джимми МакГрифф (Jimmy McGriff), блюзовыми леди Ниной Симоне (Nina Simone) и Линой Хорн (Lena Horne). В 1969 гитару Гейла можно услышать на пластинках Куинси Джонса (Quincy Jones) (особенно его вклад заметен на WALKING IN SPACE). В одной из пьес фанкового альбома Херби Хенкока (Herbie Hancock) FAT ALBERT ROTUNDA, он показывает всё возрастающее мастерство, многогранность и приспосабливаемость к различным стилям и новациям, при сохранении собственного узнаваемого голоса.
Новация этих альбомов была в переходе от стандартов соул-джаза и фанка на ритмы джаз-рока. Это не был фьюжн Майлса Девиса (Miles Davis) образца BITCHES BREW, это была более мягкая и более поп-джазовая стилистика, взятая под знамёна таким мастером, как продюсер Сесил Тейлор (Creed Taylor), основавший после успешной работы на Verve и A&M (с суперальбомами Стэна Гетца (Stan Getz), Джимми Смита (Jimmy Smith) и Уэса Монтгомери (Wes Montgomery)), собственный лейбл CTI (а также сублейбл Kudu). Фронтменами нового лейбла стали Фредди Хаббард (Freddie Hubbard), Джордж Бенсон (George Benson), Хьюберт Лоус (Hubert Laws), Стенли Таррентайн (Stanley Turrentine), Джо Фаррелл (Joe Farrell). Тейлор привлёк таких аранжировщиков, как Дон Себески (Don Sebesky), Боб Джеймс (Bob James), Деодато (Deodato), Девид Меттьюз (David Matthews), и таких аккомпаниаторов, как Рон Картер (Ron Carter), Эрик Гейл (Eric Gale), Джо Бек (Joe Beck), Ричард Ти (Richard Tee), Билли Кобем (Billy Cobham), Джек ДиДжонетт (Jack DeJohnette). Впрочем, это разделение условно. Тейлор тасовал музыкантов как карты, неизменно добиваясь превосходного результата. За время работы на CTI можно отметить работу Гейла на пластинках Эстер Филлипс (Esther Phillips), Стенли Таррентайн (Stanley Turrentine), Хенк Кроуфорд (Hank Crowford). Параллельно Гейл записывался с Гровером Вашингтоном (Grover Washington, Jr.) на Motown под руководством продюсера Тейлора и на первых сольных работах Боба Джеймса (Bob James). В первой половине 70-х Гейл принимал участие в записи таких разноплановых артистов, как Карла Блэй (Carla Bley), Юсеф Латиф (Yusef Lateef), Джордж Бенсон (George Benson) (прекрасная ритм-гитара на GOOD KING BAD), Куинси Джонс (Quincy Jones), группы Earth, Wind and Fire, Ван Морисона (Van Morison). Особенно хорош Гейл на пластинке Стенли Таррентайна (Stanley Turrentine) SALT SONG (1972), как в фанковых темах, так и в спиричуэлсе "I Told Jesus".
В 1973 выходит первая сольная работа Гейла на Kudu (под продюсированием, естественно, Тейлора) FORECAST, с аранжировками Боба Джеймса (Bob James), при участии Хьюберта Лоуса (Hubert Laws) и Идриса Махаммеда (Idris Muhammad). Чувственная призывная гитара, медленные блюзы и поп-стандарты, насыщение техническими приёмами (глиссандо, форшлаги, стаккато, вибрато), поющая каждая нота - все это стало визитной карточкой Гейла. Альбом отразил все краски Гейла как инструменталиста и импровизатора, при этом четыре пьесы из шести были написаны им самим. Тонкий баланс между джазом и коммерцией соблюдён, альбом слушается интересно и свежо и сейчас. Затем наступает четырёхлетний перерыв, который он проводит на своей ферме в штате Ohaio, после чего он отправляется на Ямайку, где ассимилирует стиль реггей.
В 1976 он возвращается в Нью-Йорк. С середины 70-х на первый план в джаз-роке выходят такие супергруппы, как Return to Forever, Weather Report и Mahavishnu Orchestra, представляющие всю ту же Columbia. Warner также решает представить свой проект - Stuff. Параллельно с работой на Columbia Гейл участвует в этом коммерчески успешном проекте. Он становится одним из основателей этой влиятельной фанк группы, в состав которой вошли гитарист Корнелл Дьюпри (Cornell Dupree), басист Гордон Эдвардс (Gordon Edwards) и ударники Стив Гэдд (Steve Gadd) и Крис Паркер (Chris Parker).
После недолгих репетиций они начинают постоянно выступать в манхэттэнском клубе Mikell. Первые два альбома 1976 и 1977 представляют собой мягкую, более блюзовую ветвь фьюжн. Группу отличает идеально сбалансированное, пожалуй, даже ресторанное звучание, без длинных соло, присущих джаз-року того времени. Это очень уютная, чуть скучноватая музыка. Гитара Гейла звучит здесь более блюзово и менее экспрессивно.
Альбомы GINSENG WOMAN (1976) и MULTIPLICATION (1977) (в 1991 переизданные на одном CD), продюсером которых стал Боб Джеймс (Bob James), в их записи принимали участие Ральф МакДональд (Ralph MacDonald), Стив Гэдд (Steve Gadd), Ричард Ти (Richard Tee), Гровер Вашингтон (Grover Washington, Jr.), Хенк Кроуфорд (Hank Crowford) и басисты – Энтони Джексон (Anthony Jackson), Гари Кинг (Gary King), Альфонсо Джонсон (Alphonso Johnson) (в составе Weather Report его сменил Жако Пасториус (Jaco Pastorius)) и Уилли Уикс (Willie Weeks). Добротные коммерческие фьюжн-альбомы, лёгкий поп-джаз, прекрасные соло Гейла и Вашингтона, несколько вечнозелёных хитов с бэк вокалом, короче прекрасная фоновая музыка (из такой музыки и вырос smooth jazz). Остальные три альбома Stuff представляют записи их концертов. В 1996 Warner выпустил на CD сборник группы.
Несмотря на относительный коммерческий успех, эту группу мало кто теперь помнит. Warner не смог противопоставить Stuff гигантам Columbia. Сейчас группа звучит чуть старомодно, но не вызывает таких отрицательных эмоций, как "звёзды" современного "софт джаза".
В 1979 выходит PART OF YOU cпродюсированный Ральфом МакДональдом (Ralph MacDonald). Альбом отличается от предыдущих, прежде всего разноплановостью, чего стоит энергичное "Trio", в лучших традициях Джимми Смита (Jimmy Smith) (с Чарльзом Ёрландом (Charles Earland) на хаммонде и Идрисом Махаммедом (Idris Muhammad) на ударных)! Удались темповые фанк-пьесы с яркими, порою экспансивно захлёбывающимися соло Гейла. Как всегда хороши блюзы в традициях соул-джаза. В записи принимали участие Гровер Вашингтон (Grover Washington, Jr.), Дейв Грусин (Dave Grusin), Стив Гэдд (Steve Gadd), Нейл Джейсон (Neil Jason), Ричард Ти (Richard Tee) и другие, а сам Гейл в нескольких треках играет также на бас-гитаре.
Возможно это лучший альбом у Гейла, он проявляется здесь, как непревзойдённый мастер интонаций. К сожалению, альбом, как почти все работы Гейла, является раритетом, услышать его можно лишь на виниле (впрочем, на CD гитара Гейла звучит суше, холоднее и как бы не так глубоко, как на потрескивающем виниле).
Последний на Columbia альбом TOUCH OF SILK (1980) не так ярок, как PART OF YOU, но в нём можно выделить душещипательную "With You I’m Born Again" с прекрасным соло Гровера Вашингтона (Grover Washington, Jr.) и хаммондом Чарльза Ёрланда (Charles Earland), а также интерпретацию пьесы Чарли Паркера (Charlie Parker) "Au Private" с Артуром Блисом (Arthur Blythe) и Гарольдом Виком (Harold Vick) на саксофонах и всё тем же Чарльзом Ёрландом (Charles Earland). Куинси Джонс (Quincy Jones) отметил в соло Гейла "жгучее вибрато", эти две композиции - высококлассный джаз, остальные пять - все тот же добротный коммерческий фьюжн.
В 1980 выходит THE BEST OF…, подведший черту работе Гейла на Columbia.
Начало 80-х ознаменовалось переходом Гейла на сублейбл Elektra - Musician. В 1981 выходит альбом BLUE HORIZON, разительно отличающийся от предыдущих работ Гейла - рок-состав, отсутствие «звёзд», и ритмы регги, которое Гейл любил и изучал, живя на Ямайке. В целом альбом слушается хорошо, а два хита - инструментальная "Mako d’Amour" Гейла и регги "Clock-A-Pa", стоят на уровне лучших песен Боба Марли. Альбом чуть перегружен соло Гейла, но надо отметить, что он находится в прекрасной форме и с лихвой отрабатывает за остальных музыкантов своего ансамбля.
Следующий альбом на Elektra вышел в 1982, Гейл вернулся к старым рецептам - две пьесы написаны и аранжированы (Bob James), в записи принимали участие Гарольд Вик (Harold Vick), Гари Кинг (Gary King) и Ральф МакДональд (Ralph McDonald). В целом, это достаточно серый фоновый альбом, но его нельзя назвать провальным. В начале 90-х в качестве постоянной группы они принимают участие в нескольких телевизионных шоу в США. Гейл мыслит как передовой музыкант и играет как саксофонист.
За свою карьеру Гейл принял участие в создании около 500 альбомов.
Он умер от рака лёгких в возрасте 55 лет.