Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Eddie Condon / Эдди Кондон

Джазовый банджоист, гитарист и бендлидер, иногда играл на пианино и пел. Ведущая фигура чикагской школы раннего диксиленда. Его семья не имела постоянного места жительства и, переезжая из одного места в другое, остановилась, в конечном счёте, в городке Momence, Illinois – песчаном железнодорожном городке к югу от Чикаго, где отец открывает таверну. Эдди, самый молодой из 9 детей, рос в музыкальном окружении – все его сёстры брали уроки игры на фортепиано. Когда Эдди исполнилось 9-10 лет, в их семье образовался квартет – отец играл на скрипке, брат Клиффорд (Clifford) на альтовом горне, одна из сестёр на пианино и юный Эдди на укулеле (ukulele). В старших классах школы он уже не мечтает ни о чём другом, кроме как о музыке. В 1921 в 16 летнем возрасте он бросает школу и отправляется в гастрольную поездку в составе Jazz Bandits под управлением Холлис Пиви (Hollis Peavey). Проехав с гастролями практически всю страну, он играет в течение двух лет в группе, которая так и не сделает ни одной записи и станет одним из забытых коллективов той эпохи. В 1924, устав от гастролей, он поселяется в Чикаго. Как вспоминал сам Эдди, "…1924 был хорошим годом, чтобы находится в Чикаго. Я слушал Джо Оливера (Joe Oliver) и Луи Армстронга (Louis Armstrong) в Lincoln Gardens, а такие парни, как Бенни Гудмен (Benny Goodman), Бад Фримен (Bud Freeman) и Дэйв Таф (Dave Tough) только учились играть на своих инструментах. Я проводил много времени с Биксом и переселение музыкантов в Нью-Йорк ещё не началось. Для определённого места всегда существуют правильные времена. И это было правильное время, чтобы находиться в Чикаго". Он быстро находит контакт с лучшими белыми музыкантами города: Биксом Байдербеком (Bix Beiderbecke), Френком Тешемахером (Frank Teschemacher), Джимми МакПартлендом (Jimmy McPartland), Бадом Фрименом (Bud Freeman), Дэйвом Тафом (Dave Tough) и многими другими участниками Austin High School Gang. Кондон работает в Чикаго около трёх лет, отправляясь летом в курортные места близлежащего штата Висконсин. К 1927 Chicagoans собрались вместе – все участники работали в различных небольших составах и к 1927 они стали опытными исполнителями, готовыми записываться. 8 декабря 1927 Chicagoans отправились в студию Okeh, где сделали историческую запись. Записанный ими материал стал первым примером того, что впоследствии получило определение "чикагский джазовый стиль". В состав оркестра был приглашён барабанщик Джин Крупа (Gene Krupa), для которого эта запись тоже стала дебютной. С этого момента практически все музыканты – Джимми МакПартленд (Jimmy McPartland), Френк Тешемахер (Frank Teschmacher), Бад Фримен (Bud Freeman), Джо Салливан (Joe Sullivan), Джим Ланиган (Jim Lanigan), Дэйв Таф (Dave Tough) и сам Кондон – получают статус джазовых звёзд. Четыре записанных диска множество раз будут переиздаваться, и исполняться различными музыкантами. Процветание Chicagoans на чикагской джазовой сцене было недолгим. В течение года участники отправились в Нью-Йорк. Первым уезжает Бикс Байдербек (Bix Beiderbecke), а за ним испытать свою судьбу в Большом Яблоке решает и Кондон сотоварищи, хотя впоследствии он говорил, что всегда хотел вернуться в Чикаго. Они попадают в Нью-Йорк не в самое удачное время. В течение 1928 года рушиться рынок ценных бумаг и множество мелких звукозаписывающих компаний закрывается. К счастью для Кондона он встречает Реда МакКензи (Red McKenzie), с которым когда-то работал в составе Mound City Blue Blowers. МакКензи руководил своим популярным шоу и всегда имел на примете несколько заказов от организаторов водевилей и студий звукозаписи. В этот период Кондону удаётся разрушить расовые барьеры и собрать в студии беспрецедентные составы. 8 февраля 1929 в студии фирмы Victor к Кондону, Меззу Меззроу (Mezz Mezzrow) и Джеку Тигардену (Jack Teagarden) присоединяются Леонард Девис (Leonard Davis), Хеппи Колдвелл (Happy Caldwell) и Джордж Стаффорд (George Stafford). Эти сессии получают название Eddie`s Hot Shots. Вскоре Кондон собирает в студии Фетса Уоллера (Fats Waller) и Луи Армстронга (Louis Armstrong). Ему удаётся убедить Армстронга, что записи для Okeh не становятся нарушением договорённостей с Victor. В этот период Кондон становится участником нескольких самых ярких записей всех времён с такими музыкантами, как Генри "Ред" Аллен (Henry "Red" Allen), Пи Ви Расселл (Pee Wee Russell), Фетс Уоллер (Fats Waller), Джек Бланд (Jack Bland), Попс Фостер (Pops Foster) и Затти Синглтон (Zutty Singleton), включая две сессии 1932 года для фирмы ARC с Rhythmakers. В течение 30-ых Кондон становится одним из множества музыкантов, постоянно ищущих, где бы подзаработать. Он работает на 52 улице в различных составах, в частности в группах Майка Рейлли (Mike Reilly) и Эдди Фарли (Eddie Farley), некоторое время играет в составе Реда Николса (Red Nichols), находит работу на круизных судах. Его дела шли не лучшим образом. Кондон собирал пластинки и был обладателем приличной коллекции. Однажды, придя в отель, он узнаёт, что его выселили за неуплату. Ему понадобилась неделя, чтобы собрать необходимую сумму, но явившись в отель за своими вещами, он обнаруживает, что все его диски исчезли. Впоследствии ему так и не удалось воссоздать утерянную коллекцию. То были беззаботные времена – спиртное лилось рекой, никто ни за что не нёс ответственности, и все веселились в режиме 24/7. В 1937 Кондон находит ангажемент в ночном клубе Nick`s Club на Манхеттене и это становится началом его работы в этом бизнесе. Удивительные вариации музыки диксиленд, которую Кондон и его сотоварищи создавали в этом заведении, начали называть "Nicksieland". В этот период в число музыкантов, с которыми он постоянно сотрудничает, входят Уальд Билл Девисон (Wild Bill Davison), Бобби Хакетт (Bobby Hackett), Эдмонд Холл (Edmond Hall) и Пи Ви Расселл (Pee Wee Russell). В это же время он начинает много записываться. Он открывает лейбл Commodore Records, владельцем которого был Милт Габлер (Milt Gabler), сделав первую запись для него 17 января 1938. Запись была назначена на следующее утро после выступления оркестра Бенни Гудмена (Benny Goodman) в Carnegie Hall. Кондон знал, что многие музыканты приедут в город послушать Гудмена, и у него будет богатый выбор партнёров. Это была первая сессия звукозаписи для независимого джазового лейбла. До этого все записывались на обычных лейблах, которые были мало заинтересованы в джазе небольших составов. В основном в те времена на диск записывались четыре популярные песенки в исполнении модных вокалистов, и у инструменталистов практически не было возможности продемонстрировать своё мастерство. Кондон аккомпанирует таким солистам, как Темпо Кинг (Tempo King), Патни Дандридж (Putney Dandridge), Шарки Бонано (Sharkey Bonano) и Банни Бериган (Bunny Berigan). Теперь он был руководителем сессий, и музыканты могли делать в студии всё, что хотели. Им даже разрешалось растянуть одну композицию на целую сторону пластинки, что они и сделали во время сессии 23 марта 1940, когда записали пьесу "A Good Man is Hard to Find", ставшую самой продолжительной записанной импровизацией того времени. Одним из партнёров Эдди в этот период был корнетист Бобби Хакетт (Bobby Hackett). Хакетт предпринял полностью провалившуюся попытку возглавить свой собственный биг бенд – Бобби оказался не в состоянии поддерживать дисциплину в группе, которая состояла из его друзей, и они каждый раз выпивали столько, сколько могли. Бобби собрал великолепную коллекцию аранжировок, которые лежали неиспользованными. А Кондон как раз был без работы – его только что уволили из клуба Nick`s Club – и он хотел собрать небольшой коллектив для приватного выступления в городке Princeton. Они переговорили, и было решено собрать совместный состав, который смог бы использовать аранжировки Хакетта. По возвращении в Нью-Йорк Кондону позвонили – не может ли он вернуться в Nick`s Club? Кондон ответил, что вернётся вместе со своей группой. - Это совместный коллектив, - пояснил он. – Не важно, сколько ты будешь платить нам каждому персонально. Мы складываем всё в общий котёл и делим поровну. - Делай, что хочешь, - ответили ему. – А как хоть называется ваш оркестр? Что скажешь о Wildcats? - Баскетбольный сезон закончился, - сказал Эдди. - Подбери название сам или начнёте выступать как Wildcats, - сказал Ник. Я позвонил Филлис Смит (Phyllis Smith), которая позднее станет миссис Кондон. Она работала рекламным агентом. - Подбери мне название для оркестра, состоящего из отборных музыкантов, - попросил Эдди. - Summa Cum Laude, - не задумываясь ответила она. - Не разговаривай со мной, когда рот полон еды, - сказал Кондон. – Я подожду, когда ты закончишь. - Это означает "лучший", "наивысший", - пояснила она. – Это латинская фраза. В колледже, если ты удостаиваешься наивысших почестей, тебя выпускают как summa cum laude. Это то, что нужно для твоего сборища. Когда я произнёс это Нику, он кивнул головой. - Я чуть было не закончил с этим званием колледж, но кто сможет это произнести. - Какое вообще это имеет значение, если мы не играем это, - сказал я. - Ну, ладно, - согласился Ник. Summa Cum Laudes (или Some Come Louders, как переделала Айви Лиг (Ivy League) становится одним из первых небольших составов, покоривших сцену Нью-Йорка. Они долгое время выступают в Nick`s Club. В 1940 они делают серию великолепных записей для Columbia с Бадом Фрименом (Bud Freeman) в качестве лидера. К этому времени Кондон становится вездесущей силой на джазовой сцене Нью-Йорка. У него сложились хорошие отношения с прессой, и все его партнёры так или иначе были вовлечены в рекламный бизнес, таким образом, он был широко публичной фигурой практически бесплатно. В 1942 он записывает серию из четырёх джем сейшинов в Town Hall для дальнейшего распространения на радиостанциях ЮАР. Они были полностью смикшированы, но так и не были никуда отправлены и не были опубликованы. Но сама идея понравилась Эдди, и спустя два года она воплотилась в жизнь с другой серией джем сейшинов. 18 декабря 1943 начинается серия выступлений Кондона сначала в Town Hall, а позднее в Ritz Theater. С 20 мая 1944 эти выступления начинают транслироваться по радио Blue Network и приносят Кондону общенациональную известность. Немногим ранее, 11 марта 1944 эти выступления начинают записывать. Весь материал впоследствии будет выпущен на десяти двойных и трёх обычных дисках на лейбле Jazzology. Эдди Кондон, ритм гитарист, который крайне редко солировал, обладал особым мастерством собирать великолепные составы на короткий период времени. В частности, в серии его выступлений в Town Hall принимали участие корнетист Бобби Хакетт (Bobby Hackett), трубач Макс Камински (Max Kaminsky), трубач и вокалист Хот Липс Пейдж (Hot Lips Page), тромбонист Мифф Моул (Miff Mole), кларнетисты Пи Ви Расселл (Pee Wee Russell) и Эдмонд Холл (Edmond Hall). В ритм секции попеременно играли Джо Башкин (Joe Bushkin) и Клифф Джексон (Cliff Jackson). В конечном счёте, в 1945 он открывает в Нью-Йорке свой собственный джазовый клуб, который становится синонимом лучшего джаза из Чикаго, благодаря выступлениям в нём старых друзей и музыкальных партнёров Кондона Уайлд Билла Девисона (Wild Bill Davison) и Пи Ви Расселла (Pee Wee Russell). В пятницу 13 июля 1945 Кондон подписал договор на аренду помещения Howdy Club, расположенного по адресу: 47 West Third St в районе Greenwich Village. Клуб открыл свои двери 20 декабря 1945. В оригинальный состав вошли Уайлд Билл Девисон Wild Bill Davison, Джо Марсале (Joe Marsale), Дейв Таф (Dave Tough), Джин Шрёдер (Gene Schroeder), Бред Гоуанс (Brad Gowans) и Боб Кейси (Bob Casey). Джо Салливан (Joe Sullivan) работал как приглашённый пианист. Клуб с первых же дней становится чрезвычайно популярным. Кондон в основном находился в зале, иногда садился на сцене со своей свиной отбивной, как он называл свою гитару, которая всегда была четырёхструнным Гибсоном. Клуб становится постоянным местом встреч знаменитостей шоу бизнеса и литераторов. Джон Стейнбек (John Steinbeck) и Джон О'Хара (John O`Hara) были завсегдатаями заведения, как и многие ведущие журналисты Нью-Йорка. Кондон, вероятно, был первым джазовым музыкантом, появившимся на телевидении. В 1942 из Нью-Йорка CBS организовала трансляцию четырёх концертов Кондона, пока из-за ограничений военного времени передачи не были прекращены. В 1947 передачи возобновляются сначала на местной телекомпании WPIX, а со временем, получив название Eddie Condon`s Floor Show, они начинают транслироваться по NBC каждый воскресный вечер в течение года. В этот же период Кондон начинает писательскую деятельность. В отличие от многих остряков, Кондон смог перенести свой юмор и на бумагу. Три его книги вводят читателя в очаровательный и забавный мир, в котором он жил и работал. В 1948 была опубликована его автобиография "We Called It Music". Книга содержит множество занятных и курьёзных анекдотов о музыкантах, с которыми довелось работать Кондону. Несколькими годами позже ему предлагают вести джазовую колонку в New York Journal-American, где он пишет отзывы о новых пластинках и освещает джазовую сцену. В 1956 увидела свет книга "Eddie Condon's Treasury of Jazz", ставшая сборником статей различных авторов в редакции Кондона и Ричарда Гемана (Richard Gehman). В 50-ых Кондон записывает серию классических альбомов для Columbia Records. В записи этих дисков принимают участие старые партнёры Кондона – Уайлд Билл Девисон (Wild Bill Davison) – корнет; Билли Баттерфилд (Billy Butterfield) – труба; Эдмонд Холл (Edmond Hall), Пинатс Хако (Peanuts Hucko), Пи Ви Расселл (Pee Wee Russell) – кларнет; Катти Катшелл (Cutty Cutshall), Лу МакГарити (Lou McGarity) – тромбон; Бад Фримен (Bud Freeman) – тенор саксофон; Джин Шрёдер (Gene Schroeder), Дик Кери (Dick Carey), Ральф Саттон (Ralph Sutton) – пианино; Боб Кейси (Bob Casey), Уолтер Пейдж (Walter Page), Джек Лесберг (Jack Lesberg), Эл Холл (Al Hall) – бас; Джордж Уэттлинг (George Wettling), Баззи Друтин (Buzzy Drootin), Клифф Лиман (Cliff Leeman) – барабаны. Кондон продолжает руководить работой своего клуба до 1958, когда договор аренды заканчивается. Затем около года он находится вне клубного бизнеса, после чего открывает второй клуб на 330 E 56th St. Клуб просуществовал до 1967. В 1957 Кондон предпринимает гастрольную поездку по Великобритании с группой, в которую вошли Уайлд Билл Девисон (Wild Bill Davison), Катти Катшелл (Cutty Cutshall), Джин Шрёдер (Gene Schroeder) и Джордж Уэттлинг (George Wettling). Последнее турне он совершает в 1964, когда отправляется со своим составом в Австралию и Японию. С Кондоном в это турне отправились Бак Клейтон (Buck Clayton) (труба), Пи Ви Расселл (Pee Wee Russell) (кларнет), Вик Дикерсон (Vic Dickenson) (тромбон), Бад Фримен (Bud Freeman) (тенор сакс), Дик Кери (Dick Carey) (пианино, альтовый горн), Джек Лесберг (Jack Lesberg) (бас), Клифф Лиман (Cliff Leeman) (барабаны), Джимми Рашинг (Jimmy Rushing) (вокал). Приятной неожиданностью для поклонников стало появление на одном из концертов Билли Бенкса (Billy Banks) – вокалиста, записывавшегося с Кондоном и Пи Ви Расселлом (Pee Wee Russell) в 1932, и в течение многих лет жившего в неизвестности в Японии. Пи Ви разыскал его и спросил: "У тебя хотя бы были ещё выступления?" Жёсткий, много пьющий, саркастический антрепренёр, Кондон никогда не терял своей сильной любви к музыке своей молодости. Он не воспринял бибоп, отшучиваясь: "Они играют свои приукрашенные квинты, мы пьём наши". Эдди начал сдавать в начале 70-ых. Начали сказываться последствия бурной ночной жизни, которую он вёл долгие годы. Он продолжает работать. Иногда выступает, правда, совершенно бесплатно. Он появлялся в клубе, обменивался несколькими рукопожатиями, давал несколько автографов, и, если приходило вдохновение, играл что-то невнятное на гитаре. Сотрудничавший с Кондоном в этот период кларнетист Кенни Даверн (Kenny Davern) так описывал свои впечатления от работы с Кондоном: "Всегда было волнующе получить звонок от Эдди, а приглашение участвовать в выступлении волновало ещё сильнее. Я помню, мы подкрепились с Берни (трубач Берни Превин (Bernie Previn) и Лу (тромбонист Лу МакГарити (Lou McGarity) и все были в превосходном настроении. Все были возбуждены и получали огромное удовольствие от ощущения музыки" (из буклета к диску Кенни Даверна A NIGHT WITH Eddie Condon', Arbors Records CDARCD 19238). Диск вышел 2001-05-01. Его последней крупной работой становится участие в составе турне Stars of Jazz в 1971. Columbia Artists организовала семинедельную гастрольную поездку, в течение которой артисты посетили 26 штатов. Кроме Кондона в гастролях приняли участие Уайлд Билл Девисон (Wild Bill Davison), Барни Бигард (Barney Bigard), Арт Ходес (Art Hodes), Джим Биб (Jim Beebe), Рейл Уилсон (Rail Wilson) и Хиллард Браун (Hillard Brown). Последний раз Эдди Кондон появился на публике в 1972 на Newport Jazz Festival. Устроители фестиваля пригласили его в качестве почётного гостя. 4 августа следующего 1973 он умирает в Нью-Йорке. Будучи музыкантом с великолепным чувством ритма, Кондон часто оставлял свой инструмент, не имея никакого желания выступать. Его прозвище было "Porkchop" (Свиная Отбивная). Получил он его за привычку пить и за способность проворачивать серьезные сделки с клиентами. Его нежелание играть отразилось и в записях. На некоторых буклетах он лишь числился в составе или удовлетворял себя чуть слышным аккомпанементом, который другие музыканты в студии, возможно, и вовсе не слышали. В результате даже на записях, носящих его имя, он не всегда чётко различим. Тем не менее, многие критики и музыканты указывают на его заметное влияние. Наибольшая заслуга Кондона состоит в пропаганде джаза и в этой области он сделал больше, чем какой-либо другой музыкант. Когда Кондон приехал в Чикаго, он попал в окружение не менее талантливых молодых музыкантов. Имея необычайную цепкость, Эдди упорно карабкался на вершину шоу бизнеса. Оставив позади таких парней, как Уоп Уоллер (Wop Waller) и Мёрф Подольски (Murph Podolsky), Кондон взобрался на вершину джазового мира с такими артистами как Уайлд Билл Девисон (Wild Bill Davison), Бад Фримен (Bud Freeman) и Пи Ви Расселл (Pee Wee Russell).
13:57