Don Pullen / Дон Пуллен
Американский джазовый пианист и органист. Его исполнительский стиль включает в себя комбинации из блюза, бибопа, фри-джаза. Большое разнообразие направлений затрудняет классифицировать музыкальный стиль пианиста.
Родился в музыкальной семье. Научился играть на фортепиано в раннем возрасте. Дон Пуллен начинал играть на фортепиано в церкви, аккомпанируя исполнителям госпел, затем работал в различных р-н-б составах, после чего переключился на джаз. Первое сильное влияние на молодого музыканта оказал его двоюродный брат Клайд "Фэтс" Райт (Clyde "Fats" Wright), который был профессиональным джазовым пианистом. Пуллен взял несколько уроков классического фортепиано, немного изучал джазовое пианино, но в те годы его больше интересовал блюз и церковная музыка.
Он стал студентом медицинского колледжа при Johnson C. Smith University в North Carolina, но вскоре осознал, что его истинным призванием была музыка. После выступлений с местными музыкантами и засветившись на альбомах ведущих исполнителей джаза, он бросил своё медицинское образование. Он начал музыкальную карьеру, избрав своими ориентирами исполнителей типа Орнетта Колмена (Ornette Coleman) и Эрика Долфи (Eric Dolphy).
В 1964 году он несколько недель провёл в Чикаго, где познакомился с музыкальной философией Махал Ричарда Абрамса (Muhal Richard Abrams). Он отправился в Нью-Йорк, где вскоре был представлен авангардному саксофонисту Джузеппе Логану (Giuseppe Logan), который пригласил Пуллена сыграть на фортепиано на своих двух альбомах, GIUSEPPI LOGAN (ESP, октябрь 1964) и MORE (ESP, май 1965), оба являются примерами структурированной свободной игры. Хотя это были записи Логана, наибольшее внимание критиков привлекли перкуссионист Милфорд Грэйвс (Milford Graves) и неизвестный ещё Пуллен.
В дальнейшем Пуллен и Грэйвс выступали в дуэте. В мае 1966 года был записан их концерт, состоявшийся в Yale University. Чтобы издать записанный материал на двух LP они создали свой независимый лейбл SRP (аббревиатура от "Self Reliance Project"). Не получив должного внимания в США, эти альбомы авангардного джаза были хорошо приняты в Европе, где было продано основное количество копий. Записи никогда не переиздавались.
Понимая, что исполнение авангарда приносит мало денег, Пуллен, чтобы увеличить шансы найти работу, добавил в свой арсенал игру на органе Hammond, применив к этому инструменту свой индивидуальный исполнительский стиль. До конца 60-х и в начале 70-х он выступал со своим органным трио в клубах и барах, работал как аранжировщик для звукозаписывающих компаний, аккомпанировал различным вокалистам, включая Артура Прайсока (Arthur Prysock), Ирен Рейд (Irene Reid), Рут Браун (Ruth Brown), Джимми Рашинга (Jimmy Rushing) и Нину Симоне (Nina Simone), сотрудничество с которой длилось в течение года.
В 1972 году он недолго играл в Jazz Messengers Арта Блэйки (Art Blakey).
Мнения критиков о Пуллене часто крайне поляризованы и его репутация исполнителя страдала от двух незаслуженных обвинений: во-первых, несмотря на корни в церковной музыке и блюзе, его считали чисто фри джазовым исполнителем и в связи с этим ему невозможно было найти работу в другом контексте; вторым заблуждением было то, что он находился под сильным влиянием Сэсила Тэйлора (Cecil Taylor) или что он был клоном Тэйлора, с игрой которого собственный стиль Пуллена имел лишь поверхностное сходство. Пуллен упорно отрицал какую-либо связь с Тэйлором, утверждая, что его стиль был разработан в полной изоляции и что прежде он никогда не слышал Тэйлора. Но все эти утверждения о влиянии Тэйлора продолжали преследовать Пуллена до конца его жизни, и сохранились даже по сей день.
Пуллен не участвовал в коммерческих записях вплоть до 1971 и 1972 годов, когда сыграл на органе на трёх записях альт саксофониста Чарльза Уилльямса (Charles Williams), один из которых был издан под названием композиции Пуллена "Trees And Grass And Things". Затем он играл с Сэмом Риверсом (Sam Rivers) и входил в состав Art Ensemble Of Chicago.
В 1973 году барабанщик Рой Брукс (Roy Brooks) представил Пуллена контрабасисту Чарльзу Мингусу (Charles Mingus), и после короткого прослушивания он занял вакантное место пианиста в группе Мингуса; когда понадобился тенор саксофонист, Пуллен порекомендовал Джорджа Адамса (George Adams); впоследствии Дэнни Ричмонд (Dannie Richmond) вернулся за барабаны; эти музыканты вместе с Джеком Уолратом (Jack Walrath) на трубе и составили последнюю великую группу Мингуса.
Присутствие в группе Мингуса и участие с ним во многих концертных выступлениях и записи трёх студийных работ: MINGUS MOVES (1973), CHANGES ONE и CHANGES TWO (обе 1974), оказало большое воздействие на игру Пуллена и помогло убедить зрителей и критиков, что Пуллен был не просто и не только исполнителем фри джаза. Две его композиции "Newcomer" и "Big Alice" были записаны на сессии MINGUS MOVES, но "Big Alice" не только под именем Пуллена, а опубликована много лет спустя после переиздания альбома на CD. Однако музыкальные разногласия с Мингусом заставили Пуллена покинуть состав в 1975 году.
Пуллен всегда играл на фортепиано с басом и ударными, чувствуя себя в таком составе более комфортно, но в начале 1975 года ему предложили сыграть сольный концерт в Торонто. Он был записан как SOLO PIANO ALBUM (Sackville) и стал первой записью, изданной под именем Пуллена. Наряду с другими пьесами в него вошла композиция "Sweet (Suite) Malcolm" контрабасиста Камерона Брауна (Cameron Brown), с которым Пуллен в последующие годы плотно сотрудничал.
В это период растёт осознание способностей Пуллена, но, правда, только со стороны европейских звукозаписывающих компаний. В 1975 году итальянская компания предоставила Пуллену, Джорджу Адамсу (George Adams) и Дэнни Ричмонду (Dannie Richmond) каждому сделать записи под их собственными именами. Все трое присутствовали на записях друг друга. В этом же году Пуллен сделал ещё две сольные записи в Италии FIVE TO GO (Horo) и HEALING FORCE (Black Saint). Также он становится частью регулярного сезонного тура американских музыкантов по Европе, работавших в авангардном и фри джазовом контексте.
В 1977 году Пуллен подписал контракт с Atlantic Records. Это привело к появлению двух альбомов - нетипичного TOMORROW'S PROMISES и концертного MONTREUX CONCERT. Но в последствии сотрудничество с Atlantic было приостановлено и Пуллен вернулся к работе с европейскими компаниями, выпустив три записи: WARRIORS и MILANO STRUT в 1978 году, и THE MAGIC TRIANGLE в 1979 году. Эти альбомы, особенно WARRIORS с его 30-минутной заглавной темой, оставались в каталогах долгие годы.
Тем временем он записался с группами под лидерством ударника Билли Харта (Billy Hart), баритон саксофониста Хэмиета Блюиетта (Hamiet Bluiett), басиста Сэсила МакБи (Cecil McBee), барабанщика Санни Мюррэя (Sunny Murray) и басиста Марчелло Мелиса (Marcello Melis). Когда был собран первый состав группы Mingus Dynasty Пуллен занял место за клавишами и принял участие в записи CHAIR IN THE SKY (1979), но вскоре покинул состав, чувствуя, что исполняемая коллективом музыка слишком далеко отклонилась от намерений Мингуса.
В конце 1979 Пуллен, Адамс и Ричмонд были приглашены на европейское турне в несколько недель как квартет. Пуллен пригласил старого приятеля контрабасиста Камерона Брауна (Cameron Brown) присоединиться к ним. Их попросили объявить себя как группу Мингуса ("Mingus group"), но не желая идентифицировать себя с известным именем и тем более копировать его музыку, они отказались взять это название и выступали как George Adams/Don Pullen Quartet. Они исполняли более структурированную музыку, чем ту, которую Пуллен обычно предпочитал. Возникшая связь между музыкантами привела к тому, что этот состав отправился в продолжительные гастроли по всему миру и выступал вместе без изменений состава вплоть до смерти Ричмонда в начале 1988. С самого первого их тура в 1979 и до 1985 квартет сделал множество записей для европейских лейблов, как в студии, так и во время концертов. В их числе EARTH BEAMS (1980), LIVE AT THE VILLAGE VANGUARD (1983) и DECISIONS (1984) – прекрасные примеры их работы этого периода.
Получив высокое признание в Европе, участники квартета ощущали, что на родине их знают недостаточно хорошо, и в 1986 они подписали контракт с лейблом Blue Note Records, для которого сделали записи BREAKTHROUGH (1986) и SONG EVERLASTING (1987). Начав сотрудничество с Blue Note с большими надеждами на рост их популярности и успеха, что нашло отражение в названии первого альбома, они были крайне разочарованы низким уровнем продаж обеих записей. Сила их концертных выступлений сохранила их репутацию одной из самых интересных групп. Записанная на сессиях для Blue Note музыка была более "гладкой" в сравнении с их европейскими записями, поэтому понадобилось некоторое время, чтобы достичь такого же уровня репутации.
После смерти Дэнни Ричмонда (Dannie Richmond) группа продолжила выполнять свои контрактные обязательства с другими барабанщиками, пока не распалась в середине 1988 года. Их музыка, авторами которой обычно были Пуллен, Адамс и Ричмонд, своими корнями простиралась от блюза, через баллады к пост-бопу и авангарду. Способность исполнителей охватить все эти музыкальные направления часто в пределах одной композиции, удаляет любую одинаковость или стерильность из формата квартета. В отличие от ранних записей на исчезнувшем лейбле Horo, их европейские записи для лейблов Soulnote и Timeless остаются доступными, чего нельзя сказать о работах для Blue Note.
В период работы в квартете Пуллен часто делал записи в дуэтах с Джорджем Адамсом (George Adams), MELODIC EXCURSIONS (1982), и сделал три записи под собственным именем: два сольных альбома EVIDENCE OF THINGS UNSEEN (1983) и PLAYS MONK (1984), и с квартетом THE SIXTH SENSE (1985) на Black Saint. Он также записывался (по алфавиту) с Хэмиетом Блюиеттом (Hamiet Bluiett); Роем Бруксом (Roy Brooks) – барабанщиком, представившем его Чарльзу Мингусу (Charles Mingus); Джейн Баннетт (Jane Bunnett); Кипом Ханраханом (Kip Hanrahan); Бивером Харрисом (Beaver Harris); Марчелло Мелисом (Marcello Melis) и Дэвидом Мюррэем (David Murray).
Дальнейшие записи под своим именем Пуллен делал для Blue Note.
16 декабря 1988 года он пришёл в студию с Гари Пикоком (Gary Peacock) (бас) и Тони Уилльямсом (Tony Williams) (ударные) для записи своего первого альбома в составе трио NEW BEGINNINGS, что удивило даже тех, кто был хорошо знаком с его работами. Эта тенденция была продолжена и в 1990 года на альбоме RANDOM THOUGHTS, записанного в более лёгком настроении в составе другого трио с басистом Джеймсом Джинасом (James Genus) и барабанщиком Льюсом Нэшем (Lewis Nash).
В конце 1990 года Пуллен добавил новые элементы в свою игру и музыку в рамках своего нового проекта African Brazilian Connection ("ABC"). В его состав вошли альт саксофонист Карлос Уард (Carlos Ward), басист Нильсон Матта (Nilson Matta), перкуссионисты Гуилерме Франко (Guilherme Franco) и Мор Тиам (Mor Thiam). Группа исполняла смесь африканских и латиноамериканских ритмов с джазом. Их первый альбом KELE MOU BANA был выпущен в 1991 году.
Вторая, сильно отличавшаяся от первой, работа вышла в 1993 году под названием ODE TO LIFE, была посвящена Джорджу Адамсу (George Adams), который умер 14 ноября 1992 года. Она содержала трогательную композицию в память об Адамсе "Ah George We Hardly Knew Ya". Третий концертный альбом LIVE...AGAIN был записан в июле 1993 года на сцене Montreux Jazz Festival, и был издан в 1995 года. В него вошла композиция "Ah George..." и другие темы с предыдущих альбомов в несколько расширенном исполнении. Пуллен добился большей популярности и коммерческого успеха с этой группой, чем с другими коллективами. В 1993 году ODE TO LIFE поднялся до пятой позиции в списке Billboard Top Jazz Album.
В течение последних лет жизни Пуллен гастролировал в составе трио, со своим African Brazilian Connection, и как сольный артист, но больше не выпустил ни одной сольной записи. Как сайдмен и сессионный музыкант он оставил свой след в проектах различных исполнителей, включая Джейн Баннетт (Jane Bunnett) (особенно в их дуэтном альбоме NEW YORK DUETS), Билла Косби (Bill Cosby), Кипа Ханрахана (Kip Hanrahan), на диске Дэвида Мюррэя (David Murray) SHAKILL'S WARRIOR (1991), Масео Паркера (Maceo Parker), Айво Перельмана (Ivo Perelman) и Джека Валрата (Jack Walrath). Он также гастролировал и записывался с группой Roots.
Последней работой Пуллена стал проект, в котором объединились его African Brazilian Connection (расширенный тромбоном Джозефа Боуи (Joseph Bowie) с хором и барабанами Native Americans. Имея в своих жилах кровь коренных американцев (его бабушка по отцовской линии была наполовину индейкой, предположительно племени чероки), с июля 1992 года он начал экспериментировать с музыкой американских индейцев.
В 1994 года Пуллену был поставлен диагноз лимфома. Ему стоило больших физических усилий продолжать музицировать. В начале марта 1995 года он сыграл на своей последней записи альбома SACRED COMMON GROUND за несколько недель до смерти, вернувшись к своему наследию блюзовой и церковной музыки. Во время премьеры на концерте он был не в состоянии играть и его место за клавишами занял Ди. Ди. Джексон (D.D. Jackson), с которым Пуллен обсудил музыку из больничной палаты незадолго до смерти.
Несколько музыкантов написали свои персональные посвящения в память о Пуллене. Дэвид Мюррэй (David Murray) и Ди Ди Джексон (D. D. Jackson) записали альбом LONG GOODBYE: A TRIBUTE TO Don Pullen (1998), на котором представлены композиции Пуллена. Также и другие сделали свои посвящения: Джейн Баннетт (Jane Bunnett), Камерон Браун (Cameron Brown) и Майра Мелфорд (Myra Melford). Ди Ди Джексон (D.D. Jackson) посвятил Пуллену композицию на своём диске PAIRED DOWN, VOL. I (Justin Time Records, 1996), под названием "For Don".
В 2005 году Mosaic Records издала набор из четырёх дисков, записанных ранее на Blue Note и долгое время не переиздававшихся: BREAKTHROUGH и SONG EVERLASTING в исполнении Don Pullen/George Adams Quartet, и NEW BEGINNING и RANDOM THOUGHTS в исполнении трио Пуллена.
Яркий, эклектичный и часто захватывающий пианист, Пуллен обладал техникой, вполне соответствующей его яркому воображению. Его игра, и в качестве солиста, и как аккомпаниатора, всегда интересна. В частности, его длительное сотрудничество с Эдамсом в полной мере раскрывает его таланты.