Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Barney Kessel / Барни Кессел

Американский джазовый гитарист, представитель направления бибоп.

Кессел был участником многих знаменитых джазовых коллективов, работал над саундтреками для кинофильмов и телевизионных программ, а также был членом группы сессионных музыкантов, известных как 'The Wrecking Crew'. Удивительное сочетание мастерства и артистизма сделала Барни Кессел одним из самых популярных студийных электро-гитаристов в Голливуде. Как и многие другие гитаристы того времени он попал под влияние молодого гитариста Чарли Крисчиан (Charlie Christian), который в 1939 присоединился к Бенни Гудмену (Benny Goodman). Однако Чарли Крисчиан (Charlie Christian) в 1942 умер от туберкулёза, и такие мастера электрогитары как Кессел продолжили изучать прогрессивные модели аккордов и решительно последовали в бибоп.

Барни родился в семье еврейских иммигрантов из Венгрии Абрама Кессела (1877—1941) и Рут Райшер (1889—1968). Его отец был родом из Уйпешта и владел обувным магазином. Это был его второй брак и в каждом из браков у него было по трое детей; мать происходила из России. Барни практически был самоучкой, получившим в течение трёх месяцев несколько общих уроков игры на гитаре. Свою первую гитару купил в 12 лет и учился, копируя гитаристов, записи которых слышал по радио и на пластинках. И хотя он жил в маленьком городке, в свои 14 он уже играл в местных танцевальных группах.

"Барни впитал пульсирующие ритмы джаза, - написал Нэт Хентофф (Nat Hentoff) в аннотации к серии дисков THE POLL WINNERS, - как большинство из нас впитали в себя таблицу умножения".

В 1939 Чарли Крисчиан (Charlie Christian) специально приехал в Oklahoma City только для того, чтобы послушать игру шестнадцатилетнего подростка и выступить вместе с ним. Этот опыт совместного выступления со своим кумиром окажет влияние на всю последующую жизнь Кессела. В то же время в интервью The New York Times в 1991 Барни сказал: "Я осознал, что методично извлекаю идеи из его записей. И что я буду играть дальше? Всё что я знал, были его вещи. Уже было два парня, играющих как Чарли Крисчиан (Charlie Christian). Я знал, что должен найти свой путь".

Когда ему было 16 лет, он начал играть в A&M группе "Hal Price & the Varsitonians" из Оклахомы. Участники группы прозвали его "Фруктовый пирог", потому что он занимался до 16 часов в день. Кессел привлек к себе внимание благодаря своей молодости и потому, что был единственным белым музыкантом, игравшим в афроамериканской группе в клубах для темнокожих.

Годом позже он отправился в Лос-Анджелес, днём работал посудомойщиком, а вечерами искал возможности играть. Вскоре он присоединился к оркестру Чико Маркса (Chico Marx Band), старшего из комедийного квинтета братьев Маркс, с которым гастролировал около года. Постепенно Кессел завоевал себе авторитет на Западном побережье.

В 1944 он появился в коротком фильме "Jammin' The Blues" (вместе с саксофонистом Лестером Янгом (Lester Young), трубачами Редом Каллендером (Red Callender) и Гарри Эдисоном (Harry Edison), пианистом Марлоу Моррисом (Marlowe Morris), ударником Филли Джо Джонсом (Philly Joe Jones) и другими), продюсером которого был Норман Гранц (Norman Granz). Барни был единственным белым исполнителем в фильме, поэтому он держался в тени, а его руки намазали темным ягодным соком. В 1995 "Jammin' The Blues" был внесён в Национальный реестр кинофильмов США и помещён на вечное хранение в библиотеку Конгресса США как 'культурно, исторически или эстетически значимый фильм'.

В течение последующих лет он играл с Чарли Барнетом (Charlie Barnet) (1944-1945), Арти Шоу (Artie Shaw) (1945, также записывается в составе Gramercy Five) и Халом МакИнтайром (Hal McIntyre). Днем он работал студийным музыкантом, а вечерами играл джаз в клубах.

Крупный успех к Кесселу пришёл в феврале 1947, когда он на студии Dial Records под руководством величайшего новатора бибопа саксофониста Чарли Паркера (Charlie Parker) принял участие в классической джазовой сессии RELAXIN' AT CAMARILLO. Camarillo – это название клиники для душевно больных, куда Паркера принудительно отправили в 1946 году, после нервного срыва, вызванного употреблением героина (он расхаживал по отелю в одних носках и пытался поджечь сигаретой свой матрас в номере).

Кессел также представлен на четырёх дисках под названием Charlie Parker ON DIAL. Над альбомом работали тридцать музыкантов и записали они 89 композиций. Стиль одной ноты молодого гитариста как нельзя лучше вписывался в концепцию нового музыкального саунда, и Паркер оставлял ему достаточно пространства для соло.

В 1952 Кессел вошёл в состав трио пианиста Оскара Питерсона (Oscar Peterson) (третьим стал джазовый контрабасист Рэй Браун (Ray Brown). С новым участником трио отправляется в длительную гастрольную поездку по 14 странам в рамках грандиозного проекта Jazz at the Philharmonic. Стоит отметить, что место гитариста в коллективе Оскара Питерсона (Oscar Peterson) было наитруднейшей работой, поскольку Питерсон любил играть в головокружительном темпе. После ухода Барни из трио его заменил Херб Эллис (Herb Ellis).

Свой первый альбом в качестве лидера EASY LIKE Кессел записал для Contemporary Records в 1953. В 1955 он стал гитаристом на альбоме JULIE IS HER NAME вокалистки Джули Лондон (Julie London). Проданный миллионным тиражом, диск продемонстрировал аккордовый подход Кессела к гитаре, а замечательная версия популярной любовной песни 'Cry Me a River' стала популярным стандартом. За ним последовали KESSEL PLAYS STANDARDS (1955), TO SWING OR NOT TO SWING (1955) и LET'S COOK (1957) для лейбла Contemporary.

"Серия записей гитариста Барни Кессел для лейбла Contemporary в 1950-х, - писал Янов, - содержит несколько лучших работ в его карьере". В дополнение к этим превосходным достижениям Кессел записал серию альбомов с контрабасистом Рэй Браун (Ray Brown) и ударником Шелли Манном (Shelly Manne), в которую вошли THE POLL WINNERS (1957), THE POLL WINNERS RIDE AGAIN (1958) и THE POLL WINNERS THREE! (1959). Альбомы получили большую популярность, так как каждый из участников неоднократно становился победителем по итогам опросов журналами Metronome, Downbeat и Playboy. Стэн Бритт (Stan Britt) отметил в своей книге "Masters of Jazz Guitar", что эти альбомы проделали великолепную работу "по популяризации формата гитарного трио и демонстрации того, насколько хорошо гитара может заменить фортепиано в джазовом коллективе".

К концу десятилетия он часто играл с саксофонистом Сонни Роллинсом (Sonny Rollins) – гитарную партию Кессела можно услышать в композиции 'How High the Moon' альбома SONNY ROLLINS AND THE CONTEMPORARY LEADERS (1958). В 1959 Кессел создал джазовую версию сюиты Жоржа Бизе 'Кармен' и записал её с пианистом Андре Превин (Andre Previn) (KESSEL PLAYS CARMEN).

С начала 1960-х Кессел стал самым востребованным гитаристом не только в кинокомпании Columbia Pictures, но и сессионным гитаристом номер один в Америке. Он стал ключевой фигурой группы первоклассных сессионных музыкантов, ставшей известной как The Wrecking Crew. Его гитара звучит на сотнях записей, включая популярные песни, саундтреки к кинофильмам и рекламным роликам.

В какой-то момент, после двух с половиной часовой сессии записи одноаккордовой песни "The Beat Goes On", Кессел, как сообщается, встал и высказал: "Никогда еще так долго не играл так мало за так много".

Он работал с Филом Спектором (Phil Spector), Марлен Дитрих, Фредом Астером, Френком Синатрой (Frank Sinatra), Морисом Шевалье, Элвисом Пресли, Барбарой Стрейзанд, группами 'The Beach Boys' и 'The Monkees' и множеством других исполнителей и коллективов.

В одном из эпизодов телевизионного шоу 'Perry Mason' Кессел появился в небольшой роли джазового гитариста по имени "Barney". Он также писал музыку для этого шоу, включая джазовую версию "Here Comes the Bride", исполненную джазовым комбо, фигурирующим в сценарии. Кессел неоднократно становится обладателем звания "Лучший гитарист года" по результатам опросов журналами Downbeat, Esquire и Playboy с 1947 по 1960, когда на сцене появился Уэс Монтгомери (Wes Montgomery). Его репутация в мире джазовых профессионалов непрерывно росла.

В 1961 американский производитель гитар 'Gibson' представил именные Standard и Custom модели гитары 'The Barney Kessel' и продолжил выпускать их до 1973. Одной из особенностей инструментов, на которых играл Барни, было сочетание грифа от 12-струнной гитары с корпусом мандолины (подобно мандо гитаре фирмы Vox). Её звучание можно услышать в песне "Wouldn't It Be Nice" группы The Beach Boys.

В первой половине 1960-х Кессел записывался не так часто и вновь громко заявил о себе в 1968, приняв участие в европейском турне как участник Guitar Workshop (с Джорджем Бенсоном (George Benson), Ларри Кориэллом (Larry Coryell), Джимом Холлом (Jim Hall) и Элмером Сноуденом (Elmer Snowden). После гастрольной поездки с Newport All-Stars Джорджа Уайна (George Wein) (1968), он в 1969 переехал в Лондон. Он записал LIMEHOUSE BLUES (1969) со Стефаном Граппелли (Stephane Grappelli), но в следующем году вернулся в Соединённые Штаты, где играл как сессионный музыкант, включая работу над саундтреком к фильму "Elvis Presley".

Вскоре студийная работа ему наскучила, и он с удовольствием присоединился к гитаристам Хербу Эллису (Herb Ellis) и Чарли Бёрду (Charlie Byrd) в турне по Австралии в 1974. Трио стало известно как Great Guitars, и гитаристы гастролировали и записывались вместе почти 20 лет. "Название Great Guitars несёт в себе огромные ожидания, - писал Янов. – Но с представленными в трио талантами мирового уровня… музыка, как содержимое, как правило, соответствует обёртке, предлагая слушателям гениальный свинг и гармоническую эрудицию".

В 1970-х Кессел записал серию сольных альбомов для Concord Records, включая BARNEY PLAYS KESSEL (1975) и SOARING (1976). Он предпринял попытку воссоединения с Poll Winners, по прошествии 15 лет после их последней записи. В контексте этого проекта он умело занял связующую позицию между талантом классицизма Чарли Бёрда (Charlie Byrd) и со свингом с блюзовыми оттенками Херба Эллиса (Herb Ellis).

Они продолжили гастрольную деятельность и в 1980-х. В аннотации к THE POLL WINNERS STRAIGHT AHEAD Янов написал: "В целом это лучшая запись, сделанная Poll Winners, и я с лёгкостью рекомендую её поклонникам бопа". В 1976 Кессел также объединился с бывшим участником трио Оскара Питерсона (Oscar Peterson) гитаристом Хербом Эллисом (Herb Ellis) для записи POOR BUTTERFLY, а также записал диск SOLO (1981).

До конца 1980-х он выпустил ещё два альбома для лейбла Contemporary, SPONTANEOUS COMBUSTION (1987) и RED HOT AND BLUES (1988). В 1992 он провёл крупный тур по США, Канаде, Великобритании, Швеции, Германии, Италии, Португалии, Японии. 26 мая 1992 во время турне по Австралии в составе Great Guitars с Кесселом случился инсульт, который не позволил ему выступать дальше.

Практически весь последующий год ушёл на медленное восстановление. Он больше не выступал и посвятил себя преподавательской деятельности, выпустив отличный учебник (The Guitar) и несколько видеокурсов. 25 июня 1997 в честь Кессела состоялся вечер в Danny and Sylvia Kaye Playhouse в Нью-Йорке. "Возможно, это был один из важнейших вечеров в истории джазовой гитары, - писала Cindy Benedetto в Jazz Guitar. – 30 гитаристов собрались вместе, включая таких новичков как Ховард Алден (Howard Alden) и Джимми Бруно (Jimmy Bruno), которые выступили в лучших традициях бопа. Great Guitars также появились с великим Талом Фарлоу (Tal Farlow) вместо Кессела.

Изюминкой вечера стало появление Кессела, который без посторонней помощи подошёл к микрофону и поблагодарил своих друзей за столь тёплое посвящение". "Посвящение было очень волнующим переживанием, и я не думаю, что кто-нибудь сможет когда-нибудь забыть этот вечер, - писала Benedetto. – Крайне мала вероятность того, что такое количество величайших гитаристов когда-нибудь снова соберутся вместе на один вечер".

В 2001 у Кессела была диагностирована неоперабельная раковая опухоль мозга. Музыкант умер 6 мая 2004, в San Diego, California, в возрасте 80 лет.

Личная жизнь

В 50-60-е годы Кессел был женат на Гейл Дженовии Фармер (Gail Genovia Farmer), которая является матерью единственных детей Кессела - Дэна Кессела и Дэвида Кессела. Затем в течение 16 лет он был женат на Бетти Джейн (Би Джей) Бейкер (Betty Jane (BJ) Baker). Пара развелась в 1980 году. Его третий брак с Джоанной (Джо) Кессел (Joanne (Jo) Kessel) продлился 10 лет, а со своей четвертой женой, Филлис Кессел (Phyllis Kessel), он был женат 12 лет. Сыновья Кессела Дэн Кессел (умер в феврале 2021 года) и Дэвид Кессел стали продюсерами звукозаписи и сессионными музыкантами, работали с Филом Спектором (Phil Spector), Джоном Ленноном, Шер, Леонардом Коэном, The Ramones, Blondie, The Go-Go's и другими. Кроме того, у него осталось пятеро внуков.

В альбоме британского рок-гитариста и композитора Пита Таунсенда 'Scoop', который вышел в 1983, есть инструментальная композиция, посвящённая Кесселу. Она так и называется, 'To Barney Kessel'.

Исключительно одарённый музыкант с очень широким диапазоном. Его многогранность является гарантом того, что его музыка всегда будет пользоваться спросом. В джазовом контексте он играет в боповом, посткрисчиеновском (Чарли Крисчиан (Charlie Christian) стиле, но в своей отличительной манере. Как личность Кессел имел острое, немного язвительное чувство юмора и это качество его характера часто проявлялось в его музыке.

11:56