Alexander von Schlippenbach / Александер фон Шлиппенбах
Немецкий джазовый пианист и композитор.
Шлиппенбах начал изучать фортепиано в 8 лет, затем изучал композицию в Cologne под руководством Бернда Алоиса Циммерманна (Bernd Alois Zimmermann) и Рудольфа Петцольда (Rudolf Petzold) в Staatliche Hochschule for Musik. С 1962 по 1965 он пишет аранжировки и играет с Гюнтером Хампелем (Gunther Hampel), а с 1964 по 1967 выступает в составе квинтета и секстета трубача Манфреда Шуфа (Manfred Schoof).
Участники группы Schoof (Шлиппенбах, тенор саксофонист Герд Дудек (Gerd Dudek), басист Баши Нибергалл (Buschi Niebergall) и перкуссионист Йаки Либецайт (Jaki Liebezeit), трио саксофониста Питера Вротцманна (Peter Brötzmann) (басист Питер Ковальд (Peter Kowald) и ударник Свен-Аке Йоханссон (Sven-Ake Johansson) плюс кларнетист/флейтист Гюнтер Хампель (Gunter Hampel), саксофонист Уиллем Бройкер (Willem Breuker), трубач Клод Дерон (Claude Deron), тубист Вилли Лицманн (Willi Lietzmann), саксофонист Крис Вандерс (Kris Wanders) и ударник Мани Ноймэйер (Mani Neumeier) под руководством Шлиппенбаха объединили свои творческие потенциалы и в декабре 1966 собрались в первой версии Globe Unity Orchestra.
В рамках этого проекта Шлиппенбах соединял техники фри-джаза и классической музыки. Фундаментальной разницей между европейским фри джазом и свободной музыкой Орнетта Колмена (Ornette Coleman) или Джона Колтрэйна (John Coltrane) был ритм: европейский ритм был холодным, абстрактным, чисто звуковым элементом, в то время как американский был тёплым, телесным и чрезвычайно джазовым. Следующая версия Globe Unity Orchestra собралась в октябре 1967 для исполнения 34-минутной GLOBE UNITY 67, на этот раз с тромбонистом Альбертом Мангельсдорффом (Albert Mangelsdorff). В ноябре 1970 они исполнили 18-минутную GLOBE UNITY 70 при участии британских музыкантов гитариста Дерека Бэйли (Derek Bailey), трубача Кенни Уиллера (Kenny Wheeler), ударника Пола Ловенса (Paul Lovens).
В 1968 музыкантами была организована серия "анти-фестивалей" (включая один в Кёльне, организованный Шлиппенбахом), что привело к появлению лейбла FMP при участии Йоста Геберса (Jost Gebers) за пультом. Первыми записями нового лейбла становятся альбомы EUROPEAN ECHOES (Шуф) и THE LIVING MUSIC (Шлиппенбаха). Альбом THE LIVING MUSIC был записан в апреле 1969 в тот же день и с тем же составом, с которым был записан диск NIPPLES саксофониста Питера Броцманна (Peter Brötzmann).
Начиная с 1967 руководит своими составами, в числе которых трио с саксофонистом Эваном Паркером (Evan Parker) и ударником Полом Ловенсом (Paul Lovens) (альбом PAKISTANI POMADE, ноябрь 1972). В феврале 1972 была записана работа PAYAN. В марте 1973 Globe Unity Orchestra делает недолгий флирт с более структурированным форматом, что можно услышать на LIVE IN WUPPERTAL. В ноябре 1974 к триаде Шлиппенбах, Броцманн и Шуф присоединились датский ударник Хан Беннинк (Han Bennink) и уже известный британский контингент (Бэйли, Ловенс, Уилер, Паркер, тромбонист Пол Рузерфорд (Paul Rutherford)). Устроив на сцене коллективный хаос с добавлением хора, они записали HAMBURG '74.
С приходом басиста Питера Ковальда (Peter Kowald) трио Шлиппенбаха становится квартетом. В феврале 1975 они записывают THREE NAILS LEFT, а в сентябре 1975 концертный HUNTING THE SNAKE (был выпущен лишь в 2000). В марте 1975 был собран The Globe Unity Special для записи EVIDENCE. Также в марте 1975 нонет из четырёх немцев (Шлиппенбах, Дудек, Мангельсдорф, Ковальд) и четырёх британцев (Уилер, Паркер, Ловенс, Рузерфорд) при участии американского сопрано саксофониста Стива Лэйси (Steve Lacy) записывает THE VALLEY, в котором доминировали композиции Паркера "Into the Valley", "Of Dogs", "Dreams" и "Death".
В апреле 1975 Globe Unity записывает UND JETZT DIE SPORTSCHAU (FOR EVAN PARKER) в составе с Манфред Шуф (Manfred Schoof) и Кенни Уиллер (Kenny Wheeler) (трубы), Питер Броцманн (Peter Brotzmann), Эван Паркер (Evan Parker) и Герд Дудек (Gerd Dudek) (тенор саксофоны), Майкл Пильц (Michael Pilz) (бас кларнет), Гюнтер Кристманн (Gunter Christmann), Альберт Мангельсдорф (Albert Mangelsdorff) и Пол Рузерфорд (Paul Rutherford) (тромбоны), Питер Ковальд (Peter Kowald) (туба), Буши Нибергалл (Buschi Niebergall) (контрабас), Пол Ловенс (Paul Lovens) (перкуссия), Ханс Райхел (Hans Reichel) (гитара), Шлиппенбах и Рудигер Карл (Rudiger Carl) (аккордеоны).
Ноябрь 1975 – альбом PEARLS. На обложке альбома неверно указана дата 1977, хотя сам Шлиппенбах утверждал, что это был 1975 год. Вероятнее всего это было в 1976, так запись была сделана на праздновании 10-ой годовщины оркестра. Globe Unity Orchestra был в своём международном зените: три трубача: Шуф, Уилер, Энрико Рава (Enrico Rava); пять саксофонистов: Броцманн, Дудек, Паркер, Энтони Брекстон (Anthony Braxton), Рудигер Карл (Ruediger Carl); три тромбониста: Гюнтер Кристманн (Guenter Christmann), Мангельсдорф, Рузерфорд; бас кларнетист Мишель Пильц (Michel Pilz); пианист Шлиппенбах; два басиста: Ковальд и Нибергалл и ударник Ловенс. В концерте прозвучала 25-минутная версию "Every Single One Of Us Is A Pearl" Эвана Паркера (Evan Parker).
В 1976 Шлиппенбах начинает выступать в дуэте со Свеном-Аке Йоханссоном (Sven-Ake Johansson) и в этом же году удостаивается награды "Kunstpreis der Stadt Berlin ". В июне 1976 записывают JAHRMARKT: фри джазовые исследования композиции "Jahrmarkt" и колоссально помпезную "Local Fair" для джазового ансамбля, квартета греческих бузук, группы из 17 духовых и 30 аккордеонистов. Немного изменённый состав, дополненный Дереком Бэйли (Derek Bailey), виолончелистом Тристаном Хонсингером (Tristan Honsinger) и Энтони Брекстоном (Anthony Braxton), записывает 4 импровизации без названия, вошедшие в альбом IMPROVISATIONS (сентябрь 1977). В январе 1977 проходит запись альбома HIDDEN PEAK. Кроме того, Шлиппенбах делает много сольных выступлений и в феврале 1977 записывает PIANO SOLO. В ноябре 1977 были записаны несколько дуэтов с ударником и вокалистом Свеном-Аке Йоханссоном (Sven-Ake Johansson) (альбом KUNG BORE).
В январе 1979 к оркестру присоединяется Стив Лэйси (Steve Lacy) для исполнения 6 коротких композиций, вошедших в COMPOSITIONS. Шлиппенбах получает "Schallplattenpreise der UDJ" (1980/1981). На диске UP AND DOWN THE LION – REVISED (сентябрь 1979) задокументировано трио Питер Броцманн (Peter Brötzmann) (саксофоны), Александер Фон Шлиппенбах (фортепиано) и Свен-Аке Йоханссон (Sven-Åke Johansson) (ударные).
После записи живого диска DETTO FRA DI NOI (июнь 1981) в составе трио Шлиппенбах-Паркер-Ловенс, они добавляют басиста Алана Силва (Alan Silva) и записывают двойной диск DAS HOHE LIED (ноябрь 1981) и ANTICLOCKWISE (сентябрь 1982). The Globe Unity Orchestra также продолжает своё существование, что и было задокументировано на альбомах INTERGALACTIC BLOW (в июне 1982), 20TH ANNIVERSARY (ноябрь 1986), GLOBE UNITY 2002 (январь 2002). В 1988 на основе своего трио Шлиппенбах создаёт Berlin Contemporary Jazz Orchestra (4 трубы, 4 тромбона, 6 саксофонов, фортепиано, бас и ударные), в котором в разные годы играли Виллем Бройкер (Willem Breuker), Пол Ловенс (Paul Lovens), Миша Мангельберг (Misha Mengelberg), Эван Паркер (Evan Parker), жена Шлиппенбаха Аки Такасе (Aki Takase) и Кенни Уиллер (Kenny Wheeler). Этот проект исполнял обычную, более организованную музыку и, в конце концов, зазвучал как джазовый биг бенд. В мае 1989 был записан диск BERLIN CONTEMPORARY JAZZ ORCHESTRA, содержащий 22 минутную композицию Кенни Уиллера (Kenny Wheeler) "Ana" и 19 минутную "Reef Und Kneebus" Мишы Мангельберга (Misha Mengelberg).
В течение 90-ых выступает в дуэтах с Тони Оксли (Tony Oxley), Сэмом Риверсом (Sam Rivers) и Аки Такасе (Aki Takase). Последняя студийная работа Шлиппенбаха в составе трио была записана в мае 1990 (ELF BAGATELLEN). В августе 1990 был записан альбом VERSUCH DER REKONSTRUKTION EINER VERGANGENEN ZEIT. В июне 1991 трио живьём записывает PHYSICS. В июле 1993 в рамках Berlin Contemporary Jazz Orchestra был записан диск THE MORLOCKS. В 1994 он получает престижный приз Альберта Мангельсдорффа (Albert Mangelsdorff).
В 1996 Шлиппенбах вновь собирает The Globe Unity Orchestra для исполнения "Globe Unity" в рамках джазового фестиваля Berliner Jazztage. В июле 1996 BCJ Orchestra выступил в Японии, где был записан LIVE IN JAPAN. В апреле 1998 трио Шлиппенбаха укрепляет свою репутацию живой записью COMPLETE COMBUSTION, а в ноябре этого же года выходит двойной диск SWINGING THE BIM. Процесс сотрудничества между трио и басистом Барри Гаем (Barry Guy) с ударником Полом Литтоном (Paul Lytton) был запечатлён в альбоме 2X3=5.
Диск BROOMRIDING (сентябрь 2003) был записан в составе трио с добавлением бас кларнетиста Руди Махолла (Rudi Mahall) и виолончелиста Тристана Хонсингера (Tristan Honsinger). VESUVIUS (октябрь 2004) был записан квартетом с Полом Данмоллом (Paul Dunmall), Полом Роджерсом (Paul Rogers) и Тони Бианко (Tony Bianco). Начиная с 1999, он исполняет и записывает на радио все композиции Телониуса Монка (Thelonius Monks) с Руди Махоллом (Rudi Mahall) и его группой. Работа над проектом была закончена в 2005 и все записи были изданы на серии дисков MONK'S CASINO. Эта работа получила The German Record Critics Award (2005).
Празднование 40-летия Globe Unity Orchestra (диск 40 YEARS) состоялось в ноябре 2006 при участии ветеранов Шлиппенбаха, Уилера, Шуфа, Дорнера, Эвана Паркера (Evan Parker), Джорджа Льюиса (George Lewis), Рузерфорда, Джеба Бишопа (Jeb Bishop), Ловенса и Литтона Lytton, как и новичков Жан-Люк Капоззо (Jean-Luc Capozzo) на трубе, Йоханнеса Бауэра (Johannes Bauer) на тромбоне и Руди Махолла (Rudi Mahall), Эрнста-Людвига Петровски (Ernst-Ludwig Petrowsky) и Герда Дудека (Gerd Dudek) на язычковых.
В 2007 Шлиппенбах получил "SWR-Jazz Award". В июне 2007 его трио с тенористом Эваном Паркером (Evan Parker) и ударником Полом Ловенсом (Paul Lovens) записывает GOLD IS WHERE YOU FIND IT. На альбоме FUR PAUL KLEE (декабрь 2007) были представлены Свен-Аке Йоханссон (Sven-Ake Johansson) (ударные), Аки Такасе (Aki Takase) (фортепиано), Шлиппенбах (целеста), Аксель Дорнер (Axel Dorner) (труба), Вернер Дафельдекер (Werner Dafeldecker) (бас) и Пол Ловенс (Paul Lovens) (перкуссионные). Следующая работа BLACKHEATH (март 2008) содержала три "живых" композиции: соло на фортепиано, соло на ударных Эдди Превоста (Eddie Prevost) и дуэт с Превостом.
Шлиппенбах спродюсировал множество записей и других работ для различных немецких радио станций. Он играл со многими выдающимися музыкантами европейской сцены фри джаза. С 2011 играет в составе Schlippenbach-Walsdorff Quartet, в который вошли Хенрик Вальсдорфф (Henrik Walsdorff) (альт сакс), Антонио Боргини (Antonio Borghini) (бас), Кристиан Лиллингер (Christian Lillinger) (ударные).