Alex Acuna / Алекс Акуна
Перуанский ударник и перкуссионист, играющий в основном в стиле афро-кубинского джаза.
Родился в музыкальной семье, которая помогла раскрыть его музыкальные таланты. Отец и пятеро братьев были музыкантами. Вместе с отцом начал изучать трубу и фортепиано, параллельно с четырёх лет самостоятельно изучая основы игры на ударных.
“Это были лучшие времена, когда я был под опекой моего отца, который был великим учителем и музыкантом, - вспоминал Акуна со своей особой сияющей улыбкой. – Он обучил музыке пятерых моих старших братьев на совершенно разных инструментах. Мой папа играл на всех этих инструментах. Но моя мама сказала ему не учить меня музыке, потому что она не хотела, чтобы я был музыкантом; я был самым младшим. Моя мама хотела, чтобы я был плотником, механиком или ещё кем-то, но только не музыкантом, ведь у неё уже было пятеро сыновей, играющих музыку. Когда наша семья репетировала, это была большая группа и играла любую музыку. А я просто слушал, сидя под столом. Вот так я учился".
И вот однажды одного из братьев, ударника, не было на репетиции, и группа осталась без барабанов. Мне было 10 лет. Все спрашивали: "И кто же будет играть на барабанах?" Я сказал: "Я могу!" И все рассмеялись. А я сказал: "Чего вы смеётесь? Я играю на барабанах!" "Но мы никогда не видели, чтобы ты играл, - сказали они. "Я никогда не показывал, как играю, потому что уважал мою маму, а она не хотела, чтобы я играл. Вообще-то я играл украдкой, чтобы никто меня не видел. Но мама знала, что я поигрываю. Вот так я и начал играть в группе моего отца. И когда мама пришла снова на репетицию, она сказала: "Ну, что ж, хоть он и самый молодой, он должен получать столько же денег, сколько и вы, ребята, получаете".
С десятилетнего возраста начал играть в местных группах, в 16 он отправился в столицу Перу Лиму, где уже работали его братья. Обладая необходимыми знакомствами, они помогли Алексу получать работу на телевидении, радио и в студиях. В 18 репутация Акуна была столь прочна, что его пригласил войти в состав своего оркестра известный бенд лидер Перез Прадо (Perez Prado), с которым он отправился на девятимесячные гастроли в Las Vegas. В 1965 Акуна перебрался San Juan, Puerto Rico, где выступал и работал студийным музыкантом. В этот период он женился и три года учился в Puerto Rico Conservatory of Music, играл классику в составе симфонического оркестра под руководством известного испанского мастера виолончели Пабло Касалса (Pablo Casals). Кроме того он играл в отелях с разными группами, и именно здесь он познакомился со своим любимым ударником Элвином Джонсом (Elvin Jones).
“Причина, по которой я так любил Элвина Джоунса (Elvin Jones), - вспоминал Алекс, - была в том, что, когда он играл с Джоном Колтрейном (John Coltrane), я танцевал, он заставлял меня двигаться. Вот какой джаз мне нравится! Он открыл мои глаза и мои уши. И мы стали очень близкими друзьями. Он и Тони Уильямс (Tony Williams). Мне нравится свежесть Тони, его проходы по тарелкам, настройка его барабанов, и его способность играть с большой свободой, но всегда знать, где он находится. Тони вышел из школы Роя Хайнса (Roy Haynes). Это было моим хлебом и маслом в те дни. Так что, если кто-нибудь спросит меня, как я учился играть джаз – я учился, слушая. Я завидую молодым исполнителям сегодня, потому что они могут увидеть всех тех музыкантов, к примеру, на Drum Channel. Но я видел других исполнителей – Чарли Персипа (Charli Persip), Джимми Коба (Jimmy Cobb), Сола Губина (Sol Gubin) (мало кто знает о нём), Джо Морелло (Joe Morello), Дона Ламонда (Don Lamond)".
Итак, следуя своей музыкальной страсти, Акуна отправился в Пуэрто-Рико. Он назвал единственную причину, повлёкшую его туда – любовь к этнической музыке. "Я родом из Южной Америки, где много прекрасной музыки… бразильской, уругвайской, из Аргентины, Колумбии, Венесуэлы, перуанской музыки. Но мне хотелось постичь музыку Кубы. Но была причина, по которой я не мог отправиться на Кубу – она была закрыта. Фидель, бла, бла, бла. Итак, причина, по которой я отправился в Пуэрто-Рико, была в том, что я хотел изучить карибскую музыку, афро-кубинскую музыку, игру на конга, тимбалес, бонгос, бата, колокольчиках и на том, что они называют клаве".
Впоследствии он вернулся в Штаты. "В 1974 я вернулся в Лас-Вегас, - вспоминал он, - ведь у меня была семья. Мне нужна была постоянная работа, чтобы оплачивать счета. Я вернулся с 1,500 долларами, с моей машиной, к моей жене и трём детям!” Месяц спустя он стал постоянным ударником в International Hilton и играл на перкуссии, в числе других, для Paul Anka, Diana Ross, Elvis Presley, The Temptations и Ike and Tina Turner.
“И в следующем году, - говорит Акуна, - Дон Элиас (Don Alias) и Мирослав Витус (Miroslav Vitous) приехали в Лас-Вегас посмотреть на меня. Дон Элиас (Don Alias) хотел собрать группу в составе с кем-то, кто бы играл на ударных и перкуссии, потому что он тоже играл на ударных и перкуссии. Итак, он пригласил меня войти в состав с Мирославом Витусом (Miroslav Vitous), Дэвидом Либманом (David Liebman) и Ричи Байрахом (Richie Beirach) на три месяца. Я ушёл из Hilton и мы отправились на Запад. Для меня это было настоящей переменой жизни. Но моя семья понимала это: ведь я приехал в Штаты играть музыку, играть джаз. Группа распалась, и я вернулся назад в Лас-Вегас. У меня не было работы, но постепенно мне начали предлагать поиграть в небольших лаундж местах".
Спустя неделю Акуна позвонили из Лос-Анджелеса. “Это было в сентябре 1975, - вспоминал Алекс. – Это был Джо Завинул (Joe Zawinul). Он сказал: - Алекс, ты хотел бы играть в группе? И я спросил: - Кто это? - Это Джо Завинул (Joe Zawinul). - Откуда ты меня знаешь? - Дэвид Либман (David Liebman), Дон Элиас (Don Alias) и Мирослав Витус (Miroslav Vitous); они рассказали мне о тебе и дали твой номер, – и добавил. – Ты будешь играть на перкуссии, потому что Честер Томсон (Chester Thompson) играет на ударных.
Вот так Акуна стал участником одной из самых инновационных джаз-фьюжн групп в истории джаза - Weather Report. На первой сессии звукозаписи в качестве нового участника Weather Report со-лидер Уэйн Шортер (Wayne Shorter) произвёл на Акуну сильное впечатление. "Уэйн поднялся со стула, на котором записывался, - вспоминал Акуна – и произнёс слова, которые я никогда не забуду. Он сказал: "Алехандро, если бы я был перкуссионистом, я бы играл именно так, как играешь ты".
В это же время Weather Report прослушивали бас гитаристов. Акуна сделал ключевое предложение. Когда назрел вопрос, он сказал Завинулу: “Я знаю одного: Жако Пасториуса (Jaco Pastorius). И Джо сказал: "Да, Херби Хенкок (Herbie Hancock) говорил мне о нём. Мне кажется, Херби записывал с ним что-то". Они позвонили Жако. И когда он приехал, в студии сидел какой-то басист и играл мелодию; она называлась ‘Cannonball’. А вы знаете, кто был за барабанами? Нарада Майкл Уолден (Narada Michael Walden). Они ведь пробовали разных ударников".
Как перкуссионист он выступал с октября 1975 по апрель 1976. “До этого времени я не говорил, что играю на ударных. Ведь меня пригласили как перкуссиониста и я хотел сыграться с группой, чтобы по настоящему понять, что я могу привнести в неё. Жако знал, что я играю на барабанах. Когда он первый раз играл с Честером, у них не срослось. Жако сказал мне: "Я не играю в этом стиле музыки. Я играю больше в твоём стиле, более свободном, как Тони Уилльямс (Tony Williams), более лёгком, парящем, не слишком привязанном к основному ритму". Тогда Уэйн сказал: "Хорошо, так что нам искать другого ударника?" И Джако ответил: "Нет! Я хочу, чтобы Алекс сел за барабаны". "А кто же будешь играть на перкуссии?" – спросил Уэйн. И мы начали прослушивать перкуссионистов. Вот так Маноло Бадрена (Manolo Badrena) вошёл в группу". Алекс занимал место ударника по октябрь 1977. “Я никогда не разделял их с самого начала, - признался позже Алекс. – Играть на перкуссии или играть на ударной установке для меня одно и то же".
Он принимал участие в записи альбомов BLACK MARKET (1976) и чрезвычайно успешного HEAVY WEATHER (1977), ставшего первым джаз-фьюжн альбомом, продавшимся тиражом более 1 млн. экземпляров. Акуна покинул Weather Report в 1978, и перебрался в Лос-Анджелес, где быстро стал высоко востребованным сессионным музыкантом, записывался (в числе многих других) с Paul McCartney, Joni Mitchell, Эллой Фитцджеральд (Ella Fitzgerald), Jim Walker, Чиком Кориа (Chick Corea), Whitney Houston, Plácido Domingo, Phil Keaggy, Sergeant Petter, Sam Phillips, бывшими коллегами по Weather Report Уэйном Шортером (Wayne Shorter) и Джо Завинулом (Joe Zawinul), Херби Хэнкоком (Herbie Hancock), Beck, Sergio Mendes, Yellow Jackets, Julio Iglesias, Juan Gabriel, Luis Miguel, U2, Javier Malosetti, Ли Ритенуром (Lee Ritenour), Peter Gabriel, Johnny Clegg, Robbie Robertson, Jackson Browne и Flavio Sala.
Алекс также принимал участие в концертых выступлениях с Roberta Flack, Антонио Карлосом Джобимом (Antonio Carlos Jobim), The Gipsy Kings, Пако де Люсиа (Paco de Lucia), Carlos Santana, Херби Хэнкоком (Herbie Hancock), Christina Aguilera и Тито Пуэнтэ (Tito Puente). Кроме того, он участвовал в создании музыки к фильмам под руководством Дэйва Грасина (Dave Grusin), Alan Silvestri, Мишеля Леграна (Michele Legrand), Bill Conti, Michele Colombier, Marvin Hamlish, Maurice Jarre, Mark Isham, Hans Zimmer, John Williams, Лало Шифрина (Lalo Schiffrin) и других. Неожиданно для себя Акуна получил приглашение сыграть на ударных с Элом Джарро (Al Jarreau). С этого момента между 1980 и 1986 он периодически играет в команде Джарро, полгода проводит с ним в гастрольной поездке, ещё полгода работает с ним в студии.
В 1986 Акуна решает больше не отправляться на гастроли. "Я решил, что не буду больше ни с кем гастролировать. Мне звонили большие имена из мира поп и рок музыки, но я всем говорил: "Нет".
Он обладатель многих наград и призов, включая награду Emeritus MVP от NARAS (National Academy of Recording for the Arts and Sciences) и обладатель звания (5 лет подряд) "Best Latin/Brazilian Percussionist" по результатам опроса читателей журналом Modern Drummer. В 1980 Акуна создал христианский джазовый коллектив Koinonia, с которым делал записи и всё же гастролировал. В его составе играли такие сессионные музыканты, как Эбрахам Лэйбориэл (Abraham Laboriel), Justo Almario, Hadley Hockensmith, Harlan Rogers и Bill Maxwell. Он играл на альбоме Willy DeVille CROW JANE ALLEY и в 1987 вошёл в состав TCB Band, игравшей для Elvis Presley в телевизионной передаче Roy Orbison "A Black and White Night". Он играл на перкуссии в занявшей первые строчки хит-парадов песне группы Blondie "The Tide Is High".
Южноамериканские и карибские корни Алекса, глубокое понимание им современной и классической музыки, сделали его совершенным и высокотехничным мастером. В 2000 Алекс Акуна и Su Acuarela De Tambores с альбомом RHYTHMS FOR A NEW MILLENNIUM были выдвинуты на получение премии Grammy в номинации "Best Traditional Tropical Latin Album". На альбоме представлены различные стили латиноамериканских, южноамериканских и африканских перкуссионных. Zan Stewart из Los Angeles Times писал: "Алекс Акуна является воплощением перкуссиониста всего мира музыки, которому подвластны все стили".
С 2006 Акуна выступает, пишет музыку для трёх различных проектов. Первая группа Tolu исполняет "тяжёлый" латина джаз. Вторая Alex Acuña & The Unknowns играет в стиле Weather Report. Третью можно услышать на альбоме TO MY COUNTRY, на котором Акуна выразил свою любовь к перуанской музыке при помощи перуанских музыкантов и с поддержкой его любимых саксофонистов: Пакито ДеРивера (Paquito D’Rivera), Уэйна Шортера (Wayne Shorter), Эрни Уоттса (Ernie Watts) и Джусто Алмарио (Justo Almario). Кроме того, он продюсирует "Thinking of You" в исполнении Alex Acuña & The Unknowns, "Rumberos Poetry" в исполнении Tolú и "Aliyah" в исполнении Kay Silberling. Он участвует в различных проектах NIDO Entertainment.
Также в 2006 Акуна получил приглашение в Норвегию сыграть с клавишником Яном Гуннаром Хоффом (Jan Gunnar Hoff) и басистом Пером Матисеном (Per Mathisen). "Я начал играть с этими парнями, - вспоминал он, - и наше трио звучало как секстет. Фортепиано, синтезаторы, акустика везде. Я играл одновременно на ударных и перкуссионных, как какой-то исполнитель-осьминог. Мы отправились в турне по Европе, и сделали запись, JUNGLE CITY. Это было как с Weather Report, потому что парни могут играть в этом стиле, они понимают этот язык". В 2010 трио выпускает DVD, записанный живьём в Лос-Анджелесе - ACUÑA/HOFF/MATHISEN.
Акуна работал и с симфоническими оркестрами – с Лало Шифрином (Lalo Schifrin) и с London Symphony в недавнем проекте Latin Jazz Meets Symphony Orchestra. В 2010 Акуну можно услышать на альбоме Бобби МакФеррина (Bobby McFerrin) VOCAbuLarieS, и увидеть на гастролях с МакФеррином летом в Европе. Вернувшись в L.A., Акуна работал в студии. Одна из последних работ представлена на последнем диске Винсе Мендозы (Vince Mendoza). Кроме того, он участвовал в создании саундтреков в кино: Red и Toy Story 3.
Алекс широко известный педагог, одарённый преподаватель и мастер по восстановлению барабанов и перкуссии. Он записал 4 обучающих видеопрограммы, проводил семинары в различных учебных заведениях, включая UC Los Angeles, Berklee School of Music в Boston и других международных школах музыки. Такие фирмы, как DW Drums, Zildjian Cymbals, Gon Bops Percussion, Gibraltar, Vic Firth, Evans и микрофоны Shure – являются спонсорами Алекса. Он работал над дизайном линии тарелок "Azuka" на фирме Zildjian, его роспись стоит на палочках фирмы Vic Firth, именем "Alex Acuña" подписана линия конго, бонгас, цимбал, кайонс (cajons) и колокольчиков фирмы Gon Bops Percussion.
Возможно, Акуна и не достиг такой славы, как такие перкуссионисты как Аирто Морейра (Airto Moreira) или Нана Васконселос (Nana Vasconcelos), но, как бы там ни было, в его активе огромный список музыкантов, с которыми он сотрудничал, включая Клер Фишер (Clare Fischer), Таню Мария (Tania Maria) и Джони Митчелл (Joni Mitchell). Талантливо и с огромным воображением используя традиционные перуанские и современные латиноамериканские ритмы, он разработал свой персональный стиль, в котором нашло отражение влияние Элвина Джоунса (Elvin Jones) и Тони Уилльямса (Tony Williams). Он участник группы All Stars Of GRP. В составе своего последнего коллектива он записывается для JVC, смешивая афро-латину и латина джаз с фанком и фьюжн.