Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Alvin Batiste / Элвин Батист

Американский авангардный джазовый кларнетист.

Преподавал в собственном джазовом институте при Южном университете в Батон-Руж, штат Луизиана. Хотя его иногда называют кларнетистом новоорлеанского стиля, на самом деле Батист авангардный исполнитель, которого не так легко классифицировать. Он известен своим большим вкладом в джазовое образование, а также нетрадиционным использованием кларнета, применяя современные и авангардные гармонии на инструменте, который обычно используется только в традиционном джазе и диксиленде. Несмотря на то, что Батист часто не получал должного признания, он играл с самыми известными джазовыми исполнителями, а также обучал несколько поколений выдающихся музыкантов.

Элвин Батист является членом семьи Батистов из Нового Орлеана. Большая родословная насчитывает 25 музыкантов, среди которых Гарольд Батист (Harold Battiste) (AFO Records), Лайонел Батист (Lionel Batiste), Рассел Батист-младший (Russell Batiste Jr.) и Джон Батист (Jon Batiste) (Stay Human).

Элвин начал исполнять джаз на кларнете во время учёбы в школе. По его воспоминаниям, он начал серьезно заниматься кларнетом после того, как впервые услышал Чарли Паркера (Charlie Parker) в доме своего двоюродного брата Гарольда Батиста (Harold Batiste) (альт-саксофониста и композитора) летом перед поступлением в среднюю школу. Элвин учился в средней школе имени Букера Т. Вашингтона, где учились его сверстники Джо Ньюман (Joe Newman) (труба), Бенни Пауэлл (Benny Powell) (тромбон), Сальвадор Дусетт (Salvadore Doucette) (фортепиано), Эд Блэквелл (Ed Blackwell) (ударные) и его коллега кларнетист Джимми Гамильтон (Jimmy Hamilton). Батист называет Гамильтона одним из своих первых влияний: "Он действительно был одним из моих героев, потому что Дюк приходил играть в актовый зал моей школы, и я носил кларнет Джимми Гамильтона (Jimmy Hamilton), чтобы попасть туда, послушать, как он разогревается, и насладиться музыкой... Когда я получил возможность сыграть в составе группы Эллингтона, это произошло потому, что Мерсер Эллингтон (Mercer Ellington) услышал меня и сказал... эй, ты напоминаешь мне Джимми". Позже Батист пригласил Гамильтона принять участие в записи альбома 1985 года CLARINET SUMMIT для компании India Navigation. Батист также упоминал великого новоорлеанского кларнетиста Сиднея Беше (Sidney Bechet), который, безусловно, оказал влияние на любого кларнетиста.

После окончания школы Батист получил степень бакалавра в Южном университете и степень магистра в Университете штата Луизиана. Позднее, в 1969 г., Батист вернулся в Южный университет, чтобы помочь основать Институт джаза. В середине 50-х годов Батист переехал в Лос-Анджелес, чтобы присоединиться к своим сверстникам Блэкуэллу, Гарольду и Эллису Марсалису (Ellis Marsalis) (фортепиано).

В 1956 с выступлений в Лос-Анжелесе началось сотрудничество Батиста с легендарным пионером свободного джаза альт-саксофонистом Орнеттом Коулменом (Ornette Coleman). В 2003 г. Орнетт выступал на фестивале "New Orleans Jazz and Heritage" и пригласил Батиста сыграть с ним на сцене.

Затем Батист сделал несколько малоизвестных записей в составе квинтета AFO ("all for one") в Новом Орлеане, пару раз играл с Кеннонболлом Эддерли (Cannonball Adderley), а в 1958 году недолго гастролировал в составе группы Рэя Чарльза (Ray Charles), но в основном играл не на кларнете, а на тенор-саксофоне и различных деревянных духовых инструментах.

Начиная с конца 60-ых и до середины 80-ых большую часть времени он посвящал преподавательской деятельности в Southern University города Baton Rouge. Под его руководством проходили обучение такие музыканты как Бренфорд Марсалис (Bradford Marsalis), Рэнди Джексон (Randy Jackson), его брат Херман Джексон (Herman Jackson), Дональд Харрисон (Donald Harrison), Генри Батлер (Henry Butler), Чарли Синглтон (Charlie Singleton (Cameo)), Рональд Майерс (Ronald Myers) и Вуди Дуглас (Woodie Douglas (Spirit)).

В 1975 он участвовал в записи финальной пластинки Кэннонболла Эддерли (Cannonball Adderley) (альт-сакс) LOVERS (1975, Fantasy), играя на электрокларнете, флейте и тенор-саксофоне. Его композиции «Chatterbox» и «Mozart'in» - обыграли прозвище Батиста Mozot - были представлены на пластинке Аддерли IN THE BAG, в записи которой участвовали коллеги Батиста по Новому Орлеану Эллис Марсалис (Ellis Marsalis), Нат Перрилат (Nat Perrilat) (тенор-саксофон) и Джеймс Блэк (James Black) (ударные).

В 1977-78 гг. Батист записал два альбома с фьюжн-барабанщиком Билли Кобэмом (Billy Cobham) - "Magic" и "Simplicity of Expression Depth of Thought". В этих записях также принимали участие ученики Батиста - Рэнди Джексон (Randy Jackson) (электробас), Рэй Мутон (Ray Mouton) и Чарльз Синглтон (Charles Singleton) (гитары). Как уже говорилось, в 1969 году Батист помог основать Джазовый институт при Южном университете. В его состав вошли Генри Батлер (Henry Butler) (фортепиано), Джулиус Фармер (Julius Farmer) (бас), Герман Джексон (Herman Jackson) (ударные), Джордж Пэк (George Pack), Кирк Форд (Kirk Ford) (тенор-саксофон), Террел Джексон (Terrel Jackson) и Реджинальд Хьюстон (Reginald Houston) (баритон-саксофон).

Школьный джазовый ансамбль "Ягуар" начал выступать на региональных и национальных конкурсах. Они стали привлекать к себе внимание на национальном уровне, получив высокую оценку журнала Downbeat и трубача и продюсера Куинси Джонса (Quincy Jones). В Южном университете учился внушительный список студентов, среди которых, помимо уже упомянутых, были Брэнфорд Марсалис (Branford Marsalis) (тенор-саксофон), Дональд Харрисон (Donald Harrison) (альт-саксофон), Реджинальд Вил (Reginald Veal) (бас), Морис Браун (Maurice Brown) (труба), Роланд Герин (Roland Guerin) (бас), Куамон Фаулер (Quamon Fowler) (тенор-сакс), Трой Дэвис (Troy Davis) (ударные), Кент Джордан (Kent Jordan) (флейта), Херлин Райли (Herlin Riley) (ударные), Уэсс Андерсон (Wess Anderson) (альт-сакс), Джонатан Блум (Jonathan Bloom) (перкуссия), Крис Северин (Chris Severin) (бас), Майкл Уорд (Michael Ward) (кларнет) и многие другие.

В 1981 он присоединился к Джону Картеру (John Carter), Давиду Мюррею (David Murray) и Джимми Хамильтону (Jimmy Hamilton) для создания группы Clarinet Summit. В 1984 в качестве лидера он записал альбом MU-SIQUE D'AFRIQUE NOUVELLE ORLEANS, который представил на суд слушателей сюиту Crescent City Culture (вообще-то, написанную для New Orleans Philharmonic Orchestra) и два сочинения Батиста, которые продемонстрировали глубокий интерес автора к мистицизму. Он как-то признался, что изучал музыку Античного Мистического Ордена Розы и Креста (АМОРК).

Батист эклектичный исполнитель, одинаково легко справляющийся и с джазовым, и с классическим репертуаром. В 1987 специально для фестиваля, посвящённого творчеству Блеквелла, вместе с различными музыкантами, с которыми он выступал в 50-ых, (среди них были Эллис Марсалис (Ellis Marsalis) и сам виновник Эд Блеквелл (Ed Blackwell) он создал группу American Jazz Quintet. Выступление этого необычного коллектива, некоторые участники которого не играли вместе более 30-ти лет, было задокументировано и вышло под названием FROM BAD TO BADDER.

После записей CLARINET SUMMIT в 1980-х годах с участием кларнетистов Джона Картера (John Carter), Дэвида Мюррея (David Murray) и вышеупомянутого Джимми Гамильтона (Jimmy Hamilton), в 1988 году India Navigation выпустила альбом BAYOU MAGIC. В BAYOU MAGIC Батист играет в квартете (кларнет, фортепиано, бас, ударные) с редким использованием своего электрокларнета. Альбом был записан в более обычной форме с набором пост-бибоповских мелодий, где он продемонстрировал изумительную технику и удивительную изобретательность кларнетиста. На BAYOU MAGIC также была представлена композиция Батиста "Imp and Perry", представляющая собой ремелодизацию классической композиции Джона Колтрейна (John Coltrane) "Countdown".

Гармоническая структура "Countdown" очень сложна и трудна для импровизации. Батист повторно использовал эту гармоническую концепцию в ряде других композиций, включая "Spy Boy" и "Cochise" (ремелодизация джазового стандарта "Cherokee" с изменениями аккордов "Countdown" в бридже). Однажды Батист встретился с Колтрейном и спросил его, как подходить к таким песням, как "Giant Steps" и "Countdown", но Колтрейн не захотел отвечать, поскольку эти произведения остались в его прошлом, и он больше не имеет дела с подобными концепциями. Батист также в значительной степени заимствовал у Колтрейна использование четвертей в импровизации, концепцию, которая также рассматривается в "Корневой прогрессии".

Позже Джон Батист выпустил альбом LATE (1993, Columbia), а затем SONGS, WORDS, AND MESSAGES, CONNECTIONS (1999, SLM). В этих записях часто принимали участие бывшие студенты. В группе Батиста "Jazztronauts", как правило, также играли студенты. На протяжении своей карьеры Батист написал несколько джазовых симфоний. Национальный фонд поддержки искусств (NEA) даже заказал Батисту концерт для африканских инструментов с оркестром.

В 2003 году Батист возглавил джазовую программу в Новоорлеанском центре творческих искусств, обучая новое поколение новоорлеанских джазовых музыкантов. "Корневую прогрессию" Батист начал разрабатывать в 1971 году, которая стала его фирменной системой обучения. Основу "Корневой прогрессии" составлял набор увеличивающихся интервалов. В упражнении игроку предлагалось сначала подняться на октаву на полступени, затем опуститься на целую ступень, подняться на полступени, опуститься на полступени, подняться на минорную терцию, опуститься на мажорную терцию, подняться на четверти, затем на тритоны, поднимающиеся хроматически, и, наконец, на пятые, поднимающиеся на целую ступень. Идея заключалась в том, чтобы предложить игроку взять мелодический мотив и транспонировать его через интервалы корневой прогрессии. Это упражнение позволяет игроку овладеть техникой транспонирования, а также развивает чувство гармонии. Среди других фирменных упражнений - "Джазовая поэма", представляющая собой сборник разнообразных ритмов, которым присваиваются уникальные слоги, чтобы ученик мог легко их различать и запоминать.

В 2005 году на Новый Орлеан обрушился ураган "Катрина", и Батист был вынужден переехать в Батон-Руж. Вскоре после этого бывший студент Брэнфорд Марсалис (Branford Marsalis) предложил помощь в записи Батиста в качестве одной из первых частей Marsalis Music Honors Series. В результате в 2007 году вышел альбом MARSALIS MUSIC HONORS Alvin Batiste, ставший для него последним.

В марте 2007 года Батист опубликовал книгу "The Root Progression Process 3.0 (The Fundamentals for 20th Century African American Music)", которая представляет собой сборник подобных упражнений, а также схем многих классических композиций Батиста. Работа Элвина Батиста в качестве руководителя оркестра была записана преступно мало, в основном из-за нехватки времени, связанной с постоянной преподавательской деятельностью.

6 мая 2007 года, накануне выступления Батиста на New Orleans Jazz and Heritage Festival, Элвин Батист умер от сердечного приступа во сне в возрасте 74 лет. Выступление состоялось, как и было запланировано, став трибьютом легенде джаза. Отдать дань уважения и выступить пришли Гарри Конник-младший (Harry Connick, Jr.) (фортепиано), Брэнфорд Марсалис (Branford Marsalis), Кент Джордан (Kent Jordan), Стефани Джордан (Stephanie Jordan) (вокал), а также последняя группа Батиста "Jazztronauts", тогдашние студенты NOCCA, Макс Моран (Max Moran) (бас), Джо Дайсон (Joe Dyson) (ударные) и Конун Паппас (Conun Pappas) (фортепиано). Это было достойное прощание с человеком, который так много сделал для своей музыки, своих учеников и своего города.

Награды и почести

Карьера Элвина длилась более пяти десятилетий, в течение которых он получил бесчисленное количество наград и почестей. В их числе:

Национальная гуманитарная премия Национальной ассоциации джазовых педагогов Премия за жизненные достижения Международной ассоциации джазовых педагогов Премия журнала Offbeat за жизненные достижения в области художественного образования Премия губернатора за выдающийся вклад в художественное образование Премия Южного университета за выдающиеся заслуги Институт джаза Южного университета (основанный Батистом) переименован в Институт джаза Элвина Батиста Премия имени Луи Армстронга Национальная премия за выдающиеся достижения в области черной музыки (National Black Music Caucus Outstanding Achievement Award) Премия Big Easy Awards - 1995 г. Лучший джазовый артист года Премия имени Джея Хэя (Jay Hay Fellows Award) Премия стипендиатов отдела искусств штата Луизиана
14:55