Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Abbey Lincoln / Эбби Линкольн

Американская джазовая вокалистка.

В разное время выступала под именами Anna Marie, Gaby Lee и Aminata Moseka. По словам John Leland из Newsweek Abbey Lincoln "культурная предтеча" джазовой вокалистки Cassandra Wilson. "Я научилась у Эбби тому, как выбирать различные направления, - говорит Кассандра. – Как вкладывать в слова песен то, что происходит в твоей жизни в данный момент". "Существует лишь несколько людей в афроамериканской культуре, которых можно назвать носителями этой культуры, которые помогают сохранить традиции и передать знания и понимание нашего наследия. Поль Робсон (Paul Robeson) был именно таким. И, конечно же, Эбби Линкольн".

Вскоре после рождения Анны Мари (Anna Marie Wooldridge) семья переезжает в Calvin Center, Michigan, так как мама считала, что деревенская местность – это лучшее место для большой семьи. "Я рада, что вышла из народа, - говорит Линкольн. - Моя мама была мудрой женщиной, которая поощряла свободные мысли. Она обладала наивысшим чувством собственного достоинства. Мой отец был выдающейся личностью. Он сам построил дом, в котором мы жили. Он самостоятельно принял роды последних шести детей. Он легко бы смог стать певцом, но никогда не пытался преуспеть в этом деле. Он предпочёл посвятить себя семье". По причине тяжёлого финансового положения детям часто приходилось развлекать себя пением. В силу того, что Эбби была десятым ребёнком из двенадцати, ей сложно было выделиться и проявить свои таланты.

"Я предпочитала петь одна – чтобы хоть как-то оказаться в центре внимания, - рассказывала она Francis Davis из High Fidelity. – Место за пианино в общей комнате стало моим личным пространством, как только я поняла, что пение помогает мне завоевать внимание и восхищение".

Она начинает петь в школьном и церковном хоре, часто в качестве солистки. Её музыкальный подход в основном сформировался под влиянием записей с пластинок, которые отец брал послушать у соседей. Они слушали записи Билли Холидей (Billie Holiday, Эллы Фитцджеральд (Ella Fitzgerald), Сары Воун (Sarah Vaughan), Лины Хорн (Lena Horne). "Особенно я находилась под впечатлением от Лины Хорн (Lena Horne); некоторое время я полностью копировала её стиль и голос, - рассказала она Gary G. Vercelli из Down Beat. – Затем у меня появилась возможность увидеть выступление Лины. И после этого я поняла, что не хочу быть больше как Лина, потому что её послание было таким сильным и понятным – "будь собой". После окончания в 1949 Центральной средней школы (Central High School) в Kalamazoo, находит работу горничной.

Свои музыкальные способности она подтвердила в 19 лет, когда выиграла любительский вокальный конкурс. После чего в 1951 переезжает в Калифорнию, где берёт уроки вокала, музыки и драматургии у лучших преподавателей, параллельно выступает в различных ночных клубах. В 1952 переезжает в Honolulu, где получает место постоянной вокалистки в одном из клубов, берёт сценическое имя Anna Marie. Здесь она встречается с Билли Холидей (Billie Holiday) и Луи Армстронгом (Louis Armstrong). Её отличительный вокальный стиль ещё не был сформирован к этому времени. "Я пела песни, которые исполняла Розмари Клуни (Rosemary Clooney), и песенки, которые были популярны на радио, - поделилась она с Lisa Jones из New York Times. – В те времена вокалисты могли забраться на сцену в баре, выкрикивать и повизгивать как инструменты, действительно развлекая людей".

В 1954 возвращается в Голливуд, где с успехом выступает в клубе Moulin Rouge в Лос-Анжелесе, в котором проходили ревю во французском стиле со слонами и крашеными в розовый пуделями. Надев головной убор из перьев и платье с довольно откровенным вырезом, она выступает под именем Gaby Lee, которое ведущий произносил с французским акцентом. В 1956 по совету своего менеджера и поэта-песенника Боба Расселла (Bob Russell) меняет своё имя на Abbey Lincoln – комбинацию из названия Westminster Abbey и имени Abraham Lincoln.

В этом же году делает запись первого альбома AFFAIR: A STORY OF A GIRL IN LOVE, представ на обложке в приковывающей взгляды позе. "Я выбрала эту позу, потому что не знала ничего лучше. Я не думала о себе, ни как о серьёзной артистке, ни как о серьёзной личности вообще. Я всего лишь хотела, чтобы люди думали обо мне, как о красивой и желанной". Одним из продюсеров первого диска становится Бенни Картер (Benny Carter). Позднее в 1956 Линкольн укрепляет сексуальный образ ролью в своём первом фильме - комедийном мюзикле режиссёра Френка Ташлина "The Girl Can't Help It", в главной роли с Jayne Mansfield. В фильме она была в платье, в котором Marilyn Monroe снялась в Gentlemen Prefer Blondes. В этом же платье она появилась на обложке журнала Ebony в июне 1957 с надписью "Девушка в платье Мерлин Монро".

Критик журнала Down Beat Dom Cerulli так выразил свои эмоции после выступления Линкольн в одном из ночных клубов в 1957: "Определённо, эта исполнительница, как для глаза, так и для ушей. Мисс Линкольн представительная девушка изумительных пропорций… И её внешний вид, как и вокал вызывают лишь самые высокие оценки".

Но возросшая популярность противоречила её социальным и артистическим ощущениям. "Я испытывала какое-то несоответствие в своей жизни, - описывала Линкольн свои переживания журналисту Michael Bourne из Down Beat. "Я была тихой хорошей девочкой, и вдруг превратилась в сирену! Это сводило меня с ума. Я была напугана". Чувствуя, что она не такая хорошая вокалистка, как её представляют, что всё это пахнет фальшью, Линкольн решает отбросить всю показуху и притворство, которые помогли ей привлечь всеобщее внимание. Выйти из творческого тупика ей помогает величайший джазовый ударник Макс Роуч (Max Roach), с которым она знакомится в конце 50-х. Он убеждает Линкольн, что для успеха в музыке и в жизни не обязательно носить платья а-ля Монро.

"Макс научил меня вкладывать всю творческую силу во всё, с чем я сталкиваюсь в жизни, а не только в музыку, рассказала она Vercelli. – Многие вещи, которым я научилась у него, продолжают служить мне и сегодня, особенно техника постоянной практики, даже если ты находишься вдали от инструмента". По слухам, вскоре она делает символический жест - сжигает платье.

Благодаря Роучу Линкольн знакомится и начинает выступать с такими ведущими музыкантами джаза как Сонни Роллинс (Sonny Rollins), Джон Колтрейн (John Coltrane), Телониус Монк (Thelonious Monk), Уинтон Келли (Wynton Kelly) и Кенни Дорхэм (Kenny Dorham). Начинает сочинять собственную музыку. В этот период возрастает её активность и в других, не связанных с музыкой, областях жизни. Она встречается с интеллектуалами, обеспокоенными местом и положением темнокожего населения в американском обществе того времени, и понимает, что джаз не сможет в полной мере помочь ей выразить политические взгляды. "Это были первые дни зарождения движения по борьбе за гражданские права, мы все задавали одни и те же вопросы, - объясняла она Davis. – Но мы задавали вопросы, которые не задают гламурные девочки. Гастролируя по стране, я отмечала, что темнокожие люди повсюду живут в трущобах, в унизительной нищете. Я хотела знать почему".

Интерес Линкольн проистекал из самого сердца, её вопросы были резкими и проницательными. Много времени уделяет изучению культурного наследия, изменяется даже её причёска – она носит волосы естественным образом. Вот что сказал Роуч о социальной позиции Линкольн: "Она стала символом для молодых темнокожих женщин, потому что была политически ловкой и прозорливой. Писательницы Amiri Baraka и Maya Angelou, да и многие другие люди могли просто прийти и у нас начинались все эти дискуссии и споры. Но поскольку она обладала такой обворожительной красотой, которую многие по достоинству ценили, это просто обезоруживало большинство мужчин, включая меня. Потому что её позиция всегда была не то чтобы более жёсткой, чем наша, а более точно акцентированной. И в этом она была сильна".

Окрашенный новыми эмоциональными красками голос Линкольн зазвучал в 1960 году на альбоме Макса Роуча (Max Roach) WE INSIST!: FREEDOM NOW SUITE, который становится джазовым гимном движения за гражданские права. Одна композиция альбома "Prayer/Protest/Peace" - дуэт Линкольн и Роуча вызвал разнонаправленные критические оценки. Поскольку именно голос Линкольн пронзительно взывал к слушателю, её тут же причислили к радикалам. Её личностные перемены и рост социального самосознания оказал большое влияние, как отметил Jones: "Её трансформация от старлетки с пышно начёсанной причёской в социально активного джазового артиста с приставкой "афро" предзнаменовал курс, которым будет развиваться осознанность темнокожего населения в 60-ых".

В 1962 она выходит замуж за Роуча. Дочка Роуча от предыдущего брака Maxine приняла участие в работе над несколькими альбомами Линкольн. С середины 60-х Линкольн прекращает записываться и выбирает карьеру актрисы, продолжая активно высказываться против угнетения афроамериканцев. Вместе с Айваном Диксоном (Ivan Dixon) она блистает в 1964 в фильме Nothing But a Man, в 1968 играет с Sidney Poitier в романтической комедии For the Love of Ivy. "Хотя и очень разные, оба фильма стали ключевыми в силу их особой чувственности, непатологического изображения любви, сексуальности и близости между темнокожими женщиной и мужчиной, - писал Jill Nelson в Essence. За роль в фильме Nothing But a Man в 1965 Федерация Кинематографов Италии (Federation of Italian Filmmakers), и в следующем 1966 на Первом всемирном фестивале негритянского искусства (First World Festival of Negro Arts) ей присуждают награды, как лучшей актрисе. В 1969 за For the Love of Ivy она удостаивается награды "Наиболее яркая личность на экране" от Всеамериканской ассоциации прессы (All American Press Association).

Несмотря на одобрительные отзывы критиков, Линкольн предлагают лишь эпизодические телевизионные роли, не давая возможности реализовать яркий актёрский талант. Историк Donald Bogle уверен, что единственной причиной был социальный климат: "Она была цветной, но хотела играть интеллигентность, уравновешенность и чувственность, в чём медиа босы не были заинтересованы, эта картинка не совпадала с их представлениями об афроамериканской женщине".

В 1970, расстроенная из-за задушенной актёрской карьеры и подавленная из-за развода с Роучем, Линкольн в течение пяти недель пытается найти эмоциональное утешение в психиатрической клинике в северной части Нью-Йорка, где поёт сама себе в палате. В 70-ых она редко выступает в Соединённых Штатах, иногда выступая и гастролируя за пределами страны. В 1972, отдыхая в Африке, она берёт себе африканское имя. Президент Гвинеи Sekou Toure в знак признания её внутренней силы и решимости даёт ей имя "Aminata". Второе имя "Moseka" – подарок министра информации Заира, означает бога любви в женском воплощении. Её последующие альбомы выходят под новым именем, в то время как старые переиздаются под прежним. В 1972 она снимается в фильме A Short Walk to Daylight, за который получает превосходные отзывы. В 1974 становится доцентом Афроамериканского Театра и Панафриканских исследований (African-American Theatre и Pan-African Studies) при California State University. В 1975 её имя было введено в Зал славы темнокожих кинематографов (Black Filmmakers Hall of Fame). Принимает участие в телевизионных шоу, включая Flip Wilson, Marcus Welby, M.D., Mission Impossible и All in the Family. Занимается постановкой музыки и танца в театре, делает режиссуру и продюсирует постановку A Pig in a Poke.

В 1973 она наконец-то записывается на лейбле Inner City и постепенно проявляет всё большую активность в джазе. В 1979, спустя почти 15 лет после выхода последнего диска в Штатах, Линкольн предлагает на суд критиков и слушателей альбом PEOPLE IN ME. Десять лет она писала песни, упражнялась в вокале и искала внутреннее умиротворение. Результаты были представлены в альбоме. "Она продемонстрировала необыкновенный поэтический дар, - написал John S. Wilson в High Fidelity. – Её настроения простираются от необъятного сияния 'Африки' до сатирического взгляда на женскую суетность, от оригинального дуэта с внутренним голосом до – что почти в стиле Cole Porter - перечня той смеси внутренних проблем, которыми все мы наполнены". После почти десяти лет добровольного изгнания Линкольн появилась как "сильный чёрный ветер, дующий мягко снова и снова", процитировал слова Vercelli поэт Nikki Giovanni.

Большую часть 80-х Линкольн продолжает находиться "в тени, продолжая внутренний поиск, принимая горькую микстуру своей жизни – из одиночества, боли и радости – и воплощая это в музыке", писал Nelson. Её подход к написанию песен в основном автобиографический; она описывает тот мир, с которым ей пришлось столкнуться, делиться своими наблюдениями". "Вокалист обладает силой слова, - объясняла она Peter Watrous из New York Times. – Всё, что мы говорим, реализуется… Я вышла из длинной цепочки великих вокалистов, которые были социально активными и особыми, и пели о своей жизни и жизни их народов". В 1987 Enja выпускает два альбома, посвящённые Билли Холидей (Billie Holiday). Они показали слушателям, что певица находится в превосходной форме.

Голос Линкольн сравним с голосами её великих предшественниц не только по содержанию песен, но и по тембру. Её голос теперь часто сравнивают с голосом кумира её детства Билли Холидей (Billie Holiday), "глубокий, богатый голос… скорее, более правильный благодаря эмоциональному содержанию её песен, чем абсолютной тональности, - отметил Leland. – Он может быть обескураживающим или чрезвычайно обворожительным, но – никогда не будучи приукрашенным – не оставляет слушателям много пространства для равнодушного восприятия". " Убедительные признания, которые она доносит в своих песнях, отражают её эмоциональное восприятие жизни. Они заставляют аудиторию, затаив дыхание, следить за напряжённостью неподдельной драмы – описывал Watrous. - Хрупкие, вьющиеся фразы несут в себе глубочайший смысл, и в тембре её голоса слышится сдерживаемая сила эмоций".

С 1989 она начинает сотрудничество с продюсером французского отделения лейбла PolyGram Жан-Филиппом Аллардом (Jean-Philippe Allard). С выпуском в начале 90-х двух альбомов - THE WORLD IS FALLING DOWN и YOU GOTTA PAY THE BAND – Линкольн добивается как коммерческого, так и артистического успеха. Оба альбома декларируют её отношение к жизни, артистическое видение, сопереживание со всем человечеством в целом. THE WORLD IS FALLING DOWN это "рассуждения о жизни и любви много повидавшей, но всё ещё страстной души - написал Eric Levin в обзоре для журнала People. Кроме того, в 1990 она снимается в фильме Mo' Better Blues.

Для работы над альбомом YOU GOTTA PAY THE BAND (1991) Линкольн пригласила великого джазового саксофониста Стэна Гетца (Stan Getz), который умер вскоре после выхода диска. Созданная ими музыка, их творческий диалог вышел далеко за пределы простого наслаждения жизнью, но и продемонстрировал их способность сопереживать чужую боль во всей её глубине. Обозреватель журнала Down Beat Owen Cordle назвал его "альбомом, наполненным сладкой горечью и особой пикантностью. Голос Линкольн — это чёрная земля, саксофон Гетца – мягкие летние облака. Зная, что он умирает, как могли они исполнить линкольновскую 'When I'm Called Home' без чувства глубочайшего сострадания? Грандиозный триумф великого искусства, примером которого является этот альбом".

С 1990 по 2000 Линкольн создала внушительный каталог нового материала из 7 альбомов на французском отделении Verve Music Group. Начав с THE WORLD IS FALLING DOWN, она закончила с OVER THE YEARS, который подвёл итог её длинной карьере. "Она создаёт песни, - написал Jill Nelson в Essence, - не просто личные, но которые символически выражают желание женщины найти жизненные силы, любовь, общность, стремление к честности и чистоте". David Grogan из журнала People назвал её "превосходной рассказчицей".

Популярность Линкольн продолжала расти с выходом новых альбомов. В интервью Jack E. White из Time она призналась в 1993: "Я думала, что умру в безвестности". В марте 2002 в рамках Jazz at the Lincoln Center в Нью-Йорке в течение трёх вечеров она представила ретроспективу своей карьеры. В 2003 ей исполнилось 73 и, пытаясь осознать свой вклад в музыкальное наследие, Линкольн сказала журналисту Jim Macnie из журнала Down Beat: " Спой песню правильно, и ты будешь жить вечно. Элла никуда не ушла. Она сейчас здесь с нами. То же и с Louis Armstrong. Это величайшее занятие, которое я научилась делать в своей жизни".

Эбби Линкольн умерла в Нью-Йорке 14 августа 2010 в возрасте 80 лет. О смерти известил её брат David Wooldridge, который рассказал, что здоровье Линкольн так и не восстановилось после перенесённой открытой операции на сердце весной 2007. Официальная причина смерти объявлена не была. Её тело было кремировано, а прах развеян.

Она обладала глубоко эмоциональным голосом и всегда находила близкий контакт со своей публикой. Её репертуар содержал как мощнейшие версии баллад в ранние годы, так и иногда ожесточённую полемику среднего периода её творчества. Но к концу 80-х она вновь возвращается к песням о любви и более доступному материалу. Однако, не вызывает сомнения тот факт, что её политически мотивированный материал сделал большой вклад в развитие и становление афроамериканской культуры.

14:54