Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

W.C. Handy / Дабл Ю.Си. Хенди

Американский джазовый и блюзовый трубач, известен как отец блюза. Афроамериканец, Хенди стал одним из самых влиятельных авторов песен в Соединённых Штатах. Один из многих музыкантов, которые исполняли отличительную американскую блюзовую музыку, Хенди не был создателем жанра блюз и не был первыми, кто опубликовал музыку в блюзовой форме, но он помог вывести блюз из регионального музыкального стиля (Delta blues) с ограниченной аудиторией к новому уровню популярности. Хенди был образованным музыкантом, который использовал элементы народной музыки в своих композициях. Он скрупулёзно документировал источники своих работ, которые часто сочетали стилистические влияния со стороны различных исполнителей.

Хенди родился во Флоренции, штат Алабама, сын Элизабет Брюэр (Elizabeth Brewer) и Чарльз Барнард Ханди (Charles Barnard Handy). Его отец был пастором маленькой церкви в Гантерсвилле, небольшом городке на северо-востоке центральной Алабамы. Хенди написал в своей автобиографии 1941 года "Father of the Blues", что он родился в бревенчатом домике, построенном его дедом Уильямом Уайсом Хенди (William Wise Handy), который после отмены рабства стал африканским методистским епископальным проповедником. Бревенчатая комната, где родился Хенди сохранилась до наших дней и находится недалеко от центра Флоренции.

Подрастая, Хенди испробовал несколько профессий - он был учеником плотника, помогал изготавливать обувь и учился штукатурить. Хенди был глубоко религиозным, и его музыкальный стиль несомненно формировался под влиянием церковной музыки, которую он пел и играл в молодости. На него также влияли звуки природы. Он назвал в качестве вдохновения звуки "летучих мышей и хищных сов, и их странных шумов", звук ручья, протекавшего среди кипарисов на окраинах лесистой местности, и "музыка, издаваемая каждой птицей, и вся общая симфония их беспрецедентного искусства".

Отец Хенди считал, что музыкальные инструменты являются орудиями дьявола. А Хенди мечтал о гитаре, которую он видел в витрине местного магазина и тайно начал собирать деньги, изготовляя щелочное мыло из ягод и орехов. Через некоторое время без разрешения родителей он купил свою первую гитару. Увидев инструмент, его отец спросил: "Что заставило тебя принести такую греховную вещь в наш христианский дом?" и приказал ему "вернуть её туда, откуда он её взял", тем не менее отец устроил для своего сына уроки игры на органе. Однако эти уроки продлились недолго, так как Хенди решил освоить игру на корнете. Он присоединился к местной группе, но сохранил этот факт в тайне от своих родителей. Хенди купил корнет у одного из участников группы и тратил каждую свободную минуту на игру на нём.

Далее он работал в составе "лопаточной бригады" в печи МакНабба и описывал звуки, которые производили рабочие, когда ударяли лопатами о металлический корпус вагонетки, чтобы скоротать время, ожидая, пока переполненная печь "переварит" заброшенную в неё руду. "С участием дюжины мужчин эффект иногда был замечательным... Это звучало лучше, чем музыка боевого барабанного корпуса, и наши ритмы были намного сложнее". Он писал: "Негры юга пели обо всём ... Они аккомпанировали себе на всём, из чего можно извлечь музыкальный звук или ритмический эффект..." Позднее он добавит: "Таким образом, используя подобные материалы они создали тональность и лад, которые мы теперь называем блюзом".

В сентябре 1892 Хенди отправился в Бирмингем, штат Алабама, для сдачи экзаменов. Он легко прошёл тесты и получил работу преподавателя в городе, но узнав о низкой зарплате, ушёл с должности и нашёл работу на заводе по производству труб в близлежащем Бесемере.

В свободное от работы время он организовал небольшой струнный оркестр и научил музыкантов читать музыку по нотам. Позднее он организовал Lauzetta Quartet. Когда группа узнала из газет о предстоящей Всемирной выставке в Чикаго, они решили принять участие. Чтобы оплатить переезд, они брались за любую работу по пути следования. Добравшись до Чикаго, они узнали, что Всемирная ярмарка была отложена на год. Было решено отправится в Сент-Луис, штат Миссури, но условия работы там оказались ужасными.

Через некоторое время квартет всё же распался и Хенди отправился в Evansville, Indiana. В Эвансвилле Хенди присоединился к успешной группе, которая выступала во всех соседних городах и штатах. Его музыкальные начинания были разнообразными: он пел партию первого тенора в менестрель шоу, работал в качестве директора оркестра, дирижёра хора, корнетиста и трубача. Возглавив вокальный квартет, в 1893 Хенди всё же выступил на Чикагской мировой выставке (Chicago World's Fair).

В возрасте 23 лет Хенди становится руководителем оркестра в шоу Mahara's Colored Minstrels. В течение турне, которое в общей сложности длилось три года, они, отправившись из Чикаго, проехали через штаты Техас и Оклахома, в Теннесси, Джорджию и Флориду, а также побывали на Кубе. Хенди получал зарплату в размере шести долларов в неделю. Вернувшись с Кубы, группа отправилась на север через Алабаму, где они остановились в Хантсвилле. Утомлённые жизнью на дороге, он и его жена, Элизабет, решили остаться у родственников, проживавших неподалёку в их родном городе Флоренции.

Свою супругу Элизабет (Elizabeth Price) он встретил в 1896 во время выступления на барбекю в городе Henderson, Kentucky. Они сочетались браком 19 июля 1896. 29 июня 1900 она подарила Хенди дочку Лусилль (Lucille), первую из их шести детей.

Примерно в это же время Уильям Хупер Каунсилл (William Hooper Councill), президент Алабамского сельскохозяйственного и механического колледжа для негров (ААМК) (ныне Алабамский сельскохозяйственный и механический университет) в городе Норма, штат Алабама, пригласил Хенди преподавать музыку в колледже. Хенди начинает преподавать на факультете с сентября 1900 и работает там практически до конца 1902.

В течение 1902 он путешествует по Миссиссиппи и во время своих поездок знакомится с огромным разнообразием музыкальных стилей среди темнокожего населения, особенно в районах плантаций хлопка в дельте реки. Среди этих стилей были и первые примеры блюза, исполнявшегося на банджо, гитаре, реже на фортепиано. Подвергшись очарованию этой музыки, Хенди, обладавший прекрасной музыкальной памятью, начинает перекладывать на ноты многие из услышанных песен, которые он впоследствии адаптирует для своих выступлений. Таким образом, он способствовал популяризации этой музыки на её ранней стадии, но также сделал невозможным определить, какие из записанных им образцов, принадлежат его перу, а какие принадлежат перу странствующих исполнителей.

С большим энтузиазмом Хенди отзывается в отношении уникальности американской музыки, частью становления и развития которой был он сам, и которая в то время откровенно считалась примитивной и уступающей европейской классической музыке. Он был обескуражен, когда руководитель колледжа подчеркнул, что европейская музыка всё же считается "классической" и после нескольких диспутов с Хупером Хенди сложил с себя обязанности преподавателя. К тому же Хенди понял, что может зарабатывать больше денег, выступая в составе группы менестрелей.

Он вновь присоединяется к Mahara Minstrels и отправляется с ними в турне по среднему Западу и побережью Тихого океана. В 1903 он становится директором группы темнокожих музыкантов, организованной Knights of Pythias, располагавшимися в городе Clarksdale, Mississippi, где Хенди со своей семьёй проживал в течение шести лет. В 1903, ожидая поезд на Tutwiler в дельте Миссиссиппи, Хенди вздремнул, сидя на перроне. Неподалёку присел тощий негр, который начал играть на гитаре, прижимая струны перочинным ножом в манере гавайских гитаристов, которые использовали для этого металлический брусок или трубку. Негр повторил основную линию три раза, аккомпанируя себе на гитаре и это было самой сверхъестественной музыкой, которую он когда-либо слышал.

Около 1905, играя на танцах в Cleveland, Mississippi, Хенди получил записку с просьбой исполнить "нашу родную музыку". Он сыграл старую южную мелодию, но его спросили, может ли местная цветная группа исполнить несколько номеров. Трое молодых людей с потрёпанной гитарой, мандолиной и изношенным басом вышли на сцену.

Они затянули повторяющуюся снова и снова мелодию, которая, казалось, не имела ни начала ни конца. И поверх этого бренчания, достигавшего тревожного однообразия, накладывался какой-то словесный материал, в котором говорилось о чём-то вроде бесконечных рядов сахарного тростника или лагерей у пристаней. Их ноги отбивали ритм об пол. И это действо нельзя было назвать раздражающим или неприятным.

В 1909 Хенди и его группа отправились в Memphis, Tennessee, где они играли в клубах на Бил-стрит. Возникновение его "Memphis Blues" было связано с рекламной кампанией Эдварда Крампа (Edward Crump), успешного кандидата в мэры Мемфиса в 1909 году (и будущего политического босса). Позже Хенди переработал мелодию и сменил её название с "Mr. Crump" на "Memphis Blues".

Публикация в 1912 нот его "Memphis Blues" представила всем стиль 12-тактового блюза. Некоторые исследователи рассматривают этот факт, как первую публикацию блюзовой песни. Хенди продал права на песню за 100 долларов США. К 1914, когда ему было 40 лет, он обладал собственным отличительным музыкальным стилем, его популярность значительно возросла, и он был плодовитым композитором.

Его опубликованные музыкальные произведения были новаторскими из-за их этнической принадлежности, и он был одним из первых чернокожих, добившихся экономического успеха от публикаций. В 1912 Хенди встречает Гарри Пейса (Harry H. Pace) в Savvent Savings Bank в Мемфисе. Пейс был студентом одной из его выпускных групп в Atlanta University и учеником Дю Буа (W. E. B. Du Bois). К моменту их встречи Пейс уже добился некоторых успехов в бизнесе. Он заработал репутацию, помогая поднимать неудачные предприятия. Хенди понравился ему, и позже Пейс становится менеджером компании Pace and Handy Sheet Music.

В 1917 Хенди и его публицистический бизнес перебираются в Нью-Йорк, где снимает офис на Times Square. К концу года наиболее успешными из опубликованных становятся "Memphis Blues", "Beale Street Blues" и "Saint Louis Blues".

В этом же году Original Dixieland Jazz Band, белый джазовый ансамбль из Нового Орлеана, делает запись первого джазового альбома, представив этот стиль широкому сегменту американской публики. Изначально Хенди не испытывал особой симпатии к этой новой форме музыки - джазу, но джазовые коллективы с огромным энтузиазмом начали включать его музыку в свой репертуар, и многие из его композиций вскоре становятся джазовыми стандартами.

Хенди нравились такие исполнители, как Эл Бернар (Al Bernard) – молодые белые вокалисты с мягким южным акцентом, которые могли исполнять его блюзы. Хенди устроил Бернарду сессию звукозаписи у Томаса Эдисона (Thomas Edison), что привело к впечатляющему успеху молодого артиста, который он с гордостью разделил с Хенди.

Хенди также публикует оригинальные композиции "Shake Rattle and Roll" и "Saxophone Blues", обе написаны Бернаром. Две молодые леди из города Selma, Alabama – Маделин Шеппард (Madelyn Sheppard) и Аннилу Бёрнс (Annelu Burns) - опубликовали через компанию Хенди свои песни "Pickaninny Rose" и "O Saroo". Эти номера, как и собственные блюзы Хенди позволили ему завоевать прочную репутацию публициста негритянской музыки в издательском мире. Ожидая заработать ещё одну сотню долларов на записи своей песни "Yellow Dog Blues" (оригинальное название "Yellow Dog Rag"), Хен подписывает соглашение с компанией Victor. Запись этой песни в исполнении Джо Смита (Joe Smith) в 1919 становится на тот момент лучше всего продаваемой записью с музыкой Хенди.

Хенди делает попытки заинтересовать темнокожих вокалисток в своей музыке, но сначала безуспешно. В 1920 Перри Бредфорд (Perry Bradford) всё же убеждает Мемми Смит (Mamie Smith) сделать запись его двух неблюзовых песен, опубликованных издательством Хенди, под аккомпанемент белого оркестра: "That Thing Called Love" и "You Can't Keep a Good Man Down". Когда же песня Бредфорда "Crazy Blues", записанная Смит, становится крупным хитом, афроамериканские блюзовые исполнители становятся невероятно популярными. Из-за большой конкуренции дела Хенди в бизнесе начали идти хуже.

В начале 20-х Хенди начал испытывать проблемы со зрением. Ему пришлось практически полностью отказаться от выступлений, пока его карьера музыканта и вовсе не останавливается из-за болезни глаз. Хотя впоследствии он выступает и записывается в составе оркестра с такими выдающимися джазменами, как Джелли Ролл Мортон (Jelly Roll Morton) и Рэд Аллен (Red Allen), большую часть 20-х и 30-х он занимается делами своей музыкальной публицистической компании, которая издаёт все изумительные и чрезвычайно популярные мелодии, приписываемые его перу.

Ко всем бедам в 1920 Пейс решает разорвать партнёрское соглашение с Хенди, с которым работал как поэт-песенник. Они расстались друзьями. Пейс не был согласен с некоторыми методами Хенди по ведению бизнеса, но всё прошло без грубых слов. Он просто решил основать собственную компанию Pace Phonograph Company и издательскую фирму Black Swan Records, и сделать серьёзную ставку на рынок негритянской музыки. С Пейсом ушла большая часть работников.

Хенди продолжает руководить собственной публицистической компанией, в которой издаёт работы как других темнокожих композиторов, так и собственные сочинения, в общей сложности более чем 150 духовных композиций и аранжировок народных песен, и около 60 блюзовых композиций.

В 1920 в Нью-Йорке он создаёт Handy Record Company. 14 января 1925 Columbia Records делает запись его песни "Saint Louis Blues" в исполнении Бесси Смит (Bessie Smith) и Луи Армстронга (Louis Armstrong), которая становится классикой жанра. "Saint Louis Blues" становится настолько успешной песней, что в 1929 Хенди в сотрудничестве с режиссёром Дадли Мёрфи (Dudley Murphy) снимают на компании RCA одноимённый короткий фильм с участием Бесси Смит (Bessie Smith), который показывали перед основным фильмом в сеансе. Именно Хенди посоветовал на эту роль блюзовую вокалистку Бесси Смит (Bessie Smith), так как её запись этой песни стала чрезвычайно популярной. Картина была отснята в июне и с 1929 по 1932 была показана в кинотеатрах по всей территории США.

В 1926 Хенди пишет и редактирует работу Blues: An Anthology—Complete Words and Music of 53 Great Songs. Вероятно, это первая работа, в которой была сделана попытка анализа и описания блюза как интегрированной и неотъемлемой части музыкальной культуры Юга и истории США в целом. Чтобы отпраздновать публикацию книги и поздравить Хенди с успехом во вторник, 5 октября в Small's Paradise в Гарлеме состоялась вечеринка "Handy Night", на которой были исполнены лучшие из джазовых и блюзовых композиций в исполнении таких артистов как Аделаида Холл (Adelaide Hall), Лотти Джи (Lottie Gee), Мод Уайт (Maude White) и Чик Коллинз (Chic Collins).

Жанр блюза стал отличительной чертой американского общества и культуры в 1920-х и 1930-х годах.

Настоящая оценка его творчества происходит немного позже в его жизни. В 1938 состоялся посвящённый Хенди концерт в знаменитом Карнеги Холле (Carnegie Hall). В 1941 он публикует свою автобиографию, после которой выходит книга об афроамериканских музыкантах "Unsung Americans Sung" (1944). Кроме того, Хенди становится автором ещё трёх книг: "Blues: An Anthology: Complete Words and Music of 53 Great Songs", "Book of Negro Spirituals" и "Negro Authors and Composers of the United States".

В этот период он проживает на Strivers' Row в Гарлеме. В 1943 после случайного падения с платформы в метро Хенди теряет зрение. После смерти его супруги он в возрасте 80 лет в 1954 женится во второй раз на своей секретарше Ирме Луизе Логан (Irma Louise Logan), которая, по его словам, становится его глазами. В 1955 Хенди переживает удар, после которого остаётся прикован к инвалидному креслу. На праздновании его 84-го дня рождения в Waldorf-Astoria Hotel собрались более восьмисот приглашённых гостей.

Хенди покидает этот мир в 1958 в стенах Sydenham Hospital в Нью-Йорке. Причиной его смерти становится бронхиальная пневмония. У стен Abyssinian Baptist Church провести его в последний путь собралось более 25 тысячи людей. Во время траурной процессии на улицах собралось более 150 000 человек, чтобы отдать дань уважения Хенди. Его похоронили на кладбище Woodlawn Cemetery в Bronx.  

Некоторые факты:

27 апреля 1928 в Carnegie Hall Хенди выступил с программой, в которую входили джазовые и блюзовые композиции, песни с плантаций, рабочие песни, сольные фортепианные композиции и спиричуэлсы. В 1938 он выступил на National Folk Festival в Washington, D.C. – это было его первое выступление общенационального масштаба на десегрегированной сцене. В 1933 и 1934 он выступал на Chicago World's Fair, а в 1939 и 1940 принял участие в New York World's Fair. В 1940 NBC транслировало программу с участием Хенди как часть еженедельной серии передач The Chamber Music Society of Lower Basin Street. Кроме автора, его песни исполняла Дайна Шор (Dinah Shore). 18 декабря 1949 принимает участие в Ed Sullivan's Toast of the Town. 1 сентября 1951 Хенди и Диззи Дин (Dizzy Dean) были звёздными гостями в программе Faye Emerson's Wonderful Town компании CBS. В 1954 Луи Армстронг (Louis Armstrong) записал альбом Louis Armstrong PLAYS W.C. HandY. В 1956 Луи Армстронг (Louis Armstrong) и его оркестр Всех Звёзд исполнил "St Louis Blues" в компании с Нью-Йоркским Филармоническим оркестром (New York Philharmonic Orchestra) под управлением Леонарда Бернштайна (Leonard Bernstein) на Lewisohn Stadium в Нью-Йорке. Фильм "St. Louis Blues" (1958), в котором в роли Хенди снялся Нэт "Кинг" Коул (Nat "King" Cole) не очень точно отразил историю жизни героя. Статуя Хенди установлена в Мемфисе и он стал одним из двух людей из мира джаза и блюза, чьё изображение появилось на почтовых марках США (другим стал Дюк Эллингтон (Duke Ellington). Марка была выпущена 17 мая 1969. Хенди вполне оправдано, но не совсем точно называют "Отцом Блюза". В 1970 имя Хенди было введено в зал славы National Academy of Popular Music Songwriters Hall of Fame. В 1983 в Nashville Songwriters Hall of Fame. В 1975 его имя упомянула Джони Митчелл (Joni Mitchell) в песне "Furry Sings the Blues". В 1993 Хенди был награждён Grammy Trustees Award за достижения в течение всей жизни. В 1985 его имя ввели в Alabama Jazz Hall of Fame, в 1993 в Alabama Music Hall of Fame, с Lifework Award for Performing Achievement. 16 ноября каждый год его день рождения отмечается в W.C. Handy Museum во Florence, Alabama. Фотография 1937 с автографом W. C. Handy в адрес Anton Lada из Lada's Louisiana Orchestra была продана за $850 в 2006.
20:03