Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Tommy Flanagan / Томми Фленеген

Американский джазовый пианист. Фленеген известен своей безупречной, с хорошим вкусом игрой, наибольшее признание получил как аккомпаниатор Эллы Фицджеральд (Ella Fitzgerald). Принял участие в ряде важных записей, в числе которых GIANT STEPS Джона Колтрейна (John Coltrane), SAXOPHONE COLOSSUS Сонни Роллинса (Sonny Rollins) и THE INCREDIBLE JAZZ GUITAR OF WES MONTGOMERY. В шесть лет он начинает изучать кларнет, через пять лет переключается на фортепиано. Фленеген освоил кларнет, саксофон, контрабас и виброфон. Впервые публика обратила на него внимание в 1945, когда он играл в составе группы саксофониста Декстера Гордона (Dexter Gordon). А ведь в 1945 ему было всего 15 лет. Он становится важной частью изобильной джазовой сцены Детройта (исключая 1951-1953, когда он был в армии), пока в 1956 не перебирается в Нью-Йорк. В молодые годы исполнительский стиль Фленегена находился под влиянием Тедди Уилсона (Teddy Wilson), Арта Тэйтума (Art Tatum) и нового голоса стиля бибоп Бада Пауэлла (Bud Powell). В 1957 трио Фленегена (с басистом Уилбуром Литтлом (Wilbur Little) и ударником Элвином Джонсом (Elvin Jones) выпускает свой первый альбом Tommy Flanagan TRIO OVERSEAS. Участвует во множестве записей. Как лидер записывается для лейблов New Jazz, Prestige, Savoy и Moodsville. Регулярно работает с Оскаром Петтифордом (Oscar Pettiford), Джей Джей Джонсоном (J.J. Johnson) (1956-1958), Гарри "Свит" Эдисоном (Harry "Sweets" Edison) (1959-1960) и Колменом Хокинсом (Coleman Hawkins) (1961). В период 1963-1965 и 1968-1978 Фленеген становится постоянным аккомпаниатором Эллы Фицджеральд (Ella Fitzgerald), что существенно подрывает развитие его сольной карьеры. Несмотря на это, начиная с 1975, он начинает выступать и записываться в качестве лидера и, в конечном итоге, покидает Фицджеральд. Фленеген руководит собственным трио в составе с Талом Фарлоу (Tal Farlow) и Редом Митчеллом (Red Mitchell), вызывая восхищение своим свингующим, креативным стилем, основанным на бопе. Его стиль одинаково сдержанный и исключительно музыкальный. Хотя он и не числится в списке новаторов, как Билл Эванс (Bill Evans) или МакКой Тайнер (McCoy Tyner), Фленеген является воплощением многих наиболее важных качеств, связанных с джазом: свинг, гармоническая изысканность, мелодическая изобретательность, ощущение блюзовости и чувство юмора. Тем не менее, он участвовал в создании нескольких весьма передовых альбомов. Его сложное соло в чрезвычайно быстрой и гармонически сложной заглавной композиции альбома GIANT STEPS просто застаёт врасплох. Это редкий (хотя и выдающийся) пример мастерства обычно невозмутимого пианиста. С 1975 он сотрудничает с такими лейблами, как Pablo, Enja, Denon, Galaxy, Progressive, Uptown, Timeless, и несколькими фирмами Европы и Японии. В 1997 для Blue Note он записывает диск SUNSET AND MOCKINGBIRD, в следующем году появляется SAMBA FOR FELIX. Дважды в год в течение двух недель он выступает в клубе Village Vanguard, много записывается и гастролирует. В течение карьеры он был четырежды номинирован на Grammy Awards — два раза в категории Лучшее Джазовое Исполнение (Группа), и дважды в категории Лучшее Джазовое Исполнение (Солист). Несмотря на проблемы с сердцем, Фленеген продолжает выступать до конца своей жизни. Он умирает 16 ноября 2001 в Манхеттене от аневризмы артерии.
16:25