Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Sadao Watanabe / Садао Ватанабе

Садао Ватанабе является ведущим джазовым музыкантом Японии, играющим на альт, сопранино саксофонах и флейте. Начиная с 1969 он вёл серию радио передач, в которых представлял слушателям различные музыкальные стили. За свою 50-летнюю карьеру ему удалось создать существенную коллекцию музыки охватывающую диапазон от откровенного бибопа до боса новы. Упорный труд на джазовой ниве сделал его лицо, впрочем, как и его музыку, известной каждому простому жителю Японии. Он работал с артистами из Африки, Латинской Америки, Европы и США. Ему удалось создать отчётливо узнаваемую манеру игры на саксофоне, что говорит о достижении вершин исполнительского мастерства. Джин Калбахер (Gene Kalbacher) написал в журнале Down Beat: "Как саксофониста, признак Ватанабе это мелодия – простая, притягательная мелодия – снабжённая полусладкой альтовой тональностью и плавным звукоизвлечением. Он использует этот отличительный саунд в сочинениях, простирающихся от джаз-рок фьюжн до бибопа, от самбы до реггей, от Моцарта до музыки племени масаи, проявляя настойчивость в достижении самобытности". Садао Ватанабе (渡 辺 贞 夫) родился 1 февраля 1933 года в Японии, в г. Utsunomiya префектуры Тотиги (Tochigi). Он был одним из 5 детей (четыре сына и одна дочь). В небольшом городке в 90 милях к северу от Токио его отец работал электриком, но также был музыкантом и преподавателем на четырёхструнном японском эквиваленте лютни, называемом biwa. Когда Япония проиграла Вторую мировую войну, страну наводнили американские фильмы и музыка. Неподалёку от городка, где жил Садао, расположилась военная база и юный Ватанабе был очарован различными аспектами американской культуры. Именно в это время он посмотрел фильм Birth Of The Blues. Главную роль молодого новоорлеанского кларнетиста, делающего попытки быть услышанным, сыграл Бинг Кросби (Bing Crosby). Под впечатлением от фильма Ватанабе просит отца купить ему кларнет. Садао получает свой кларнет и по 3 цента за урок изучает основы игры на инструменте. Далее изучает кларнет самостоятельно. По американскому радио он слушает музыку Бенни Гудмена (Benny Goodman) и других биг бендов и пытается скопировать их звучание. Позже покупает их записи и копирует снова. Немного освоив кларнет, Садао начал играть в школьном оркестре, и даже пытался играть в армейском оркестре. Не смотря на не очень похвальные отзывы о его навыках игры, он был полон решимости продолжать. Позднее Ватанабе попадает под влияние музыки Чарли Паркера (Charlie Parker) и после просмотра нескольких фильмов с участием Лэса Брауна (Les Brown) снова отправился к отцу с просьбой купить ему альт саксофон. Позднее Ватанабе вспоминал: "Не думаю, что кто-нибудь в моём родном городке… знал, что такое саксофон. Но так уж случилось. Джаз стал моей жизнью". С саксофоном в руках Ватанабе пришёл к отцу с ещё одной просьбой – дать ему два года, чтобы утвердиться в качестве джазового музыканта в Токио. В 1951 в 18 лет он перебирается в Токио, где берёт уроки игры на флейте в Tokyo Philharmonic. Садао собирает группу Jafro и играет музыку, в которой пытается соединить джаз и африканскую музыку. На джем сейшинах они стараются играть как их кумиры – Майлс Девис (Miles Davis) и Чарли Паркер (Charlie Parker). После множества выступлений c группой Big Four Band и с джазовой пианисткой Тошико Акийоши (Toshiko Akiyoshi) она в 1953 приглашает его присоединиться к её Cozy Quartet. Акийоши научила его быть музыкантом. Он вспоминал: "Она жила ради музыки… Я видел, как много она работала, чтобы подготовиться к выступлению, и я думал, что должен практиковать как она. Благодаря ей, я усвоил урок, что должен отдавать всю свою энергию музыке". В 1954 году Ватанабе дебютирует с этим коллективом в альбоме TOSHIKO AT MOCAMBO. 29 сентября 1957 он женится на Митсуко Айто (Mitsuko Itoh). В следующем году у них рождается дочь Mako. В 1960 Акийоши решает продолжить образование в бостонском Berklee College of Music и Ватанабе возглавляет её коллектив. К 1962 году Ватанабе основательно укрепился на джазовом поприще. Он много выступает, экспериментирует и постоянно совершенствуется. Он, как и другие японские музыканты, учится лишь методом проб и ошибок, ведь в Японии того времени не было ни одной джазовой школы. И Садао продолжает брать уроки игры у классического флейтиста Ририко Хайяши (Ririko Hayashi). Вскоре возвращается Акиёши, и советует Ватанабе отправится на учёбу в Беркли. Ватанабе взял свой саксофон, немного одежды, подушку и отправился в Штаты. С 1962 Ватанабе три года учится в Berklee College of Music. Параллельно он выступает в различных барах со многими известными музыкантами. включая, Габора Жабо (Gabor Szabo). В 1965 Садао заканчивает обучение в Беркли. Поскольку он играл на флейте, его порекомендовали Гари МакФарленду (Gary McFarland) и Чико Хамильтону (Chico Hamilton) в их самба группу. Так Ватанабе впервые знакомится с бразильской музыкой. Сначала мягкие звуки самбы лишь вызывали у Ватанабе скуку, но в этой группе он знакомится с другими бразильскими музыкантами. Ватанабе вспоминал: "Когда я услышал бразильскую и африканскую музыку, и их совершенно другой подход к джазу, я понял, что важно лишь одно – чувства. Лучшая музыка та, что проистекает из самой жизни". В 1966 Ватанабе возвращается в Токио. Мало что изменилось в японском джазе – музыканты, как и ранее, лишь пытались подражать записям. Благодаря своим знаниям Ватанабе становится важным источником информации. Понимая, что нужно что-то делать, он открывает небольшую музыкальную школу джаза в родном городе. Позднее становится директором Института популярной музыки Ямаха (Yamaha Institute for Popular Music), который он задумал создать ещё во время учёбы в Беркли. В 1966 его альбом JAZZ AND BOSSA, создаёт большой бум боса новы в Японии. В 1968 он собирает свой квартет, с которым начинает много выступать и гастролировать. В 1968 он впервые появляется на Newport Jazz Festival. В 1970 выступает на Montreux Jazz Festival. В 1969 он начинает серию радиопередач под названием Nabesada and Jazz. "Nabesada" – японское прозвище Ватанабе. С 1972 по 1987 руководит шоу My Dear Life. Затем было шоу Nightly Yours. За 15 лет на фестивале выступили музыканты со всего мира. Большое влияние на его музыку оказывают две поездки в Африку в 1971 и 1974. В 70-х его творчество уходит в русло поп музыки, или, по меньшей мере, в сторону фьюжн саунда, что приносит ему широкую известность. К примеру, диск FILL UP THE NIGHT становится № 1 в США и Японии. В 1977 он становится первым джазовым музыкантом обладателем Национальной Премии (National Award) в Японии. В 1985 любовь к музыке Ватанабе воплотилась в основании фестиваля Bravas Club, позднее известного как Kirin the Club. В 1990-1992 гастролирует по Северной и Южной Америке, Европе и Африке. В 1995 становится одним из организаторов концерта в помощь жертвам землетрясения в Great Hanshin. В этом же году выступает в Бразилии. В 1996 посещает Тибет. В 1996 совершает турне по Юго-Восточной Азии. В 1997 путешествует по Кении, Индии и Тибету, где снимает документальный фильм Sadao Watanabe Explores the Last Unknown Regions of the Earth. В 1998 публикует книгу своих фотографий Исчезающий Тибет (Vanishing Tibet). Всего на его счету 6 книг-фотоальбомов. В 1998 – европейское турне и выступление Montreux Jazz Festival. 1999 – гастроли с Four Beat Band. 2001 – мировое турне в ознаменование 50-летней карьеры в джазе. Садао Ватанабе - самый влиятельный и популярный саксофонист в Японии и уважаемый во всём мире музыкант. Выступал и записывался с огромным количеством звёзд в мире музыки. В 1995 году Berklee College of Music присудил Садао Ватанаба почётную степень доктора музыки за вклад в развитие музыкального искусства. Он также был награждён Орденом Восходящего Солнца – императорской наградой за вклад в развитие искусства, и другими наградами по всему миру, включая Fumio Nanri – первую награду, учреждённую в его родном городе. Он играет с округлым, отполированным тоном с подмешиванием вокального эффекта для усиления эмоциональной глубины и насыщенности. К 2001 на его счету более 60 альбомов как с собственными составами, так и с другими музыкантами, в числе которых Jimbo Trio из Бразилии, Робби Шекспир (Robbie Shakespeare) из Ямайки и Дэйв Грузин (Dave Grusin), живущий на Манхэттене. Награды: • Swing Journal, Best Japanese alto saxophonist, 1959-1987 • Sluing Journal, Jazz Man of the Year eleven times, 1968-87 • Art Festival Grand Prix Award (Japanese GrAMMy) for Sadao Watanabe Recital, 1977 • Ministry of Education Award, 1986 • City of Los Angeles Citizenship Citation for promoting friendship between U.S. and Japan through music, 1988 • Honorable Cultural Award, Tokyo, 1995 • honorary doctorate degree, Berklee College of Music, 1995 • Medal with Purple Ribbon, Emperor of Japan, 1995 • Order of the Rising Sun, Gold Rays with Rosette, 2005 Адрес: Record company—M&M Studio Company, Ltd., #503, 4-3-6 Roppongi Minato-Ku, Tokyo 106-0032, Japan, e-mail: mikko@tb3.so-net.ne.jp.
14:59