Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Ray Nance / Рэй Нэнс

Американский джазовый трубач, вокалист, скрипач и танцор.

Широкую известность получил благодаря длительной работе в составе оркестра Дюка Эллингтона (Duke Ellington). В детстве Рэй учился играть на фортепиано, брал уроки скрипки, а трубой овладел уже самостоятельно. В 19-летнем возрасте (в 1932) он уже собрал свой первый состав, с которым выступал в Чикаго до 1937. Затем присоединился к коллективу Эрла "Фата" Хайнса (Earl "Fatha" Hines), в котором играл до 1939. После чего год работал в оркестре Хореса Хендерсона (Horace Henderson). В 1940 Нэнса приглашает в свой оркестр Дюк Эллингтон (Duke Ellington), который искал замену трубачу Кути Уилльямсу (Cootie Williams). 7 ноября 1940 Нэнс принял участие в выступлении биг бенда Эллингтона в танцевальном зале Crystal Ballroom в городе Fargo, North Dakota. Концерт был записан двумя молодыми парнями и, несмотря на то, что запись была по сути любительской, позднее она была выпущена под названием Duke Ellington AT FARGO, 1940 LIVE. Рей Нэнс исполнил наиболее часто копируемое в истории джаза соло на трубе на первой записанной версии композиции "Take the "A" Train", которая стала большим хитом, заглавной темой оркестра Эллингтона и впоследствии джазовым стандартом. Кстати, когда спустя более чем 20 лет Кути Уилльямс (Cootie Williams) вернулся в состав Дюка, он практически нота в ноту исполнял соло Нэнса в этой композиции. В оркестре Дюка Нэнс часто играл на скрипке и был единственным солистом скрипачом, когда-либо игравшим у Эллингтона. Особенно ценен его вклад в оригинальную версию "The 'C' Jam Blues" (1942). Также Нэнс прославился и своими вокальными данными. Во время одной из записей известной композиции "It Don't Mean a Thing (If It Ain't Got That Swing)" он исполнил голосом партию духовых, которая сопровождала проход "Doo wha, doo wha, doo wha, doo wha, yeah!". Его вокал можно услышать на таких темах, как "Jump for Joy", "Just A-Sittin' and A-Rockin'" и "Just Squeeze Me (But Please Don't Tease Me)". За столь разносторонние таланты (трубача, скрипача, вокалиста и танцора) Нэнс получил прозвище "Floorshow". За 11 лет работы с Дюком Нэнс отсутствовал в течение 3-4 месяцев в 1946 и именно в это время состоялся знаменитый концерт в Carnegie Hall. Нэнс покинул состав оркестра Дюка в 1963 после того, как год играл вместе со своим предшественником Кути Уилльямсом (Cootie Williams), который всё же отобрал часть славы у Рэя. К этому времени он полностью переключился на корнет. Нэнс вернулся к Эллингтону в 1965 для участия в берлинском концерте или для концерта в Копегагене. После этого он навсегда покидает состав. Дальнейшая карьера Нэнса протекает без особых всплесков, включая гастроли и записи с Бруксом Керром (Brooks Kerr) и Крисом Барбером (Chris Barber) в Англии в 1974. Нэнс сделал несколько записей и как лидер, кроме того выступал и записывался с Эрлом Хайнсом (Earl Hines), Розмари Клуни (Rosemary Clooney), сделал несколько записей в качестве акомпониатора с Джаки Байярдом (Jaki Byard) и Чико Хамилтоном (Chico Hamilton).

14:58